Jump to content

Надя Нерина

Надя Нерина
Рожденный
Надин Джадд

( 1927-10-21 ) 21 октября 1927 г.
Блумфонтейн , Южная Африка
Умер 6 октября 2008 г. ) ( 2008-10-06 ) ( 80 лет
Род занятий Артист балета; прима-балерина
Супруг
Чарльз Гордон
( м. 1956–2008 гг.)

Надя Нерина (21 октября 1927 — 6 октября 2008) — южноафриканская танцовщица, «одна из самых одарённых, разносторонних и вдохновляющих балерин Королевского балета » 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ] Она была известна «своей технической виртуозностью, легкостью походки, легкими прыжками и радостным обаянием на сцене, особенно в комедийных ролях». [ 2 ]

Ранняя жизнь и обучение

[ редактировать ]

Родившаяся под именем Надин Джадд в Блумфонтейне, столице провинции Оранжевого Свободного государства (ныне провинция Свободного штата) в центральной части Южной Африки, она была потомком британских поселенцев, иммигрировавших в богатый алмазами район в поисках новой жизни. Ее родители, принадлежавшие к англоговорящему меньшинству города, где официальным языком был африкаанс, поощряли ее детский интерес к театру. Ее первое появление на сцене состоялось в возрасте 8 или 9 лет, когда она появилась в роли ребенка Чио-Чио Сан в местной постановке « Мадам Баттерфляй» . Ее серьезное изучение танца началось только после того, как ее родители перевезли семью в Дурбан, крупный город прибрежной провинции Натал (ныне Квазулу-Натал). Там она изучала драму у Элизабет Снеддон в Натальском университете, балет у Эйлин Киган, талантливой учительницы, танцевавшей в труппе Анны Павловой, а также сценическое искусство и пантомиму у Доротеи Макнейр. [ 3 ] Кигану приписывают заложение основ сильной классической балетной техники Нерины. [ 4 ] После смерти матери Джадда, когда она была подростком, учителя посоветовали отцу отправить талантливого ученика в Англию для дальнейшего обучения.

В 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны в Европе, Джадд организовал для своей дочери проезд на корабле, идущем из Кейптауна в Саутгемптон. Ей тогда было 17 или 18 лет. Поселившись в Лондоне и мечтая присоединиться к балету Рамбер, она начала искать уроки у Мари Рамбер , которая подружилась с ней и поддерживала ее. Затем она поступила в балетную школу Сэдлера Уэллса под руководством Нинетт де Валуа и в студию Эльзы Брунеллески, где изучала испанские танцы. [ 5 ] Еще будучи студенткой Сэдлерс-Уэллса, она появилась в роли няни маленькой принцессы Авроры в знаменитой постановке «Спящая красавица» , поставленной к открытию Королевского оперного театра 20 февраля 1946 года. [ 6 ] Следующим летом, намереваясь усовершенствовать свою классическую технику, она поехала в Париж со своей подругой Элейн Файфилд , чтобы учиться у Ольги Преображенской , бывшей звезды Русского Императорского балета в Санкт-Петербурге.

Профессиональная карьера

[ редактировать ]

Вернувшись осенью в Англию, Джадд некоторое время танцевал в Оперном балете Сэдлера Уэллса, который вскоре был реформирован и переименован в Театральный балет Сэдлера Уэллса. Там под руководством балетмейстера Пегги ван Праа она работала с Лео Керсли, ставшим близким другом, Кеннетом Макмилланом , Питером Дарреллом и начинающим хореографом Джоном Крэнко , соотечественником из Южной Африки. [ 7 ] В это время она взяла сценический псевдоним Надя Нерина, полученный из нежных, похожих на лилии цветов, называемых неринами, вида, произрастающего в Южной Африке. В роли танцовщицы цирка в «Марди Гра » Андре Ховарда она добилась своего первого большого успеха, завоевав одобрение балетоманов и аплодисменты публики всякий раз, когда она появлялась. В декабре 1947 года она присоединилась к основной труппе Sadler's Wells в Ковент-Гардене в качестве солистки. Через три дня она уже была на сцене, танцуя соло в «Сильфидах» Михаила Фокина . [ 8 ] Положенная на Мазурку ре мажор Шопена (соч. 33, № 2), она показала ее легкие, высокие прыжки, быструю работу ног и мягкие порт де бюстгальтеры особенно выгодно . Вскоре после этого де Валуа увидел ее в соло в па-де-труа «Лебединого озера» , которому она научилась у Преображенской, и, признавая ее индивидуальность, поддержал ее в том, что Нерина назвала «моим естественным стилем». [ 9 ]

