Нинетт де Валуа
Нинетт де Валуа | |
---|---|
Рожденный | Эдрис Станнус 6 июня 1898 г. Блессингтон , Ирландия |
Умер | 8 марта 2001 г. Барнс, Лондон , Англия | ( 102 года
Национальность | Британский |
Образование |
|
Занятия |
|
Годы активности | 1900–1990-е годы |
Организации | |
Известный | Балет |
Заметная работа | |
Заголовок | Основатель и художественный руководитель |
Срок | 1931–1963 (Королевский балет) |
Предшественник | Нет (Основатель) |
Преемник | сэр Фредерик Эштон |
Супруг |
Артур Блэколл Коннелл
|
Награды |
|
Дама Нинетт де Валуа OM CH DBE (урожденная Эдрис Станнус ; 6 июня 1898 - 8 марта 2001) была британкой ирландского происхождения. [1] танцовщик , педагог, хореограф и руководитель классического балета . В частности, она профессионально танцевала в Сержа Дягилева » «Русском балете , позже основав Королевский балет , одну из ведущих балетных трупп 20-го века и одну из ведущих балетных трупп в мире. Она также основала Королевскую балетную школу и гастрольную труппу, которая стала Королевским балетом Бирмингема . Ее широко считают одной из самых влиятельных фигур в истории балета и «крестной матерью» английского и ирландского балета. [2] [3] [4]
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Нинетт де Валуа родилась как Эдрис Станнус 6 июня 1898 года в Baltyboys House , особняке 18-го века недалеко от города Блессингтон , графство Уиклоу , Ирландия , тогда еще входившее в состав Соединенного Королевства . Член дворянской семьи, она была второй дочерью подполковника Томаса Станнуса DSO . [5] офицер британской армии и Элизабет Грейдон Смит, стеклодув, известная как «Лилит Станнус». [6] [7] Она была правнучкой по материнской линии писательницы Элизабет Грант Смит и праправнучкой по материнской линии шотландского политика Джона Питера Гранта . [8] По линии матери она также была правнучкой сэра Джона Питера Гранта и двоюродной сестрой леди Стрейчи , дважды удаленной . В 1905 году она переехала в Англию. [9] жить с бабушкой в Кенте . Она начала посещать уроки балета в 1908 году, в возрасте десяти лет.
Ранняя танцевальная карьера
[ редактировать ]В тринадцать лет Станнус начала свою профессиональную подготовку в Полевой детской академии Лилы. Именно в это время она сменила имя на Нинетт де Валуа. [ нужна ссылка ] и дебютировала в качестве солистки пантомимы в Лицейском театре в Вест-Энде .
В 1919 году, в возрасте 21 года, она была назначена солисткой Бичем-оперы, которая тогда была резидентной оперной труппой Королевского оперного театра . Она продолжала изучать балет у известных учителей, в том числе у Эдуарда Эспинозы , Энрико Чекетти и Николаса Легата . [9]
Русские балеты
[ редактировать ]В 1923 году де Валуа присоединился к Ballets Russes , известной балетной труппе, основанной русским импресарио Сергеем Дягилевым . Она проработала в труппе три года, выступая по Европе, получив звание солистки , а также играя роли в некоторых из самых известных балетов труппы, включая Les biches и Le Train Bleu . [9] В это время она также была наставником Алисии Марковой, которая в то время была еще ребенком, но в конечном итоге была признана прима-балериной Ассолюта и одной из самых известных английских танцовщиц всех времен. Позже Валуа сказала, что всему, что она знала о том, как управлять балетной труппой, она научилась, работая с Дягилевым. [4] Она отказалась от регулярных интенсивных танцев в 1924 году, после того как врачи обнаружили повреждение от ранее не диагностированного случая детского полиомиелита . [1]
Танцевальные школы Лондона и Дублина.
