Мат (балет)
мат | |
---|---|
Хореограф | Нинетт де Валуа |
Музыка | Артур Блисс |
На основе | шахматы |
Премьера | 15 июня 1937 г. Театр Елисейских Полей , Париж |
Оригинальная балетная труппа | Балет Вик-Уэллс |
Персонажи | Черная Королева Красный рыцарь Смерть Красный король Красная Королева лидер черных пешек |
Дизайн | Эдвард Макнайт Кауффер |
Параметр | шахматная доска |
Жанр | Неоклассический балет |
«Шах и мат» — одноактный балет, созданный хореографом Нинетт де Валуа и композитором Артуром Блиссом . Идея балета была предложена Блисс, а впоследствии поставлена де Валуа для балета Вик-Уэллса . Впервые она была исполнена 15 июня 1937 года в Театре Елисейских полей в Париже . [ 1 ] Мат широко известен как фирменный балет Валуа и краеугольный камень британского балетного репертуара, регулярно исполняемый Королевским балетом и Королевским балетом Бирмингема . [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]После Первой мировой войны Блисс заинтересовалась балетом, увидев «Русский балет» Сергея Дягилева в Лондоне. Блисс написала «Шах и мат» для балета Вик-Уэллса (позже балета Сэдлера Уэллса), который поставил первое представление в Театре Елисейских Полей в 1937 году. Констант Ламберт дирижировал Оркестром Ламуре ; [ 3 ] Среди премьерных танцоров были:
- Джун Брей (Черная королева)
- Гарольд Тернер (Красный рыцарь)
- Майкл Сомес (Черный рыцарь)
- Фредерик Эштон (Смерть)
- Роберт Хелпманн (Красный Король)
- Памела Мэй (Красная Королева)
- Марго Фонтейн (лидер «Черных пешек»)
- Аннабель Фарджон (пешка) [ 4 ]
Британская премьера «Мат» состоялась 5 октября 1937 года в Сэдлерс-Уэллс. Впервые музыка была представлена по радио 15 октября 1937 года на канале BBC. [ 5 ]
Разделы
[ редактировать ]- Пролог — Игроки: Moderato majestic
- Танцы красных пешек: Веселые шутки
- Танец четырех рыцарей: Allegro moderato всегда сильно
- Вступление Черной Королевы: L'istesso tempo
- Мазурка Красного рыцаря: Радостно модерируемый
- Церемония Красных Епископов: Во многом (мистически)
- Въезд Красных Замков: Аллегро очень решительно
- Вступление Красного Короля и Королевы: Могила
- Атака: Аллегро стремительна и блестяща
- Дуэль: величественная, умеренная и очень страстная.
- Танец Черной королевы: Allegretto dispettoso
- Финал - Мат: Анданте, немного продолжительное - аллегро, живое и свирепое.
Краткое содержание
[ редактировать ]Идея балета заключается в том, что шахматные фигуры оживляются и воспроизводят человеческие эмоции. Главный конфликт истории касается любви Красного Рыцаря к Черной Королеве. В Прологе показаны два шахматиста, готовые к бою. Игрок в золоте представляет Любовь и выбирает красную сторону. Игрок в черном представляет Смерть и принимает черную сторону.
Собственно балет начинается с того, что красные пешки собираются на шахматной доске. На место происшествия прибывают Красные Рыцари, к которым впоследствии присоединяются Черные Рыцари. Черные рыцари падают ниц при появлении Черной Королевы, которая наполняет их страхом. Черная Королева заигрывает с Красным Рыцарем и бросает ему розу, и Красный Рыцарь влюбляется в Черную Королеву.
Прибывают Красный Король и Красная Королева, и старому Красному Королю требуется помощь. Первоначальная «игра» между двумя сторонами заканчивается, когда Черная Королева ставит Красного Короля в позицию «шаха». Эта игра приводит к дуэли между Красным Рыцарем и Черной Королевой, в которой Красный Рыцарь побеждает Черную Королеву. Однако он не может заставить себя убить ее из-за своей любви к ней. В один момент он поворачивается спиной и вспоминает розу от Черной Королевы. Черная Королева пользуется преимуществом и смертельно ранит Красного Рыцаря. Похоронный кортеж Красного Рыцаря описывается как «Смерть впереди, Любовь в конце процессии». [ 6 ]
Затем Черная Королева нападает на Красного Короля, и черные силы окружают его. У Красного Короля есть последний момент, когда он вспоминает свою юность, прежде чем Черная Королева наносит ему удар копьем в спину в финальном «мате».
Записи
[ редактировать ]- DVD VAI 4379: Маргарет Барбьери (Черная королева), Дэвид Эшмол (Красный рыцарь), Дэвид Бинтли (Красный король), Шерилин Кеннеди (Красная королева), Майкл Кордер , Роланд Прайс, Николас Миллингтон (рыцари), танцоры Королевского садлерс-Уэллса Балет , Королевский балетный оркестр Сэдлера Уэллса , Барри Вордсворт , дирижер (полное видео балета)
- Клуб мировых рекордов T52: Лондонская симфония под управлением композитора (сюита)
- ASV CD WLS 255: Симфония Королевского балета; Барри Вордсворт, дирижер (полный балет)
- Наксос 8.557641: Королевский шотландский национальный оркестр ; Дэвид Ллойд-Джонс , дирижер (полный балет)
- Музыкальный журнал BBC, том. 7 нет. 8 (BBC MM80): Симфонический оркестр BBC ; Норман Дель Мар , дирижер (сюита: №№ 1–6 и финал)
- Английская Северная филармония: Дэвид Ллойд-Джонс, дирижер. Гиперион. (Выдержки)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крисп, Клемент (август 1966 г.). «Балеты Артура Блисса». Музыкальные времена . 107 (1482): 674–675. дои : 10.2307/953113 . JSTOR 922735 .
- ^ «Шедевры британского балета: мат и прогресс граблей на Video Artists International» .
- ^ Абер, Адольф (июль 1937 г.). « Мат . Балет Артура Блисса в Париже». Музыкальные времена . 78 (1133): 648–649. дои : 10.2307/922735 . JSTOR 962573 .
- ^ Зои Андерсон (5 января 2015 г.). Спутник любителя балета . Издательство Йельского университета. п. 130. ИСБН 978-0-300-15428-3 . Проверено 15 июня 2015 г.
- ^ Томпсон, Кеннет Л. (август 1971 г.). «Блаженство: Дополнение к каталогу работ». Музыкальные времена . 112 (1542): 745. дои : 10.2307/954593 . JSTOR 954592 .
- ^ Палмер, Кристофер (август 1971 г.). «Аспекты блаженства». Музыкальные времена . 112 (1542): 743–745. дои : 10.2307/954592 . JSTOR 954592 .