После этого ее прогресс был стремительным: одна хорошая роль следовала за другой. В 1952 году, в возрасте 25 лет, она была назначена солисткой, став «отчетливо ярким светом в удивительно ярком списке балерин труппы, в который входили Мойра Ширер, Марго Фонтейн, Светлана Бериосова и Антуанетта Сибли». [ 10 ] В течение следующих полутора десятилетий она танцевала ведущие партии во многих произведениях из репертуара Sadler's Wells, великих классических произведениях девятнадцатого века, а также в произведениях, созданных современными танцорами. [ 11 ] Она была любимицей Фредерика Эштона , главного хореографа труппы, который пригласил ее в новые работы, такие как «Посвящение королеве» и «Подношение ко дню рождения» , а также в существующие постановки «Золушки», «Сильвии » и «Ундины» . [ 12 ] [ 13 ] В «Посвящении королеве » он сделал для нее сольную вариацию, которая включала шесть антреша и двойные туры в воздухе , трюки, обычно выполняемые мужчинами, а в «Подношении ко дню рождения » он снова использовал ее воздушные способности в серии парящих прыжков. Ее актерским талантом также восхищался Кеннет Макмиллан , который в 1956 году пригласил ее в свой первый балет «Ноктамбулы» , мрачную историю о гипнотизере, в которой она сыграла пожилую женщину под чадрой, которую преследовали четыре жениха, когда она вернула свою юношескую красоту. [ 14 ] Однако такие драматические роли не были ее сильной стороной, поскольку ее солнечный нрав и блестящая техника делали ее более подходящей для ярких ролей и классического блеска.

1960 год стал для Нерины знаменательным. 28 января она выступила в Королевском балете (так называемом с 1956 года) в роли Лизы в опере Эштона «La Fille Mal Gardée» («плохо охраняемая девушка»). Основанная на старой французской сказке о вдове и ее своенравной дочери, переработка Эштоном балета Жана Доберваля 1789 года сразу же стала хитом. Действие трех сцен происходило на ферме вдовы, на близлежащем поле и в гостиной фермерского дома. Очаровательные декорации и костюмы были разработаны Осбертом Ланкастером, а хореография была поставлена ​​под новую мелодичную партитуру, аранжированную и оркестрованную Джоном Ланчбери. снялся Дэвид Блэр Помимо Нерины в главной роли, в роли Кола, ее возлюбленного, ; Стэнли Холден в роли ее матери, вдовы Симоны; и Александр Грант в роли Алена, ее незадачливого поклонника. [ 15 ] Эштон назвал их своим «идеальным составом», и, хотя с тех пор им на смену пришло множество других, сомнительно, что их когда-либо как квартет удалось превзойти. [ 16 ] После премьеры пасторальная комедия Эштона была описана как «беззастенчиво лирическая и бравурная демонстрация пикси (рост 5 футов, 4 дюйма, 105 фунтов) Нади Нериной». [ 17 ] Фильм был объявлен выдающимся успехом, его даже назвали шедевром, и с тех пор он вошел в современный канон, в немалой степени благодаря главной героине.

