Адриан Виллаерт

Адриан Виллаерт ( ок. 1490 — 7 декабря 1562) — фламандский композитор музыки Высокого Возрождения . В основном действовал в Италии, он был основателем венецианской школы . [1] Он был одним из наиболее представительных представителей поколения северных композиторов, переехавших в Италию и пересадивших там полифонический франко-фламандский стиль. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Румбеке недалеко от Руселаре или Брюгге . [3] По словам его ученика, известного теоретика музыки XVI века Джозеффо Зарлино , Виллаерт сначала поехал в Париж изучать право, но вместо этого решил изучать музыку. В Париже он познакомился с Жаном Мутоном , главным композитором французской королевской капеллы и стилистическим соотечественником Жоскена де Пре , и учился у него. [4]
Где-то около 1515 года Виллаерт впервые отправился в Рим. Сохранился анекдот, указывающий на музыкальные способности молодого композитора: Виллаерт был удивлен, обнаружив, что хор папской капеллы поет одно из его собственных произведений, скорее всего, шестичастный мотет Verbum bonum et suave , и еще более удивился, узнав, что они думали, что ее написал гораздо более известный композитор Жоскен. Когда он сообщил певцам об их ошибке – что на самом деле он был композитором – они отказались петь ее снова. Действительно, ранний стиль Уилларта очень похож на стиль Жоскена, с плавной полифонией, сбалансированными голосами и частым использованием имитации или строгого канона. Действительно, ранний Виллаерт настолько восхищался Жоскеном, что написал мессу Missa Mente Tota в двойном каноне с двумя свободными голосами, основанную на части знаменитого мотета Жоскена ( Vultum tuum deprecabuntur ).
поступил на службу к кардиналу Ипполито I д'Эсте Феррарскому В июле 1515 года Виллаерт . Виллаерт, вероятно, сопровождал Ипполито в его путешествиях по различным местам, включая Венгрию , где Ипполито проживал с 1517 по 1519 год. После смерти Ипполито в 1520 году Виллаерт поступил на службу к герцогу Альфонсо I Феррарскому . В 1522 году Виллаерт занимал должность при придворной капелле герцога Альфонсо; он оставался там до 1525 года, когда записи показывают, что он находился на службе у Ипполито II д'Эсте .
Самым значительным назначением Виллаерта стало его избрание в 1527 году маэстро ди капелла собора Святого Марка в Венеции . Венецианский дож Андреа Гритти сыграл немаловажную роль в назначении Виллаерта на должность маэстро ди капелла в соборе Святого Марка. [5]
С момента своего назначения в 1527 году до своей смерти в 1562 году Виллаерт сохранял этот пост в церкви Святого Марка. [6] Композиторы приезжали со всей Европы учиться у него. [ нужна ссылка ] , и его стандарты были высокими как в пении, так и в композиции. Во время своей предыдущей работы у герцогов Феррарских он приобрел множество связей и влиятельных друзей в других частях Европы, включая семью Сфорца в Милане. [ нужна ссылка ] ; несомненно, это способствовало распространению его репутации и, как следствие, импорту музыкантов из зарубежных стран в северную Италию. В феррарских судебных документах Уилларт упоминается как «Адриано Канторе». [7] Помимо духовной музыки в качестве директора собора Святого Марка, он написал множество мадригалов , светской формы; его считают фламандским композитором-мадригалом первого ранга. [8]
Музыкальный стиль и влияние
[ редактировать ]Виллаерт был одним из самых разносторонних композиторов эпохи Возрождения, писавшим музыку практически во всех существующих стилях и формах. Благодаря своей личности и занимая центральное положение маэстро ди капелла в соборе Святого Марка, он стал самым влиятельным музыкантом в Европе между смертью Жоскена и временем Палестрины . [9] (двойные канонические шансоны) Виллаэрта Некоторые из мотетов и chanzoni franciose a quarto sopra doi были опубликованы еще в 1520 году в Венеции. [10] Своей славой в духовной музыке Виллаерт во многом обязан своим мотетам. [11]

По словам Джозеффо Зарлино , писавшего позже в 16 веке, Виллаерт был изобретателем антифонного стиля, из которого развился полихоральный стиль венецианской школы. Поскольку было два хоровых чердака - по одному с каждой стороны главного алтаря собора Святого Марка, оба снабженные органом, - Виллаерт разделил хоровое тело на две части, используя их либо антифонно , либо одновременно. Де Роре, Зарлино, Андреа Габриэли, Донато и Кроче, преемники Виллаерта, культивировали этот стиль. [12] Традиция письма, заложенная Уиллартом во время пребывания в соборе Святого Марка, была продолжена другими композиторами, работавшими там на протяжении 17 века. [5] Затем он сочинил и исполнил псалмы и другие произведения для двух попеременных хоров. Это нововведение имело мгновенный успех и сильно повлияло на развитие нового метода. [6] В Венеции доминировал композиционный стиль, установленный Виллартом для нескольких хоров. [12] В 1550 году он опубликовал Salmi spezzati , антифонные настройки псалмов, первое полихоральное произведение венецианской школы . Работы Уилларта в религиозном жанре прочно утвердили фламандские техники как важную часть венецианского стиля. [13] Хотя более поздние исследования показали, что Виллаерт не был первым, кто использовал этот антифонный или полихоральный метод - Доминик Фино использовал его до Виллаэрта, а Йоханнес Мартини даже использовал его в конце 15 века - полихоральные настройки Виллаерта стали первыми, кто стал известным. и широко подражали. [14]
