Прозрачный
Κλάρος (на древнегреческом языке) Знаменитый (на латыни) | |
![]() Храм Аполлона в Кларосе | |
Расположение | Ахметбейли, провинция Измир , Турция |
---|---|
Область | Иония |
Координаты | 38 ° 00'18 "N 27 ° 11'34" E / 38,00500 ° N 27,19278 ° E |
Тип | Святилище |
Спутник | Колофон |
Примечания к сайту | |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Кларос ( / ˈ k l ɛər ə s / ; [1] Греческий : Κλάρος , Кларос ; Латинское : Clarus ) — древнегреческое святилище на побережье Ионии . В нем находился храм и оракул Аполлона, почитаемого здесь как Аполлон Клариус . Он располагался на территории Колофона , лежащего в двенадцати километрах к северу, одного из двенадцати городов Ионической лиги . Прибрежный город Нотьон лежал в двух километрах к югу. Руины святилища сейчас находятся к северу от современного города Ахметбейли в Мендерес районе провинции Измир , Турция .
Храм Аполлона в Кларосе был очень важным центром пророчеств, как и в Дельфах и Дидиме . Самая старая литературная информация об этом священном месте восходит к шестому и седьмому векам до нашей эры и содержится в гомеровских гимнах , хотя протогеометрическая керамика на этом месте указывает на оккупацию 9-го века. Священная пещера возле храма Аполлона, которая была важным местом как в эллинистическую, так и в римскую эпоху, указывает на существование Кибелы здесь в ранние периоды культа . Игры под названием «Клария» проводились в Кларосе каждые пять лет в честь Аполлона. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Когда именно было основано святилище, неизвестно, а его происхождение окутано мифологией . Археологические раскопки выявили сооружения, датируемые 10 веком до нашей эры. [2] Пик славы святилища, судя по всему, пришелся на II и III века нашей эры. [3] и до 4 века нашей эры здесь было много посетителей. [4]
Материалы и источник
[ редактировать ]В поздний эллинистический период грузовой корабль с мрамором затонул на пути в Кларос у юго-западного побережья современной Турции недалеко от Кызылбуруна. [5] [6] Корабль был обнаружен в 1993 году, а раскопки ведутся с 2005 года. На этом корабле было обнаружено около пятидесяти тонн мраморных колонн, которые соответствовали описанию колонн, найденных в Кларосе, храме Аполлона . Изотопные и метеорологические данные указывают на то, Проконнес в Мраморном море что источником мрамора является . Мрамор, импортированный с острова для использования на этом месте, представлял собой особый тип с характерными синими и белыми полосами, известный как проконнесский мрамор. Мрамор не завершил свой 350-километровый путь.
Фундамент
[ редактировать ]Основополагающий миф о Кларосе связывает город с мифом об эпигонах, завоевавших Фивы . [7] Два провидца Тиресий и его дочь Манто стали их пленниками вместе с другими фиванцами. Эпигоны отправили их в Дельфы , чтобы почтить Аполлона , но Тейресий умер в пути. В Дельфах Аполлон приказал Манто отплыть в Ионию вместе с оставшимися фиванцами, чтобы основать там колонию. Когда они прибыли на место, где позже будет основан Кларос, они были схвачены вооруженными критянами под предводительством Рация , критского поселенца Карии . Узнав от Манто, кто они такие и зачем пришли, Раций женился на ней и позволил фиванцам основать Кларос. Их наследником стал провидец Мопс . [8]
Таким образом, происхождение оракула в Кларусе запомнилось грекам классического периода как минойско - микенское по происхождению. Археологические исследования подтверждают этот миф. Интенсивно заселенные микенские поселения были обнаружены в Эфесе на юге и во многих других близлежащих поселениях. В Милете было историческое минойское поселение, открытое в 1995/96 году немецкой школой. В самом Кларосе глубокие исследовательские траншеи, вырытые между алтарем и фасадом храма, обнаружили протогеометрическую керамику X века до нашей эры, что свидетельствует о присутствии, намекающем на миф. [ нужна ссылка ]
В Колофоне была найдена гробница микенской эпохи, но наличие микенской керамики сомнительно.
Согласно мифологии, при Кларосе погиб греческий провидец Калхас , участник Троянской войны . Он бросил вызов Мопсу узнать, кто обладает наибольшим мастерством в гадании , но проиграл и умер от горя. [9]
Эллинистический период
[ редактировать ]Согласно легенде, оракул в Кларосе посоветовал жителям Смирны перебраться из Старой Смирны в новую Смирну на горе Пагос (современный Кадифекале ), которая была вновь основана там Александром Македонским . Смирняне решили последовать совету. [10] Старая Смирна в то время потеряла свое значение, но после второго основания стала одним из самых процветающих городов Азии.
