Неизвестный Бог
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2011 г. ) |
Неизвестный Бог или Агностос Теос ( древнегреческий : Ἄγνωστος Θεός ) — это теория Эдуарда Нордена, впервые опубликованная в 1913 году, которая предполагает, основываясь на речи христианского апостола Павла в ареопаге в Деяниях 17:23, что помимо двенадцати главных богов и бесчисленным меньшим божествам древние греки поклонялись божеству, которое они называли «Агностос Теос»; то есть: «Неизвестный Бог», которого Норден назвал «Негреческим». [1] В Афинах был храм, специально посвященный этому богу, и очень часто афиняне клялись «именем Неведомого Бога» ( Νὴ τὸν Ἄγνωστον , Nē ton Agnōston ). [2] ApollodorusАполлодор [ нужна ссылка ] Филострат [3] и Павсаний писал также о Неведомом Боге. [4]
Павел в Афинах
[ редактировать ]
Согласно книге Деяний , содержащейся в христианском Новом Завете , когда апостол Павел посетил Афины, он увидел жертвенник с надписью, посвященной этому богу (возможно, связанному с силонианским делом ), [5] и, когда его пригласили выступить перед афинской элитой в Ареопаге , произнес следующую речь :
22 Павел стал посреди ареопага и сказал: «Вы, мужи Афинские, я вижу, что вы очень благочестивы во всем. 23 Ибо, проходя мимо и рассматривая предметы вашего поклонения, я нашел также жертвенник с такой надписью: «НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ». Итак, чему вы поклоняетесь в неведении, то я объявляю вам. 24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах обитает, 25 и не служат Ему руки человеческие, как будто Он в чем-нибудь нуждается, ибо Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все сущее. 26 Он сотворил от одной крови каждый народ человеческий для обитания по всей поверхности земли, определив определенные времена и пределы их обитания, 27 что им следует искать Господа, если, возможно, они смогут дотянуться до Него и найти Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас. 28 «Ибо Им мы живем, и движемся, и существуем». Как сказали некоторые из ваших поэтов: «Ибо мы также его потомки». 29 Будучи потомками Бога, мы не должны думать, что Божественная Природа подобна золоту, или серебру, или камню, выгравированному искусством и замыслом человека. 30 Поэтому Бог проглядел времена невежества. Но теперь он повелевает всем людям повсюду покаяться, 31 потому что Он назначил день, в который Он будет праведно судить мир через человека, которого Он предназначил; в чем Он заверил всех людей, воскресив Его из мертвых».
— Деяния 17:22–31 ( ВЕБ-версия )
Павла Поскольку Бог не мог быть назван в соответствии с обычаями его народа, вполне возможно, что афинские слушатели Павла считали его Бога «по преимуществу неизвестным богом». [6] Его слушатели, возможно, также поняли появление нового бога по намекам на « Эвмениды » Эсхила ; ирония заключалась бы в том, что точно так же, как Эвмениды были вовсе не новыми богами, а фуриями в новой форме, так и христианский Бог был не новым богом, а, скорее, богом, которому греки уже поклонялись как Неизвестному Богу. [7] Его аудитория также узнала бы, что цитаты в стихе 28 исходят от Эпименида и Арата соответственно.
Археология
[ редактировать ]
в Риме в 1820 году был найден алтарь, посвященный Неизвестному Богу На Палатинском холме .На нем есть надпись на латыни, которая гласит:
СЭИ·ДЕО·СЕЙ·ДЕИВАЭ·САК
G·SEXTIVS·C·F·CALVINVSPR
РЕШЕНИЕ СЕНАТА
Он остановился
На английский это можно перевести так: «Будь то священное для бога или богини, Гай Секстий Кальвин , сын Гая, претора, восстановил это по решению сената». [8]
Алтарь в настоящее время выставлен в Палатинском музее. [9]
В Древнем Египте
[ редактировать ]Однако идея неизвестного бога, похоже, возникла еще до греков. Ибо в Древнем Египте Амон был непознаваемым богом не только в том смысле, что его имя было неизвестно, но и в том смысле, что его личность или сущность были неизвестны.
В неоплатонизме
[ редактировать ]Для Плотина первым принципом реальности является « Единое », совершенно простое, невыразимое, непознаваемое существование, которое одновременно является творческим источником Вселенной. [10] и телеологический конец всех существующих вещей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван дер Хорст, Питер Виллем (1998). Эллинизм, иудаизм, христианство: очерки их взаимодействия . Том. Алтарь «Неведомого Бога» в Афинах (Деяния 17:23) и культы «Неведомых Богов» в греко-римском мире. Издательство Питерс. стр. 187–220. ISBN 9789042905788 .
- ↑ Псевдо-Лукиан, Филопатрис, 9.14.
- ^ Филострат, Жизнь Аполлония 6.3
- ^ Описание Греции Павсания в 6 томах, Классическая библиотека Леба, Том I, Книга I.1.4
- ^ Жизни Плутарха
- ^ Томсон, Питер Дж.; Ламберс-Петри, Дорис (2003). Образ иудео-христиан в древней еврейской и христианской литературе . Мор Зибек. п. 235. ИСБН 3-16-148094-5 .
- ^ Кауппи, Линн Аллан (2006). «Деяния 17.16–34 и Эвмениды Эсхила». Чужие, но знакомые боги: греко-римляне читали религию в Деяниях . Международная издательская группа «Континуум». стр. 83–93. ISBN 0-567-08097-8 .
- ^ Диллон, Мэтью; Гарланд, Линда (2013). Древний Рим: Справочник . Рутледж. п. 132.
- ^ Ланчиани, Родольфо (1892). Языческий и христианский Рим . Бостон и Нью-Йорк: Хоутон, Миффлин и компания.
- ^ Бренк, Фредерик (январь 2016 г.). «Языческий монотеизм и языческий культ» . «Теизм» и родственные ему категории в изучении древних религий . Ежегодное собрание SCS/AIA. Том. 75. Филадельфия : Общество классических исследований ( Пенсильванский университет ). Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 14 октября 2020 г. .
Исторические авторы обычно называют «божественным» ( теионом ) или «сверхъестественным» ( даймонионом ), а не просто «Богом». [...] Стоики верили в Бога, отождествляемого с логосом или гегемониконом (разумом или ведущим принципом) вселенной, и принижали традиционных богов , которые даже исчезают во время пожара ( экпироз ). Однако стоики, очевидно, не практиковали культ этого Бога. Средние и поздние платоники, которые говорили о верховном Боге, в философском дискурсе обычно говорят об этом Боге, а не о богах, как ответственном за сотворение и провидение вселенной. Однако они, похоже, также не практиковали непосредственно религиозный культ своего Бога.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ведический гимн неведомому Богу» . Перевод Макса Мюллера