Тиресий (балет)
«Тиресий» — балет в прелюдии и трёх действиях в постановке Фредерика Эштона на оригинальную партитуру Константа Ламберта . С декорациями и костюмами, разработанными женой композитора Изабель Ламберт , он был впервые представлен Королевским балетом в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне 9 июля 1951 года. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Идея балета на тему греческого провидца, меняющего пол, впервые возникла у Ламберта в 1930-х годах. Ламберт начал сочинять партитуру в Париже, но из-за отвлечений на другую работу ему пришлось заручиться помощью в оркестровке более молодых коллег, таких как Роберт Ирвинг , Хамфри Сирл , Гордон Джейкоб , Алан Росторн и Элизабет Лютьенс . [ 2 ]
один из трех балетов, заказанных для Британского фестиваля Партитура Ламбера, французского композитора Фрэнсиса Пуленка , примерно современна короткой комической опере «Мамеллы де Тирезиас» , впервые исполненной в Комической опере в 1947 году, на аналогичную тему смены пола, основанную на Сюрреалистический текст Гийома Аполлинера 1917 года. [ 3 ]
Премьера была проведена композитором в присутствии королевы Елизаветы, королевы-матери . [ 2 ] В 1951 году было 12 выступлений, затем десять в следующем году, семь в 1953 году, три в 1954 году и два в следующем сезоне. [ 1 ] Критический прием в целом был отрицательным, и композитор поручил адвокатам оспорить враждебную рецензию Ричарда Бакла , которая бросила тень на все художественное руководство труппы Королевского балета. [ 4 ] Ламберт умер через шесть недель после премьеры. [ 5 ] Произведение было исполнено на Эдинбургском фестивале в 1951 году и в Нью-Йорке в сентябре 1955 года. Рецензия New York Times под заголовком «Превосходный «Тиресий»» оказалась сильнее любой из британских рецензий. [ 6 ]
В оркестровых импровизациях Алана Росторна на тему Константа Ламберта используются вступительные фанфары Тиресия . (1960) в качестве темы [ 7 ]
Оригинальный состав
[ редактировать ]- Тиресий (мужчина) – Майкл Сомес
- Тиресий (женщина) – Марго Фонтейн
- Ее возлюбленный – Джон Филд
- Неофит – Маргарет Дейл
- Змеи — Полин Клейден , Брайан Шоу [ 1 ]
- Зевс - Альфред Родригес
Краткое содержание
[ редактировать ]Тиресий появляется на сцене, где молодые девушки прыгают через бычий рог. После соло и танца Тиресия и мужского кордебалета на сцену выходят жрицы и юная дева. Неофит дает ему палочку и уходит. Тиресий замечает двух совокупляющихся змей и в ярости ударяет змею-женщину своим посохом и таким образом превращается в женщину.
После пасторальной паузы входят пастухи и пастушки и танцуют с Тиресием. Появляется ее возлюбленный, и они танцуют кульминационное па-де-де. Затем следует вакханалия, празднующая свое счастье, в конце которой входят две змеи, обрученные, как и раньше. Тиресий поражает змея-самца своим посохом и возвращается в свое первоначальное состояние.
Другая интерлюдия превращает сцену в дворцовый двор, где Зевс и Гера спорят, кто получает больше удовольствия от секса: мужчины или женщины. Призванный судьей Тиресий заявляет, что это делают женщины, и Гера в гневе ослепляет его, но Зевс наделяет Тиресия даром пророчества, и он уходит. [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]Первое транслируемое выступление Тиресия с использованием партитуры, отредактированной Джоном Эбботтом. [ 9 ] состоялось 8 ноября 1995 г. [ 10 ] с Концертным оркестром BBC под управлением Барри Вордсворта . В апреле 1998 года запись партитуры была сделана Английской Северной филармонией под управлением Дэвида Ллойда-Джонса и выпущена Hyperion Records в следующем году на компакт-диске вместе с музыкой из балета «Помона» Ламберта. В обложке буклета компакт-диска использован один из Изабель Ламберт для первого акта. дизайнов [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет . Лондон: Threshold Books, 1981, стр. 286.
- ^ Jump up to: а б Движение, Эндрю. Ламберты: Джордж, Констант и Кит , Чатто и Виндус, Лондон, 1986, стр. 250–251.
- ^ Стивен Ллойд: Констант Ламберт: За Рио-Гранде , Boydell Press, 2015
- ↑ Перепечатано в Buckle, Richard. Приключения балетного критика (1953)
- ^ Кавана Дж. Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона. Faber & Faber Ltd, Лондон, 1996, стр. 390–392.
- ↑ New York Times , 17 сентября 1955 г., стр. 13.
- ^ Джон М. Белчер. Примечания к компакт-диску Naxos 8.555959 (1992)
- ^ Дэвид Вон, Фредерик Эштон и его балеты , исправленное издание (Лондон: Dance Books, 1999), Synopsis p. 423.
- ^ Льюис Форман . Запись британской музыки , Vocalion Books (2024), стр. 251
- ^ Проект генома BBC
- ^ Форман, Л. Эссе в буклете, сопровождающем Hyperion CDA67049. Лондон, 1999 год.