Нерина была также хорошо известна за пределами Англии. В начале 1950-х годов она несколько раз гастролировала по Южной Африке, представляя сольные программы с южноафриканцем Алексисом Рассином и снимаясь с ним в местной постановке « Жизели» в Кейптауне. [ 18 ] С труппой Сэдлера Уэллса (позже Королевский балет) она неоднократно гастролировала по Европе и Северной Америке. [ 19 ] Она была особенно популярна во Франции, где ей аплодировали за ее выступления в «Мамзель Анго» Кранко Мясина и «Бонн-Буш» , оба с явно галльским оттенком. Ее также тепло оценила шотландская публика в Эдинбурге и Глазго, где она часто выступала во время гастролей Sadler's Wells Ballet в 1950-х годах. [ 20 ] В 1960 году, после январского триумфа в Ковент-Гардене, ее пригласили выступить в качестве приглашенной балерины как в Большом театре в Москве, так и в Кировском балете в Ленинграде. В партнерстве с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере» в Москве в 1960 году и Константином Сергеевым в «Жизели» в Ленинграде в 1961 году она завоевала признание в обоих городах, любящих балет. [ 21 ] Ее также очень любили в Америке. В 1964 году она представляла Великобританию на чествовании убитого президента Джона Ф. Кеннеди в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 22 ]

В 1965 году Нерина попросила Эштон, тогдашнего директора Королевского балета, назначить ее «приглашенной артисткой», чтобы она могла получать приглашения от других трупп. Среди них был балет Western Theater в Бристоле, где она сыграла главную роль в « Доме Питера Даррелла » о молодой женщине в приюте. Она выступала в качестве гостя в Королевском балете до 1968 года, танцуя в La Fille Mal Gardée и Sylvia , и была популярной звездой на балетных гала-концертах, обычно отдавая свои гонорары в благотворительные фонды танцоров. После выхода на пенсию в 1969 году она стала покровителем Общества Чекетти, которое сохраняет итальянскую систему преподавания, на которой был основан британский балет.

Роли созданы

[ редактировать ]

Среди солистских или главных партий, созданных Нериной, можно выделить следующие. [ 23 ]

  • 1946, Марди Гра, хореография Андре Ховард, музыка Леонарда Сальзедо. Роль: Танцор цирка.
  • 1948. «Золушка» , хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Фея Весны.
  • 1953. «Посвящение королеве» , хореография Фредерика Эштона, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Королева Земли.
  • 1955. Вариации на тему Перселла , хореография Фредерика Эштона, музыка Бенджамина Бриттена. Роль: солистка.
  • 1956. Подношение ко дню рождения , хореография Фредерика Эштона, музыка Александра Глазунова. Роль: солистка.
  • 1956. «Ноктамбулы» , хореография Кеннета Макмиллана, музыка Хамфри Сирла. Роль: Увядшая красавица.
  • 1956. Фейерверк , хореография Кеннета Макмиллана, музыка Игоря Стравинского. Роль: па-де-де с Алексисом Рассином.
  • 1960. La Fille Mal Gardée , хореография Фредерика Эштона, музыка Фердинанда Герольда, аранжировка и оркестровка Джона Ланчбери. Роль: Лиза, своенравная дочь.
  • 1963. «Электра» , хореография Роберта Хелпмана, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Электра, дочь Агамемнона.
  • 1965. «Дом» , хореография Питера Даррелла, музыка Белы Бартока. Роль: солистка.

Другие роли

[ редактировать ]

Среди множества ролей в репертуаре Нерины можно выделить следующие. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