[ редактировать ]Покинув «Русский балет», в 1927 году де Валуа основал в Лондоне Академию хореографического искусства — танцевальную школу для девочек. [4] и балетную школу Abbey Theater в Дублине. [10] В Лондоне ее конечной целью было создать репертуарную балетную труппу с танцорами, набранными из школы и обученными уникальному британскому стилю балета. [9] Студенты школы получили профессиональный сценический опыт выступления в опере и пьесах, поставленных в « Олд Вик» , при этом де Валуа поставил для этого театра несколько коротких балетов. Лилиан Бэйлис в то время была владелицей «Олд Вик», а в 1928 году она также приобрела и отремонтировала театр «Сэдлерс Уэллс » с намерением создать дочерний театр «Олд Вик». Она наняла де Валуа для постановки полномасштабных танцевальных постановок в обоих театрах, и когда в 1931 году вновь открылся театр Сэдлерс-Уэллс, де Валуа перевела свою школу в тамошние студии под новым названием « Балетная школа Сэдлерс-Уэллс» . Также была создана балетная труппа, известная как Vic-Wells Ballet . Балетная труппа и школа Вик-Уэллса стали предшественниками сегодняшнего Королевского балета , Королевского балета Бирмингема и Королевской балетной школы .
Также в мае 1927 года У. Б. Йейтс , поэт и соучредитель театра «Эбби» , предложил де Валуа, когда она была в Дублине, основать в городе балетную школу, а примерно с ноября она взяла на себя ответственность за постановку. и программирование балетной школы Abbey Theater в Дублине. Это первый из, возможно, пяти проектов ирландской национальной балетной школы в 20 веке. [11] продлился до июня 1933 года, и 7 из 16 выпускников продолжили активно танцевать, а двое основали следующий национальный балетный проект - «Балетную школу аббатства».
Хореография
[ редактировать ]В эти годы де Валуа каждый год ставила несколько балетов, в основном на свою собственную хореографию. Она также работала с музыкой, специально заказанной современными ирландскими композиторами, такими как Гарольда Р. Уайта ( «Фавн» апрель 1928 г.), [12] » Артура Даффа и «Рог для питья « » Джона Ф. Ларше ( Синяя борода оба — июль 1933 года). [13] [14]
Балет Вик-Уэллс
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
На момент создания в балете Вик-Уэллса было всего шесть танцовщиц, а де Валуа работала ведущей танцовщицей и хореографом. Свою первую полноценную балетную постановку труппа представила 5 мая 1931 года в «Олд Вик» с Антоном Долиным в качестве приглашенной звезды. Его первое выступление в театре Сэдлерс-Уэллс состоялось несколько дней спустя, 15 мая 1931 года. В результате успеха труппы де Валуа нанял новых танцоров и хореографов. Она сама полностью ушла со сцены в 1933 году, после того как Алисия Маркова к труппе присоединилась и была назначена примой-балериной.
Под руководством де Валуа труппа процветала в 1930-х годах, став одной из первых западных танцевальных трупп, исполнявших классический балетный репертуар, прославившийся благодаря Императорскому Русскому балету . Она также приступила к созданию британского репертуара, наняв Фредерика Эштона в качестве главного хореографа и Константа Ламберта в качестве музыкального руководителя в 1935 году. [4] Она также поставила ряд собственных балетов, в том числе свои самые известные произведения: «Иов» (1931), «Прогресс повесы» (1935) и «Мат» (1937).
Со временем в труппу вошли многие из самых известных артистов балета в мире, в том числе Марго Фонтейн , Роберт Хелпманн , Мойра Ширер , Берил Грей и Майкл Сомес . В 1949 году балет Сэдлера Уэллса произвел фурор во время тура по Соединенным Штатам. Фонтейн мгновенно стал международной знаменитостью.
В 1947 году Валуа основал первую балетную школу в Турции. Созданная как балетная школа Турецкой государственной оперы и балета в Стамбуле , школа позже была присоединена к Школе музыки и балета Государственной консерватории Анкары , отделению Университета Хаджеттепе . [15] [16]
Королевский балет
[ редактировать ]В 1956 году балетная труппа и школа получили Королевскую хартию от королевы Елизаветы II и были официально связаны. Де Валуа позаботилась о том, чтобы ее компания имела постоянный приток талантов, и в последующие годы в ней появились такие звезды, как Светлана Бериосова , Антуанетта Сибли , Надя Нерина , Линн Сеймур и, что самое сенсационное, Рудольф Нуриев . [ нужна ссылка ] Она также пригласила таких хореографов, как сэр Кеннет Макмиллан и Джордж Баланчин, работать с ее труппой. Официально она ушла с поста директора Королевского балета в 1963 году, но ее присутствие в труппе продолжало иметь большое значение. [ нужна ссылка ] то же самое было и со школой, из которой она официально ушла в 1970 году.
