Фелип Педрелл
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на каталанском языке . (Ноябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Фелип Педрелл Сабате (исп. Felipe) (19 февраля 1841 — 19 августа 1922) — каталонский композитор, гитарист и музыковед.
Жизнь
[ редактировать ]Педрелл родился в Тортосе ( Каталония ) и с 9 лет пел сопрано в соборе Тортосы , где он также получил большую часть своего музыкального образования у мастера капеллы Джоан Нин и Серра (1804–1867). 29 сентября 1867 года он женился на Кармен Доминго, от которой у него родилась дочь, также названная Кармен. [ 1 ]
В 1873 году он отправился в Барселону , где руководил труппой сарсуэлы и учился игре на гитаре у Хосе Брока . Как гитарист он попал под глубокое влияние Франсиско Тарреги и посвятил ему несколько своих композиций ( «Экспромт» , «Флориада» ). К этому времени он уже написал более 100 композиций, большинство из которых салонная музыка для фортепиано, несколько песен и сочинения для сцены, такие как опера L'último Aбензераджо (первая версия: 1868 г.), которая была исполнена в Театре дель Лисео. в 1874. Между 1876 и 1880 годами Педрелл жил преимущественно в Италии и Франции: в Риме он обнаружил свой музыковедческий интерес, а в Париже работал преимущественно в области композиции, написав свой цикл песен «Ориенталы» (слова Виктора Гюго ) и симфоническую поэму «Эксельсиор». (1880). [ 2 ]
В феврале 1880 года он поселился в Барселоне в качестве учителя музыки и композитора, где познакомился с Исааком Альбенисом и Энрике Гранадосом , которые стали его первыми учениками. Среди других известных учеников были композиторы Роза Гарсиа Аскот , Мануэль де Фалья и Жоан Ламоте де Гриньон . [ 3 ] После очередного исполнения L'último ABenzeraggio в 1889 году Педрелл серьезно задумался о создании «escuela nacional de música» (национальной музыкальной школы), сочетающей элементы испанской традиционной музыки с классической художественной музыкой своего времени. Первым результатом стала опера «Эльс Пириней» (1891), теоретически подчеркнувшая его концепцию публикацией Por nuestra música («Нашей музыке»; 1891). [ 4 ] благодаря которому многие композиторы и гитаристы своего времени узнали об испанском фольклоре. Влияние было заметно в Роберто Герхарда восьми народных мелодиях , заимствованных из Педрелла ( Cancionero de Pedrell ), и «Pedrelliana» Мануэля де Фальи - последней из его четырех Homenajes («дань уважения») (1939).
Между 1891 и 1904 годами Педрелл жил в Мадриде, где в 1895 году стал членом Real Academia de Bellas Artes de San Fernando и получил должность профессора музыкальной эстетики и истории музыки в Real Conservatorio . В 1894 году вышел первый том его «Испанской школы священной музыки» — серии отредактированных партитур церковной музыки Испании в стиле эпохи Возрождения и барокко. Как музыковед, Педрелл особенно работал в области старинной музыки и редактировал Виктории « оперу Омния» и реквием Джоан Брудье . Это и другие его произведения вызвали живой интерес к старинной музыке Испании. Он вернулся в Барселону в 1904 году, когда в конце концов была исполнена его опера «Пиринеус» .
Когда в 1912 году умерла его дочь, Педрелл полностью ушел из общественной жизни. Его последние ученики, музыковед Иджинио Англес и композитор Роберто Герхард, помогали Педреллу в его последних публикациях и сочинениях. Он умер в Барселоне и был похоронен на кладбище Сан-Жерваси . Композитор Карлос Педрелл (1878–1941) — его племянник. Личные бумаги Фелипа Педрелла хранятся в Библиотеке Каталонии .
Среди его главных прямых учеников — Исаак Альбенис , Энрике Гранадос , Кристофор Талтабулл , Педро Бланко , Хоакин Турина и Мануэль де Фалья .
Работает
[ редактировать ]Оперы
- L'último ABenzeraggio (на итальянском языке; испанское название: The Last abencerraje ) (либретто: JB Altés), опера в 4-х действиях (1868, переработка 1874 и 1889 годов)
- Квазимодо (либретто Ж. Баррера по Виктору Гюго ), опера в 4-х действиях (1875)
- Эльс Пириней (либретто Виктора Балагера ), опера в прологе и 3-х действиях (1891)
- «Селестина» (либретто Педрелла по Фернандо де Рохасу ), опера в 4-х действиях (1902)
- Граф Арнау (либретто: Жоан Марагалл ), «Фестиваль лирих-популяр» (1904)
- пять других опер и восемь сарсуэл
Инструментальные произведения
- Ноктюрны-трио (1873)
- La veu de les muntanyes (1877), симфоническая поэма
- Эксельсиор (1880), симфоническая поэма
- много произведений для фортепиано и гитары
Песни для голоса и фортепиано
- Ночи Испании (1871)
- Востоки ( Виктор Гюго ) (1876)
- Утешения ( Теофиль Готье ) (1876)
- Весна (Ф. Мате) (1880)
- Арабески (1906)
Хоровая музыка
- 56 священных песен на латыни
- 27 работ на разговорном испанском или каталонском языке.
- 18 произведений для хора и оркестра
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бонастр, Франческ: «Педрелл и Сабате, Фелипе», в: Музыка в прошлом и настоящем (MGG), биографическая часть, том. 13 (Кассель: Bärenreiter, 2005), cc. 232-234.
- ^ Бонастр (2005), как указано выше.
- ^ См.: Список студентов-музыкантов по учителю: от N до Q#Фелип Педрелл .
- ^ Бонастр (2005), как указано выше.
- «Педрелл, Фелипе». Краткая библиотека Британника . Британский. 2006.
- Дополнительная информация с партитурами и музыкой
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1841 рождений
- 1922 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Испанские композиторы XIX века.
- Испанские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Испанские композиторы ХХ века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Классические композиторы Каталонии
- Композиторы для классической гитары
- Оперные композиторы-мужчины
- Оперные композиторы Каталонии
- Люди из Тортосы
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Испанские оперные композиторы
- Испанские композиторы-романтики