Тиресий
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
В греческой мифологии Тиресий ( / t aɪ ˈ r iː s i ə s / ; древнегреческий : Τειρεσίας , латинизированный : Teiresías ) был слепым пророком Аполлона и тем , в Фивах , известным ясновидением что за семь лет превратился в женщину. Он был сыном пастуха Эвереса и нимфы Харикло . [ 1 ] Тиресий полностью участвовал в жизни семи поколений в Фивах, начиная с советника самого Кадма .
Мифология
[ редактировать ]Восемнадцать намеков на мифического Тиресия, отмеченных Люком Бриссоном , [ 2 ] делятся на три группы: первая описывает эпизод смены пола Тиресия, а затем его встречу с Зевсом и Герой; вторая группа рассказывает о его ослеплении Афиной; третий, почти потерянный, похоже, повествует о злоключениях Тиресия.
Слепота и дар пророчества
[ редактировать ]Как и у других оракулов , Тиресий получал информацию по-разному: иногда он получал видения; в других случаях он прислушивался к пению птиц или просил описать видения и картины, появляющиеся в дыму всесожжения или внутренностей, и таким образом истолковывал их. Плиний Старший приписывает Тиресию изобретение предсказаний . [ 3 ]
На горе Киллена на Пелопоннесе , [ 4 ] Когда Тиресий наткнулся на пару совокупляющихся змей, он ударил их палкой. Гера была недовольна и наказала Тиресия, превратив его в женщину. Будучи женщиной, Тиресий стал жрицей Геры, женился и имел детей, в том числе Манто , который также обладал даром пророчества. После семи лет жизни женщиной Тиресий снова нашел спаривающихся змей; в зависимости от мифа, либо она на этот раз позаботилась о том, чтобы оставить змей в покое, либо, по словам Гигина , растоптала их. [ 5 ] В любом случае, в результате Тиресий был освобожден от наказания и ему разрешили вновь обрести мужественность. древняя история записана в утраченных строках Гесиода Эта . [ 6 ]
В эллинистические и римские времена смена пола Тиресия была приукрашена и расширена до семи эпизодов с соответствующими любовными эпизодами в каждом, вероятно, написанных александрийцем Птолемеем Хеннусом . [ нужна ссылка ] но приписываемый Евстафием Сострата из Фанагории утраченному элегическому Тиресию . [ 7 ] Тиресий представлен как сложная пограничная фигура, посредник между человечеством и богами, мужчиной и женщиной, слепым и зрячим, настоящим и будущим, этим миром и подземным миром . [ 8 ] По словам Евстафия, Тиресий изначально был женщиной, которая обещала Аполлону свою благосклонность в обмен на уроки музыки, но впоследствии отвергла его. Ее превратил Аполлон в мужчину, потом снова в женщину при невыясненных обстоятельствах, затем в мужчину оскорбленная Гера, затем в женщину Зевс. она снова становится мужчиной После встречи с Музами , пока, наконец, Афродита снова не превращает его в женщину, а затем в мышь. [ 9 ]
Согласно мифографическому сборнику «Библиотека» , [ 10 ] О причине его слепоты рассказывали разные истории, самая прямая из которых заключалась в том, что боги просто ослепили его за то, что он раскрыл свои тайны. Альтернативная история, рассказанная Ферекидом, была продолжена в поэме Каллимаха «Купание Паллады»; в нем Тиресий был ослеплен Афиной после того, как наткнулся на нее, купающуюся обнаженной. [ 11 ] Его мать, Харикло, нимфа Афины, умоляла Афину снять проклятие, но богиня не смогла; вместо этого она почистила ему уши, [ 10 ] давая ему способность понимать пение птиц и, таким образом, дар предвидения . В отдельном эпизоде [ 12 ] Тиресий был втянут в спор между Герой и ее мужем Зевсом на тему того, кто получает больше удовольствия в сексе: мужчина, как утверждала Гера, или, как утверждал Зевс, женщина. Поскольку Тиресий испытал и то, и другое, ответил Тиресий, «мужчина получал одну десятую удовольствия, а женщина - девять десятых». [ 13 ] Гера мгновенно ослепила его за нечестие . Зевс ничего не мог сделать, чтобы остановить ее или отменить ее проклятие, но в качестве компенсации он подарил Тиресию дар предвидения. [ 14 ] и продолжительность жизни семь жизней.
