Хейн ван Гизегем
Хейн ван Гизегем ( ок. 1445 — с 1472 по 1497) — франко-фламандский раннего Возрождения композитор бургундской школы .
Хотя многие из его работ сохранились, о его жизни мало что известно. Вероятно, он родился в Гейзегеме (недалеко от Алста , в современной Бельгии ). Его музыкальный талант, должно быть, рано заметил Карл, граф Шароле (позже ставший Карлом Смелым ), поскольку есть записи о том, что он лично назначил его учителем; в 1467 году в бургундских трудовых записях он указан как певец. Кроме того, он был назван вместе с Адриеном Басеном и Антуаном Бюснуа «певцом и камердинером » Шарля, что указывает на особое уважение, с которым он пользовался.
Помимо того, что он был певцом и композитором, он, очевидно, также служил солдатом, поскольку есть записи о покупке для него военного снаряжения перед кампанией против Льежа Карлом. Карл брал с собой в свои кампании музыкантов, потому что он любил музыку так же сильно, как войну, и настаивал на развлечениях; однако Хейн был единственным из его знаменитых музыкантов, который, как известно, также был экипирован как солдат. Известно, что он участвовал в осаде Бове в 1472 году, где Карл был решительно отбит французами, и ученые долгое время считали, что Хейн погиб в этой битве. Однако недавнее исследование его сохранившихся композиций показывает, что некоторые из них могли быть созданы после 1472 года, особенно потому, что они, кажется, демонстрируют стилистическое развитие, выходящее за рамки тех, которые могут быть окончательно датированы 1472 годом или раньше. [ 1 ] Текущие исследования предполагают, что вместо этого он, возможно, пережил осаду и пошел работать при дворе Франции. То, что такой выдающийся певец и композитор работал на заклятого соперника Франции, было бы легко простить, поскольку бургундские музыканты того времени высоко ценились.
Хейн главным образом известен как композитор шансонов , большинство из которых – рондо . В частности, два из них — Allez Sorry и De tous biens Plaine — были настолько известны в Европе конца 15-го века, что появились в 25 отдельных источниках, многие из которых датируются до изобретения книгопечатания , и использовались в качестве исходного материала для многих более поздних сочинений. других композиторов. Почти все его произведения для трёх голосов; они просты и ясны по фактуре, в типичной манере бургундской школы; и мелодичный голос самый высокий.
Одиннадцать произведений можно с уверенностью отнести к Хейну, хотя многочисленные подобные произведения, классифицированные как «анонимные», на самом деле могут быть его сочинениями. Весь сборник был отредактирован и опубликован в Corpus mensurabilis musicae , vol. lxxiv (1977), Б. Хадсон. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Литтерик, Гроув онлайн
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Луиза Литтерик: «Хейн ван Гизегем», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Литтерик, Луиза. Хейн ван Гизегем . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Клеменс Гольдберг: «Что цитирует Compere; цитата, топос, цитата и перефраз в «Сожалениях-Шансоне» Хейна ван Гизегема и Loyset Compère, Bärenreiter 1996, стр. 88-99. Скачать
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Хейна ван Гизегема в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Издание его шансонов в Goldberg Stiftung.