  • «Сильфиды» , хореография Мишеля Фокина, музыка Фредерика Шопена. Роли: Мазурка и Вальс.
  • «Карнавал» , хореография Михаила Фокина, музыка Роберта Шумана, оркестровка Александра Глазунова. Роль: Папийон.
  • «Призрак розы» , хореография Михаила Фокина, музыка Карла Марии фон Вебера. Роль: Девушка.
  • «Фантастический бутик» , хореография Леонида Мясина, музыка Джоаккино Россини, оркестровка Отторино Респиги. Роль: Танцор кан-кан.
  • Мамзель Анго , хореография Леонида Мясина, музыка Шарля Лекока и Гордона Жакоба. Роль: Мамзель Анго.
  • «Золушка» , хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Золушка.
  • «Фасад» , хореография Фредерика Эштона, музыка Уильяма Уолтона. Роли: Полька и Танго Пасодобль.
  • «Свадебный букет» , хореография Фредерика Эштона, музыка лорда Бернерса. Роль: Джулия.
  • «Спящая красавица» — традиционная хореография Мариуса Петипа с дополнениями Фредерика Эштона и Нинетт де Валуа, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: Принцесса Аврора.
  • Лебединое озеро , традиционная хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, музыка Петра Ильича Чайковского. Роли: Одетта и Одиллия.
  • «Сильвия» , хореография Фредерика Эштона, музыка Лео Делиба. Роль: Сильвия.
  • «Бонн-Буш: Поучительная история» , хореография Джона Крэнко, музыка Артура Олдэма. Роль: Дочь.
  • Коппелия , традиционная хореография Артюра Сен-Леона, музыка Лео Делиба. Роль: Сванильда (она же Сванильда).
  • «Жизель» , традиционная хореография Жана Коралли и Жюля Перро, музыка Адольфа Адама. Роль: Жизель.
  • «Ундина» , хореография Фредерика Эштона, музыка Хабса Вернета Хенце. Роль: Ундина.
  • «Петрушка» , хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Балерина.
  • «Жар-птица» , хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Жар-птица.
  • Па-де-де «Дон Кихот» (3 акт), традиционная хореография Мариуса Петипа, музыка Людвига Минкуса. Роль: Китри.
  • «Стрекоза» , хореография Анны Павловой, музыка Фрица Крейслера. Роль: Стрекоза.
  • «Умирающий лебедь» , хореография Михаила Фокина, музыка Камиля Сен-Санса. Роль: Лебедь.
  • «Послеполуденный отдых фавна» , хореография Джерома Роббинса, музыка Клода Дебюсси. Роль: Девушка.
  • Серенада , хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.
  • Ballet Imperial , хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.

Личная жизнь

[ редактировать ]

В начале 1960-х годов Нерина считалась законной преемницей стареющей Марго Фонтейн на посту ведущей балерины Королевского балета. Однако ее карьерный путь изменился из-за ухода молодого Рудольфа Нуриева из Кировского балета в 1961 году. Его последующее партнерство с Фонтейн в Королевском балете отложило ее выход на пенсию и возобновило ее карьеру. Она оставалась царствующей королевой сцены Ковент-Гардена еще два десятилетия. Нерина была разочарована тем, что ее затмили Фонтейн и Нуреев, но, всегда щедрая духом, она никогда не винила Фонтейн за свое доминирование. С ней она оставалась в дружеских отношениях долгие годы, но ее отношения с непостоянным Нуриевым были двойственными. Они неоднократно успешно танцевали вместе, но их партнерство часто было непростым. [ 27 ] Алексис Рассин, Дэвид Блэр и великий датский танцор Эрик Брюн , с которым она танцевала «Лебединое озеро» в 1962 году, были ей гораздо более приятны в качестве партнеров. [ 28 ]

Нерина вышла замуж за Чарльза Гордона, финансиста и предпринимателя из Южной Африки, в 1956 году. В годы его непростой карьеры она оставалась верной и поддерживающей женой. У них не было детей. После ее ухода со сцены в 1969 году они переехали в Монте-Карло, а затем на юг Франции, где она прожила до самой смерти. Она умерла в своем доме в Болье-сюр-Мер, на побережье Средиземного моря к западу от Ниццы. Ей было 80 лет.

Наследие

[ редактировать ]

Информацию о работе Нерины и ее подходе к своим ролям можно получить из ее комментариев и интервью в следующих книгах.

