Констант Ламберт
Констант Ламберт | |
---|---|
![]() Портрет Кристофера Вуда (1926) | |
Рожденный | Леонард Констант Ламберт 23 августа 1905 г. Фулхэм , Лондон, Англия |
Умер | 21 августа 1951 г. Лондон, Англия | (45 лет)
Образование | Королевский музыкальный колледж Больница Христа |
Известный | Композитор дирижер автор |
Заметная работа | Рио-Гранде Последняя воля и завещание лета Музыка Хо! |
Леонард Констант Ламберт (23 августа 1905 — 21 августа 1951) — британский композитор , дирижёр и писатель . Он был основателем и музыкальным руководителем Королевского балета и (наряду с Дамой Нинетт де Валуа и сэром Фредериком Эштоном ) он был важной фигурой в становлении английского балета как значимого художественного движения. [1]
Его балетные занятия, в том числе обширная дирижерская работа на протяжении всей жизни, ограничивали его композиционную деятельность. Однако одно произведение, «Рио-Гранде » для хора, оркестра и солиста-фортепьяно, приобрело широкую популярность в 1920-х годах и регулярно исполняется до сих пор. Другие его работы включают Фортепианный концерт с джазовым влиянием (1931), основные балетные партитуры, такие как «Гороскоп» (1937) и полномасштабную хоровую маску « Последняя воля и завещание Лета» (1936), которую некоторые считают его шедевром.
У Ламберта были широкие интересы, выходящие за рамки музыки, о чем свидетельствует его критическое исследование Music Ho! (1934), который ставит музыку в контекст других искусств. Среди его друзей были Джон Мейнард Кейнс , Энтони Пауэлл и семья Ситуэллов . [2] Для Кейнса Ламберт был, пожалуй, самым блестящим человеком, которого он когда-либо встречал; для де Валуа он был величайшим балетным дирижером и советником, которого когда-либо имела его страна; для композитора Дениса АпИвора он был самой интересной личностью музыкального мира. [3]
Ранняя жизнь и музыка
[ редактировать ]
Сын австралийского художника Джорджа Ламберта и его жены Эми, а также младший брат Мориса Ламберта , Констант Ламберт получил образование в больнице Христа недалеко от Хоршама в Западном Суссексе. Еще мальчиком он продемонстрировал огромные музыкальные способности и написал свое первое оркестровое произведение в возрасте 13 лет. В сентябре 1922 года Ламберт поступил в Королевский музыкальный колледж, где его учителями были Ральф Воган Уильямс , Р. О. Моррис и сэр Джордж Дайсон (композиция). , Малкольм Сарджент (дирижер) и Герберт Фрайер (фортепиано). [4] Среди его современников там были пианист Ангус Моррисон , дирижер Гай Уоррак , Томас Армстронг (будущий глава Королевской музыкальной академии ), а также композиторы Гэвин Гордон , Патрик Хэдли и Гордон Джейкоб . [5]

В 1925 году (в возрасте 20 лет) получил громкий заказ на написание балета для Сергея Дягилева » «Русского балета ( «Ромео и Джульетта» , 1926, хореография Нижинской ). В течение нескольких лет он пользовался известностью благодаря более широкому успеху своего следующего балета (неоклассическая «Помона» 1927 года, снова поставленная Нижинской), а также благодаря участию в качестве рассказчика во многих публичных выступлениях (и записях) Уильяма Уолтона и » Эдит Ситуэлл Спорный « Фасад . [6]
Джазовое влияние
[ редактировать ]Затем последовала самая известная композиция Ламберта. «Рио-Гранде» (1927) для фортепиано и солистов-альтистов, хора и оркестра духовых, струнных и ударных инструментов представляет собой стихотворение Сашеверелла Ситуэлла . Он добился значительного успеха, и Ламберт сделал две записи пьесы в качестве дирижера (1930 и 1949). Он очень интересовался афроамериканской музыкой и однажды сказал, что в идеале ему бы хотелось, чтобы в Рио-Гранде выступал черный хор. [7] Он очень положительно относился к джазовым ритмам и их включению в классическую музыку, сказав однажды:
«Главный интерес к джазовым ритмам заключается в их применении к расположению слов, и хотя джазовые настройки никоим образом не обладают той гибкостью или тонкостью, как, например, мелодии начала семнадцатого века, нельзя отрицать их легкость и изобретательность… слова требуют для своей успешной музыкальной обработки бесконечно более разнообразного и синкопированного ритма, чем тот, который можно найти у романтиков девятнадцатого века, и лучшие современные джазовые песни фактически ближе по своим методам к композиторам конца пятнадцатого века, чем к композиторам конца пятнадцатого века. любая музыка с тех пор». [8]
Ламберту предстояло значительно расширить свой интерес к джазу в таких произведениях, как Соната для фортепиано (1929) и Концерт для фортепиано и девяти инструментов (1931), где стиль отходит от «симфонического джаза» Гершвина и Пола Уайтмена к чему-то другому. гораздо более напряженный и урбанистический, с тесно интегрированными популярными и формальными элементами композиции, резкими и экстремальными ритмами, а гармония иногда приближается к атонализму. [9] Вторая часть сонаты представляет собой блюз в форме рондо. [10] Необычная камерная партитура Концерта становится чем-то вроде гибрида джаз-бэнда и ансамбля, использованного в «Лунном Пьеро» Шенберга . [11]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Ламберт был назначен в 1931 году дирижером и музыкальным руководителем балета Вик-Уэллса (позже Королевского балета ). [1] но его карьера как композитора застопорилась. Его главное хоровое произведение « Последняя воля и завещание Саммера» (1935, по одноименной пьесе Томаса Нэша ), одно из его самых эмоционально мрачных произведений, оказалось немодным в настроении после смерти короля Георга V , но Алан Франк приветствовал его. в то время как «лучшая работа Ламберта». [12]
Вторая мировая война сказалась на его жизненных силах и творческих способностях. Его признали непригодным к действительной службе в вооруженных силах; десятилетия пьянства ухудшили его здоровье, которое еще больше ухудшилось из-за развития диабета , который оставался невыявленным и невылеченным до самого конца его жизни. Детские переживания Ламберта (в том числе едва не смертельный приступ сепсиса) на всю жизнь породили у него отвращение и страх перед медицинской профессией.
Сам Ламберт считал, что он потерпел неудачу как композитор, и завершил только два крупных произведения после разочарования в « Последней воле и завещании Саммера» - это были балетные партитуры «Гороскоп» (1938) и «Тиресий» (1951), хотя было и несколько более мелких произведений, таких как как сюита для фортепиано в четыре руки с белыми нотами «Три черных пьесы для белых прикосновений» , написанная для идентичного фортепианного дуэта-близнеца Мэри и Джеральдин Пеппин . [13] Вместо этого он сосредоточился в основном на дирижировании, тесно сотрудничая с Королевским балетом до своей отставки в 1947 году. Он продолжал выступать в качестве приглашенного дирижера незадолго до своей смерти в 1951 году. [1]
Более широкие культурные интересы
[ редактировать ]Эксперт в области живописи, скульптуры и литературы, а также музыки, [14] Ламберт отличался от большинства своих коллег-английских композиторов того времени своим пониманием важности джаза. Он положительно отреагировал на музыку Дюка Эллингтона . Его отношение к музыке за пределами «серьезного» репертуара иллюстрируется его книгой Music Ho! (1934), [15] с подзаголовком «Исследование музыки в упадке», которое остается одним из самых остроумных, хотя и наиболее самоуверенных томов музыкальной критики на английском языке.