Де Валуа выступал покровителем или сторонником ряда других проектов, включая Коркскую балетную труппу и Ирландскую национальную балетную труппу в Ирландии.
Турецкий государственный балет
[ редактировать ]Как и в случае с балетом в Великобритании и Ирландии, де Валуа оказал большое влияние на развитие балета в Турции, которая не имела предшествующей истории с этим видом искусства. Правительство Турции предложило ей изучить возможность создания балетной школы в стране, и впоследствии она посетила страну в 1940-х годах, открыв школу по той же модели, что и ее балетная школа Sadler's Wells в Лондоне. Первоначально очень немногие люди восприняли проект всерьез, но школа прочно обосновалась под руководством Молли Лейк и Трэвиса Кемпа , которые в 1954 году взяли на себя обязательство руководить ею по просьбе де Валуа; [17] в конечном итоге это привело к развитию Турецкого государственного балета . [18]
После обучения первого набора учеников [ ВОЗ? ] в новой школе де Валуа поставил ряд первых постановок государственной балетной труппы, разрешив выступления танцоров Королевского балета, в том числе Марго Фонтейн , Нади Нерины , Ани Линден , Майкла Сомеса и Дэвида Блэра . Она поставила постановки традиционного классического репертуара, включая «Коппелию» , «Жизель» , «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» , а также современные балеты «Le Patineurs» , «Le Rendezvous» и «Фредерик Эштон», а также свои собственные балеты «Поступь повесы» , «Шах и мат» и «Орфей» . [18]
В 1965 году де Валуа поставил и поставил первую полнометражную постановку, созданную для нового Турецкого государственного балета. Балет под названием «Чешмебаши» ( «У фонтана ») был первым, в котором была использована музыка турецкого композитора Ферита Тузуна , а его хореография включала элементы турецкого народного танца. Последовали дальнейшие балеты, и труппа продолжала развиваться. Сегодня балет продолжает оставаться процветающим видом искусства в Турции: балетная школа, основанная Валуа, теперь является частью Государственной консерватории музыки и драмы при Государственной консерватории Анкары . [18]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1935 году в Виндзоре она вышла замуж за доктора Артура Блэколла Коннелла (1902–1987), врача и хирурга из Уондсворта , который работал врачом общей практики в Барнсе , Лондон, где они жили, а затем в Саннингдейле , Беркшир. Она была его второй женой; Союз был бездетным, [19] но у де Валуа было два приемных сына, в том числе доктор Дэвид Блэколл Коннелл (1930 г.р.), [20] который в 1955 году женился на Сьюзен Джин Карнеги, дочери Джона Карнеги, 12-го графа Нортеска ; у них было два сына и дочь. [21]
Де Валуа держала свою личную жизнь отдельно от профессиональной, делая лишь краткие упоминания о своем браке в своих автобиографических произведениях. В апреле 1964 года она стала героем фильма «Это твоя жизнь» , когда ее удивил Имон Эндрюс в доме танцора Фредерика Эштона в Лондоне. Она продолжала появляться на публике до своей смерти в Лондоне в возрасте 102 лет. [ нужна ссылка ]
BBC Radio 4 В 1991 году де Валуа появился на дисках Desert Island Discs . Ее избранной книгой стал сборник стихов, а предметом роскоши — вечная бутылочка со снотворным . [22]
Хореографические произведения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Среди ее ранних хореографий была постановка греческой трагедии «Орестея» , которая открыла Теренса Грея в Кембриджский фестивальный театр ноябре 1926 года. [23] Де Валуа впервые зарекомендовала себя как хореограф, поставив несколько коротких балетов для лондонского театра «Олд Вик» . Она также ставила в театре хореографию для спектаклей и опер, которые исполняли ее собственные ученики. [9] После создания балета Вик-Уэллса ее первая крупная постановка «Джоб» (1931) стала первым балетом, определившим будущее британского балетного репертуара.
