Томас Луис де Виктория

Часть серии о |
музыка эпохи Возрождения |
---|
Обзор |
|
|
Томас Луис де Виктория (иногда итальянизированный как да Виттория ; ок. 1548 — ок. 20–27 августа 1611 ) был самым известным испанским композитором эпохи Возрождения . он входит Вместе с Джованни Пьерлуиджи да Палестриной и Орландом де Лассус в число главных композиторов позднего Возрождения, и «вызывает восхищение прежде всего за интенсивность некоторых из его мотетов, а также за его службы по умершим и на Страстную неделю». [ 1 ] Его сохранившееся творчество , в отличие от творчества его коллег, представляет собой почти исключительно духовную и полифоническую вокальную музыку, положенную на латинские тексты. Его карьера католического священника, а также опытного органиста и певца охватывала как Испанию, так и Италию. Однако он предпочитал жизнь композитора жизни исполнителя. [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Виктория родилась в Санчидриане в провинции Авила , Кастилия , около 1548 года и умерла в 1611 году. [ 3 ] Семья Виктории насчитывает несколько поколений. Известны не только имена членов его семьи, но даже род занятий его деда. [ 4 ] Виктория была седьмой из девяти детей, рожденных Франсиско Луисом де Викторией и Франсиской Суарес де ла Конча. Его мать была конверсо по происхождению. [ 5 ] После смерти отца в 1557 году его опекуном стал дядя Хуан Луис. Он был певчим в Авильском соборе . В записях собора говорится, что его дядя, Хуан Луис, подарил церкви Liber Primus Виктории, напомнив им, что Виктория выросла в соборе Авилы. [ 6 ] Поскольку он был таким опытным органистом, многие полагают, что он начал учиться игре на клавишных инструментах в раннем возрасте у учителя в Авиле. [ 7 ] Виктория, скорее всего, начала изучать «классику» в школе для мальчиков Сент-Джайлс в Авиле. Эту школу хвалили святая Тереза Авильская и некоторые уважаемые деятели музыки. [ 8 ]
Получив грант от Филиппа II в 1565 году, Виктория отправилась в Рим и стала кантором Немецкого колледжа, основанного святым Игнатием Лойолой . [ 9 ] Возможно, примерно в это же время он учился у Палестрины , хотя доказательства косвенные; конечно, на него повлиял стиль итальянца. В течение некоторого времени, начиная с 1573 года, Виктория занимала две должности: одну в Немецком колледже, а другую в Папской римской семинарии . Он занимал должности капельмейстера и преподавателя равнинного пения . В 1571 году он был принят на работу в Немецкий колледж преподавателем и начал получать свой первый стабильный доход. [ 10 ] После того как Палестрина покинула семинарию , должность маэстро заняла Виктория. [ 11 ] Виктория была рукоположена в священники в 1574 году епископом Томасом Голдуэллом . До этого он был назначен дьяконом , но прослужил в этом качестве недолго, поскольку обычно дьяконы вскоре после этого становились священниками. [ 12 ] В 1575 году Виктория была назначена маэстро ди Капелла в Сан-Аполлинаре. [ 9 ] Церковные чиновники часто спрашивали Виктория его мнение о назначениях на кафедральные должности из-за его известности и знаний. [ 13 ] Он был верен своему положению монастырского органиста даже после своего профессионального дебюта в качестве органиста. [ 14 ] Однако он не остался в Италии .
