Jump to content

Тиресий

(Перенаправлено с Тейресиаса )
Пьетро делла Веккья , Тиресий, превращенный в женщину , 17 век.

В греческой мифологии Тиресий ( / t ˈ r s i ə s / ; древнегреческий : Τειρεσίας , латинизированный : Teiresías ) был слепым пророком Аполлона и тем , в Фивах , известным ясновидением что за семь лет превратился в женщину. Он был сыном пастуха Эвереса и нимфы Харикло . [ 1 ] Тиресий полностью участвовал в жизни семи поколений в Фивах, начиная с советника самого Кадма .

Мифология

[ редактировать ]

Восемнадцать намеков на мифического Тиресия, отмеченных Люком Бриссоном , [ 2 ] делятся на три группы: первая описывает эпизод смены пола Тиресия, а затем его встречу с Зевсом и Герой; вторая группа рассказывает о его ослеплении Афиной; третий, почти потерянный, похоже, повествует о злоключениях Тиресия.

Слепота и дар пророчества

[ редактировать ]
Тиресий поражает палкой двух змей, и Гера превращает его в женщину. Гравюра Иоганна Ульриха Крауса ок. 1690. Взято из Die Verwandlungen des Ovidii («Метаморфозы Овидия»).

Как и у других оракулов , Тиресий получал информацию по-разному: иногда он получал видения; в других случаях он прислушивался к пению птиц или просил описать видения и картины, появляющиеся в дыму всесожжения или внутренностей, и таким образом истолковывал их. Плиний Старший приписывает Тиресию изобретение предсказаний . [ 3 ]

На горе Киллена на Пелопоннесе , [ 4 ] Когда Тиресий наткнулся на пару совокупляющихся змей, он ударил их палкой. Гера была недовольна и наказала Тиресия, превратив его в женщину. Будучи женщиной, Тиресий стал жрицей Геры, женился и имел детей, в том числе Манто , который также обладал даром пророчества. После семи лет жизни женщиной Тиресий снова нашел спаривающихся змей; в зависимости от мифа, либо она на этот раз позаботилась о том, чтобы оставить змей в покое, либо, по словам Гигина , растоптала их. [ 5 ] В любом случае, в результате Тиресий был освобожден от наказания и ему разрешили вновь обрести мужественность. древняя история записана в утраченных строках Гесиода Эта . [ 6 ]

В эллинистические и римские времена смена пола Тиресия была приукрашена и расширена до семи эпизодов с соответствующими любовными эпизодами в каждом, вероятно, написанных александрийцем Птолемеем Хеннусом . [ нужна ссылка ] но приписываемый Евстафием Сострата из Фанагории утраченному элегическому Тиресию . [ 7 ] Тиресий представлен как сложная пограничная фигура, посредник между человечеством и богами, мужчиной и женщиной, слепым и зрячим, настоящим и будущим, этим миром и подземным миром . [ 8 ] По словам Евстафия, Тиресий изначально был женщиной, которая обещала Аполлону свою благосклонность в обмен на уроки музыки, но впоследствии отвергла его. Ее превратил Аполлон в мужчину, потом снова в женщину при невыясненных обстоятельствах, затем в мужчину оскорбленная Гера, затем в женщину Зевс. она снова становится мужчиной После встречи с Музами , пока, наконец, Афродита снова не превращает его в женщину, а затем в мышь. [ 9 ]

Согласно мифографическому сборнику «Библиотека» , [ 10 ] О причине его слепоты рассказывали разные истории, самая прямая из которых заключалась в том, что боги просто ослепили его за то, что он раскрыл свои тайны. Альтернативная история, рассказанная Ферекидом, была продолжена в поэме Каллимаха «Купание Паллады»; в нем Тиресий был ослеплен Афиной после того, как наткнулся на нее, купающуюся обнаженной. [ 11 ] Его мать, Харикло, нимфа Афины, умоляла Афину снять проклятие, но богиня не смогла; вместо этого она почистила ему уши, [ 10 ] давая ему способность понимать пение птиц и, таким образом, дар предвидения . В отдельном эпизоде [ 12 ] Тиресий был втянут в спор между Герой и ее мужем Зевсом на тему того, кто получает больше удовольствия в сексе: мужчина, как утверждала Гера, или, как утверждал Зевс, женщина. Поскольку Тиресий испытал и то, и другое, ответил Тиресий, «мужчина получал одну десятую удовольствия, а женщина - девять десятых». [ 13 ] Гера мгновенно ослепила его за нечестие . Зевс ничего не мог сделать, чтобы остановить ее или отменить ее проклятие, но в качестве компенсации он подарил Тиресию дар предвидения. [ 14 ] и продолжительность жизни семь жизней.