Отец Ламберта, родившийся в России и имеющий американское происхождение, считал себя прежде всего австралийцем. Констан всегда осознавал свои связи с Австралией, хотя никогда не посещал эту страну. Для первого исполнения своего фортепианного концерта (1931) Ламберт вместо того, чтобы выбрать пианиста британского происхождения, выбрал уроженца Сиднея и Брисбене обученного в Артура Бенджамина для исполнения сольной партии. Несмотря на свое неодобрение гомосексуализма, он установил хорошие рабочие отношения с коллегой Бенджамина, австралийцем Робертом Хелпманном . Впоследствии он поручил еще одному австралийскому музыканту, Гордону Уотсону , сыграть виртуозную партию фортепиано на премьере своего последнего балета « Тиресий» . [16]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Первый брак Ламберта был заключен с Флоренс Кэй 5 августа 1931 года; [17] их сыном был Кит Ламберт , один из менеджеров группы The Who , названной в честь своего друга художника Кристофера «Кита» Вуда . [18] Но вскоре у него были периодические романы с балериной Марго Фонтейн . По словам друзей Фонтейн, Ламберт был большой любовью всей ее жизни, и она впала в отчаяние, когда наконец поняла, что он никогда не женится на ней. Некоторые аспекты этих отношений были символизированы в его балете «Гороскоп» (1938), в котором Фонтейн была солисткой. После развода с Кей в 1947 году Ламберт женился на художнице Изабель Дельмер , которая оформляла декорации и костюмы для его балета «Тиресий» ; после его смерти она вышла замуж за Алана Росторна . [19] В 1945 году Флоренс вышла замуж за Чарльза Эдварда Питера Хоула; их дочь Энн позже взяла сценический псевдоним Энни Ламберт . В 1930-е годы у Ламберта также был долгий роман и дружба с Лорин Гудэр (матерью актрисы Клео Сильвестр , крестницы Константа). Лорин была танцовщицей и сигаретницей в клубе Shim Sham на Уордур-стрит, Сохо. Их роман продолжался до его безвременной кончины в 1951 году.
Среди его близких друзей были Майкл Айртон , Сашеверелл Ситуэлл и Энтони Пауэлл . Он был прототипом персонажа Хью Морленда Пауэлла в «Танце под музыку времени» , особенно в пятом томе « Китайский ресторан Казановы» , в котором Морленд является центральным персонажем. [20]
Ламберт умер 21 августа 1951 года, за два дня до своего сорок шестого дня рождения, от пневмонии и невыявленного диабета, осложненного острым алкоголизмом, и был похоронен на Бромптонском кладбище в Лондоне. Его сын Кит был похоронен в той же могиле в 1981 году.
Основные работы
[ редактировать ]Балеты
- Ромео и Джульетта (1925)
- Помона (1927)
- Гороскоп (1938)
- Тиресий (1950)
Хоровое и вокальное
- Восемь стихотворений Ли Бо (1928)
- Рио-Гранде (1927) (постановка на стихотворение Сашеверелла Ситуэлла )
- Последняя воля и завещание Лета (1936; на слова Томаса Нэша )
- Панихида из Цимбелина (1947)
Оркестровый
- опере «Актеры-птицы» Увертюра к (1924)
- Музыка для оркестра (1927)
- Героический Обаде (1941)
Камера
- Концерт для фортепиано, 2-х труб, литавр и струнных (1924)
- Концерт для фортепиано и девяти инструментов (1931)
Инструментальный
- Элегический блюз (1927, оркестровка 1928 г.)
- Соната для фортепиано (1930)
- Элегия , для фортепиано (1938)
- Три черные пьесы для белых клавиш , фортепианный дуэт (в 4 руки) (1949)
Музыка из кино
- Моряки-торговцы (полудокументальный фильм; 1941)
- Анна Каренина (1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Биография Константа Ламберта» . Королевский оперный театр . Проверено 20 февраля 2019 г.
- ^ Движение Эндрю. Ламберты. Джордж, Констант и Кит (1996)
- ^ Констант Ламберт - За пределами Рио-Гранде Стивена Ллойда, введение
- ^ «Констант Ламберт - Биография, альбомы, изображения – Классическая музыка Наксоса» . www.naxos.com . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Ллойд, Стивен. Констант Ламберт: За Рио-Гранде (2015), стр. 32
- ^ Драйвер, Пол (сентябрь 1980 г.). « Возвращение к фасаду ». Темп . Новая серия. 133/134 (133–134): 3–9. дои : 10.1017/S0040298200031211 . S2CID 251412618 .
