Энрике Гранадос
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на каталанском языке . (Ноябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Панталеон Энрике Хоакин Гранадос Кампинья (27 июля 1867 — 24 марта 1916), широко известный как Энрике Гранадос на испанском языке или Энрик Гранадос на каталанском , был испанским композитором классической музыки и концертирующим пианистом из Каталонии , Испания . Среди его самых известных работ — «Гойеска» , «Испанские танцы» и «Мария дель Кармен» . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Панталеон Энрике Хоакин Гранадос Кампинья родился в Лериде , Испания, в семье Каликсто Хосе де ла Тринидад Гранадос и Арментерос, капитана испанской армии, родившегося в Гаване, Куба, и Энрикеты Эльвиры Кампинья де Эррера из Сантандера, Испания . В молодости он учился игре на фортепиано в Барселоне, где его учителями были Франсиско Журне и Жоан Баптиста Пухоль . В 1887 году он поехал учиться в Париж. Он не смог стать студентом Парижской консерватории , но смог брать частные уроки у профессора консерватории Шарля-Вильфрида де Берио , чья мать, сопрано Мария Малибран , имела испанское происхождение. Берио настаивал на чрезвычайном совершенствовании звука, что сильно повлияло на обучение Гранадосом технике педали. Он также развивал способности Гранадоса к импровизации. [ 2 ] Не менее важными были его занятия у Фелипа Педрелла . Он вернулся в Барселону в 1889 году. Его первые успехи были в конце 1890-х годов с оперой «Мария дель Кармен» , которая привлекла внимание короля Альфонсо XIII .
В 1903 году Гранадос участвовал в конкурсе, организованном Томасом Бретоном из Мадридской королевской консерватории , на котором была присуждена значительная сумма в 500 песет за лучшее «концертное аллегро» для фортепиано соло. Гранадос представил свое Allegro de concierto , соч. 46, по которому жюри почти единогласно признало его победителем. Победа привлекла к Гранадосу внимание всей страны. [ 3 ]
В 1911 году Гранадос представил свою сюиту для фортепиано «Гойескас» , ставшую его самым известным произведением. Это набор из шести предметов по мотивам картин Франсиско Гойи . Успех этой работы был настолько велик, что ему было предложено расширить ее. Он написал оперу на эту тему в 1914 году, но начало Первой мировой войны вынудило отменить европейскую премьеру. Впервые он был исполнен в Нью-Йорке 28 января 1916 года и был очень хорошо принят. Вскоре после этого его пригласили дать фортепианный концерт для президента Вудро Вильсона . Перед отъездом из Нью-Йорка Гранадос также записал живые записи фортепианной » нью-йоркской компании Aeolian Company музыки для системы « Duo-Art , все из которых сохранились до наших дней и их можно услышать – это его последние записи.
Смерть
[ редактировать ]Задержка в Нью-Йорке, вызванная принятием приглашения на концерт, привела к тому, что он опоздал на обратный корабль в Испанию. Вместо этого он отправился на корабле в Англию, где сел на пассажирский паром SS Sussex, следующий в Дьепп , Франция. На пути через Ла-Манш « Сассекс » был торпедирован немецкой подводной лодкой в рамках немецкой политики неограниченной подводной войны во время Первой мировой войны . По словам свидетеля Дэниела Сарджента, жена Гранадоса, Ампаро, была слишком тяжелой, чтобы попасть в спасательную шлюпку. Гранадос отказался оставить ее и посадил на небольшой спасательный плот, на котором она опустилась на колени, а он цеплялся за нее. Оба затем утонули на глазах у других пассажиров. [ 4 ] Однако, согласно другому рассказу другого выжившего: «Выживший после торпедной атаки на паром через Ла-Манш в Сассексе в 1916 году узнал испанского композитора Гранадоса в спасательной шлюпке, а его жену - в воде. Гранадос нырнул, чтобы спасти ее, и погиб. " [ 5 ] Корабль разломился на две части, и затонула только одна (вместе с 80 пассажирами). По иронии судьбы, часть судна, в которой находилась его каюта, не затонула и была отбуксирована в порт вместе с большинством пассажиров, за исключением Гранадоса и его жены, которые находились на другой стороне лодки, когда она столкнулась. У Гранадоса и его жены осталось шестеро детей: Эдуард (музыкант), Солита, Энрике (чемпион по плаванию), Виктор, Наталья и Франциско.
Личные документы Энрике Гранадоса хранятся, среди других учреждений, в Национальной библиотеке Каталонии .
