Надя Нерина
Надя Нерина | |
---|---|
Рожденный | Надин Джадд 21 октября 1927 г. Блумфонтейн , Южная Африка |
Умер | 6 октября 2008 г. Болье-сюр-Мер , Прованс-Альпы-Лазурный Берег , Франция | ( 80 лет
Род занятий | Артист балета; прима-балерина |
Супруг |
Чарльз Гордон |
Надя Нерина (21 октября 1927 — 6 октября 2008) — южноафриканская танцовщица, «одна из самых одарённых, разносторонних и вдохновляющих балерин Королевского балета » 1950-х и 1960-х годов. [ 1 ] Она была известна «своей технической виртуозностью, легкостью походки, легкими прыжками и радостным обаянием на сцене, особенно в комедийных ролях». [ 2 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Родившаяся под именем Надин Джадд в Блумфонтейне, столице провинции Оранжевого Свободного государства (ныне провинция Свободного штата) в центральной части Южной Африки, она была потомком британских поселенцев, иммигрировавших в богатый алмазами район в поисках новой жизни. Ее родители, принадлежавшие к англоговорящему меньшинству города, где официальным языком был африкаанс, поощряли ее детский интерес к театру. Ее первое появление на сцене состоялось в возрасте 8 или 9 лет, когда она появилась в роли ребенка Чио-Чио Сан в местной постановке « Мадам Баттерфляй» . Ее серьезное изучение танца началось только после того, как ее родители перевезли семью в Дурбан, крупный город прибрежной провинции Натал (ныне Квазулу-Натал). Там она изучала драму у Элизабет Снеддон в Натальском университете, балет у Эйлин Киган, талантливой учительницы, танцевавшей в труппе Анны Павловой, а также сценическое искусство и пантомиму у Доротеи Макнейр. [ 3 ] Кигану приписывают заложение основ сильной классической балетной техники Нерины. [ 4 ] После смерти матери Джадда, когда она была подростком, учителя посоветовали отцу отправить талантливого ученика в Англию для дальнейшего обучения.
В 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны в Европе, Джадд организовал для своей дочери проезд на корабле, идущем из Кейптауна в Саутгемптон. Ей тогда было 17 или 18 лет. Поселившись в Лондоне и мечтая присоединиться к балету Рамбер, она начала искать уроки у Мари Рамбер , которая подружилась с ней и поддерживала ее. Затем она поступила в балетную школу Сэдлера Уэллса под руководством Нинетт де Валуа и в студию Эльзы Брунеллески, где изучала испанские танцы. [ 5 ] Еще будучи студенткой Сэдлерс-Уэллса, она появилась в роли няни маленькой принцессы Авроры в знаменитой постановке «Спящая красавица» , поставленной к открытию Королевского оперного театра 20 февраля 1946 года. [ 6 ] Следующим летом, намереваясь усовершенствовать свою классическую технику, она поехала в Париж со своей подругой Элейн Файфилд , чтобы учиться у Ольги Преображенской , бывшей звезды Русского Императорского балета в Санкт-Петербурге.
