Jump to content

Адриан Виллаерт

Уиллаерт на портрете 1527 года

Адриан Виллаерт ( ок. 1490 — 7 декабря 1562) — фламандский композитор музыки Высокого Возрождения . В основном действовал в Италии, он был основателем венецианской школы . [1] Он был одним из наиболее представительных представителей поколения северных композиторов, переехавших в Италию и пересадивших там полифонический франко-фламандский стиль. [2]

Он родился в Румбеке недалеко от Руселаре или Брюгге . [3] По словам его ученика, известного теоретика музыки XVI века Джозеффо Зарлино , Виллаерт сначала поехал в Париж изучать право, но вместо этого решил изучать музыку. В Париже он познакомился с Жаном Мутоном , главным композитором французской королевской капеллы и стилистическим соотечественником Жоскена де Пре , и учился у него. [4]

Где-то около 1515 года Виллаерт впервые отправился в Рим. Сохранился анекдот, указывающий на музыкальные способности молодого композитора: Виллаерт был удивлен, обнаружив, что хор папской капеллы поет одно из его собственных произведений, скорее всего, шестичастный мотет Verbum bonum et suave , и еще более удивился, узнав, что они думали, что ее написал гораздо более известный композитор Жоскен. Когда он сообщил певцам об их ошибке – что на самом деле он был композитором – они отказались петь ее снова. Действительно, ранний стиль Уилларта очень похож на стиль Жоскена, с плавной полифонией, сбалансированными голосами и частым использованием имитации или строгого канона. Действительно, ранний Виллаерт настолько восхищался Жоскеном, что написал мессу Missa Mente Tota в двойном каноне с двумя свободными голосами, основанную на части знаменитого мотета Жоскена ( Vultum tuum deprecabuntur ).

поступил на службу к кардиналу Ипполито I д'Эсте Феррарскому В июле 1515 года Виллаерт . Виллаерт, вероятно, сопровождал Ипполито в его путешествиях по различным местам, включая Венгрию , где Ипполито проживал с 1517 по 1519 год. После смерти Ипполито в 1520 году Виллаерт поступил на службу к герцогу Альфонсо I Феррарскому . В 1522 году Виллаерт занимал должность при придворной капелле герцога Альфонсо; он оставался там до 1525 года, когда записи показывают, что он находился на службе у Ипполито II д'Эсте .

Самым значительным назначением Виллаерта стало его избрание в 1527 году маэстро ди капелла собора Святого Марка в Венеции . Венецианский дож Андреа Гритти сыграл немаловажную роль в назначении Виллаерта на должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка. [5]

С момента своего назначения в 1527 году до своей смерти в 1562 году Виллаерт сохранял этот пост в церкви Святого Марка. [6] Композиторы приезжали со всей Европы учиться у него. [ нужна ссылка ] , и его стандарты были высокими как в пении, так и в композиции. Во время своей предыдущей работы у герцогов Феррарских он приобрел множество связей и влиятельных друзей в других частях Европы, включая семью Сфорца в Милане. [ нужна ссылка ] ; несомненно, это способствовало распространению его репутации и, как следствие, импорту музыкантов из зарубежных стран в северную Италию. В феррарских судебных документах Уилларт упоминается как «Адриано Канторе». [7] Помимо духовной музыки в качестве директора собора Святого Марка, он написал множество мадригалов , светской формы; его считают фламандским композитором-мадригалом первого ранга. [8]

Музыкальный стиль и влияние

[ редактировать ]

Виллаерт был одним из самых разносторонних композиторов эпохи Возрождения, писавшим музыку практически во всех существующих стилях и формах. Благодаря своей личности и занимая центральное положение маэстро ди капелла в соборе Святого Марка, он стал самым влиятельным музыкантом в Европе между смертью Жоскена и временем Палестрины . [9] (двойные канонические шансоны) Виллаэрта Некоторые из мотетов и chanzoni franciose a quarto sopra doi были опубликованы еще в 1520 году в Венеции. [10] Своей славой в духовной музыке Виллаерт во многом обязан своим мотетам. [11]

Ноты из «Musica Nova» Адриана Уилларта (1568 г.)

По словам Джозеффо Зарлино , писавшего позже в 16 веке, Виллаерт был изобретателем антифонного стиля, из которого развился полихоральный стиль венецианской школы. Поскольку было два хоровых чердака - по одному с каждой стороны главного алтаря собора Святого Марка, оба снабженные органом, - Виллаерт разделил хоровое тело на две части, используя их либо антифонно , либо одновременно. Де Роре, Зарлино, Андреа Габриэли, Донато и Кроче, преемники Виллаерта, культивировали этот стиль. [12] Традиция письма, заложенная Уиллартом во время пребывания в соборе Святого Марка, была продолжена другими композиторами, работавшими там на протяжении 17 века. [5] Затем он сочинил и исполнил псалмы и другие произведения для двух попеременных хоров. Это нововведение имело мгновенный успех и сильно повлияло на развитие нового метода. [6] В Венеции доминировал композиционный стиль, установленный Виллартом для нескольких хоров. [12] В 1550 году он опубликовал Salmi spezzati , антифонные настройки псалмов, первое полихоральное произведение венецианской школы . Работы Уилларта в религиозном жанре прочно утвердили фламандские техники как важную часть венецианского стиля. [13] Хотя более поздние исследования показали, что Виллаерт не был первым, кто использовал этот антифонный или полихоральный метод - Доминик Фино использовал его до Виллаэрта, а Йоханнес Мартини даже использовал его в конце 15 века - полихоральные настройки Виллаерта стали первыми, кто стал известным. и широко подражали. [14]

