Антуан Буснуа
Антуан Бюснуа (также Буснуа ; ок. 1430 — до 6 ноября 1492) — французский композитор , певец и поэт музыки раннего Возрождения . Буснуа и его коллега Иоганнес Окегем были ведущими европейскими композиторами второй половины 15 века и центральными фигурами ранней франко-фламандской школы . [ 1 ]
Хотя он также известен как композитор мотетов и другой духовной музыки, он был одним из самых известных композиторов светского полифонического шансона XV века . Между Гийомом Дюфе и Клоденом де Сермизи , Бюснуа был самым плодовитым и важным французским композитором песен. [ 1 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Подробности ранней жизни Буснуа во многом предположительны, и в них нет ничего определенного. [ 2 ] Вероятно, он был родом из окрестностей Бетюна в Па-де-Кале , возможно, из деревни Бюснес , к которой, по-видимому, относится его имя. Возможно, он был родственником аристократической семьи Буснес; в частности, родственником мог быть некий Филипп де Бюснес, каноник Собора Парижской Богоматери в Лансе . Он явно получил прекрасное музыкальное образование, вероятно, в церковно-хоровой школе где-нибудь на севере или в центральной Франции. Аристократическим происхождением можно объяснить его раннюю связь с французским королевским двором: уже в 1450-х годах там появляются упоминания о нем, а в 1461 году он был капелланом в Туре . На то, что он не был полностью мирным человеком, указывает прошение об отпущении грехов, которое он подал в Туре от 28 февраля 1461 года, в котором он признался, что был частью группы, избившей священника «до кровопролития», а не один раз, но пять раз. [ 3 ] Находясь в состоянии анафемы, он был достаточно безрассуден, чтобы служить мессу, хотя он не был рукоположен в священники, и за это он был отлучен от церкви до тех пор, пока Папа Пий II не помиловал его.
Он переехал из собора в коллегиальную церковь Св. Мартина, также в Туре, где стал иподиаконом в 1465 году. Иоганнес Окегем был казначеем этого учреждения, и оба композитора, похоже, хорошо знали друг друга. Позже в 1465 году Бюснуа переехал в Пуатье , где он не только стал мастером певчих, но и сумел привлечь поток талантливых певцов со всего региона; к этому времени его репутация учителя пения, ученого и композитора, похоже, широко распространилась. Но он уехал в 1466 году так же внезапно, как и приехал по неизвестной причине, и бывшему мастеру вернули прежнюю работу. Затем он переехал в Бургундию .
Бюснуа находился при бургундском дворе к 1467 году. Его первые сочинения там появились непосредственно перед вступлением Карла на престол герцога 15 июня, поскольку один из его мотетов - In гидравлис - содержит посвящение Карлу, называя его графом. Став герцогом Бургундским, он быстро стал известен как Карл Смелый за свой жестокий, а иногда и безрассудный военный авантюризм (который действительно привел к его гибели в бою десять лет спустя). Но Карл любил не только войну, но и музыку, ценя и награждая Буснуа за произведения, написанные во время его службы. Буснуа был указан вместе с Хейном ван Гизегемом и Адриеном Басеном как «певец и камердинер » Карла в 1467 году.
Буснуа не только служил Карлу певцом и композитором, но и сопровождал герцога в его военных кампаниях, как и Хейн ван Гизегем . Буснуа осаждал Нойс в Германии в 1475 году и пережил (или пропустил) катастрофическую битву при Нанси в 1477 году, в которой Карл был убит, а бургундская экспансия была прекращена немедленно и навсегда.
Буснуа оставался на службе у бургундского двора до 1482 года, но о его подвигах с тех пор до года его смерти ничего точного не известно. На момент своей смерти, в 1492 году, он работал в церкви Сен-Совер в Брюгге .
Музыка
[ редактировать ]Современная репутация Буснуа была огромной; он был, вероятно, самым известным музыкантом в Европе между Гийомом Дюфе и Йоханнесом Окегемом . Он писал духовную и светскую музыку. Из первых две cantus Firmus Masses и восемь мотетов сохранились ставил Марианский антифон Regina coeli , а многие другие, скорее всего, были утеряны. Он несколько раз . Стилистически его музыку можно считать средней точкой между простотой и текстурой Дюфе и Биншуа и будущим широко распространенным подражательным контрапунктом Жоскена гомофонной и Гомбера . Он лишь изредка, но умело использовал имитацию, создавал плавные и певучие мелодические линии и имел сильное чувство триадной звучности, предвосхищая практику XVI века.