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Вернувшись осенью в Англию, Джадд некоторое время танцевал в Оперном балете Сэдлера Уэллса, который вскоре был реформирован и переименован в Театральный балет Сэдлера Уэллса. Там под руководством балетмейстера Пегги ван Праа она работала с Лео Керсли, ставшим близким другом, Кеннетом Макмилланом , Питером Дарреллом и начинающим хореографом Джоном Крэнко , соотечественником из Южной Африки. [ 7 ] В это время она взяла сценический псевдоним Надя Нерина, полученный из нежных, похожих на лилии цветов, называемых неринами, вида, произрастающего в Южной Африке. В роли танцовщицы цирка в «Марди Гра » Андре Ховарда она добилась своего первого большого успеха, завоевав одобрение балетоманов и аплодисменты публики всякий раз, когда она появлялась. В декабре 1947 года она присоединилась к основной труппе Sadler's Wells в Ковент-Гардене в качестве солистки. Через три дня она уже была на сцене, танцуя соло в «Сильфидах» Михаила Фокина . [ 8 ] Положенная на Мазурку ре мажор Шопена (соч. 33, № 2), она показала ее легкие, высокие прыжки, быструю работу ног и мягкие порт де бюстгальтеры особенно выгодно . Вскоре после этого де Валуа увидел ее в соло в па-де-труа «Лебединого озера» , которому она научилась у Преображенской, и, признавая ее индивидуальность, поддержал ее в том, что Нерина назвала «моим естественным стилем». [ 9 ]
После этого ее прогресс был стремительным: одна хорошая роль следовала за другой. В 1952 году, в возрасте 25 лет, она была назначена солисткой, став «отчетливо ярким светом в удивительно ярком списке балерин труппы, в который входили Мойра Ширер, Марго Фонтейн, Светлана Бериосова и Антуанетта Сибли». [ 10 ] В течение следующих полутора десятилетий она танцевала ведущие партии во многих произведениях из репертуара Sadler's Wells, великих классических произведениях девятнадцатого века, а также в произведениях, созданных современными танцорами. [ 11 ] Она была любимицей Фредерика Эштона , главного хореографа труппы, который пригласил ее в новые работы, такие как «Посвящение королеве» и «Подношение ко дню рождения» , а также в существующие постановки «Золушки», «Сильвии » и «Ундины» . [ 12 ] [ 13 ] В «Посвящении королеве » он сделал для нее сольную вариацию, которая включала шесть антреша и двойные туры в воздухе , трюки, обычно выполняемые мужчинами, а в «Подношении ко дню рождения » он снова использовал ее воздушные способности в серии парящих прыжков. Ее актерским талантом также восхищался Кеннет Макмиллан , который в 1956 году пригласил ее в свой первый балет «Ноктамбулы» , мрачную историю о гипнотизере, в которой она сыграла пожилую женщину под чадрой, которую преследовали четыре жениха, когда она вернула свою юношескую красоту. [ 14 ] Однако такие драматические роли не были ее сильной стороной, поскольку ее солнечный нрав и блестящая техника делали ее более подходящей для ярких ролей и классического блеска.
1960 год стал для Нерины знаменательным. 28 января она выступила в Королевском балете (так называемом с 1956 года) в роли Лизы в опере Эштона «La Fille Mal Gardée» («плохо охраняемая девушка»). Основанная на старой французской сказке о вдове и ее своенравной дочери, переработка Эштоном балета Жана Доберваля 1789 года сразу же стала хитом. Действие трех сцен происходило на ферме вдовы, на близлежащем поле и в гостиной фермерского дома. Очаровательные декорации и костюмы были разработаны Осбертом Ланкастером, а хореография была поставлена под новую мелодичную партитуру, аранжированную и оркестрованную Джоном Ланчбери. снялся Дэвид Блэр Помимо Нерины в главной роли, в роли Кола, ее возлюбленного, ; Стэнли Холден в роли ее матери, вдовы Симоны; и Александр Грант в роли Алена, ее незадачливого поклонника. [ 15 ] Эштон назвал их своим «идеальным составом», и, хотя с тех пор им на смену пришло множество других, сомнительно, что их когда-либо как квартет удалось превзойти. [ 16 ] После премьеры пасторальная комедия Эштона была описана как «беззастенчиво лирическая и бравурная демонстрация пикси (рост 5 футов, 4 дюйма, 105 фунтов) Нади Нериной». [ 17 ] Фильм был объявлен выдающимся успехом, его даже назвали шедевром, и с тех пор он вошел в современный канон, в немалой степени благодаря главной героине.
