Алисия де Ларроша
Алисия де Ларроша | |
---|---|
![]() Из Ларроша в 1983 году. | |
Рожденный | Алисия де Ларроша и де ла Калле 23 мая 1923 г. Барселона , Испания |
Умер | 25 сентября 2009 г. (86 лет) Барселона, Испания |
Занятия |
|
Алисия де Ларроша-и-де ла Калле (23 мая 1923 — 25 сентября 2009) — испанская пианистка и композитор. Ее считали одной из величайших фортепианных легенд 20 века. [1] Агентство Reuters назвало ее «величайшей испанской пианисткой в истории». [2] Тайм «один из самых выдающихся пианистов мира», [3] и The Guardian «ведущая испанская пианистка своего времени». [4]
Она выиграла четыре премии «Грэмми» из четырнадцати номинаций и премию принца Астурийского в области искусств . Ей приписывают большую популярность сочинениям Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса . [2] В 1995 году она стала первой испанской художницей, получившей премию ЮНЕСКО . [4]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Алисия де Ларроша родилась в Барселоне , Каталония , Испания. [5] Она начала учиться игре на фортепиано у Фрэнка Маршалла в возрасте трех лет, а позже работала директором его школы, Академии Маршалла. [6] Оба ее родителя были пианистами, и она была племянницей пианистов. [3] [5] Свое первое публичное выступление она дала в пятилетнем возрасте на Международной выставке в Барселоне . [3] Свой первый концерт она дала в возрасте шести лет на Всемирной выставке в Севилье в 1929 году, а в одиннадцать лет дебютировала в оркестре. К 1943 году ее выступления были распроданы в Испании. [3] Она начала гастролировать по всему миру в 1947 году, а в 1954 году гастролировала по Северной Америке с филармонией Лос-Анджелеса . В 1966 году она отправилась в первый тур по Южной Африке, который оказался настолько популярным, что были завершены еще три тура. [7] В 1969 году де Ларроша выступил в Бостоне в рамках серии концертов Пибоди Мейсон . [8]
Де Ларроша, как пишет Джед Дистлер, «начала сочинять музыку в семь лет и продолжала до 30 лет, с резким рывком в позднем подростковом возрасте», и хотя она никогда не исполняла свои произведения публично, она предоставила своей семье выбор: сделав их доступными после ее смерти, что они и сделали. [9]
Де Ларроша сделала многочисленные записи сольного фортепианного репертуара, в частности произведений композиторов своей родной Испании. Она наиболее известна своими записями музыки Мануэля де Фальи , Энрике Гранадоса , Федерико Момпу и Исаака Альбениса , а также записями клавирных сонат Антонио Солера в 1967 году . Она записывалась для Hispavox , CBS/Columbia/Epic, BMG/RCA и London/Decca, выиграв свою первую премию Грэмми в 1975 году и последнюю в 1992 году , в возрасте почти семидесяти лет. В 1994 году она получила Премию принца Астурийского в области искусств . [3]
Де Ларроша дал интервью журналу Contemporary Keyboard в 1978 году:Я не верю, что в этой жизни есть что-то «лучшее». Однако я бы сказал, что Гранадос был одним из величайших испанских композиторов и, по моему мнению, единственным, кто уловил настоящий романтический оттенок. Его стиль был аристократичным, элегантным и поэтичным – совершенно не похожим на стиль Фальи и Альбениса. Для меня каждый из них – это отдельный мир. Фалья был тем, кто действительно уловил дух цыганской музыки. А Альбенис, я думаю, был более интернациональным, чем другие. Несмотря на то, что его музыка имеет испанский оттенок, его стиль полностью импрессионистический. [10] Ростом менее пяти футов и с маленькими для пианиста руками, [2] [3] охватывающий интервал едва в одну десятую на клавиатуре, [11] тем не менее, была в состоянии исполнить все большие концерты ( все пять Бетховена в молодые годы она , , № № 1 Листа, Брамса , 2 № 2 и Рахманинова № 3 , оба – Равеля и концерты Прокофьев , Барток , Блисс и Хачатурян и многие другие), а также широкие промежутки, которых требует музыка Гранадоса, Альбениса и де Фальи. У нее был «длинный пятый палец» и «широкое расстояние между большим и указательным пальцами», что улучшало ее технические способности. [4]
«Она сделала свои первые записи Шопена в девять лет, ее ноги еще не могли дотянуться до педалей». [12] и считался великим интерпретатором Шопена.