Говорят, что он понимал язык птиц и мог предсказывать будущее по признакам огня или дыма. Однако больше всего он полагался на сообщения мертвых, угрожая им, когда они опаздывали к нему. [ 15 ]
Тиресий драматически появляется в XI книге «Одиссеи» , в которой Одиссей вызывает духов умерших (некия ) . Поскольку Персефона позволяет Тиресию сохранить свои способности ясновидения после смерти, он может видеть Одиссея, не выпивая кровь, обычно необходимую душам в подземном мире, чтобы снова прийти в сознание. «Тиресий настолько разумен, даже после смерти, — замечает Марина Уорнер, — что он подходит к Одиссею, узнает его и называет его по имени, прежде чем он выпьет черную кровь жертвы; даже собственная мать Одиссея не может этого сделать, но ей придется выпить как следует, прежде чем ее призрак сможет увидеть ее сына своими глазами». [ 16 ]
Как провидец, «Тиресий» был «общим титулом прорицателей на протяжении всей легендарной греческой истории» (Graves 1960, 105.5). В греческой литературе высказывания Тиресия всегда даются в виде коротких изречений, которые часто загадочны ( гномичны ), но никогда не ошибочны. Часто, когда его имя связано с мифическим пророчеством, оно вводится просто для того, чтобы указать личность на общий пример провидца, а не из-за какой-либо внутренней связи Тиресия с мифом: таким образом, именно Тиресий рассказывает Амфитриону о Зевсе и Алкмене и предупреждает мать Нарцисса , что мальчик будет процветать до тех пор, пока он никогда не узнает себя . Это его символическая роль в трагедии ( см. ниже ). Как и большинство оракулов , он, как правило, крайне неохотно делится всем тем, что видит в своих видениях.
Тиресий и Фивы
[ редактировать ]Тиресий появляется как имя повторяющегося персонажа в нескольких рассказах и греческих трагедиях, касающихся легендарной истории Фив . В Вакханках » Еврипида « Тиресий появляется вместе с Кадмом , основателем и первым царем Фив, чтобы предостеречь нынешнего царя Пенфея от осуждения Диониса как бога. Вместе с Кадмом он одевается как поклонник Диониса, чтобы подняться на гору, чтобы почтить нового бога вместе с фиванскими женщинами на их вакхических пирах.
В Софокла » « Царе Эдипе , Эдип царь Фив, призывает Тиресия помочь в расследовании убийства предыдущего царя Лая . Сначала Тиресий отказывается дать прямой ответ и вместо этого намекает, что убийца — это тот, кого Эдип действительно не желает найти. Однако, будучи спровоцирован гневом обвинением Эдипа сначала в том, что он не предусмотрителен, а затем в том, что Тиресий приложил руку к убийству, он показывает, что на самом деле преступление совершил (невольно) сам Эдип. Возмущенный Эдип выгоняет его из дворца, но потом осознает правду.
Тиресий также появляется в « Антигоне » Софокла . Креонт , ныне царь Фив, отказывается позволить похоронить Полиника. Его племянница Антигона бросает вызов приказу и попадается; Креонт постановляет похоронить ее заживо. Боги выражают свое неодобрение решению Креона через Тиресия, который говорит Креону, что «город болен по твоей вине».
Тиресий и его пророчество также участвуют в истории эпигонов .
Смерть
[ редактировать ]Тиресий умер после того, как выпил воды из испорченного источника Тильфусса , куда его пронзила стрела Аполлона. [ 17 ] [ 18 ]
Его тень спустилась на Асфоделовы луга , первый уровень Аида . После его смерти в подземном мире его посетил Одиссей , которому он дал ценные советы относительно остальной части своей одиссеи, например, как пройти мимо Сциллы и Харибды . Он также посоветовал ему не есть скот Гелиоса на Тринасии (совет, которому люди Одиссея не последовали, что привело к тому, что они были убиты молниями Зевса во время шторма).
Кадуцей
[ редактировать ]связи с парными змеями на кадуцее Часто устанавливаются (Brisson 1976:55–57).
В искусстве
[ редактировать ]- Фигура Тиресия часто упоминалась писателями-фантастами и поэтами. В кульминации « Лукиана Самосатского » Некиомантии Тиресия в Аиде спрашивают: «Каков лучший образ жизни?» на что он отвечает: «Жизнь обычного парня: забудьте философов и их метафизику». [ 19 ]
- Данте Тиресий появляется в «Аде» , в Песне XX, среди прорицателей Четвертой Болгии Восьмого круга, где авгуров наказывают поворотом головы назад; поскольку они утверждали, что видят будущее в жизни, в загробной жизни им отказывают в видении будущего.