Римский период
[ редактировать ]Многие памятники были воздвигнуты в римский период ( Помпей , Лукулл , Квинт Туллий Цицерон ); некоторые из них произошли над эллинистическими основами. [ нужна ссылка ] Плиний Старший отмечает, что «В Колофоне, в пещере Кларианского Аполлона, есть водоем, выпивая из которого приобретается способность произносить чудесные оракулы; но жизнь тех, кто пьет из него, сокращается». [11] Ямвлих говорил, что оракул во время экстаза «...не владеет собой и не следит за тем, что он говорит, или за тем, где он находится...» [12] Германик, как известно, посетил оракула в 18 году нашей эры (за год до своей смерти) и «Говорили, что он предсказал Германику мрачными намеками, как обычно делают оракулы, о ранней гибели». [13]
Раскопки
[ редактировать ]Кларос был полностью погребен под аллювиальным илом, отложенным небольшой рекой на этом месте, что было широко распространенным явлением вдоль этой береговой линии в I веке до нашей эры, поскольку внутренние районы были обезлесены. Т. Макриди обнаружил монументальный вход в святилище в 1905 году и вернулся для дальнейших исследований вместе с французским археологом Шарлем Пикаром в 1913 году. Раскопки возобновились между 1950 и 1961 годами при Луи Робере, а также был обнаружен ряд важных римских памятников, посвященных как знаменитый дорический храм Аполлона, резиденция оракула, в его последней грандиозной, хотя и незавершенной эллинистической фазе, III век до нашей эры. Священный путь был раскопан в 1988 году под руководством Ж. де Ла Женьера. С тех пор большое количество аллювиальных грунтов было вывезено за пределы территории, и Кларос был готов принять посетителей. [2] [ нужна ссылка ]
Раскопки, проводимые с 1988 года, показали, что здесь существовала религиозная территория вокруг источника пресной воды 9 века до нашей эры. Первая известная конструкция — круглый алтарь второй половины VII века. Примерно в середине VI века он был перекрыт большим прямоугольным алтарем (14,85 × 6,05 м); в это же время вокруг источника был построен мраморный храм Аполлона, а у сестры Аполлона Артемиды был свой участок и алтарь меньшего размера (3,50 × 150 м): рядом с ним были найдены основания двух корай, одна из которых сохранилась (голова отсутствует). Существовало как минимум четыре статуи куроев , посвященных Аполлону; три из них, неполные, были найдены. [ нужна ссылка ]

Между VI и концом IV века в святилище произошло очень мало изменений. Тогда же была задумана новая планировка священной территории с памятниками большего размера; скорее всего, планы были приведены в исполнение лишь после страшных событий начала III века до нашей эры. Позже, в III веке, началось строительство нового алтаря и нового храма Аполлона. Там был темный склеп, похожий на адитон , откуда оракул произносил свои пророчества. Сегодня он хорошо сохранился, и сохранились его узкие, темные и сводчатые лабиринтные коридоры. [ нужна ссылка ]
Над землей можно увидеть остатки постамента и фрагменты колоссальных скульптур сидящего Аполлона с лирой в сопровождении Лето и Артемиды , обращенного на восток. Группа, фрагменты которой частично собраны на месте, по-видимому, имела высоту более семи метров. В святилище еще можно увидеть ряды имен бесчисленных благодарных древних посетителей, обетные и памятные надписи на колоннах, ступенях и стенах и даже на изогнутой мраморной скамейке: в целом надписи Клара составляют крупнейшее собрание сохранившихся Греческие надписи. Элегантное мраморное кресло в святилище имеет змеиные руки, что напоминает о хтонической природе всех подлинных оракулов среди эллинов и, вероятно, отражает завоевание Аполлоном Пифона и последующее основание храма в Дельфах. [14]
После возникновения римской провинции Азия (конец II в. до н. э.) выдающиеся граждане Колофона способствовали повышению авторитета святилища, значимости религиозных состязаний и славы оракула. Чтобы отпраздновать главные жертвоприношения перед толпой, состоящей из греков и негреков, четыре ряда железных колец, прикрепленных к тяжелым блокам, позволяли одновременно убить сотню жертв. Кларос – единственное святилище в греческом мире, которое дает ясную картину того, как священники могли совершать гекатомбы . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эйвери, Кэтрин Б., изд. (1962). Классический справочник нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. п. 295.
- ^ Jump up to: а б «Турция – Кларос» . Министерство иностранных дел Франции . Проверено 7 апреля 2013 г.
- ^ Стиллвелл, Ричард; Макдональд, Уильям Л.; Макаллистер, Мэриан Холланд (1976). Принстонская энциклопедия классических памятников . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691035420 .
- ^ «Кларос на пути к тому, чтобы стать центром религиозного туризма» . Hurriyet Daily News . 17 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ «NationalGeographic — Каменный груз, затонувший в результате кораблекрушения, связанный с храмом Аполлона» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 8 ноября 2014 г.
- ^ «Американский журнал археологии - Кораблекрушение Кызылбурун и храм Аполлона в Кларосе» . Американский журнал археологии. JSTOR 20627647 .
- ^ Павсаний , Описание Греции 9.9.4–5.
- ^ Павсаний, Описание Греции 9.33.1–2 , 7.3.1–2 ; Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.7.3–4.
- ^ Страбон , Geographica 14.1.27 ; Псевдо-Аполлодор, воплощение 6.2–4.
- ^ Павсаний , Описание Греции 7.5.1–3
- ^ Босток, Джон (1855). «Естественная история», Плиний Старший . Red Lion Court, Флит-стрит, Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. II, 106 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Дашу, Макс. «Тайная история ведьм» (PDF) . Архивы скрытых историй . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Черч, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон (1877). Анналы Тацита . Макмиллан. стр. II, 54 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Роуз, HJ Справочник по греческой мифологии: включая ее распространение на Рим. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пингвин, 1991. с. 136
Внешние ссылки
[ редактировать ]