Алексис Рассин
Алексис Рассин | |
---|---|
Рожденный | Алек Рэйсман 26 июля 1919 г. Каунас , Литва |
Умер | 25 июля 1992 г. |
Национальность | Южноафриканский |
Занятие | Артист балета |
Алексис Рассин (26 июля 1919 - 25 июля 1992) был южноафриканским артистом балета, добившимся наибольшего успеха в балете Сэдлера Уэллса в Англии в 1940-х и начале 1950-х годов. [ 1 ] Его помнят как классического танцора, который внес «большой вклад в британский балет» во время войны и «помог сохранить развевающийся флаг, когда вокруг царил хаос и катастрофа». [ 2 ]
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Рассин родился Алек Райсман (первоначально Райсман) в Каунасе , Литва , в семье русских евреев Израиля, гравера и серебряного мастера в мастерской Фаберже , и Сары. В первые годы его жизни семья переезжала между Санкт-Петербургом и Литвой в зависимости от политической ситуации того времени. Рэйсман был младшим из трёх братьев (остальные — Макс и Джошуа). Четвертый брат не пережил младенчество. Первоначально он говорил по-русски со своими родителями и братьями, но в 1929 году, когда ему было 10 лет, его семья переехала в Кейптаун , Южная Африка, где он научился говорить по-английски и получил новое гражданство. (В более позднем возрасте он говорил характерным высоким голосом со среднеевропейским акцентом, компенсированным южноафриканским подтекстом. [ 3 ] ) В 14-летнем возрасте он начал обучение танцам у Хелен Уэбб и Мод Ллойд , которые вскоре признали его необычный талант. [ 4 ] Воодушевленный ими, он покинул Южную Африку в 1937 году, когда ему было 18 лет, и уехал в Париж, где продолжил обучение у русских учителей-эмигрантов Ольги Преображенской и Александра Волинина. Еще будучи студентом, он дебютировал на профессиональной сцене, танцуя в балете Bal Tabarin , гламурного кабаре недалеко от Дворца Гарнье , дома балета Парижской оперы .
Не сумев получить место в балете Парижской оперы, Рассин нацелился на Лондон. Приехав туда без гроша, но талантливый, в то время, когда танцоров-мужчин не хватало, он нашел учителей, готовых дать ему бесплатное обучение, ходя по утрам к Станиславу Идзиковскому , а по вечерам к Игорю Швезову. Он также учился у Веры Волковой в балетной школе Sadler's Wells. После непродолжительного пребывания в Ballet Rambert в 1938 году он присоединился к гастролирующему ансамблю, известному как Trois Arts Ballet, где приобрел сценический опыт и выучил фрагменты классического репертуара. [ 5 ]
Исполнительская карьера
[ редактировать ]Первого сентября 1939 года, когда Рассин еще был членом компании «Труа Арт», немецкие войска вторглись в Польшу, после чего Соединенное Королевство и Франция объявили войну Германии, и это событие оказало драматическое влияние на растущую карьеру Рассина. В конце 1940 года группа польских беженцев сформировала Англо-польский балет, специализирующийся на польских народных танцах, и Рассин был приглашен присоединиться. Вскоре он стал ведущим классическим танцором труппы, выступая в Михаила Фокина » «Сильфидах и «Призраке розы» с Натальей Россовской. Когда Нинетт де Валуа , директор балета Сэдлерс-Уэллс, пришла искать танцоров-мужчин, чтобы восполнить потери в ее разрушенной войной труппе, она была приятно впечатлена Рассином, но вместо этого выбрала другого танцора, миниатюрного Гордона Гамильтона, австралийского характерного танцора и мима. . Впоследствии она передумала и также предложила Рассину контракт. [ 6 ]
В 1942 году Рассин присоединился к труппе Sadler's Wells Ballet, где оставался до 1955 года. Вскоре он был повышен до ведущего танцора и был выбран партнером балерин Нади Нерины , Полины Клейден и Памелы Мэй в балетах «Жизель» , «Спящая красавица » , «Коппелия» и «Спящая красавица». другие классические произведения. Он был особенно известен исполнением технически сложной роли Синей птицы в «Спящей красавице» . В современном репертуаре он создал партии в ряде произведений Нинетт де Валуа , [ 7 ] Фредерик Эштон , [ 8 ] и Роберт Хелпманн . [ 9 ] Фокина Он танцевал ведущие партии во многих любимцах публики: Арлекина в «Карнавале» де Валуа , Вестрис в «Перспективе перед нами» , Сноба в Леонида Мясина » «Фантастическом бутике и Синего мальчика в Фредерика Эштона » «Патинёрах . Его обаятельная личность делала его хорошо подходящим для беззаботных ролей, но он также был знатоком образов в драматических произведениях. Как сольный танцор, им восхищались его плавные, гибкие движения, а такие балерины, как Марго Фонтейн , Берил Грей и Виолетта Элвин, ценили его как исключительно способного партнера. В 1958 году он танцевал Альбрехта в партии Жизели великой французской балерины Иветты Шовире в ее выступлениях в Королевском балете.