Нерина была также хорошо известна за пределами Англии. В начале 1950-х годов она несколько раз гастролировала по Южной Африке, представляя сольные программы с южноафриканцем Алексисом Рассином и снимаясь с ним в местной постановке « Жизели» в Кейптауне. [ 18 ] С труппой Сэдлера Уэллса (позже Королевский балет) она неоднократно гастролировала по Европе и Северной Америке. [ 19 ] Она была особенно популярна во Франции, где ей аплодировали за ее выступления в «Мамзель Анго» Кранко Мясина и «Бонн-Буш» , оба с явно галльским оттенком. Ее также тепло оценила шотландская публика в Эдинбурге и Глазго, где она часто выступала во время гастролей Sadler's Wells Ballet в 1950-х годах. [ 20 ] В 1960 году, после январского триумфа в Ковент-Гардене, ее пригласили выступить в качестве приглашенной балерины как в Большом театре в Москве, так и в Кировском балете в Ленинграде. В партнерстве с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере» в Москве в 1960 году и Константином Сергеевым в «Жизели» в Ленинграде в 1961 году она завоевала признание в обоих городах, любящих балет. [ 21 ] Ее также очень любили в Америке. В 1964 году она представляла Великобританию на чествовании убитого президента Джона Ф. Кеннеди в Белом доме в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 22 ]
В 1965 году Нерина попросила Эштон, тогдашнего директора Королевского балета, назначить ее «приглашенной артисткой», чтобы она могла получать приглашения от других трупп. Среди них был балет Western Theater в Бристоле, где она сыграла главную роль в « Доме Питера Даррелла » о молодой женщине в приюте. Она выступала в качестве гостя в Королевском балете до 1968 года, танцуя в La Fille Mal Gardée и Sylvia , и была популярной звездой на балетных гала-концертах, обычно отдавая свои гонорары в благотворительные фонды танцоров. После выхода на пенсию в 1969 году она стала покровителем Общества Чекетти, которое сохраняет итальянскую систему преподавания, на которой был основан британский балет.
Роли созданы
[ редактировать ]Среди солистских или главных партий, созданных Нериной, можно выделить следующие. [ 23 ]
- 1946, Марди Гра, хореография Андре Ховард, музыка Леонарда Сальзедо. Роль: Танцор цирка.
- 1948. «Золушка» , хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Фея Весны.
- 1953. «Посвящение королеве» , хореография Фредерика Эштона, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Королева Земли.
- 1955. Вариации на тему Перселла , хореография Фредерика Эштона, музыка Бенджамина Бриттена. Роль: солистка.
- 1956. Подношение ко дню рождения , хореография Фредерика Эштона, музыка Александра Глазунова. Роль: солистка.
- 1956. «Ноктамбулы» , хореография Кеннета Макмиллана, музыка Хамфри Сирла. Роль: Увядшая красавица.
- 1956. Фейерверк , хореография Кеннета Макмиллана, музыка Игоря Стравинского. Роль: па-де-де с Алексисом Рассином.
- 1960. La Fille Mal Gardée , хореография Фредерика Эштона, музыка Фердинанда Герольда, аранжировка и оркестровка Джона Ланчбери. Роль: Лиза, своенравная дочь.
- 1963. «Электра» , хореография Роберта Хелпмана, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Электра, дочь Агамемнона.
- 1965. «Дом» , хореография Питера Даррелла, музыка Белы Бартока. Роль: солистка.
Другие роли
[ редактировать ]Среди множества ролей в репертуаре Нерины можно выделить следующие. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
- «Сильфиды» , хореография Мишеля Фокина, музыка Фредерика Шопена. Роли: Мазурка и Вальс.
- «Карнавал» , хореография Михаила Фокина, музыка Роберта Шумана, оркестровка Александра Глазунова. Роль: Папийон.
- «Призрак розы» , хореография Михаила Фокина, музыка Карла Марии фон Вебера. Роль: Девушка.
- «Фантастический бутик» , хореография Леонида Мясина, музыка Джоаккино Россини, оркестровка Отторино Респиги. Роль: Танцор кан-кан.
- Мамзель Анго , хореография Леонида Мясина, музыка Шарля Лекока и Гордона Жакоба. Роль: Мамзель Анго.
- «Золушка» , хореография Фредерика Эштона, музыка Сергея Прокофьева. Роль: Золушка.
- «Фасад» , хореография Фредерика Эштона, музыка Уильяма Уолтона. Роли: Полька и Танго Пасодобль.
- «Свадебный букет» , хореография Фредерика Эштона, музыка лорда Бернерса. Роль: Джулия.