- Грудь Тиресиаса ( фр . Les mamelles de Tiresias ) — сюрреалистическая пьеса Гийома Аполлинера, написанная в 1903 году . пьеса получила свою первую постановку в переработанной версии В 1917 году . [ 20 ] В предисловии к пьесе поэт придумал слово « сюрреализм » для описания своего нового стиля драматургии . [ 21 ] Французский композитор Франсис Пуленк написал одноименную оперу по пьесе Аполлинера 1917 года. Впервые она была исполнена в Комической опере в 1947 году. [ 22 ]
- Стихотворение Альфреда, лорда Теннисона «Тиресий» , рассказанное самим Тиресием, включает в себя идею о том, что его пророчествам, хотя они всегда верны, обычно не верят. [ 23 ]
- Тиресий фигурирует в Т. С. Элиота стихотворении «Бесплодная земля» (раздел III, «Огненная проповедь»), а в заметке Элиот утверждает, что Тиресий - «самый важный персонаж в стихотворении, объединяющий всех остальных». [ 24 ]
- Тиресий появляется в «Трех песнях III» (1917), а также в песнях I и 47 в длинной поэме «Песни» Эзры Паунда . [ 25 ] [ 26 ]
- » Вирджинии Вулф — «Орландо это модернистский роман, в котором используются основные события из жизни Тиресия. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- «Тиресий» — балет в постановке Фредерика Эштона на музыку Константа Ламберта, впервые исполненный в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне 9 июля 1951 года. [ 30 ]
- « The Cinema Show », песня британской прогрессив-рок-группы Genesis из альбома 1973 года Selling England by the Pound, отсылает к опыту Тиресия по смене пола: «Я пересек полюса, для меня нет загадки. Однажды человек, как море я бушевал, когда-то женщиной, как земля, которую я дал».
- «Castle Walls», песня американской прогрессив-рок-группы Styx из их альбома The Grand Illusion 1977 года , отсылает к Тиресию в припеве «Далеко за этими стенами замка; Где я думал, что слышал слова Тиресия; Жизнь никогда не бывает такой, какой кажется; И каждый человек должен встретить свою судьбу».
- «Тиресия» , 2003 года французский фильм режиссера Бертрана Бонелло, использует легенду о Тиресии, чтобы рассказать историю современного трансгендера . [ 31 ]
- Кэрол Энн Даффи В книгу « Жена мира » включено стихотворение « от миссис Тиресиас», в котором рассказывается о переживаниях жены Тиресиаса после его трансформации. [ 32 ]
- Вдохновленный Тиресиасом, Такеба Кумико написал мангу «Клетка Тиресиаса» , которая была опубликована в 2022 году и завершена в двух томах. В произведении рассказывается о главном герое Чихае Кацураги, который превращается в женское тело. [ 33 ]
- Тиресий появляется в продолжающемся мюзикле драматурга Хорхе Ривера-Эрранса «ЭПИК: Мюзикл», который представляет собой свободную адаптацию «Одиссеи» Гомера, адаптированную для музыкального театра. Впервые он упоминается в «Саге о Цирцее» («Есть другие пути») и является главным героем песни «No Longer You» («Сага о преступном мире»).
Примечания
[ редактировать ]- ^ О линии, рожденной из зубов дракона, посеянной Кадмом ( Библиотека , III.6.7); см. также Гигин, Фабула 75.
- ^ Люк Бриссон, 1976. Миф о Тейресиасе: очерк структурного анализа (Лейден: Брилл).
- ^ Гай Плиний Секунд, Естественная история 7.12.3
- ↑ Евстафий и Иоанн Цец помещают этот эпизод на гору Киферон в Беотии, недалеко от территории Фив.
- ^ Басни Гигина , 75
- ^ Согласно Библиотеке III.6.7 и Флегоне , Мирабилии. во
- ^ Евстафий, Комментарий к «Одиссее» Гомера 10.494.
- ^ Полностью исследовано в структуралистском режиме, со многими аналогиями, взятыми из амбивалентной сексуальности, которая, как считалось, существовала среди животных в древности, в Бриссоне, 1976.
