«Плохо содержащаяся девочка» (Эштон)
Плохо содержащаяся девочка | |
---|---|
Хореограф | Фредерик Эштон |
Музыка | Фердинанд Герольд |
Премьера | 28 января 1960 г. Королевский оперный театр , Лондон |
Оригинальная балетная труппа | Королевский балет |
Дизайн | Осберт Ланкастер |
Тип | Комический балет |
La fille mal gardée (английский: Своенравная дочь , дословный перевод: «Плохо охраняемая девушка»), постановка Королевского балета Фредерика Эштона , началась в 1959 году, когда британский хореограф Фредерик Эштон создал новую версию La fille mal gardée для Королевского балета. Балет Лондона. Премьера этой постановки состоялась 28 января 1960 года. [ 1 ] с Надей Нериной в роли Лизы, Дэвидом Блэром в роли Коласа, Стэнли Холденом в роли вдовы Симоны и Александром Грантом в роли Алена. С момента своего создания постановка Эштона стала признанной классикой балетного репертуара.
Фон
[ редактировать ]Первоначально Эштон намеревался использовать партитуру Питера Людвига Гертеля 1864 года , поскольку она использовалась почти при каждом возрождении балета с конца 19 века, но после тщательного изучения этой музыки Эштон решил, что она не соответствует его планам возрождения. По предложению историка балета и музыковеда Айвора Геста Эштон изучил партитуру Фердинанда Герольда 1828 года и нашел легкую, простую музыку более подходящей для его концепции.
Затем Эштон поручил Королевского оперного театра композитору и дирижеру Джону Ланчбери оркестровать и редактировать партитуру Герольда. Разочаровавшись в неразвитости этой музыки, Эштон и Ланчбери решили, что музыку Герольда лучше использовать в качестве основы для совершенно новой партитуры, для которой Ланчбери сочинит несколько новых номеров. Они пошли еще дальше, включив в партитуру отрывки из оригинальной стилизованной музыки из премьеры 1789 года, а также один номер из партитуры Гертеля, который был использован для знаменитого « Танца сабо» .
Эштон был разочарован тем, что в партитуре Герольда не было подходящего гран-па , и какое-то время подумывал об использовании известного па-де-де La Fille mal gardée . Айвор Гест нашел скрипичную редукцию па -де-де , которую Фанни Эльсслер аранжировала для своего выступления в балете в 1837 году, спрятанную в старой музыкальной шкатулке в Парижской опере. Этот номер теперь известен как па-де-де Фанни Эльсслер .
Эштон создал хореографию, которая считается одной из его самых мастерских, для своей новой версии «Дочь плохой предусмотрительности» . Он воскресил для Лизы и Колы па де рубан , в котором влюбленные исполняют очаровательное па с замысловатыми трюками с использованием розовой атласной ленты. Эштон вывел эту идею на совершенно новый уровень, выпустив па-де-де Фанни Элсслер , придумав эффектную Великую пословицу для Лизы, Колы и восьми женщин с восемью лентами. Эштон также включил оригинальную мимическую последовательность Петипа, известную как « Когда я замужем» , отрывок, который исполняли все великие балерины прошлого, когда они танцевали роль Лизы. Этому отрывку его научила Тамара Карсавина , бывшая балерина Санкт-Петербургских Императорских театров и Original Ballet Russe . Она, в свою очередь, научилась этому у своего учителя Павла Гердта , когда-то ведущего танцовщика Императорского балета, который был партнером всех великих балерин конца 19-го и начала 20-го веков в роли Лизы, включая Вирджинию Зукки .
Роберт Хелпманн изначально был выбран на роль вдовы Симоны, и он провел много времени на репетициях, прежде чем давление киноработы в США вынудило его уйти.
Чтобы вдохновить Ланчбери на написание музыки для « Танца сабо» , Эштон взял композитора на выступление из Ланкашира танцоров сабо . Этот танец исполняет в балете мать Лизы, вдова Симона. Ланчбери решил использовать лейтмотив «Вдовы Симоны» из партитуры Гертеля, единственной музыки Гертеля, содержащейся в партитуре Ланчбери. Эштон сочинил из этой музыки юмористический номер для Симоны и четырех балерин, в начале которого Лиза соблазняет свою мать парой сабо, которым она не может устоять. Она надевает их и кружится в одном из самых знаменитых номеров Эштона, в котором танцоры также используют сабо для исполнения sur la pointe (на носочках).