Говорят, что он понимал язык птиц и мог предсказывать будущее по признакам огня или дыма. Однако больше всего он полагался на сообщения мертвых, угрожая им, когда они опаздывали к нему. [ 15 ]

Тиресий драматически появляется в XI книге «Одиссеи» , в которой Одиссей вызывает духов умерших (некия ) . Поскольку Персефона позволяет Тиресию сохранить свои способности ясновидения после смерти, он может видеть Одиссея, не выпивая кровь, обычно необходимую душам в подземном мире, чтобы снова прийти в сознание. «Тиресий настолько разумен, даже после смерти, — замечает Марина Уорнер, — что он подходит к Одиссею, узнает его и называет его по имени, прежде чем он выпьет черную кровь жертвы; даже собственная мать Одиссея не может этого сделать, но ей придется выпить как следует, прежде чем ее призрак сможет увидеть ее сына своими глазами». [ 16 ]

Как провидец, «Тиресий» был «общим титулом прорицателей на протяжении всей легендарной греческой истории» (Graves 1960, 105.5). В греческой литературе высказывания Тиресия всегда даются в виде коротких изречений, которые часто загадочны ( гномичны ), но никогда не ошибочны. Часто, когда его имя связано с мифическим пророчеством, оно вводится просто для того, чтобы указать личность на общий пример провидца, а не из-за какой-либо внутренней связи Тиресия с мифом: таким образом, именно Тиресий рассказывает Амфитриону о Зевсе и Алкмене и предупреждает мать Нарцисса , что мальчик будет процветать до тех пор, пока он никогда не узнает себя . Это его символическая роль в трагедии ( см. ниже ). Как и большинство оракулов , он, как правило, крайне неохотно делится всем тем, что видит в своих видениях.

Тиресий и Фивы

[ редактировать ]
Тиресий является Одиссею во время некии Одиссеи xi , на этой темперной акварели англо-швейцарца Иоганна Генриха Фюссли , ок. 1780–85.

Тиресий появляется как имя повторяющегося персонажа в нескольких рассказах и греческих трагедиях, касающихся легендарной истории Фив . В Вакханках » Еврипида « Тиресий появляется вместе с Кадмом , основателем и первым царем Фив, чтобы предостеречь нынешнего царя Пенфея от осуждения Диониса как бога. Вместе с Кадмом он одевается как поклонник Диониса, чтобы подняться на гору, чтобы почтить нового бога вместе с фиванскими женщинами на их вакхических пирах.

В Софокла » « Царе Эдипе , Эдип царь Фив, призывает Тиресия помочь в расследовании убийства предыдущего царя Лая . Сначала Тиресий отказывается дать прямой ответ и вместо этого намекает, что убийца — это тот, кого Эдип действительно не желает найти. Однако, будучи спровоцирован гневом обвинением Эдипа сначала в том, что он не предусмотрителен, а затем в том, что Тиресий приложил руку к убийству, он показывает, что на самом деле преступление совершил (невольно) сам Эдип. Возмущенный Эдип выгоняет его из дворца, но потом осознает правду.

Тиресий также появляется в « Антигоне » Софокла . Креонт , ныне царь Фив, отказывается позволить похоронить Полиника. Его племянница Антигона бросает вызов приказу и попадается; Креонт постановляет похоронить ее заживо. Боги выражают свое неодобрение решению Креона через Тиресия, который говорит Креону, что «город болен по твоей вине».

Тиресий и его пророчество также участвуют в истории эпигонов .

Тиресий умер после того, как выпил воды из испорченного источника Тильфусса , куда его пронзила стрела Аполлона. [ 17 ] [ 18 ]

Его тень спустилась на Асфоделовы луга , первый уровень Аида . После его смерти в подземном мире его посетил Одиссей , которому он дал ценные советы относительно остальной части своей одиссеи, например, как пройти мимо Сциллы и Харибды . Он также посоветовал ему не есть скот Гелиоса на Тринасии (совет, которому люди Одиссея не последовали, что привело к тому, что они были убиты молниями Зевса во время шторма).

связи с парными змеями на кадуцее Часто устанавливаются (Brisson 1976:55–57).