Рассина ценили и на родине. Он вернулся в Кейптаун впервые в 1947 году, когда его пригласили продюсировать и станцевать второй акт « Жизели» для Южноафриканского национального балета, тогда под руководством Сесили Робинсон, с которой он танцевал в юности, будучи студентом. Впоследствии он установил важные партнерские отношения со своей близкой подругой Надей Нериной , южноафриканской танцовщицей, которая стала прима-балериной в балете Сэдлера Уэллса. Вместе они гастролировали по Южной Африке и Южной Родезии (ныне Зимбабве ) в 1952 году, представляя сольные программы па-де-де и сольные вариации. Они снова танцевали в Южной Африке в 1955 году, выступив в «Жизели» с балетом Кейптаунского университета. [ 10 ] они были вынуждены выступать перед публикой, предназначенной только для белых, Несмотря на то, что из-за государственной политики апартеида они руководствовались патриотизмом и желанием внести свой вклад в культурную жизнь страны. В последующие годы ни один из них не вернулся, чтобы жить на своей расово раздробленной родине.
После того, как война в Европе закончилась в 1945 году, Рассин столкнулся с конкуренцией за роли в репертуаре Sadler's Wells с возвращением таких превосходных танцоров, как Майкл Сомес , Гарольд Тернер и Джон Филд , но ему удавалось удерживать свои позиции до начала 1950-х годов. К 1952 году новое поколение танцоров-мужчин, в том числе красивый и влиятельный Дэвид Блэр , оказалось в центре внимания на сцене Ковент-Гардена . [ 11 ] Рассин постепенно был переведен во второй или третий состав или вообще исключен из новых работ. К 1954 году стало ясно, что его звезда упала с небосвода Сэдлерс-Уэллса. Он покинул труппу в поисках новых возможностей и какое-то время нашел их в качестве гостя в Уолтера Гора и Лондонском балете в зарубежных труппах. В конце концов, поскольку бывшие поклонники почти забыли его, он ушел из танцевального мира и ушел на пенсию.
Роли созданы
[ редактировать ]- 1942, «Гамлет» , хореография Роберта Хелпмана , музыка Петра Ильича Чайковского . Роли: Призрак отца Гамлета и Король-игрок.
- 1943. «Променад» , хореография Нинетт де Валуа, музыка Франца Йозефа Гайдна , аранжировка Эдвина Эванса. Роль: па-де-труа с Мойрой Ширер и Рэем Пауэллом.
- 1943. «Квест» , хореография Фредерика Эштона, музыка Уильяма Уолтона . Роль: Санслой, сарацинский рыцарь.
- 1944. Чудо в Горбалсах , хореография Роберта Хелпмана, музыка Артура Блисса . Роль: Любовник.
- 1946. Les Sirènes , хореография Фредерика Эштона, музыка лорда Бернерса . Роль: Чайка.