В 1587 году Филипп II почтил желание Виктории вернуться в родную Испанию, назначив его капелланом своей сестры, вдовствующей императрицы Марии , дочери Карла V , которая жила в отставке со своей дочерью принцессой Маргаритой в монастыре де лас Дескальсас де Св. Клара в Мадриде с 1581 года. В 1591 году Виктория стала крестным отцом дочери своего брата Хуана Луиса, Изабель де Виктория. [ 15 ] Виктория проработала 24 года в Descalzas Reales, прослужив 17 лет капелланом императрицы до ее смерти, а затем монастырским органистом. Виктории также платили гораздо больше в Descalzas Reales, чем он мог бы заработать в качестве капеллана собора, получая годовой доход от заочных бенефиций с 1587 по 1611 год. Когда императрица Мария умерла в 1603 году, она завещала три капеллана в монастыре, с один собирается в Викторию. По словам Виктории, он никогда не брал никакой дополнительной оплаты за работу капелланом и стал органистом, а не капельмейстером. [ 16 ] Уважение к нему было настолько велико, что его контракт позволял ему часто уезжать из монастыря. [ нужна ссылка ] Он смог посетить Рим в 1593 году на два года, присутствовав на похоронах Палестрины в 1594 году. [ нужна ссылка ] Он умер в 1611 году в резиденции капеллана и был похоронен в монастыре, хотя его могила до сих пор не идентифицирована. [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]
Виктория — самый значительный композитор Контрреформации в Испании и один из самых уважаемых композиторов духовной музыки позднего Возрождения , жанра, которому он посвятил исключительно себя. Музыка Виктории отражала его личность, [ 17 ] выражая страсть испанского мистицизма и религии. [ 11 ] хвалил Викторию Падре Мартини за ее мелодичные фразы и радостные изобретения. [ 18 ] Его работы пережили возрождение в 20 веке благодаря многочисленным недавним записям. Многие комментаторы слышат в его музыке мистическую интенсивность и прямую эмоциональную привлекательность - качества, которых, по мнению некоторых, не хватает, возможно, более ритмично и гармонично спокойной музыке Палестрины. В их композиционных стилях довольно много различий, таких как обработка мелодии и четвертных диссонансов . [ 19 ]
Виктория была мастером перекрытия и разделения хоров на несколько частей с постепенным уменьшением ритмической дистанции. Виктория не только использует сложные партии голосов, но и во многих своих хоровых произведениях орган рассматривается почти как солист. [ 20 ] Виктория не была инициатором разработки псалмов или антифонов для двух хоров, но он продолжил и увеличил популярность такого репертуара. [ 21 ] Виктория переиздавала вышедшие ранее работы и вносила изменения в каждое переиздание. [ 3 ]
Виктория опубликовала свою первую книгу мотетов в 1572 году. [ 22 ] В 1585 году он написал свой Officium Hebdomadae Sanctae , сборник, который включал 37 пьес, которые являются частью празднования Страстной недели в католической литургии , в том числе восемнадцать мотетов Tenebrae Responsories . [ 23 ]
На жизнь Виктории оказали влияние Джованни Мария Нанино и Лука Маренцио , которыми Виктория восхищалась за их работу в мадригалах, а не за церковную музыку. [ 24 ] Было высказано предположение, что Виктория брала уроки у Эскобедо в раннем возрасте, прежде чем переехать в Рим. [ 9 ]
Виктория утверждала, что свои самые творческие произведения он сочинил под руководством своего покровителя Отто, кардинала фон Трухзесса . Однако Стивенсон не верит, что он узнал все о музыке под патронажем кардинала Тручсесса. [ 22 ] В те годы, когда Виктория была предана Филиппу II Испанскому , он выражал утомление от своей композиторской работы. Большинство сочинений, написанных Викторией и посвященных кардиналу Микеле Бонелли , Филиппу II Испанскому или Папе Григорию XIII, не были оплачены должным образом. [ 23 ] [ нужны разъяснения ]
Стилистически его музыка избегает сложных контрапунктов многих его современников, предпочитая простые линии и гомофонные текстуры, но стремясь при этом к ритмическому разнообразию, а иногда и к интенсивным и удивительным контрастам. [ нужна ссылка ] Его мелодическое письмо и использование диссонансов более свободно, чем у Палестрины; иногда он использует интервалы , которые запрещены при строгом применении контрапункта 16 века, например, восходящие мажорные шестые или даже иногда уменьшенные кварты (например, мелодическая уменьшенная кварта встречается в отрывке, изображающем горе в его мотете Sancta Maria ). [ нужна ссылка ] Виктория иногда использует драматическую словесную живопись , обычно встречающуюся только в мадригалах . В некоторых его духовных произведениях используются инструменты (практика, которая нередка в испанской духовной музыке XVI века), а также он написал полихоральные произведения для более чем одной пространственно разделенной группы певцов в стиле композиторов венецианской школы . которые работали в соборе Святого Марка в Венеции . [ нужна ссылка ]
Его самая известная работа и его шедевр, Officium Defunctorum , — это Реквием по императрице Марии . [ 11 ]
Работает
[ редактировать ]В скобках указано количество голосов.