Когда она стала старше, она начала играть музыку в другом стиле; больше Моцарт и Бетховен были представлены в ее сольных концертах, и она стала постоянным гостем на «Фестивале в основном Моцарта» Линкольн -центра исполнительских искусств в Нью-Йорке. В 2001 году она была названа почетным членом Фонда иберийской музыки Городского университета Нью-Йорка. Де Ларроша ушел из публичных выступлений в октябре 2003 года в возрасте 80 лет после 76-летней карьеры. [3] [5]
Алисия де Ларроша умерла 25 сентября 2009 года в больнице Кирон в Барселоне в возрасте 86 лет. Ее здоровье ухудшалось после того, как пять лет назад она сломала бедро. [10] Ее муж, пианист Хуан Торра, от которого у нее было двое детей, умер в 1982 году. [3] [4]
Список наград и номинаций
[ редактировать ]За свою жизнь Де Ларроша получила несколько индивидуальных наград. Ее обширная дискография была отмечена четырнадцатью номинациями на Грэмми (1967, 1971, 1974, 1975 (x2), 1977 (x2), 1982 (x2), 1984, 1988, 1990, 1991, 1992), из которых она выиграла четыре. Она получила почетные степени университетов Мичигана , Миддлбери-колледжа , Вермонта и Карнеги-Меллона . [3] [4]
Меркурий . В ее честь назван кратер на планете
Год | Номинант / работа | Премия | Результат |
---|---|---|---|
1960 | Альбенис: Иберия - Книги II и III ( Erato Records ) | Диск Гран-при | Выиграл |
1968 | Гранадос: Гойескас - Книга II, Романтические сцены ( Erato Records ) | Диск Гран-при | Выиграл |
1974 | Альбенис: Иберия ( Декка ) | Диск Гран-при | Выиграл |
1991 | Гранадос: Гойескас , Концертное аллегро , Медленный танец ( RCA ) | Диск Гран-при | Выиграл |
1968 | ? | Премия Эдисона | Выиграл |
1978 | ? | Премия Эдисона | Выиграл |
1989 | Альбенис: Иберия (Декка) | Премия Эдисона | Выиграл |
1974 | Альбенис: Иберия (Декка) | Премия «Грэмми» за лучшее классическое исполнение – солист или солисты-инструменталисты (без оркестра) | Выиграл |
1975 | Равель: Концерт для левой руки и Концерт для фортепиано соль мажор ; Форе: Фантазия для фортепиано с оркестром (Декка) | Премия «Грэмми» за лучшее классическое исполнение – солист или солисты-инструменталисты (с оркестром) | Выиграл |
1988 | Альбенис: Иберия , Наварра , Испанская сюита (Декка) | Премия «Грэмми» за лучшее классическое исполнение – солист или солисты-инструменталисты (без оркестра) | Выиграл |
1991 | Гранадос: Гойескас , Аллегро Де Коничерто , Данса Лента (RCA) | Премия «Грэмми» за лучшее классическое исполнение – солист или солисты-инструменталисты (без оркестра) | Выиграл |
1971 | ? | Рекорды года (Лондон) | Выиграл |
1974 | ? | Рекорды года (Лондон) | Выиграл |
1979 | Гранадос: Гойескас (Декка) | Премия German Record (Германия) | Выиграл |
1980 | Лист : Соната для фортепиано си минор (Декка) | Премия Ференца Листа ( Будапешт ) | Выиграл |
1994 | Мануэль де Фалья и Ксавье Монсальватге : Piano Works (RCA) | Премия Японской академии звукозаписи | Выиграл |
1978 | — | Музыкант года - Музыкальная Америка (журнал) | |
1988 | — | Кавалер Ордена Искусств и литературы | |
1994 | — | Премия принца Астурийского в области искусств | |
1995 | — | ЮНЕСКО Премия | |
1961 | — | Мемориальная медаль Падеревского (Лондон) | |
1985 | — | Национальная музыкальная премия – интерпретация | |
2000 | — | Премиос Ондас за самое выдающееся произведение в области классической музыки. | |
1982 | — | Золотая медаль «За заслуги в изобразительном искусстве» |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан-Пьер Тиолле , 88 нот для фортепиано соло , «Solo nec plus ultra», Neva Editions, 2015, стр.50. ISBN 978 2 3505 5192 0 .
- ^ Jump up to: а б с Уэбб, Джейсон (26 сентября 2009 г.). «Известный испанский пианист де Ларроша умер в возрасте 86 лет» . Рейтер . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Алисия де Ларроша, известная пианистка, умерла в возрасте 86 лет» . Время . 26 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2009 г. Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Адриан Джек (26 сентября 2009 г.). «Некролог Алисии де Ларроша» . Хранитель . Лондон . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Умерла пианистка Алисия де Ларроша» . CBCNews . 26 сентября 2009 года . Проверено 26 сентября 2009 г.
- ^ Рольдос, Мерс. «Умер музыкальный педагог Мерсе Рольдос» (PDF) . Лавангардия : 62.
- ^ [1] Подробности о ее четырех турах по Южной Африке.
- ↑ The Tech , 19 ноября 1968, Стивен Шладовер, «Триумф Алисии де Ларроша», Кембридж
- ^ Джед Дистлер, «Алисия де Ларроша, композитор», Classics Today , 2016, URL = https://www.classicstoday.com/review/alicia-de-larrocha-composer/
- ^ Jump up to: а б Аллан Козинн (26 сентября 2009 г.). «Алисия де Ларроша, пианистка, умерла в 86 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ « Алисия де Ларроша », Telegraph (сентябрь 2009 г.)
- ^ «Алисия де Ларроша – Steinway & Sons» . steinway.com . Проверено 15 октября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью газете «Нью-Йорк Таймс»
- iклассика
- Барнс и Ноубл
- Алисия де Ларроша , The Daily Telegraph некролог
- Умер известный пианист де Ларроша – некролог BBC News
- Алисия де Ларроша (1923–2009) - Музыкальный журнал BBC
- Алисия де Ларроша: пианистка – The Times (Великобритания)
- Алисия де Ларроша, застенчивый виртуоз – The Wall Street Journal
- Несколько фотографий, программ и представлений о ее четырех весьма успешных турах по Южной Африке, 1965-75 гг.
- Коллекция неопубликованных магнитных лент с ее живыми выступлениями.
- Библиотека Каталонии
- Архивы Алисии де Ларроша
- 1923 рождения
- смертей в 2009 г.
- Лауреаты премии Грэмми
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Каталонские пианисты
- Музыканты из Барселоны
- Испанские классические пианисты
- Испанские пианистки
- Исполнители RCA Records
- Классические пианисты 20 века
- Испанские женщины-музыканты XX века
- Испанские женщины-композиторы
- Женщины-классические пианистки
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы ХХ века
- Женщины-пианистки XX века