Позже, после того как в 1935 году Фредерик Эштон стал первым главным хореографом труппы, [9] де Валуа сотрудничал с ним для создания серии авторских балетов, которые признаны краеугольными камнями британского балета. В их число входили «Прогресс граблей» (1935). [24] и мат (1937). [9]
Иов (1931)
[ редактировать ]Старейший балет в репертуаре Королевского балета, «Иов» считается решающим произведением в развитии британского балета и первым балетом, поставленным полностью британской творческой командой. [25] Балет был поставлен и поставлен де Валуа по заказной партитуре под названием «Иов, маска для танца» , написанной Ральфом Воаном Уильямсом , с оркестровкой Константа Ламберта и дизайном Гвендолен Раверат . Либретто балета было написано Джеффри Кейнсом и основано на Уильяма Блейка гравированном издании Книги Иова из еврейской Библии . [26] Балет, состоящий из восьми сцен, вдохновлен гравюрами Блейка, поэтому де Валуа поставил хореографию балета, используя преимущественно мимические движения для создания простого декоративного эффекта. [27]
В Иове представлен ряд известных танцев, которые до сих пор исполняются регулярно. Наиболее известными отрывками являются «Танец Сатаны» , акробатическое соло для танцора, танец утешителей Иова и сатирические экспрессионистские танцы, представляющие войну , эпидемию и голод . [28] Мировая премьера «Иова» состоялась 5 июля 1931 года и была исполнена для членов Общества Камарго в Кембриджском театре в Лондоне. Первое публичное исполнение балета состоялось 22 сентября 1931 года в театре Олд Вик. [26]
Другие работы
[ редактировать ]Другие работы Нинетт де Валуа включают:
- Бальный зал с привидениями (1934)
- Бар в Фоли-Бержер (1934), для Балетного клуба
- Прогресс граблей (1935)
- Как вам это понравится (1936)
- Мат (1937)
- Каждый гусь может
- Боги просят милостыню
- Барабау
- Перспектива перед нами (1940)
- Келоглан (1950)
- У истока фонтана (1963)
- Чешмебаши (1965), для Турецкого государственного оперы и балета
- Симфониетта (1966)
- пара
Почести и награды
[ редактировать ]Почести
[ редактировать ]Нинетт де Валуа была назначена кавалером Ордена Британской Империи (CBE) 1 января 1947 года. [а] получила звание командира дамы (DBE). и 1 января 1951 года [б] Она стала кавалером Ордена Почетных кавалеров (CH) 31 декабря 1981 г. [с] и был награжден Ее Величеством Королевой Орденом За заслуги (OM) 2 января 1992 года. [д]
она была удостоена звания рыцаря Франции . ордена Почётного легиона 1 мая 1950 года [э] и получил Орден «За заслуги перед Турецкой Республикой» 2 января 1998 года. [г]
Награды
[ редактировать ]Нинетт де Валуа получила бронзовую награду за заслуги перед балетом от Ирландской католической сценической гильдии в 1949 году. [или] Она была первой лауреаткой Королевской академии танца Коронационной премии королевы Елизаветы II в 1953–1954 годах. [я] она стала почетным членом Королевской академии танца. 19 июля 1963 года [Дж] и Императорского общества учителей танцев 8 марта 1964 г. [к] В 1964 году она получила Королевского общества искусств. медаль Альберта [л] а в 1974 году — Фонда Эразмус Премия Эразма . [м] Серебряная юбилейная медаль королевы Елизаветы II была вручена 7 июня 1977 года. [н] и медаль Королевского оперного театра за выслугу лет в 1979 году. [х]
она получила премию Круга критиков за выдающиеся заслуги перед искусством. В 1989 году [the] и специальная премия Лондонского театрального общества Лоуренса Оливье в 1992 году. [п]
В США Танцевального театра Гарлема . 27 июля 1981 года она получила премию [р]
Почетные степени
[ редактировать ]Нинетт де Валуа получила степень доктора музыки (DMus) в Лондонском университете в 1947 году и в Шеффилдском университете 29 июня 1955 года. [с] Тринити-колледж Дублина в 1957 году и Даремский университет в 1982 году.
Она получила степень DLitt в Университете Рединга в 1951 году, Оксфордском университете в 1955 году и Ольстерском университете в 1979 году.