По мнению Пьетро Арона , Буснуа, возможно, был автором знаменитой мелодии L'homme Armé , одной из наиболее широко распространенных мелодий эпохи Возрождения и наиболее часто используемой, чем любая другая, в качестве cantusfirmus в массовой композиции. Независимо от того, написал ли он первую мессу на основе «L'homme Armé» или нет , его работа была, безусловно, самой влиятельной; Обрехта Например, сеттинг во многом аналогичен сеттингу Буснуа, и даже Дюфе непосредственно цитирует его. Ричард Тарускин пытается доказать, что Буснуа был моделью, на которой позже были основаны массы L'homme Armé , посредством изучения нумерологической символики композитора в произведении и демонстрации того, что Дюфе и другие подражали (или отдавали дань уважения) этому аспекту. среди других. [ 4 ] Дэвид Фэллоуз отмечает, что сложность мессы Буснуа может указывать на то, что он на самом деле заимствовал у Дюфе. [ 5 ] Бюснуа, возможно, даже является автором цикла из шести месс, основанных на одной и той же мелодии, найденной в Неаполе, на основе стилистического сравнения.
(французские светские песни) Бюснуа Но именно полифонические шансоны — это произведения, на которых в основном держится его репутация. [ 6 ] Большинство из них — рондо , но некоторые — бержереты ; многие из них получили статус популярных песен, а некоторые, возможно, были основаны на других популярных песнях, которые сейчас утеряны. Вероятно, он написал слова почти для всех своих шансонов. Некоторые из его мелодий были переработаны как cantusfirmus для месс, сочиненных более чем через поколение после его смерти, например Fortuna desperata (которую использовали как Обрехт , так и Жокен), хотя эта атрибуция является спорной. [ н 1 ] Необычный шансон — «Грозная дама» , который представляет собой не только антифонный диалог (уникальный в шансонной литературе), но и имеет старофранцузское название, не требующее особых навыков для перевода.
Хотя большинство светских песен Буснуа написаны на французские слова, по крайней мере в двух используются итальянские тексты, а одна - на фламандском языке. [ 8 ] Большинство из них рассчитаны на три голоса, хотя есть и на четыре. [ 9 ]
Работает
[ редактировать ]Определенные атрибуции
[ редактировать ]Массы
[ редактировать ]- Мисса Стрелок;
- Деревянный крест Масса О;
- Отец Вилайге
Мотеты и магнификаты
[ редактировать ]- На ужин я приготовил ягненка;
- Аллилуиа, слово стало плотью;
- Моя душа растаяла / Сток Джесси;
- Антоний даже порог;
- Меня оскорбляет (потеряно);
- Основатель милостыни звезд ;
- Радуйся небесная Владычице;
- В гидравлике;
- Оплакивание о смерти Гийома Дюфе (вероятно, написано в 1474 году, утеряно);
- Магнификат шестого тона;
- Рождество, Рождество;
- Царица небесная (1);
- Царица Небесная (II);
- Похвалы пасхальной жертвы.
Светская музыка
[ редактировать ]- Acordes moy;
- Advegne, что то, что происходит, может;
- Любит относиться к нам / Я это вижу;
- У кого вы берете ракушки?
- По моим мыслям;
- Даме;
- Вплоть до необходимости;
- Тебе, без других;
- Бель-акюэль;
- Кость дорогая;
- Это не я;
- Это очень плохо;
- Это ты в ком;
- Со всей добротой;
- Достойное тело / Боже, какой брак;
- Сай говорит: благослови;
- Поддерживая;
- Во всех местах;
- Увидев свою даму;
- Эсэнт, спасибо;
- Факты обо мне;
- Faulx medisans;
- Отчаянная судьба ? [ н 1 ]
- (О) Фортуна, вы слишком суровы;
- Ha que ville;
- В моей зинне;
- Да, он этого не делает;
- J'ay mayns добра;
- Я всю дорогу любил любовь;
- Я боюсь тебя;
- Я не прошу еще одной степени;
- Я не прошу галстуков;
- Я не могу так жить;
- Джой была мной;
- Оставьте опасность;
- Другая часть / В тени куста / Too am Jonette;
- Прохожий;
- Тело уходит;
- В мире есть такие;
- Миледи;
- Много женщин;
- Моего более чем достаточно;
- Моя самая суверенная принцесса;
- У меня есть твое сердце;
- Моя милая/Изящная, играющая;
- Мой единственный и сувенирный ремешок;
- Нам очень больно/Мы очень больны;
- Чтобы сохранить свою любовь;
- Пюселлотт;
- Что касается моего сердца;
- Когда ты делаешь это со мной;
- Какой-то бедняк;
- Какой-то бедняк;
- Resjois toy terre de France / Мирный король;
- Только я;
- Внезапно мое сердце;
- Ужасная дама;
- Девушка / Если есть спутник / Ваша любовь;
- Великий бедняк;
- Унг больше всех;
- Твоя красота/Ты идешь;
- Ваше любезное товарищество.