Музыка и влияние
[ редактировать ]Гранадос писал фортепианную музыку, камерную музыку ( фортепианный квинтет , фортепианное трио, музыку для скрипки и фортепиано), песни, сарсуэлы и оркестровую тоновую поэму » Данте по мотивам «Божественной комедии . Многие из его фортепианных сочинений переписаны для классической гитары; примеры включают Dedicatoria , Danza No. 5 и Goyescas .
Его музыку можно разделить на три стиля или периода:
- Романтический стиль, включающий такие произведения, как «Романтические сцены» и «Поэтические сцены» .
- Более типично националистический испанский стиль, включающий такие пьесы, как Danzas Españolas (Испанские танцы), 6 Piezas sobre cantos Populares españoles (Шесть пьес на основе популярных испанских песен).
- Период Гойи (Гойески), включающий фортепианную сюиту «Гойеска» , оперу «Гойеска» , различные «Тонадиллы» для голоса и фортепиано и другие произведения.
Гранадос оказал значительное влияние как минимум на двух других известных испанских композиторов и музыкантов, Мануэля де Фалья и Пабло Казальса . Он также был учителем композитора Розы Гарсиа Аскот .
Некоторые важные работы
[ редактировать ]- «12 испанских танцев» (1890) для фортепиано; Соч. 37, Х. 142, ДЛР 1:2. Содержание четырех томов: Том 1: Галанте (или Минуэто ), Ориентал, Фанданго (или Сарабанда ); Том 2: Вилланеска ; Андалузский (или Плайера); Арагонская Рондалла (или Хота ); Том 3: Валенсиана; Сардана (или Астуриана); Романтический (или Мазурка); Том 4: Меланхолик (или Грустный танец); Замбра ; Арабески .
- Мария дель Кармен (1898), опера
- Концертное Аллегро (1904)
- Escenas románticas (1903) для фортепиано. Отдельные «сцены»: Мазурка; Берсезе ; Аллегретто; Мазурка; Аллегро страстное; Эпилог
- Данте (1908), симфоническая поэма
- Tonadillas al style Antiguo, H136 (1910) для голоса и фортепиано, постановка группы стихов Фернандо Перике . Названия отдельных песен сборника: «Любовь и ненависть»; "Улица"; «Сдержанный джентльмен»; «Забытый майо»; «Застенчивый парень»; «Взгляд майи»; «Тра-ля-ля и пунктирность»; «Маха Гойи»; «Болезненная маха I (О жестокая смерть!), II (О majo de mi vida!) и III (Этого великого любовника)»; «Скромные куррутаки» (дуэт).
- Испанские песни для голоса и фортепиано. Названия отдельных песен в сборнике: «Yo no tengo quien me llore»; «Кантар I»; «На взгляд, мир»; «Если вы возьмете меня на пенсию…»; "Песня"; «Серенатта»; «Цыганская песня».
- Каталонские песни для голоса и фортепиано. Названия отдельных песен в сборнике: «L'ocell Propheta»; «Вечная элегия»; «Песня января»; «Песня о любви»; «Канчионета»; «Туман».
- Гойескас (1911), сюита для фортепиано с подзаголовком «Los majos enamorados». Он состоит из шести частей в двух книгах. Движения: Книга 1: «Los requiebros»; «Coloquio en la reja»; «Эль фанданго де кандил»; «Кехас о ла маха и эль руисеньор»; Книга 2: «Любовь и смерть»; «Эпилог (Serenata del espectro)». «Эль пелеле», хотя и не опубликованное как часть «Гойески» . К нему обычно присоединяется В исполнении она исполняется как седьмая и последняя пьеса. Он основан на музыке первой сцены оперы Гранадоса «Гойескас» , в которой «махас» подбрасывают в воздух «пелеле».
- «Очерки» (1912), в состав которых входят: «Пробуждение охотника»; «Фея и мальчик»; «Очень медленный вальс»; «Вечерний звонок».
- Сборник любовных песен (1915) для голоса и фортепиано. Названия отдельных песен в сборнике: «Открой мысль о моей тайной заботе»; «Эра Маньяники»; «Плачь, сердце, ты права. Девушка плакала»; «Смотри, я девочка»; «Не плачь, глазки»; «Они собирались в сосновый лес Серранас-де-Куэнка»; «Моя милость».
- Гойескас , опера, 1916 год.
- 6 выразительных этюдов
- 6 пьес о популярных испанских песнях , в том числе: «Añoranza»; «Отголоски вечеринки»; «Васконгада»; «Восточный марш»; "Замбра" «Чечётка»
- Мадригал , для виолончели и фортепиано
- 8 поэтических вальсов , для фортепиано, в том числе №6 «Поэтический вальс»
- Трио , для фортепиано, скрипки и виолончели
- «Военный марш», для фортепиано, Op.38
СМИ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ларрад 2007 .