Вместе со своими современниками Виллаерт разработал канцону (форму полифонической светской песни) и ричеркаре , которые были предшественниками современных инструментальных форм. [15] Уилларт также аранжировал 22 четырёхчастных мадригала для голоса и лютни, написанных Верделотом . [16] В раннем четырехголосном вокальном произведении Quid non-ebrietas? (В некоторых источниках называется « Хроматический дуэт ») Уилларт использует musica ficta по кругу квинт в одном из голосов, в результате чего получается увеличенная септима в унисон с конечной октавой, выдающийся эксперимент с хроматическим энгармонизмом. Виллаерт был одним из первых, кто широко использовал хроматизм в мадригале. [17] Забегая вперед, мы видим образ ранней словесной живописи в его мадригале Mentre che'l cor . [18] Виллаерт, увлекавшийся более старыми композиционными техниками, такими как канон, часто помещал мелодию в тенор своих сочинений, рассматривая ее как cantus Firmus . [19] Виллаерт с помощью Де Рора стандартизировал пятиголосную настройку композиции мадригала. [19] Виллаерт также был пионером стиля, который продолжался до конца периода мадригала и максимально четко и ясно отражал эмоциональные качества текста и значения важных слов. [17]
Виллаерт был не менее выдающимся педагогом, чем композитором. [11] Среди его учеников были Чиприано де Роре , его преемник в церкви Святого Марка; Костанцо Порта ; феррарский Франческо Виола ; Джозеффо Зарлино; и Андреа Габриэли . Другим композитором, стилистически произошедшим от Уилларта, был Лассус . [8] Эти композиторы, за исключением Лассуса, составили ядро того, что стало известно как венецианская школа, которая оказала решающее влияние на стилистические изменения, ознаменовавшие начало эпохи барокко . Среди учеников Виллаерта в Венеции одним из самых выдающихся был его коллега-северянин Чиприано де Роре . [20] Венецианская школа процветала до конца 16-го века, а также до 17-го века, возглавляемая Габриэлисами и другими. [6] Виллаерт, вероятно, также оказал влияние на молодую Палестрину. [8] Виллаерт оставил большое количество композиций — 8 (а возможно, 10) месс, свыше 50 гимнов и псалмов, свыше 150 мотетов , около 60 французских шансонов , свыше 70 итальянских мадригалов и 17 инструментальных ( рицеркаров ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллер 1972 , с. 53.
- ^ Риз 1959 , стр. 370–371 .
- ^ «Вильярт [Вильяр и др.], Адриан» . Гроув Музыка онлайн . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40122 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ «Жан Мутон» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фенлон 1989 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с Мир музыки 1963 , с. 1484.
- ^ Локвуд, Льюис ; Хулио, Хулио (2001). «Адриан Виллаерт 1. Ранняя карьера и служба в Ферраре». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Jump up to: а б с Вулдридж 1973 , с. 197.
- ^ Риз 1959 , с. 348 .
- ^ Авраам 1917 , с. 230
- ^ Jump up to: а б Риз 1959 , с. 371 .
- ^ Jump up to: а б Эйнштейн 1965 , с. 67.
- ^ Робертсон и Стивенс 1965 , с. 160.
- ^ Фенлон 1989 , с. 114.
- ^ Мир музыки 1963 , с. 1485.
- ^ Авраам 1917 , стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б Робертсон и Стивенс 1965 , с. 149.
- ^ Риз 1959 , с. 324 .
- ^ Jump up to: а б Ульрих и Писк 1963 , стр. 177.
- ^ Риз 1959 , с. 310 .
Источники
[ редактировать ]- Авраам, Джеральд (1917). Краткая Оксфордская история музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Эйнштейн, Альфред (1965). Краткая история музыки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.
- Фенлон, Иэн, изд. (1989). Эпоха Возрождения С 1470-х годов до конца 16 века . Энглвуд Клиффс: Прентис Холл.
- Миллер, Хью М. (1972). История музыки . Нью-Йорк: Harper & Rowe, Publishers, Inc.
- Риз, Гюстав (1959) [1954]. Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09530-2 .
- Робертсон, Алек; Стивенс, Денис, ред. (1965). История музыки . Том. 2. Нью-Йорк: Barnes & Noble, Inc.
- Вулдридж, HE (1973). Оксфордская история музыки . Том. 2. Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, Inc.
- Ульрих, Гомер; Писк, Пол А. (1963). История музыки и музыкального стиля . Нью-Йорк: Харкорт, Харкорт Брейс Йованович, Inc.
- Мир музыки Иллюстрированная энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Абрадейл Пресс. 1963.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статья «Адриан Уилларт» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Глисон, Гарольд ; Беккер, Уоррен (1981). Музыка в средние века и эпоху Возрождения . Очерки музыкальной литературы (3-е изд.). Блумингтон: Франжипани Пресс. ISBN 978-0-88284-379-7 .
- Киджер, Дэвид М. (2005). Адриан Виллаерт: Путеводитель по исследованиям . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-8153-3962-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Адриана Уилларта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Адриана Уилларта в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Список композиций Адриана Уилларта в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Слушайте бесплатно записи песен Академического хора Умео.