- ^ Палмер, Кристофер (апрель 1971 г.). «Констант Ламберт: Постскриптум». Музыка и письма . 52 (2): 173–176. дои : 10.1093/мл/LII.2.173 .
- ^ «Рио-Гранде (Ламберт) — с CDH55388 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь» .
- ^ Харди, Лиза. Британская соната для фортепиано, 1870–1945 (2012), стр. 129–140.
- ^ Истербрук, Джайлз. Примечания к Hyperion CDH55937 (1995 г.)
- ^ «Ламберт, Концерт для фортепиано и девяти инструментов», «Мелодия в день»
- ^ Фрэнк, Алан (ноябрь 1937 г.). «Музыка Константа Ламберта». Музыкальные времена . 78 (1137): 941–945. дои : 10.2307/923287 . JSTOR 923287 .
- ^ Движение Эндрю. Ламберты. Джордж, Констант и Кит (1996)
- ^ Палмер, Кристофер (апрель 1974 г.). «Обзор Константа Ламберта Ричарда Шида». Музыка и письма . 55 (2): 241–242. дои : 10.1093/мл/LV.2.241 .
- ^ Ламберт. Музыка Хо! . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Грэм Скиннер, музыковед. Архивировано 9 апреля 2013 года в Wayback Machine.
- ^ Фосс, Хьюберт (октябрь 1951 г.). «Констан Ламберт, 23 августа 1905–21 августа 1951». Музыкальные времена . 92 (1304): 449–451.
- ^ Фолкс, Себастьян (26 января 2010 г.). Роковой англичанин: три короткие жизни . Случайный дом. ISBN 978-1-4070-5264-9 .
- ^ Якоби, Кэрол. Из клетки: искусство Изабель Росторн , Лондон: Издательство «Поместье Фрэнсиса Бэкона», февраль 2021 г.
- ^ Пауэлл, Энтони: Мемуары, Том 4, Чтобы держать мяч в движении , 1976
Библиография
[ редактировать ]- Дрешер, Дерек (продюсер). Вспоминая Константа Ламберта , документальный фильм BBC Radio 3, транслированный 23 августа 1975 года.
- Ллойд, Стивен. Констант Ламберт: За Рио-Гранде . Вудбридж: Boydell Press, 2014. ISBN 978-1-84383-898-2 .
- МакГрэйди, Ричард. Музыка Константа Ламберта . В музыке и письмах , том 51, № 3, июль 1970 г.
- Движение, Эндрю. Ламберты: Джордж, Констант и Кит . Нью-Йорк: Фаррар Штраус Жиру, 1986. ISBN 0-374-18283-3 .
- Шид, Ричард. Констант Ламберт . Лондон, 1972 год. ISBN 9780903620017 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Константа Ламберта в Faded Page (Канада)
- Бесплатные партитуры Константа Ламберта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- «Век джаза» , лекция и концерт Chamber Domaine, прочитанные 6 ноября 2007 года в Грешем-колледже , включая Сюиту в трех частях для фортепиано Ламберта (доступна для загрузки аудио и видео).
- Констан Ламберт (1905–1951), композитор, дирижер и критик: Натурщик в 24 портретах (Национальная портретная галерея).
- Констант Ламберт на IMDb
- Констант Ламберт: дионисийский модернист , доктор Энтони Смит, доктор философии, Австралийский национальный университет , докторская диссертация 2017 г., по состоянию на 15 июля 2022 г.
- 1905 рождений
- 1951 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Английские музыканты 20-го века
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Британские композиторы балета
- Похороны на Бромптонском кладбище
- Смертность от диабета в Соединенном Королевстве
- Смертность от пневмонии в Англии
- Английские композиторы-классики
- Английские дирижеры (музыка)
- Британские мужчины-дирижеры (музыка)
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Англичане австралийского происхождения
- Композиторы-классики, испытавшие влияние джаза
- Семья Ламберт
- Люди, получившие образование в Christ's Hospital
- Ученики Ральфа Воана Уильямса
- Композиторы для фортепиано
- Британские композиторы-мужчины к фильмам
- Британские классические пианисты мужского пола
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские люди американского происхождения