Массы
[ редактировать ]- Мать Алмы-Искупителя (8)
- Вознесение Христа (5)
- Аве Марис Стелла (4)
- Славься, Царица Небесная (8)
- Пресвятой Богородицы (5)
- Пока они были завершены (6)
- Гаудеамус (6)
- Я счастлив (12)
- О великая тайна (4)
- О, как славно (4)
- Для мертвых (4)
- Для мертвых (6)
- Про Виктория (9)
- Какие они красивые (4)
- Четвертые тона (4)
- Приветствую тебя, Регина (8)
- Таково Царство Небесное (4)
- Ближайший всплеск (5)
- пост на пути (5)
- Я видел красивое (6)
Ложный
- Воскресенье (4)
- Положите язык (4)
Magnificat (каждый полифонически устанавливает только нечетные стихи или только четные стихи, некоторые устанавливают все)
Нечетный/Четный
- первые тона (4)
- вторые тона (4)
- третьи тона (4)
- четвертые тона (4)
- пятые тона (4)
- шестой тон (4)
- седьмой тони (4)
- восьмой тон (4)
Оба
- первые тона (8)
- шестой тон (12)
Плач
[ редактировать ]- Господь подумал (4)
- Ego vir videns (5)
- И он вышел (4)
- Начало плача Иеремии (4)
- Начало речи Иеремии (6)
- его рука (5)
- Они сказали своим матерям (4)
- Милосердие Господне (4)
- Как затемнить (4)
Противоположное
[ редактировать ]Четыре голоса
- Блаженны непорочные
- Я благословляю Господа
- Дай ему фрукты
- Андрей, хороший врач и друг Божий
- Господи, я не достоин
- Два серафима вскрикнули
- Вот великий священник
- Я живу хлебом
- Будь сильным в бою
- Души Святых радуются на небесах
- Этот человек презирает мир
- Он свят для закона
- Волхвы увидели звезду
- Не бойся, Мэри
- О апостольская благодать
- Отличный врач
- О великая тайна
- О, как славно царство
- Ох, как бояться
- О Царство Небесное
- О священный праздник
- О, вы все
- Еврейские дети
- Как прекрасна твоя трава
- Святая Мария, помоги бедным
- Старик понесет ребенка
- Приди, невеста Христова
- Мы действительно больны
Пять голосов
- Христос, восходящий на высоту
- Когда блаженный Игнатий
- Ангел Господень сошел
- Когда дни Пятидесятницы завершились
- Вот, Господь придет
- Мы, Мария Дева
- О свет и слава Испании
- Его лицо сияло
Шесть голосов
- Мое сердце горит
- Блаженна Дева Мария
- Благословенна Святая Троица
- Поздравь меня
- Я черный
- О Господь Иисус Христос
- О священный праздник
- Кого вы видели, пастухи?
- Добрый пастырь роза
- напиши мне в след
- Ты Питер
- Я пойду и пойду по городу
- Я видел красивое
- Она обратилась к трауру
Восемь голосов
- Радуйся, Мария
- Господь в твоей власти
- О Ильдефонс
- Я видел красивое
Песни
[ редактировать ]- Благословен Господь
- Теперь ты отпускаешь (4)
- Теперь ты отпускаешь (5)
Гимны
[ редактировать ](Все 4 голоса, кроме Tantum ergo, 5)
- Обеспечьте бараниной на ужин
- На наши молитвы
- Золотой свет и украшение
- Ave maris stella (даже стихи)
- Ave maris stella (нечетные стихи)
- Христос Искупитель всего
- Христос Искупитель всего II
- Основатель Альме звезд
- Молодец Пол
- Бог твоих солдат
- Пусть небеса возрадуются хвале
- Враг Ирода был нечестивцем
- Бог получил это
- Этот духовник
- Венец Иисуса из девственниц
- Иисус – наше искупление
- Слава Матери-Церкви
- Создатель света в лучшем виде
- О свет благословенной Троицы
- Поставь лингва I
- Ставь лингва II
- Всякий, кто ищет Христа
- Какими бы ни были цепи (также Петр благословил цепи)
- Царь славных мучеников
- Приветствуйте цветы мучеников
- По заслугам святых
- Так что только таинство
- Мы славим Тебя, Боже