Версия « Дочь плохой предусмотрительности» Эштона 1960 года была поставлена для многих трупп по всему миру и стала более или менее «традиционной» версией, заменив постановки, основанные на версиях Петипа/Иванова/Горского, танцевавшихся в России под музыку Гертеля. Среди таких трупп – Большой балет (2002 г.) и Американский театр балета (2004 г.). Несмотря на это, знаменитое па-де-де «Неудачная предусмотрительность» , взятое из версий балета Петипа/Иванова/Горского, до сих пор регулярно исполняется в качестве гала-отрывка и часто используется различными молодыми танцорами на сцене. конкурс балета.
После смерти Эштона права на его постановку « Долой плохой предусмотрительности» перешли к Александру Гранту , первоначальному исполнителю роли Алена. В версии 1981 года роль Алена исполнил брат Александра Гарри Грант .
В 2007 году балет Парижской оперы пригласил Александра Гранта руководить постановкой версии Эштона, премьера которой состоялась во Дворце Гарнье 22 июля 2007 года с Дороти Жильбер в роли Лизы, Николя Ле Риш в роли Кола, Симоном Валастро в роли Алена, Стефаном Фавореном в роли Вдовы. Симона и Хиль Изоарт в роли Дудочника.
В рамках контракта между BBC и Королевским балетом, подписанного в 1961 году, «Дочь плохой предусмотрительности» была одним из девяти балетов, снятых для телевидения, и транслировалась на Рождество 1962 года с оригинальным составом. [ 2 ]
В 1984 году постановка Эштона была снята в Ковент-Гардене с Лесли Кольером в роли Лизы и Майклом Коулманом в роли Коласа. Более поздняя запись с участием Марианеллы Нуньес и Карлоса Акосты была сделана в 2005 году. Обе записи доступны на DVD.
Краткое содержание
[ редактировать ]Лиза и Колас влюблены и хотят пожениться. Однако вдова Симона хочет, чтобы Лиза вышла замуж за тупого, но чрезвычайно богатого Алена, и договорилась (с отцом Алена Томасом) о брачном контракте между Лизой и Аленом. Вдова Симона изо всех сил старается разлучить Лизу и Коласа, но ее попытки сделать это безуспешны.
Во время сбора урожая Томас и Ален берут вдову Симону и Лизу в поле на пикник. Работники фермы танцуют с лентой вокруг майского шеста , а девушки также танцуют сабо с вдовой Симоной. Наступает гроза, и все бросаются в укрытие. Алена уносит ветер с раскрытым зонтиком.
Вдова Симона и Лиза возвращаются в свой дом. Вдова хочет, чтобы Лиза села за прялку и начала прясть, но Лиза крутится, пока она танцует, чуть не задушив вдову. Через некоторое время вдова хочет, чтобы Лиза потанцевала, и Лиза выказывает признаки несчастья, но соглашается. Вдова берет бубен, чтобы поиграть в такт танцу Лизы. Когда вдова спит, Лиза пытается украсть ключ из кармана вдовы, чтобы не дать вдове запереть ее, но безуспешно. Урожай приносят рабочие фермы, и вдова уходит из дома (после того, как заперла за собой дверь, чтобы Лиза не могла выйти из дома). Лиза думает о том, что Кола и Мим являются матерью большого количества детей. К ее смущению, Колас внезапно встает из-под сложенного урожая. При звуке возвращения вдовы Симоны в дом Лиза и Колас отчаянно оглядываются в поисках места, где он мог бы спрятаться. Не найдя в гостиной ничего подходящего, Лиза уводит Коласа в свою комнату и возвращается в гостиную как раз перед тем, как в дом входит вдова Симона. Вдова Симона приказывает Лизе пойти в свою комнату и надеть свадебное платье для предстоящей свадьбы с Аленом. Испуганная Лиза пытается остаться на месте, но вдова Симона заталкивает Лизу в свою комнату и запирает дверь.
Приходит Томас со своим сыном Аленом (который все еще сжимает в руках зонтик). Их сопровождает нотариус , который должен выступить свидетелем бракосочетания. Также прибывают работники фермы (друзья Лизы и Кола). Вдова Симона дает Алену ключ от комнаты Лизы. Когда Ален открывает дверь в комнату Лизы, появляется Лиза в свадебном платье в сопровождении Кола. Томас и Ален обижаются, и разгневанный Томас разрывает брачный контракт. Томас, Ален и нотариус в расстроенных чувствах покидают дом. Затем Лиза и Колас умоляют вдову Симону благосклонно отнестись к их костюму. Любовь побеждает все, и вдова смягчается. Радостно празднуя счастливый исход для Лизы и Кола, все уходят, и дом остается тихим и пустым, пока Ален не возвращается за своим зонтиком, который он случайно оставил. Так что Ален тоже счастлив с любовью всей своей жизни – своим зонтиком.