- ^ Кампанила, Домитилла; Карла-Ухинк, Филиппо; Фаселла, Маргарита (23 февраля 2017 г.). Трансантичность: переодевание и трансгендерная динамика в древнем мире . Рутледж . п. 57 . ISBN 9781138941205 .
- ^ Jump up to: а б Библиотека III.6.7.
- ↑ Эту версию, которую можно прочитать как дублет об Актеоне мифа , предпочитали английские поэты Теннисон и даже Суинберн .
- ↑ Этот эпизод кратко отмечен Гигином, Фабула 75; Овидий подробно рассматривает это в «Метаморфозах III».
- ^ Библиотека III.6.7.
- ↑ Слепой пророк с внутренним зрением в качестве компенсации за слепоту — знакомая мифологическая тема .
- ^ Уильям Годвин (1876 г.). «Жизнь некромантов» . стр. 46–47.
- ^ Уорнер, Марина. Памятники и девушки: аллегория женской формы . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2000. с. 329
- ^ Шахтер, А. (07 марта 2016 г.), «Тиресий» , Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.6479 , ISBN 978-0-19-938113-5 , получено 29 декабря 2023 г.
- ^ Дюссоль, Винсент (29 августа 2016 г.). «Повествования тайны: Поэзия Леланда Хикмана» . Французский журнал американских исследований . Специальный 145 (4): 10–20. дои : 10.3917/rfea.145.0010 . ISSN 0397-7870 .
- ^ Бранхам, РБ (1989). «Мудрость Тиресия Лукиана». Журнал эллинистических исследований . 109 : 159–60. дои : 10.2307/632040 . JSTOR 632040 . S2CID 163139952 .
- ^ Брокетт и Хильди (2003, 439).
- ^ Банхэм (1998, 1043).
- ^ Альберт Бермель, «Мужская героиня Аполлинера» Литература двадцатого века 20.3 (июль 1974 г.), стр. 172–182.
- ^ Пирсолл, Корнелия (2007). Восторг Теннисона: трансформация в викторианском драматическом монологе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 303–306. ISBN 9781435630468 .
- ^ Гарольд Блум (2007). Т. С. Элиот «Бесплодная земля» . Издательство информационной базы. п. 182. ИСБН 978-0-7910-9307-8 .
- ^ А. Дэвид Муди (11 октября 2007 г.). Эзра Паунд: Поэт: I: Молодой гений 1885–1920 гг . ОУП Оксфорд. п. 315. ИСБН 978-0-19-921557-7 .
- ^ Кэрролл Франклин Террелл (1980). Компаньон к песням Эзры Паунда . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1, 2, 184. ISBN. 978-0-520-03687-1 .
- ^ «Орландо – Лаборатория модернизма» . Йель.edu . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Андрогинность в современной литературе , Трейси Харгривз, 2005, с. 91 .
- ^ Музейный скептицизм: история показа искусства в публичных галереях , Дэвид Кэрриер, 2006, с. 4 .
- ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет . Лондон: Threshold Books, 1981, стр. 286.
- ^ Доусон, Том. «Би-би-си — Кино — рецензия — Тиресия» . Би-би-си . Проверено 14 октября 2017 г.
- ^ «Жена мира: от миссис Тиресий - Кэрол Энн Даффи @ SWF 2013» . Ютуб . 9 ноября 2013 года . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ МангаДекс. «Тиресий Кейдж» .
Ссылки
[ редактировать ]- Роберт Грейвс , 1960 (исправленное издание). Греческие мифы
- Люк Бриссон , 1976. Миф Тирезиаса: эссе d'analyse Structurele (Лейден: Брилл) Структурный анализ последователя Клода Леви-Стросса и набор литературных ссылок и произведений искусства в иконографическом приложении.
- Николь Лоро , Опыт Тиресия: женщина и греческий мужчина , Принстон, 1995 г.
- Герардо Уголини, Этюды фигуры провидца Тиресия , Тюбинген, 1995 г.
- Э. Ди Рокко, Ио Тиресий: метаморфоза пророка , Рим, 2007 г.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Тиресием, на Викискладе?
- Пророки
- Мифологические греческие провидцы
- Классические оракулы
- Метаморфозы в противоположный пол в греческой мифологии
- Фиванские персонажи греческой мифологии
- Деяния Афины
- Катабасис
- Дела Зевса
- Мифологические слепые люди
- Деяния Геры
- Деяния Аполлона
- Дела Афродиты
- Метаморфозы в животных в греческой мифологии