В искусстве

[ редактировать ]
  • Фигура Тиресия часто упоминалась писателями-фантастами и поэтами. В кульминации « Лукиана Самосатского » Некиомантии Тиресия в Аиде спрашивают: «Каков лучший образ жизни?» на что он отвечает: «Жизнь обычного парня: забудьте философов и их метафизику». [ 19 ]
  • Данте Тиресий появляется в «Аде» , в Песне XX, среди прорицателей Четвертой Болгии Восьмого круга, где авгуров наказывают поворотом головы назад; поскольку они утверждали, что видят будущее в жизни, в загробной жизни им отказывают в видении будущего.
  • Грудь Тиресиаса ( фр . Les mamelles de Tiresias ) — сюрреалистическая пьеса Гийома Аполлинера, написанная в 1903 году . пьеса получила свою первую постановку в переработанной версии В 1917 году . [ 20 ] В предисловии к пьесе поэт придумал слово « сюрреализм » для описания своего нового стиля драматургии . [ 21 ] Французский композитор Франсис Пуленк написал одноименную оперу по пьесе Аполлинера 1917 года. Впервые она была исполнена в Комической опере в 1947 году. [ 22 ]
  • Стихотворение Альфреда, лорда Теннисона «Тиресий» , рассказанное самим Тиресием, включает в себя идею о том, что его пророчествам, хотя они всегда верны, обычно не верят. [ 23 ]
  • Тиресий фигурирует в Т. С. Элиота стихотворении «Бесплодная земля» (раздел III, «Огненная проповедь»), а в заметке Элиот утверждает, что Тиресий - «самый важный персонаж в стихотворении, объединяющий всех остальных». [ 24 ]
  • Тиресий появляется в «Трех песнях III» (1917), а также в песнях I и 47 в длинной поэме «Песни» Эзры Паунда . [ 25 ] [ 26 ]
  • » Вирджинии Вулф «Орландо это модернистский роман, в котором используются основные события из жизни Тиресия. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
  • «Тиресий» — балет в постановке Фредерика Эштона на музыку Константа Ламберта, впервые исполненный в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне 9 июля 1951 года. [ 30 ]
  • « The Cinema Show », песня британской прогрессив-рок-группы Genesis из альбома 1973 года Selling England by the Pound, отсылает к опыту Тиресия по смене пола: «Я пересек полюса, для меня нет загадки. Однажды человек, как море я бушевал, когда-то женщиной, как земля, которую я дал».
  • «Castle Walls», песня американской прогрессив-рок-группы Styx из их альбома The Grand Illusion 1977 года , отсылает к Тиресию в припеве «Далеко за этими стенами замка; Где я думал, что слышал слова Тиресия; Жизнь никогда не бывает такой, какой кажется; И каждый человек должен встретить свою судьбу».
  • «Тиресия» , 2003 года французский фильм режиссера Бертрана Бонелло, использует легенду о Тиресии, чтобы рассказать историю современного трансгендера . [ 31 ]
  • Кэрол Энн Даффи В книгу « Жена мира » включено стихотворение « от миссис Тиресиас», в котором рассказывается о переживаниях жены Тиресиаса после его трансформации. [ 32 ]
  • Вдохновленный Тиресиасом, Такеба Кумико написал мангу «Клетка Тиресиаса» , которая была опубликована в 2022 году и завершена в двух томах. В произведении рассказывается о главном герое Чихае Кацураги, который превращается в женское тело. [ 33 ]
  • Тиресий появляется в продолжающемся мюзикле драматурга Хорхе Ривера-Эрранса «ЭПИК: Мюзикл», который представляет собой свободную адаптацию «Одиссеи» Гомера, адаптированную для музыкального театра. Впервые он упоминается в «Саге о Цирцее» («Есть другие пути») и является главным героем песни «No Longer You» («Сага о преступном мире»).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ О линии, рожденной из зубов дракона, посеянной Кадмом ( Библиотека , III.6.7); см. также Гигин, Фабула 75.
  2. ^ Люк Бриссон, 1976. Миф о Тейресиасе: очерк структурного анализа (Лейден: Брилл).
  3. ^ Гай Плиний Секунд, Естественная история 7.12.3
  4. Евстафий и Иоанн Цец помещают этот эпизод на гору Киферон в Беотии, недалеко от территории Фив.
  5. ^ Басни Гигина , 75
  6. ^ Согласно Библиотеке III.6.7 и Флегоне , Мирабилии. во
  7. ^ Евстафий, Комментарий к «Одиссее» Гомера 10.494.