Премьерный состав (1960)
[ редактировать ]- Надя Нерина в роли Лизы (плохо охраняемая дочь)
- Дэвид Блер в роли Коласа - (возлюбленного Лизы)
- Стэнли Холден в роли вдовы Симоны - (матери Лизы, которую традиционно танцует мужчина)
- Александр Грант в роли Алена - (богатого и тупого поклонника Лизы)
- Лесли Эдвардс, как Томас - (отец Алена)
- Франклин Уайт, как нотариус
- Лоуренс Раффелл в роли Петуха
- Маргарет Лайонс, Робин Хэйг, Морин Мейтленд, Глория Блюмел в роли Хенс
- Кордебалет в роли Жителей деревни, Сборщиков урожая, Конюхов и т. д.
Критический прием
[ редактировать ]Отзывы о премьерной постановке были исключительно положительными. The Times завершила свой обзор словами: «Балет прошел с огромным энтузиазмом и был принят с восторгом». [ 3 ] Financial Times написала о «триумфальном успехе во всех отношениях». [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]В 1962 году Ланчбери записал отрывки музыки из своей адаптации партитуры Герольда, а в 1983 году он записал произведение целиком, снова для Decca Records .
2005 (DVD) актерский состав
[ редактировать ]- Марианела Нуньес в роли Лизы
- Карлос Акоста, как Колас
- Уилл Такетт в роли вдовы Симоны
- Джонатан Хауэллс, как Ален
- Дэвид Дрю, как Томас
- Аластер Марриотт, как нотариус
- Джакомо Чириачи в роли Петуха
- Джемма Бонд , Бетани Китинг, Йона Лутс и Наташа Оттред в роли Куриц
- Кордебалет в роли Жителей деревни, Сборщиков урожая, Конюхов и т. д.
Критический прием
[ редактировать ]Газета FT присвоила фильму 2005 года пять звезд, равно как и The Times и The Guardian . Газеты Independent и Metro дали ему четыре звезды, а The Sunday Express - только три. Сара Фратер из The Evening Standard отметила, что «даже Карлос Акоста выглядел испытанным требовательной хореографией Эштон». [ нужна ссылка ]
Другие записи DVD
[ редактировать ]Королевский балет (1981)
[ редактировать ]- Лесли Кольер в роли Лизы
- Майкл Коулман, как Колас
- Брайан Шоу в роли вдовы Симоны
- Лесли Эдвардс, как Томас
- Гарри Грант, как Ален
- Дерек Ренчер — нотариус
Австралийский балет (1989)
[ редактировать ]- Фиона Тонкин в роли Лизы
- Дэвид Макаллистер в роли Коласа
- Рэй Пауэлл в роли вдовы Симоны
- Стивен Морганте, как Ален
- Рой Уилсон, как фермер Томас
- Марк Бринкли, как нотариус
Оценка в адаптации Джона Ланчбери.
[ редактировать ]Для возрождения Эштона в 1960 году Джон Ланчбери использовал музыку Герольда 1828 года, а также отрывки из оригинальной бордоской партитуры 1789 года в качестве «сырого материала». В приведенном ниже списке подробно описаны все танцы и сцены из партитуры Ланчбери 1960 года. Если не указано иное, все темы написаны Герольдом в адаптации Ланчбери.
Акт I
- №1 Вступление (взято Герольдом из увертюры к Мартини опере «Право сеньора» )
- No.2 Танец петуха и курицы
- No.3 «Лиза и лента» – Па де Рубан (взято Герольдом из « Введения», «Пианиссимо» из « оперы Россини Севильский цирюльник »)
- № 4 Тейлз
- No.4a Соло Тейлза
- №5 Колас и Симона
- №6 Жители деревни
- No.7 Симона и Лиза
- No.8 Лиза и Кола – Па де Рубан (состоит из тем из оперы Мартини «Право сеньора »)
- №9 Деревенские девушки
- №10 Томас и Ален (в этот номер входит комическое соло Алена, сочиненное Ланчбери)
- No.11 Off to the Harvest (составлено Ланчбери и состоит из переизложенных тем)
- № 12 Кола (переформулировка № 4)
- № 13 Пикник (взято из оригинальной партитуры 1789 года — Па де М. Альберта , в адаптации Ланчбери). Комическое па-де-труа для Лизы, Кола и Алена написал Ланчбери.