- Ты зажигаешь до конца
- Тебе, Христос, великолепие Отца
- Апостолы бродили печально
- Благословенный город Иерусалим
- Пришел дух творца
- Знамена короля выходят вперед
- Королевские стандарты появляются 2
Магнификаты
[ редактировать ](нечетные или четные стихи, 4 голоса)
- Первые тона (4)
- Вторые тона (4)
- Третьи тона (4)
- Четвертые тона (4)
- Пятые тона (4)
- Шестой тон (4)
- Септимий Тони (4)
- Восьмой тон (4)
Оба
- Первые тона (8 голосов)
- Шестой тон (12 голосов)
Плач
[ редактировать ]- Начало плача Иеремии (4)
- И он вышел (4)
- его рука (5)
- Господня мысль (4)
- Они сказали своим матерям (4)
- Ego vir videns (5)
- Милосердие Господне (4)
- Как затемнить (4)
- Начало речи Иеремии (6)
Урок
- Это утомляет мою душу
Литания
- пьяная Виржина
Страсти
[ редактировать ]- Святой Матфей
- Сент-Джон
Псалмы
[ редактировать ](Количество, голосов, [Мод, куплеты])
- Кроме Господа (126, 8)
- За реками Вавилона (136, 8)
- Господь сказал (109, 8)
- Славьте Господа, дети (112, 8)
- Хвалите Господа, все народы (116, 8)
- Меня хвалят (121, 12)
- Вот теперь благослови (135, 8)
- Господь сказал (109, 4, 1, нечетный)
- Я исповедуюсь Тебе, Господи (110, 4, 4, нечетный)
- Блаженный (111, 4, 8, четный)
- Славьте Господа, дети (112, 4, 6, даже)
- Лауда Иерусалим (147, 4, 7, нечетный)
- Признаюсь Тебе, Господи (110, 4, 4, даже)
- Блаженный (111, 4, 8, нечетный)
- Кроме Лорда (126, 4, 8, нечетный)
- Я верил (115, 4, 6, нечетный)
Темные обязанности
[ редактировать ]Утреня по четвергам
- мой друг
- Иуда был худшим торговцем
- Один из моих учеников
Четверг хвалит
- Я был как ягненок
- Один час
- Старейшины народа
Пятничная утреня
- Что касается вора
- Была тьма
- Моя любимая душа
Пятница хвалит
- Они предали меня
- Он предал Иисуса нечестивцам
- Мои глаза потускнели
Субботняя утреня
- Наш пастор ушел
- О, вы все
- Посмотрите, как умирает Юстус
Субботние похвалы
- Цари земли стояли рядом
- меня ценили
- Лорд похоронен
Последовательности
[ редактировать ]- Славьте Сиона-спасителя (8)
- Пасхальные жертвы (8)
- Приди, Святой Дух (8)
Избранные записи
[ редактировать ]Ниже приведены записи музыки Томаса Луиса де Виктории. Как и вся его музыка, тексты написаны на латыни и взяты из римско-католической литургии.
- Виктория, Темные Респонсоры . Pro Cantione Antiqua: компакт-диск Deutsche Harmonia Mundi GD77056
- Виктория, И Джесум. Мотеты, антифоны и части мисс . Карлос Мена, Хуан Карлос Ривера: компакт-диск Harmonia Mundi Iberica 987042
- Виктория, Офис Мертвых . Вымышленная музыка, Рауль Маллавибаррена: компакт-диск Enchiriadis EN 2006
- Виктория, Священные дела . Ensemble Plus Ultra: Архив DGG, компакт-диск DDD 0289 477 9747 0 AM 10
- Виктория, Темные Респонсоры . : Ученые Таллиса ГИМЕЛЛ. CDGIM 022
- Виктория, Плач Иеремии . Ученые Таллиса: ГИМЕЛЛ. CDGIM 043
- Виктория, Джезуальдо, Палестрина, Уайт, Плач . Голоса Северных стран: ЧАНДОС ЧАКОННА. ЧАН 0763
- Победа, мессы и мотеты . Ars Combinatoria, Канко Лопес: Мусарис. Марс 03-21161/16.
Избранные записи музыки Виктории обсуждаются в статье, опубликованной в марте 2011 года журналом Gramophone. [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стивенсон 2001 , § Введение.
- ^ О'Риган 1994 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Войжитка-Груза 1997 , стр. 83.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 1.