- ^ Харуми Курихара, Избранная сольная фортепианная музыка Энрике Гранадоса среднего уровня: педагогический анализ
- ^ Кларк 2005 , с. 55–57.
- ↑ Дэниел Сарджент, цитируется в книге Лин Макдональд « Розы ничейной земли» . Лондон: Макмиллан, 1980. с. 141. Фотография пустого дрейфующего плота находится среди листов между стр. 64–5.
- ^ Дэвид Уолтон, Последнее путешествие Энрике Гранадоса . Публикации Опуса с. 71.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Уолтер Аарон (2005). Энрике Гранадос: поэт фортепиано . Издательство Оксфордского университета . стр. 55–57. ISBN 0195140664 .
- Милтон, Джон В. (2005). Падший соловей . Эдина, Миннесота. ISBN 1-59298-071-6 . OCLC 58522918 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ларрад, Марк (2007). «Гранадос (и Кампинья), Энрике [Энрик]» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Хесс, Кэрол А. (1991). Энрике Гранадос: биобиблиография . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс . ISBN 978-0-313-36920-9 . OCLC 615629336 .
- Сан-Хуан, Пабло Вила: Интимные бумаги Энрике Гранадоса . Друзья Гранадоса, 1966 г. (на испанском языке)
- Перандонес, Мириам: «Каталонский композитор Энрике Гранадос. Анализ трех концертных песен: La boyra (1900), Cansó d'amor (1902) и Elegia siempre (1912)». Музыковедческие исследования, нас. 20–21, 2013–2014 гг., стр. 277–304 (на испанском языке)
- Перандонес, Мириам: «Песня Энрике Гранадоса: стилистический микрокосм», Cuadernos de Música Iberoamericana , Vol. 22, 2011, стр. 151–186 (на испанском языке)
- Перандонес, Мириам: «Энрике Гранадос в Париже: создание испанской иконы на международном музыкальном поле», Журнал музыковедения , Том 34, № 1, 2011, стр. 203–232. (на испанском языке)
- Перандонес, Мириам: «Пребывание и прием Энрике Гранадоса в Нью-Йорке (1915–1916) с точки зрения его неопубликованного эпистолярного произведения», Revista de Musicología , Vol. 32, № 1, 2009, стр. 281–295. (на испанском языке)
- Комментарии к записи сюиты «Гойески» для фортепиано . Хоакин Ачукарро, RCA Records, Мадрид, 1980. DL M 8232-80 (на испанском языке)
- История испанской музыки. 19 век . Карлос Гомес Амат, Alianza Música, 1984. ISBN 84-206-8505-4 (на испанском языке)
- Энрике Гранадос (его фортепианное творчество) . 2 тома. Антонио Иглесиас, редакция Альпуэрто, 1985–1986 гг. ISBN 84-381-00-99-6 и 84-3810101-1 (на испанском языке)
- Гранадос . Антони Каррерас и Гранадос, «Ноу Арт Тор», 1988. ISBN 84-7327-173-4 . (на каталонском языке)
Записи
[ редактировать ]- Гойескас, Часть 1, Los Requiebros , записанная Гранадосом на фортепиано, ок. 1913, Париж ( Информация )
- Каталонская школа фортепиано (Исторические записи) ( рука Гвидо, LMG3060 )
- Энрике Гранадос сегодня играет свои интерпретации 1913 года ( Тайна Welte Mignon, том I)
- Энрике Гранадос: композитор как пианист ( Pierian Recording Society , PIR0002) ASIN B000051ZMS
- Мастера фортепианного ролла: Гранадос играет Гранадоса ( Dal Segno Records, DSPRCD008 )
- Каталонская фортепианная традиция ( VAI Audio, 1001 ) ASIN B000003LIC
- Ролики для фортепиано (Произведения Альбениса, Гранадоса, Турины, Окона, Чапи, Алонсо и других) ( Альмавива, DS – 0141 ) ASIN B000GI34D6
- Piano Rolls ( Фонд воспроизводства фортепианных роллов )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография и изображения
- www.kreusch-sheet-music.net – бесплатные партитуры Гранадоса
- Личные документы Энрика Гранадоса в Библиотеке Каталонии
- Бесплатные партитуры Энрике Гранадоса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1867 рождений
- 1916 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Испанские композиторы XIX века.
- Испанские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Испанские композиторы ХХ века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Мирные жители, погибшие в Первой мировой войне
- Смерти от утопления
- Классические композиторы Каталонии
- Композиторы для фортепиано
- Испанские классические пианисты мужского пола
- Люди из Лериды
- Люди, погибшие в море
- Испанские композиторы-классики
- Испанские классические пианисты
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Испанцы Первой мировой войны
- Испанские композиторы-романтики