- 1946. Адам Зеро , хореография Роберта Хелпмана, музыка Артура Блисса. Роль: Дублер, Сын, с Джиллиан Линн в роли дочери.
- 1946. Королева фей , маска, продюсеры Фредерик Эштон и Малкольм Бейкер-Смит, музыка Генри Перселла , адаптированная Константом Ламбертом . Роль: Китайская танцовщица.
- 1950. «Дон Кихот» , хореография Нинетт де Валуа, музыка Роберто Герхарда . Роль: Пастух в па-де-де с Памелой Мэй.
- 1953. «Посвящение королеве» , хореография Фредерика Эштона, музыка Малкольма Арнольда. Роль: Супруга Королевы Земли.
- 1956. Фейерверк , хореография Кеннета Макмиллана , музыка Игоря Стравинского . Роль: па-де-де с Надей Нериной.
Личная и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В начале своей карьеры в Англии Рассин подружился с Джоном Леманном , поэтом и литератором, признанным сегодня одним из выдающихся литературных редакторов двадцатого века. Они были любящими товарищами на протяжении многих лет, примерно с 1940 года и до смерти Лемана в 1987 году. На пике своего успеха, в середине 1940-х годов, Рассин решил сделать операцию по изменению формы своего орлиного носа, которая в некоторой степени уменьшила его. его исходящая личность. Он стал очень замкнутым, несколько отстраненным человеком. В последние годы своей жизни он жил уединенной жизнью в Кроули , городке в Западном Суссексе , в коттедже, оставленном ему Леманном. Время от времени он ездил в оживленный район Кенсингтон на западе Лондона, чтобы обучить нескольких частных учеников, прежде чем снова вернуться в тихую сельскую местность. Он умер дома в возрасте 83 лет. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Кларк, Балет Сэдлера Уэллса: история и признание (Лондон: A. & C. Black, 1955).
- ↑ Джон Грегори, «Алексис Рассин», некролог, The Independent (Лондон), 4 августа 1992 г.
- ↑ Грегори, «Алексис Рассин», некролог, 4 августа 1992 г.
- ^ Марина Грут, «Рассин, Алексис», в «Истории балета в Южной Африке » (Кейптаун: Human & Rousseau, 1981), стр. 403.
- ^ Мэри Кларк и Дэвид Воган, ред., «Рассин, Алексис», в Энциклопедии танца и балета (Нью-Йорк: Патнэм, 1977).
- ^ Анатоль Чуджой и PW Manchester, ред., «Рассин, Алексис», в Энциклопедии танца , ред. и англ. ред. (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1967).
- ^ Кэтрин Сорли Уокер, Нинетт де Валуа: идеалистка без иллюзий (Лондон: Dance Books, 1987), стр. 227 и след.
- ^ Дэвид Воган, Фредерик Эштон и его балеты (Нью-Йорк: Кнопф, 1977), стр. 200 и след.
- ^ Элизабет Солтер , Хелпманн: Официальная биография сэра Роберта Хелпманна, CBE (Лондон: Angus & Robertson, 1978).
- ^ Марина Грут, «Нерина, Надя», в «Истории балета в Южной Африке » (Кейптаун: Human & Rousseau, 1981), стр. 398.
- ^ Кларк, Балет Сэдлера Уэллса: история и признание (1955), с. 286.
- ^ Элисса Ролле, «Алексис Рассин и Джон Леманн», в книге « Дни любви: празднование истории ЛГБТ, одна история за раз» (самопубликовано, напечатано CreateSpace, компанией Amazon, 2014).
- 1919 рождений
- 1992 смертей
- Танцоры Королевского балета
- Люди из Каунаса
- Художники из Кейптауна
- Южноафриканские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Южноафриканские артисты балета
- Южноафриканские артисты балета
- Южноафриканские танцоры ЛГБТ
- Английские ЛГБТ 20-го века
- Литовские ЛГБТ 20-го века
- Южноафриканские ЛГБТ 20-го века