- «Спящая красавица» — традиционная хореография Мариуса Петипа с дополнениями Фредерика Эштона и Нинетт де Валуа, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: Принцесса Аврора.
- Лебединое озеро , традиционная хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, музыка Петра Ильича Чайковского. Роли: Одетта и Одиллия.
- «Сильвия» , хореография Фредерика Эштона, музыка Лео Делиба. Роль: Сильвия.
- «Бонн-Буш: Поучительная история» , хореография Джона Крэнко, музыка Артура Олдэма. Роль: Дочь.
- Коппелия , традиционная хореография Артюра Сен-Леона, музыка Лео Делиба. Роль: Сванильда (она же Сванильда).
- «Жизель» , традиционная хореография Жана Коралли и Жюля Перро, музыка Адольфа Адама. Роль: Жизель.
- «Ундина» , хореография Фредерика Эштона, музыка Хабса Вернета Хенце. Роль: Ундина.
- «Петрушка» , хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Балерина.
- «Жар-птица» , хореография Михаила Фокина, музыка Игоря Стравинского. Роль: Жар-птица.
- Па-де-де «Дон Кихот» (3 акт), традиционная хореография Мариуса Петипа, музыка Людвига Минкуса. Роль: Китри.
- «Стрекоза» , хореография Анны Павловой, музыка Фрица Крейслера. Роль: Стрекоза.
- «Умирающий лебедь» , хореография Михаила Фокина, музыка Камиля Сен-Санса. Роль: Лебедь.
- «Послеполуденный отдых фавна» , хореография Джерома Роббинса, музыка Клода Дебюсси. Роль: Девушка.
- Серенада , хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.
- Ballet Imperial , хореография Джорджа Баланчина, музыка Петра Ильича Чайковского. Роль: солистка.
Личная жизнь
[ редактировать ]В начале 1960-х годов Нерина считалась законной преемницей стареющей Марго Фонтейн на посту ведущей балерины Королевского балета. Однако ее карьерный путь изменился из-за ухода молодого Рудольфа Нуриева из Кировского балета в 1961 году. Его последующее партнерство с Фонтейн в Королевском балете отложило ее выход на пенсию и возобновило ее карьеру. Она оставалась царствующей королевой сцены Ковент-Гардена еще два десятилетия. Нерина была разочарована тем, что ее затмили Фонтейн и Нуреев, но, всегда щедрая духом, она никогда не винила Фонтейн за свое доминирование. С ней она оставалась в дружеских отношениях долгие годы, но ее отношения с непостоянным Нуриевым были двойственными. Они неоднократно успешно танцевали вместе, но их партнерство часто было непростым. [ 27 ] Алексис Рассин, Дэвид Блэр и великий датский танцор Эрик Брюн , с которым она танцевала «Лебединое озеро» в 1962 году, были ей гораздо более приятны в качестве партнеров. [ 28 ]
Нерина вышла замуж за Чарльза Гордона, финансиста и предпринимателя из Южной Африки, в 1956 году. В годы его непростой карьеры она оставалась верной и поддерживающей женой. У них не было детей. После ее ухода со сцены в 1969 году они переехали в Монте-Карло, а затем на юг Франции, где она прожила до самой смерти. Она умерла в своем доме в Болье-сюр-Мер, на побережье Средиземного моря к западу от Ниццы. Ей было 80 лет.
Наследие
[ редактировать ]Информацию о работе Нерины и ее подходе к своим ролям можно получить из ее комментариев и интервью в следующих книгах.
- Клемент Крисп, изд. Балерина: Портреты и впечатления Нади Нериной . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1975.
- Барбара Ньюман, «Нахождение баланса: танцоры говорят о танцах» . Преподобный изд. Нью-Йорк: Центр внимания, 1992.
- Сирил Суинсон. Надя Нерина . Лондон: Адам и Чарльз Блэк, 1957.
Между 1957 и 1965 годами Нерина появилась в семи крупных телевизионных программах, созданных Маргарет Дейл для BBC-TV. Ниже перечислены программы, доступные в настоящее время на коммерческих DVD.