Предполагаемые атрибуции
[ редактировать ]Массы
[ редактировать ]- Мисса Л'Ардент желание;
- Мисса Вооруженный человек (I);
- Мисса Вооруженный человек (II);
- Мисса Вооруженный человек (III);
- Мисса Вооруженный человек (IV);
- Мисса Вооруженный человек (V);
- Missa L'homme Armé (VI) (эти шесть месс из Неаполя, приписываемые Буснуа из-за стилистического сходства);
- Месса без имени;
- Мисса Когда оно придет.
Магнификаты и мотеты
[ редактировать ]- Магнификат восьмого тона;
- Магнификат второго тона;
- Непостижимо / За пределами порядка вещей.
Противоречивые атрибуции
[ редактировать ]- Любит, любит, любит;
- Любовь создала много / Она родилась рано / Пока наши деньги продолжались;
- Сто тысяч крон;
- И кто это скажет;
- Я сделал правильный выбор;
- Он будет для тебя канбату / Вооруженный человек;
- Je ne fay plus;
- Я пришел;
- Слуга;
- Quant ce vendra (приписывается Буснуа в Дижоне MS 517);
- Не имея («S’ amours vous fiu» или «Malagrota»);
- Тогда расскажи о себе.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Песня сохранилась анонимно в большинстве источников. Атрибуция Буснуа, существующая в единственном позднем источнике, не является общепринятой. [ 7 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хиггинс 2001 , § «Введение».
- ^ Милсом 2011 , § параграф. 1.
- ^ Хиггинс 2001 , §1 «Ранние годы во Франции».
- ^ Тарускин 1986 .
- ^ Дэвид Фэллоуз, [Письмо Дэвида Фэллоуз], Журнал Американского музыковедческого общества 40/1 (весна 1987 г.), 146–148.
- ^ Милсом 2011 , § параграф. 2.
- ^ Блоксам 2000 , с. 165.
- ^ Хиггинс 2001 , §6 «Прием».
- ^ Хиггинс 2001 , § «Работы».
Источники
[ редактировать ]- Блоксам, М. Дженнифер (2000). «Мессы на основе полифонических песен и канонических месс». В Шерр, Ричард (ред.). Компаньон Жоскен . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 151–210. ISBN 978-0-19-816335-0 .
- Хиггинс, Паула (2001). «Бюснуа [Бюснуа, Бунуа, де Бюснес], Антуан» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.04437 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Милсом, Джон (2011). «Бюснуа, Антуан». В Лэтэме, Элисон (ред.). Буснуа, Антуан [Антониус Буснуа] . Оксфордский спутник музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957903-7 .
- Тарускин, Ричард (лето 1986 г.). «Антуан Бюснуа и традиция «L'Homme Armé». Журнал Американского музыковедческого общества . 39 (2). Издательство Калифорнийского университета: 255–293. дои : 10.2307/831531 . JSTOR 831531 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марио Джузеппе Генези, «Обнаружен светский шансон с тремя мужскими голосами в гобелене из коллекции Piacenza Collegio Alberoni XV века» в «Strenna Piacentina 2010», Пьяченца, TEP Editions, стр. 33–65.
- Глисон, Гарольд ; Беккер, Уоррен (1986). Музыка в средние века и эпоху Возрождения . Очерки музыкальной литературы. Блумингтон: Франжипани Пресс. ISBN 0-89917-034-Х .
- Паула Хиггинс, изд. Антуан Буснуа: метод, значение и контекст в музыке позднего средневековья . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999. ISBN 0-19-816406-8
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-09530-4 .
- Тарускин, Ричард (1995). «Буснойс и Чайковский». Международный журнал музыковедения . 4, Подношение Джорджу Перлу на день рождения: 111–137. JSTOR 24617753 .
- Зазулия, Эмили (весна 2018 г.). «Сочинение в теории: Буснуа, Тинкторис и традиция L'homme Armé ». Журнал Американского музыковедческого общества . 71 (1): 1–73. дои : 10.1525/jams.2018.71.1.1 . JSTOR 26502515 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Антуана Бюснуа в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Антуана Бюснуа в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Список композиций Антуана Бюснуа в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Издание «Шансонов» Клеменса Гольдберга, бесплатный просмотр и скачивание на сайте Goldberg Stiftung editions.