  • Клемент Крисп, изд. Балерина: Портреты и впечатления Нади Нериной . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1975.
  • Барбара Ньюман, «Нахождение баланса: танцоры говорят о танцах» . Преподобный изд. Нью-Йорк: Центр внимания, 1992.
  • Сирил Суинсон. Надя Нерина . Лондон: Адам и Чарльз Блэк, 1957.

Между 1957 и 1965 годами Нерина появилась в семи крупных телевизионных программах, созданных Маргарет Дейл для BBC-TV. Ниже перечислены программы, доступные в настоящее время на коммерческих DVD.

  • Наследие: Сильфиды и Жизель . Классика ИКА. В «Сильфидах» участвуют Светлана Бериосова, Виолетта Элвин, Алисия Маркова и Джон Филд. В «Жизели» главную роль исполняет Нерина, а в роли Альбрехта — Николай Фадеечев. Запись 1958 года, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5030.
  • В наследии: Надя Нерина, Роберт Хелпманн, Марго Фонтейн, Рудольф Нуриев . Классика ИКА. Нерина появляется в отрывках из «Коппелии» и «Сильфид» . Запись 1962 года, DVD выпущен в 2012 году. Каталожный номер: 5058.
  • Наследие: La Fille Mal Gardée . Классика ИКА. С оригинальным актерским составом. Нерина в роли Лизы, Дэвид Блэр в роли Коласа, Стэнли Холден в роли вдовы Симоны и Александр Грант в роли Алена. Записано в 1962 году, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5088.
  1. Мэри Кларк, «Надя Нерина», некролог, The Guardian (Лондон), 7 октября 2008 г.
  2. Брюс Вебер, «Надя Нерина, балерина Королевского балета, умерла в 80 лет», некролог, The New York Times , 11 октября 2008 г.
  3. ^ Марина Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (Кейптаун: Human & Rousseau, 1981), стр. 398.
  4. Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
  5. ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
  6. Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
  7. ^ Клемент Крисп, редактор, Балерина: портреты и впечатления Нади Нерины (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1975).
  8. ^ Клемент Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 4, с. 584.
  9. Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
  10. Вебер, «Надя Нерина», некролог, 11 октября 2011 г.
  11. ^ f>Мэри Кларк, Балет Сэдлера Уэллса: история и признание (Нью-Йорк: Macmillan, 1955), стр. 263 и след.
  12. ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты (Нью-Йорк: Кнопф, 1977), стр. 271 и след.
  13. ^ Джеральдин Моррис, «Танцевальное партнерство: Эштон и его танцоры», Dance Research (Лондон), 19.1 (лето 2001 г.), стр. 11–59.
  14. Адам Бернштейн, «Классическая балерина «Бравура» Надя Нерина», некролог, Washington Post , 9 октября 2008 г.
  15. ^ Джули Кавана, Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона (Нью-Йорк: Пантеон, 1996), стр. 421-422.
  16. Кларк, «Надя Нерина», некролог, 8 октября 2008 г.
  17. Штатный автор журнала Time , цитата Брюса Вебера в некрологе «Надя Нерина», 11 октября 2008 г.
  18. ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
  19. ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет (Нью-Йорк: Doubleday 1981).
  20. Аноним, «Надя Нерина – танцовщица Королевского балета», некролог, The Scotsman (Лондон), 8 октября 2008 г.
  21. ^ Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 4, с. 585.
  22. ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
  23. ^ Дебра Крейн и Джудит Макрелл, «Нерина, Надя», в Оксфордском танцевальном словаре (Oxford University Press, 2000).
  24. ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 399.
  25. ^ Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 4, с. 584.
  26. ^ Различные онлайн-биографии и некрологи.
  27. Аноним, «Надя Нерина», некролог, The Telegraph (Лондон), 7 октября 2008 г.
  28. Вебер, «Надя Нерина», некролог, 11 октября 2008 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 324dc348a67838493d81c8a93801d66b__1685843340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/6b/324dc348a67838493d81c8a93801d66b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nadia Nerina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)