- Наследие: Сильфиды и Жизель . Классика ИКА. В «Сильфидах» участвуют Светлана Бериосова, Виолетта Элвин, Алисия Маркова и Джон Филд. В «Жизели» главную роль исполняет Нерина, а в роли Альбрехта — Николай Фадеечев. Запись 1958 года, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5030.
- В наследии: Надя Нерина, Роберт Хелпманн, Марго Фонтейн, Рудольф Нуриев . Классика ИКА. Нерина появляется в отрывках из «Коппелии» и «Сильфид» . Запись 1962 года, DVD выпущен в 2012 году. Каталожный номер: 5058.
- Наследие: La Fille Mal Gardée . Классика ИКА. С оригинальным актерским составом. Нерина в роли Лизы, Дэвид Блэр в роли Коласа, Стэнли Холден в роли вдовы Симоны и Александр Грант в роли Алена. Записано в 1962 году, DVD выпущен в 2013 году. Каталожный номер: ICAD 5088.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Мэри Кларк, «Надя Нерина», некролог, The Guardian (Лондон), 7 октября 2008 г.
- ↑ Брюс Вебер, «Надя Нерина, балерина Королевского балета, умерла в 80 лет», некролог, The New York Times , 11 октября 2008 г.
- ^ Марина Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (Кейптаун: Human & Rousseau, 1981), стр. 398.
- ↑ Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
- ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
- ↑ Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
- ^ Клемент Крисп, редактор, Балерина: портреты и впечатления Нади Нерины (Лондон: Weidenfeld & Nicolson, 1975).
- ^ Клемент Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца под редакцией Сельмы Джин Коэн и других (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998), том. 4, с. 584.
- ↑ Кларк, «Надя Нерина», некролог, 7 октября 2008 г.
- ↑ Вебер, «Надя Нерина», некролог, 11 октября 2011 г.
- ^ f>Мэри Кларк, Балет Сэдлера Уэллса: история и признание (Нью-Йорк: Macmillan, 1955), стр. 263 и след.
- ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты (Нью-Йорк: Кнопф, 1977), стр. 271 и след.
- ^ Джеральдин Моррис, «Танцевальное партнерство: Эштон и его танцоры», Dance Research (Лондон), 19.1 (лето 2001 г.), стр. 11–59.
- ↑ Адам Бернштейн, «Классическая балерина «Бравура» Надя Нерина», некролог, Washington Post , 9 октября 2008 г.
- ^ Джули Кавана, Тайные музы: Жизнь Фредерика Эштона (Нью-Йорк: Пантеон, 1996), стр. 421-422.
- ↑ Кларк, «Надя Нерина», некролог, 8 октября 2008 г.
- ↑ Штатный автор журнала Time , цитата Брюса Вебера в некрологе «Надя Нерина», 11 октября 2008 г.
- ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
- ^ Александр Бланд, Королевский балет: первые пятьдесят лет (Нью-Йорк: Doubleday 1981).
- ↑ Аноним, «Надя Нерина – танцовщица Королевского балета», некролог, The Scotsman (Лондон), 8 октября 2008 г.
- ^ Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 4, с. 585.
- ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 398.
- ^ Дебра Крейн и Джудит Макрелл, «Нерина, Надя», в Оксфордском танцевальном словаре (Oxford University Press, 2000).
- ^ Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (1981), стр. 399.
- ^ Крисп, «Нерина, Надя», в Международной энциклопедии танца (1998), том. 4, с. 584.
- ^ Различные онлайн-биографии и некрологи.
- ↑ Аноним, «Надя Нерина», некролог, The Telegraph (Лондон), 7 октября 2008 г.
- ↑ Вебер, «Надя Нерина», некролог, 11 октября 2008 г.
- 1927 рождений
- смертей в 2008 г.
- Британские балерины
- Люди из Блумфонтейна
- Люди из Дурбана
- Танцоры из Лондона
- Прима-балерины
- Танцоры Королевского балета
- Южноафриканские балерины
- Южноафриканские артисты балета
- Южноафриканские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Члены жюри танцевальной премии Бенуа
- Артисты балета 20 века