В 1958 году она получила степень доктора юридических наук в Абердинском университете , а 5 июля 1975 года — доктора литературы в Университете Сассекса . [т]
Фестиваль танца Нинетт де Валуа
[ редактировать ]Фестиваль танца Нинетт де Валуа проводится ежегодно в родном городе де Валуа, Блессингтоне, графство Уиклоу, с 2018 года. [29] Фестиваль был отложен из-за пандемии COVID-19, но возобновился в 2022 году. [30] Мемориальная скамейка де Валуа расположена возле церкви Святой Марии в Блессингтоне. [31]
Библиография
[ редактировать ]- де Валуа, Нинетт (1937). Приглашение на балет . Лондон: Бодли Хед. OCLC 59460167 .
- де Валуа, Нинетт (1957). Приходите потанцевать со мной; Мемуары, 1898–1956 . Лондон: Х. Гамильтон. ISBN 0-946640-62-9 . ОСЛК 4063947 .
- де Валуа, Нинетт (1992) [1957]. Приходите потанцевать со мной; Мемуары, 1898–1956 . Дублин: Лилипут Пресс. ISBN 0-946640-62-9 . Перепечатка де Валуа (1957) .
- де Валуа, Нинетт (1977). Шаг за шагом: создание заведения . Лондон: WH Аллен. ISBN 0-491-01598-4 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нинетта де Валуа . Британская энциклопедия . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Сигал, Льюис. «Дама Нинетт де Валуа; влиятельная основательница Британского Королевского балета» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 августа 2010 г.
- ^ «Первая волна классического балета в Австралии» . Cultureandrecreation.gov.au. 4 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2010 г. . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уолш, Джон (6 июня 1998 г.). «Интервью: Дама Нинетт де Валуа: старейшина танца» . Независимый . Лондон, Великобритания. Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Монтгомери-Массингберд, Ирландские семейные отчеты Хью Берка, Лондон, 1876 г.
- ^ «Ирландка, ставшая матерью британского балета» . Ирландские Таймс . 19 марта 2001 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Кеннеди, Маев (9 марта 2001 г.). «Основатель Королевского балета умер в возрасте 102 лет» . Хранитель . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ «Дом Балтибоев, Хилл и Керн» . Наследие Уиклоу . Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Из завещания Валуа .
- ^ Виктория О'Брайен: История ирландского балета 1927–1963 , Берн: Питер Ланг, 2011, ISBN 978-3-03911-873-1 , стр. 7–39
- ^ О'Брайен, Виктория (2011). История ирландского балета с 1927 по 1963 год . Берн и Оксфорд: Группа Питера Ланга. ISBN 9783039118731 .
- ^ См. О'Брайен (2011), с. 18
- ^ См. О'Брайен (2011), с. 31
- ^ См. также http://www.abbeytheatremusic.ie.
- ^ «Подробнее о продукте / Приходите потанцевать со мной; Мемуары» . Лилипут Пресс. Архивировано из оригинала 3 ноября 2010 года. Подробная информация о товаре для де Валуа (1992) .
- ^ «Сайт Университета Хаджеттепе» . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Молли Лейк . Издательство Оксфордского университета, 1998.
- ^ Jump up to: а б с «50 лет турецкому балету» . Турецкий культурный фонд . Проверено 7 августа 2010 г.
- ^ «Умер основатель Королевского балета» . Новости Би-би-си. 8 марта 2001 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Справочник Келли для титулованных, земельных и официальных классов , том. 95, с. 503
- ^ Пэрство Берка 2003 , том. 2, стр. 2, 936
- ^ "BBC Radio 4 - Диски с необитаемого острова, дама Нинетт Де Валуа" . Би-би-си . Проверено 29 февраля 2020 г. .
- ^ П. Е. Истерлинг (2 октября 1997 г.). Кембриджский компаньон греческой трагедии . Издательство Кембриджского университета. п. 305. ИСБН 978-0-521-42351-9 .
- ^ «Прогресс повесы» . Королевский оперный театр . Проверено 29 февраля 2020 г. .