- No.14 «Танец на флейте» (взято из оригинальной партитуры 1789 года – «Па де Муассонёр» , в адаптации Ланчбери)
- No.15 Quarrel (сочинение Ланчбери по мотивам №14)
- № 16 Па-де-де Фанни Эльслер (темы взяты из Доницетти оперы «Любовный напиток» , адаптированные для выступления балерины Фанни Эльсслер в 1837 году в опере «Неудачная предосторожность» в Театре Королевской академии музыки ) переписчик театра Эме Леборн .
- № 17 Симона (вступление Ланчбери к следующему номеру)
- No.17a Clog Dance (единственная музыка, взятая Ланчбери из партитуры Питера Людвига Гертеля 1864 года. Тема из этого номера послужила лейтмотивом для вдовы Симоны в партитуре Гертеля 1864 года)
- No.18 «Танец с майским шестом» (взято из оригинальной партитуры 1789 года — Па де М. Альберта , в адаптации Ланчбери)
- № 19 «Буря и финал» (хотя это и переработанная Ланчбери, это почти полностью неизмененная музыка шторма из « оперы Россини Золушка »)
Акт II
- No.20 Увертюра
- No.21 Лиза и Симона
- № 22 Spinning (взято из оригинальной партитуры 1789 года, включая повторно сформулированные темы и дополнительно адаптировано Ланчбери)
- No.23 Танец с бубном {Ария с вариациями} (взято из оригинальной партитуры 1789 года и дополнительно адаптировано Ланчбери)
- №24 Харвестеры
- No.25 When I'm Married (взято из арии Bell'alme Generose из Джоаккино Россини оперы «Элизабетта, королева Ингильтерра» . Это единственный номер из партитуры Герольда 1828 года, который Ланчбери не переоркестровал). часть этого номера является основной темой медленной части Симфонии № 85 Гайдна Центральная «связующая » , описанной Х.К. Роббинсом Лэндоном как «вариации на старую французскую народную песню La gentille et jeune Lisette ».
- No.26 Возвращение Симоны
- No.27 Томас, Ален и нотариусы
- No.28 Ужас и прощение
- №29 Па-де-де (переработанная/адаптированная версия №25)
- No.30 Finale (композитор Ланчбери)
Записи музыки
[ редактировать ]Были выпущены записи адаптации Джона Ланчбери 1960 года партитуры Фердинанда Герольда и отрывков из партитуры Хертеля 1864 года.
- La Fille bad gardee - отрывки , Джон Ланчбери дирижирует оркестром Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Эти отрывки из адаптации Ланчбери 1960 года партитуры Герольда 1828 года, записанной в феврале и марте 1962 года, регулярно переиздавались и часто хвалились рецензентами за исключительное качество звука. [ 5 ] Оригинальный LP (Decca SXL 2313) даже попал в «Список супердисков», поддерживаемый The Absolute Sound .
- Герольд: «Неправильная предусмотрительность» (основные моменты) , Барри Вордсворт дирижирует Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. Эта запись отрывков из адаптации Ланчбери 1960 года « La Fille bad gardée» была первоначально выпущена на пластинке в 1983 году (HMV ASD1077701) и переиздана в 1988 году на компакт-диске (Classics for Pleasure 586 1782). [ 6 ]
- Герольд – «Трудная предосторожность» – завершено , Джон Ланчбери дирижирует оркестром Королевского оперного театра Ковент-Гарден. Эта запись была первоначально выпущена на LP в 1985 году и была переиздана на компакт-диске (Decca 430,849–2 и Decca Eloquence 442 9048). Он содержит полную партитуру «Долой предосторожности» в адаптации Ланчбери. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Неправильная предосторожность (1960)» . Коллекции Королевского оперного театра в Интернете . Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года . Проверено 4 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Королевский балет на BBC TV. О доме , ноябрь 1962 г., стр. 29.
- ^ «Новый балет вместо старого». Таймс . 29 января 1960 года.
- ^ Портер, Эндрю (29 января 1960 г.). «Дочь плохой предусмотрительности». Файнэншл Таймс .
- ^ Брениг К. Обзор динамиков Corner SXL 2313/45. Коллекционер классических пластинок , весна 2003 г., том 32, стр. 66–67.
- ^ Обзор Роджера Фиске . Граммофон . Октябрь 1983 г., стр. 67.
- ^ Обзор Эндрю Лэмба . Граммофон . декабрь 1991 г., стр. 152; И обзор Роджера Фиске. Граммофон . Сентябрь 1984 г., стр. 43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный балет на YouTube
- Клайв Барнс: La Fille Mal Gardée в перспективе. Статья впервые появилась в журнале Dance & Dancers в январе 1963 года.