- ^ Техеро Робледо, Эдуардо, «Томас Луис де Виктория (Авила, 1548 – Мадрид, 1611) и его родословная converso», стр. 33–70.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 6.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 8.
- ^ Стивенсон 1991 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Тренд 1965 , с. 158.
- ^ Стивенсон 1991 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с Бейкера, 1993 , с. 1073.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 19.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 25.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 12.
- ^ Стивенсон 1991 , с. 24.
- ^ Стивенсон 1991 , стр. 26–27.
- ^ Тенденция 1965 , с. 160.
- ^ Тенденция 1965 , с. 163.
- ^ Криевальд 1968 , с. 2.
- ^ Тенденция 1965 , с. 164.
- ^ О'Риган 1994 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон 1991 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Стивенсон 1991 , с. 21.
- ^ Тенденция 1965 , с. 157.
- ^ Томас Луис де Виктория - профиль к 400-летию Эдварда Брина, Gramophone Online, март 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Кривальд, Джеймс Артур (1968). Контрапунктический и гармонический стиль Томаса Луиса де Виктории (доктор философии). Университет Висконсина-Мэдисона .
- Тренд, Джон Бранде (1965) [1926]. Музыка испанской истории . Нью-Йорк: Kraus Reprint Corporation.
Статьи в журналах и энциклопедиях
- О'Риган, Ноэль (май 1994 г.). «Виктория, Сото и Испанское архибратство Воскресения в Риме». Ранняя музыка . 22 (2): 279–295. дои : 10.1093/earlyj/XXII.2.279 .
- Слонимский, Николай , изд. (1993). «Виктория, Томас Луи де». Краткое издание Биографического словаря музыкантов Бейкера (8-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера . ISBN 0-02-872416-Х .
- Стивенсон, Роберт (1991). «Томас Луис де Виктория: уникальный испанский гений». Межамериканское музыкальное обозрение . 12 (1): 1–100.
- Стивенсон, Роберт (2001). «Виктория, Томас Луис де» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.29298 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Войжитка-Груза, Люси (февраль 1997 г.). «Рукописный источник магнификатов Виктории». Ранняя музыка . 25 (1): 83–90, 93–94, 97–98. дои : 10.1093/earlyj/XXV.1.83 . JSTOR 3128168 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Эдвард Брунер, DMA: «Издания и анализ пяти Missa Beata Virgine Maria испанских композиторов: Моралеса, Геррео, Виктории, Виванко и Эскивеля». Диссертация DMA, Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне, 1980. [факсимиле: University Microfilms International, Анн-Арбор, Мичиган]
- Олмос, Анхель Мануэль: «Воля и смерть Томаса Луиса де Виктории. Новые родственники музыканта и возможная причина его возвращения в Испанию», Revista de Musicología, vol. XXXV, №1 (2012), стр. 53–60
- Олмос, Анхель Мануэль: «Произведения Томаса Луиса де Виктории в органной табулатуре Пельплина (Польша), Biblioteka Seminarium, 304–8, 308a (1620–1630)», в Моралесе, Луиза (Ред.): Cinco Siglos на испанском языке. ключевая музыка, ISBN 978-84-611-8235-0 (Лил, 2007), стр. 87–124
- Олмос, Анхель Мануэль: «Томас Луис де Виктория и монастырь Дескальсас в Мадриде: опровержение мифа», Le Jardin de Musique, I/2, (2004), стр. 121–128
- Олмос, Анхель Мануэль: «Вклад в раннюю музыкальную историю часовни Descalzas Reales (1587–1608)», Revista de Musicología, vol. XXVI, № 2 2003, с. 439–489
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .
- Ройг-Франколи, Мигель (весна 2018 г.). «От Возрождения до барокко: тональные структуры в мессах Томаса Луиса де Виктории». Теория музыки Спектр . 40 (1): 27–51. дои : 10.1093/mts/mty001 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список композиций Томаса Луиса де Виктории в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Бесплатные партитуры Томаса Луиса де Виктории в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить com. хорал Томаса Луиса Де Виктории в формате mp3 на YouTube
- В проекте Mutopia есть композиции Томаса Луиса де Виктории.
- Специализированный веб-сайт Виктории на испанском и английском языках.
- Записи Виктории в исполнении Академического хора Умео
- Список работ Каталог работ Томаса Луиса де Виктории