Концертное фортепиано (Блаженство)
Фортепианный концерт си-бемоль , соч. 58, F.108, был написан Артуром Блиссом в 1938 году, премьера которого состоялась в 1939 году. Это мощное произведение в романтической традиции девятнадцатого века, и в то время надеялись, что оно станет концертом британского «Императора» . Николя Слонимский описал его как « листоморфный в своей звучной виртуозности, шопиноидный в своем хроматическом лиризме и рахманиновский в своей аккордовой экспансивности». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Артур Блисс судил Изае Международный конкурс пианистов в Бельгии в 1938 году и был особенно впечатлен выступлениями некоторых участников. Тогда он написал жене:
Я слышал, как двадцать два пианиста играли одно и то же произведение Баха и одно и то же произведение Скарлатти, и ожидаю услышать их в шестьдесят три раза больше. Никогда больше! ... Я многому учусь, слушая этих молодых исполнителей - стандарты высоки - и этот опыт принесет пользу моему фортепианному концерту. ... Час за часом слушая такую блестящую игру на фортепиано, я захотел сам написать расширенное произведение для этого инструмента. Должно быть, я очень сильно сосредоточился на этом желании, потому что почти сразу же после этого появилась возможность. [ 2 ]
Этой возможностью стал заказ Британского Совета на фортепианный концерт, который будет исполнен во время Британской недели на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года с пианистом Соломоном в качестве солиста. [ 3 ] [ 4 ]
Блисс был тогда на пике своих способностей – недавно он закончил «Шах и мат» , балет, полный буйной жизненной силы. Соломон тесно сотрудничал с композитором над озвучкой и гравировкой произведения. [ 2 ]
Премьера
[ редактировать ]Его премьера состоялась 10 июня 1939 года британским пианистом Соломоном с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением сэра Адриана Боулта в Карнеги-холле . [ 5 ] [ 4 ] Это также был дебют Соломона в США. Премьерное исполнение Фортепианного концерта Bliss было записано, обновлено и теперь доступно. [ 1 ]
Другими произведениями, заказанными по этому случаю и премьерами которых выступили в тот вечер, были сэра Арнольда Бакса и Седьмая симфония « Ральфа Воана Уильямса » Пять вариантов погружений и Лазаря . [ 5 ]
Британскую премьеру также дал Соломон в Королевском зале в Лондоне с Симфоническим оркестром BBC под управлением сэра Генри Вуда 17 августа 1939 года. [ 6 ]
Преданность и американские связи
[ редактировать ]Концерт был посвящен народу Соединенных Штатов. [ 7 ] В своих программных заметках Блисс написал: «Он должен был быть исполнен Соломоном и посвящен народу США, поэтому очевидно, что это должен был быть концерт в величественной манере и в том, что в широком смысле называют« романтическим ». самый романтичный в мире».
У Блисс были прочные связи с Америкой. Оба его отца [ 3 ] и его жена [ 8 ] были американцами. 1923–25 годы он провел со своим отцом в Калифорнии, в основном дирижируя, выступая, читая лекции и писая. Именно в этот период он встретил и женился на своей жене Труди Хоффманн. [ 9 ]
После премьеры концерта Блисс и его семья (у них теперь было две дочери) некоторое время оставались в США (он преподавал в Беркли). [ 10 ] Они были там, когда в сентябре 1939 года в Европе разразилась война. Он оставался там до 1941 года, но его жена и дочери не смогли вернуться в Англию до 1943 года. [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Концерт длится около 38 минут. Внешние части изобилуют громкими и развязными темами, тогда как центральная часть несколько спокойнее. Тема финала связана с обеими предыдущими частями.
- Аллегро с брио
- это открывается грозным и бравурным октавным отрывком [ 3 ]
- Адажиетто
- лирический и медитативный, к концу он достигает потустороннего ощущения
- Анданте маэстосо – Очень оживленно.
- последняя часть представляет собой своего рода moto perpetuo или тарантеллу , прерываемую более спокойными эпизодами.
Исполнители
[ редактировать ]Фортепианный концерт сразу же был взят в репертуар таких пианистов, как Ноэль Мьютон-Вуд , Рут Гиппс , Клайв Литгоу , Суламифь Шафир и Кендалл Тейлор . [ 7 ] Соломон снова сыграл ее на Променаде в 1942 году. [ 2 ] Алисия де Ларроша играла ее еще в 1949 году (когда ей было 26 лет) на премьере произведения в Испании. Тревор Барнард сыграл ее в 1958 году (когда ему было 20 лет). Джина Бахауэр исполнила ее с Дмитрием Митропулосом и Нью-Йоркским филармоническим оркестром в 1960 году. [ 2 ] Сам Блисс дирижировал Фрэнком Вибо в выступлении с Симфоническим оркестром школ Лестершира на Челтнемском фестивале 1970 года . Более раннее концертное исполнение концерта также было дано в Лафборо, снова под управлением Блисс. [ 11 ] Среди более поздних пианистов, принявших это произведение, - Пирс Лейн . [ 6 ]
Блисс был настолько впечатлен многочисленными выступлениями Ноэля Мьютон-Вуда и его записью Фортепианного концерта в 1952 году под управлением Уолтера Гёра , что позже в том же году он написал свою фортепианную сонату для молодого австралийского пианиста (который покончил жизнь самоубийством, прежде чем он смог сделать запись это). [ 12 ] [ 13 ] [ 4 ] [ 14 ] [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Фортепианный концерт Bliss записывался несколько раз:
- Соломон , Нью-Йоркский филармонический оркестр , сэр Адриан Боулт (мировая премьера; 10 июня 1939 г.)
- Соломон, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля , сэр Адриан Боулт (январь 1943, продюсер Уолтер Легг ) [ 2 ]
- Ноэль Мьютон-Вуд , Утрехтский симфонический оркестр , Вальтер Гёр
- Тревор Барнард , Филармонический оркестр , сэр Малкольм Сарджент (1962) [ 5 ]
- Джон Огдон , из живого выступления с Симфоническим оркестром BBC под управлением композитора в Королевском Альберт-холле (2 августа 1966 года, на концерте в честь дня рождения Bliss) [ 6 ] [ 15 ]
- Филип Фаук , Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Дэвид Атертон (1980)
- Питер Донохью , Королевский шотландский национальный оркестр , Дэвид Ллойд-Джонс [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Музыкальная сеть Интернешнл
- ^ Jump up to: а б с д и классика онлайн
- ^ Jump up to: а б с д классика онлайн
- ^ Jump up to: а б с аудиофильское прослушивание
- ^ Jump up to: а б с divine-art.com
- ^ Jump up to: а б с Совет по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук
- ^ Jump up to: а б Честер Новелло
- ^ Jump up to: а б Телеграф, 21 ноября 2008 г.
- ^ boosey.com
- ^ Балканская загрузка
- ^ Кантаты Баха
- ^ Честер Новелло
- ^ первозданная классика
- ^ Классический источник.com
- ^ Музыкальная сеть International
- ^ вся музыка