- ^ Райс, Фрэнк В.Д. (1984). «Сэр Джеффри Кейнс и балетная работа ». Танцевальные исследования . 2 (1): 19–34. дои : 10.2307/1290777 . ISSN 0264-2875 . JSTOR 1290777 . (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б "Работа" . Онлайн-коллекции: База данных производительности . Королевский оперный театр . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «Общество Камарго» . streetfighterblog.net. 2009. Архивировано из оригинала 19 апреля 2011 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «Дама Нинетта де Валуа ОМ» . Телеграф . 9 марта 2001 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ «Фестиваль танца Нинетт де Валуа» . Блессингтон и районный форум . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Бьюкенен, Майлз (25 мая 2022 г.). «Фестиваль танца и театра в Блессингтоне, вдохновленный основательницей балетной школы аббатства Нинетт де Валуа» . Ирландская независимая газета . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ «Дама Нинетта де Валуа» . Блессингтон и районный форум . Проверено 8 августа 2023 г.
Из Королевского оперного театра
- «Завещание и документы Нинетт де Валуа» . Онлайн-коллекции Королевского оперного театра . rohcollections.org.uk . Проверено 31 июля 2010 г. Биография на главной странице, оцифрованные предметы из коллекции на подстраницах.
- ^ «Нинетт де Валуа, CBE» . Из завещания Валуа .
- ^ «Нинетт де Валуа, DBE» . Из завещания Валуа .
- ^ «Нинетт де Валуа, Швейцария» . Завещание де Валуа .
- ^ «Орден «За заслуги»» . Завещание де Валуа .
- ^ «Почетный легион» . Завещание де Валуа . Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «Турецкая награда за заслуги» . Завещание де Валуа .
- ^ «За заслуги перед балетом» . Завещание де Валуа .
- ^ «Коронационная премия RAD» . Завещание де Валуа .
- ^ «Нинетт де Валуа, ФРАД» . Завещание де Валуа .
- ^ «Нинетт де Валуа, FISTD» . Завещание де Валуа .
- ^ «Медаль Альберта» . Завещание де Валуа .
- ^ «Премия Эразмус» . Завещание де Валуа .
- ^ «Серебряная юбилейная медаль» . Завещание де Валуа .
- ^ «Медаль РОХ за выслугу лет» . Завещание де Валуа .
- ^ «Премия кружка критиков» . Завещание де Валуа .
- ^ «Премия Лоуренса Оливье» . Завещание де Валуа .
- ^ «Премия за появление» . Завещание де Валуа .
- ^ «Доктор музыки, Шеффилд» . Завещание де Валуа .
- ^ «Доктор литературы, Сассекс» . Завещание де Валуа .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некролог дамы Нинетт де Валуа , The Independent
- Веб-сайт London Ballet Circle. Архивировано 8 января 2017 года в Wayback Machine , londonballetcircle.co.uk.
- Профиль , pcah.us
- Профиль , ballerinagallery.com
- Профиль Нинетт де Валуа , Peopleplayuk.org.uk
- Нинетт де Валуа, основательница Королевского балета, умерла в возрасте 102 лет , nytimes.com
- Кэтрин Сорли Уокер, «Фестиваль и аббатство: ранняя хореография Нинетт де Валуа, 1925–1934, часть первая», Dance Chronicle , Vol. 7, № 4 (1984–1985), стр. 379–412.
- Профиль Нинетт де Валуа ; в архиве 1 ноября 2009 г.
- Биография: Нинетт де Валуа , Answers.com
- «Зовите ее «мадам»» , encyclepedia.com
- Профиль Нинетт де Валуа , Ricorso.net
- Нинетт де Валуа на IMDb
- 1898 рождений
- Люди из Блессингтона
- Ирландские балерины
- Британские балерины
- Королевский оперный театр
- Театр Эбби
- Администраторы Королевского балета
- Британские хореографы
- Ирландские хореографы
- Британские женщины-хореографы
- Ирландские женщины-хореографы
- Прима-балерины
- Либреттисты балета
- Британские администраторы искусств
- Женщины-администраторы искусств
- Люди из Барнса, Лондон
- Лауреаты премии Лоуренса Оливье
- Рыцари Почетного легиона
- Кавалеры ордена «За заслуги»
- Кавалеры Ордена Почетных кавалеров
- Дамы-кавалеры Ордена Британской Империи
- 2001 смертей
- Британские женщины-долгожители
- Артисты британского балета 20-го века
- Кавалеры Ордена «За заслуги перед Турецкой Республикой».
- Выпускники Университета Шеффилда