Вместе со своими современниками Виллаерт разработал канцону (форму полифонической светской песни) и ричеркаре , которые были предшественниками современных инструментальных форм. [15] Уилларт также аранжировал 22 четырёхчастных мадригала для голоса и лютни, написанных Верделотом . [16] В раннем четырехголосном вокальном произведении Quid non-ebrietas? (В некоторых источниках называется « Хроматический дуэт ») Уилларт использует musica ficta по кругу квинт в одном из голосов, в результате чего получается увеличенная септима в унисон с конечной октавой, выдающийся эксперимент с хроматическим энгармонизмом. Виллаерт был одним из первых, кто широко использовал хроматизм в мадригале. [17] Забегая вперед, мы видим образ ранней словесной живописи в его мадригале Mentre che'l cor . [18] Виллаерт, увлекавшийся более старыми композиционными техниками, такими как канон, часто помещал мелодию в тенор своих сочинений, рассматривая ее как cantus Firmus . [19] Виллаерт с помощью Де Рора стандартизировал пятиголосную настройку композиции мадригала. [19] Виллаерт также был пионером стиля, который продолжался до конца периода мадригала и максимально четко и ясно отражал эмоциональные качества текста и значения важных слов. [17]

Виллаерт был не менее выдающимся педагогом, чем композитором. [11] Среди его учеников были Чиприано де Роре , его преемник в церкви Святого Марка; Костанцо Порта ; феррарский Франческо Виола ; Джозеффо Зарлино; и Андреа Габриэли . Другим композитором, стилистически произошедшим от Уилларта, был Лассус . [8] Эти композиторы, за исключением Лассуса, составили ядро ​​того, что стало известно как венецианская школа, которая оказала решающее влияние на стилистические изменения, ознаменовавшие начало эпохи барокко . Среди учеников Виллаерта в Венеции одним из самых выдающихся был его коллега-северянин Чиприано де Роре . [20] Венецианская школа процветала до конца 16-го века, а также до 17-го века, возглавляемая Габриэлисами и другими. [6] Виллаерт, вероятно, также оказал влияние на молодую Палестрину. [8] Виллаерт оставил большое количество композиций — 8 (а возможно, 10) месс, свыше 50 гимнов и псалмов, свыше 150 мотетов , около 60 французских шансонов , свыше 70 итальянских мадригалов и 17 инструментальных ( рицеркаров ).

  1. ^ Миллер 1972 , с. 53.
  2. ^ Риз 1959 , стр. 370–371 .
  3. ^ «Вильярт [Вильяр и др.], Адриан» . Гроув Музыка онлайн . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40122 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 25 мая 2024 г.
  4. ^ «Жан Мутон» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Фенлон 1989 , стр. 111–112.
  6. ^ Jump up to: а б с Мир музыки 1963 , с. 1484.
  7. ^ Локвуд, Льюис ; Хулио, Хулио (2001). «Адриан Виллаерт 1. Ранняя карьера и служба в Ферраре». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 . ДБ1
  8. ^ Jump up to: а б с Вулдридж 1973 , с. 197.
  9. ^ Риз 1959 , с. 348 .
  10. ^ Авраам 1917 , с. 230
  11. ^ Jump up to: а б Риз 1959 , с. 371 .
  12. ^ Jump up to: а б Эйнштейн 1965 , с. 67.
  13. ^ Робертсон и Стивенс 1965 , с. 160.
  14. ^ Фенлон 1989 , с. 114.
  15. ^ Мир музыки 1963 , с. 1485.
  16. ^ Авраам 1917 , стр. 228–229.
  17. ^ Jump up to: а б Робертсон и Стивенс 1965 , с. 149.
  18. ^ Риз 1959 , с. 324 .
  19. ^ Jump up to: а б Ульрих и Писк 1963 , стр. 177.
  20. ^ Риз 1959 , с. 310 .

Источники

[ редактировать ]
  • Авраам, Джеральд (1917). Краткая Оксфордская история музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Эйнштейн, Альфред (1965). Краткая история музыки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
  • Фенлон, Иэн, изд. (1989). Эпоха Возрождения С 1470-х годов до конца 16 века . Энглвуд Клиффс: Прентис Холл.
  • Миллер, Хью М. (1972). История музыки . Нью-Йорк: Harper & Rowe, Publishers, Inc.
  • Риз, Гюстав (1959) [1954]. Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN  978-0-393-09530-2 .
  • Робертсон, Алек; Стивенс, Денис, ред. (1965). История музыки . Том. 2. Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc.
  • Вулдридж, HE (1973). Оксфордская история музыки . Том. 2. Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, Inc.
  • Ульрих, Гомер; Писк, Пол А. (1963). История музыки и музыкального стиля . Нью-Йорк: Харкорт, Харкорт Брейс Йованович, Inc.
  • Мир музыки Иллюстрированная энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Абрадейл Пресс. 1963.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6590f8180bf6abf54fb3e8e6e25d468a__1722166200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/8a/6590f8180bf6abf54fb3e8e6e25d468a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adrian Willaert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)