  8. ^ Полностью исследовано в структуралистском режиме, со многими аналогиями, взятыми из амбивалентной сексуальности, которая, как считалось, существовала среди животных в древности, в Бриссоне, 1976.
  9. ^ Кампанила, Домитилла; Карла-Ухинк, Филиппо; Фаселла, Маргарита (23 февраля 2017 г.). Трансантичность: переодевание и трансгендерная динамика в древнем мире . Рутледж . п. 57 . ISBN  9781138941205 .
  10. ^ Jump up to: а б Библиотека III.6.7.
  11. Эту версию, которую можно прочитать как дублет об Актеоне мифа , предпочитали английские поэты Теннисон и даже Суинберн .
  12. Этот эпизод кратко отмечен Гигином, Фабула 75; Овидий подробно рассматривает это в «Метаморфозах III».
  13. ^ Библиотека III.6.7.
  14. Слепой пророк с внутренним зрением в качестве компенсации за слепоту — знакомая мифологическая тема .
  15. ^ Уильям Годвин (1876 г.). «Жизнь некромантов» . стр. 46–47.
  16. ^ Уорнер, Марина. Памятники и девушки: аллегория женской формы . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2000. с. 329
  17. ^ Шахтер, А. (07 марта 2016 г.), «Тиресий» , Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.6479 , ISBN  978-0-19-938113-5 , получено 29 декабря 2023 г.
  18. ^ Дюссоль, Винсент (29 августа 2016 г.). «Повествования тайны: Поэзия Леланда Хикмана» . Французский журнал американских исследований . Специальный 145 (4): 10–20. дои : 10.3917/rfea.145.0010 . ISSN   0397-7870 .
  19. ^ Бранхам, РБ (1989). «Мудрость Тиресия Лукиана». Журнал эллинистических исследований . 109 : 159–60. дои : 10.2307/632040 . JSTOR   632040 . S2CID   163139952 .
  20. ^ Брокетт и Хильди (2003, 439).
  21. ^ Банхэм (1998, 1043).
  22. ^ Альберт Бермель, «Мужская героиня Аполлинера» Литература двадцатого века 20.3 (июль 1974 г.), стр. 172–182.
  23. ^ Пирсолл, Корнелия (2007). Восторг Теннисона: трансформация в викторианском драматическом монологе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 303–306. ISBN  9781435630468 .
  24. ^ Гарольд Блум (2007). Т. С. Элиот «Бесплодная земля» . Издательство информационной базы. п. 182. ИСБН  978-0-7910-9307-8 .
  25. ^ А. Дэвид Муди (11 октября 2007 г.). Эзра Паунд: Поэт: I: Молодой гений 1885–1920 гг . ОУП Оксфорд. п. 315. ИСБН  978-0-19-921557-7 .
  26. ^ Кэрролл Франклин Террелл (1980). Компаньон к песням Эзры Паунда . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1, 2, 184. ISBN.  978-0-520-03687-1 .
  27. ^ «Орландо – Лаборатория модернизма» . Йель.edu . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 31 января 2019 г.
  28. ^ Андрогинность в современной литературе , Трейси Харгривз, 2005, с. 91 .
  29. ^ Музейный скептицизм: история показа искусства в публичных галереях , Дэвид Кэрриер, 2006, с. 4 .
  30. ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет . Лондон: Threshold Books, 1981, стр. 286.
  31. ^ Доусон, Том. «Би-би-си — Кино — рецензия — Тиресия» . Би-би-си . Проверено 14 октября 2017 г.
  32. ^ «Жена мира: от миссис Тиресий - Кэрол Энн Даффи @ SWF 2013» . Ютуб . 9 ноября 2013 года . Проверено 24 января 2023 г.
  33. ^ МангаДекс. «Тиресий Кейдж» .
  • Роберт Грейвс , 1960 (исправленное издание). Греческие мифы
  • Люк Бриссон , 1976. Миф Тирезиаса: эссе d'analyse Structurele (Лейден: Брилл) Структурный анализ последователя Клода Леви-Стросса и набор литературных ссылок и произведений искусства в иконографическом приложении.
  • Николь Лоро , Опыт Тиресия: женщина и греческий мужчина , Принстон, 1995 г.
  • Герардо Уголини, Этюды фигуры провидца Тиресия , Тюбинген, 1995 г.
  • Э. Ди Рокко, Ио Тиресий: метаморфоза пророка , Рим, 2007 г.
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Тейресиас» . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea187b3ce18271477fe789418c7395f3__1722289320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/f3/ea187b3ce18271477fe789418c7395f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiresias - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)