Жиль Биншуа

Жиль де Бин дит Биншуа (также Биншуа ; ок. 1400 — 20 сентября 1460) — франко-фламандский композитор музыки раннего Возрождения . Центральная фигура бургундской школы , Беншуа и его коллега Гийом Дю Фэй находились под глубоким влиянием английского стиля Джона Данстейпла . Его усилия по консолидации «бургундской традиции» будут иметь важное значение для формирования франко-фламандской школы . Один из трех самых известных композиторов начала 15 века, Биншуа часто ставится после Дюфе и Данстейбла современными учеными, но его произведения по-прежнему широко цитировались, подражали и использовались в качестве исходного материала после его смерти. [2]
Описанный музыковедом Энтони Прайером как «высший миниатюрист», он обычно избегал крупномасштабных произведений, и больше всего его восхищают за его более короткие светские шансоны . [3] Несмотря на это, считается, что его духовной музыки сохранилось значительно больше, чем светской, что создает «парадоксальный образ» композитора. [4] Размышляя о его стиле, Британская энциклопедия отмечает, что «Биншуа культивировал мягкий тонкий ритм, учтивую изящную мелодию и плавную обработку диссонанса своих английских современников». [5]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Полное имя композитора — Жиль де Бенс дит Биншуа. [6] состоящий из прозвища «Жиль де Бенш» (также пишется «Жиль де Бенс») и имени Беншуа (также пишется «Биншуа»). [7] [n 2] В некрологах Сент-Винсента Суаньи называет своих родителей Йоханнесом и Джоанной де Бенш, обычно отождествляемыми с Жаном де Бенш ( ум. 1425 ?) и его женой Жанной, урожденной Полюш ( ум. 1426 ?). [9] Его родители принадлежали к высшему классу Монса и, вероятно, из города Бенш ; его отец был советником герцога Вильгельма IV Эно , а затем Жаклин, графини Эно . [9] Старший Беншуа также был советником церкви Сен-Водру в Монсе и построил часовню для церкви Сен-Жермен. [9] композитор Орланд де Лассюс . Их сын Жиль Беншуа, вероятно, родился в Монсе, том самом городе, в котором век спустя родится [9] [n 3]
Ничего достоверного о Беншуа не известно до 8 декабря 1419 года, когда известно, что он был органистом в Сент-Водру в Монсе. [9] Вполне возможно, что Жиль Беншуа получил раннее музыкальное образование недалеко от двора Монса и, как и другие композиторы его времени, в юности, вероятно, учился на хориста, возможно, в Сен-Жермене. [10] Отчет Жюля Удуа (1880), в котором упоминается певчий Жан де Бенш в соборе Камбре, часто ошибочно интерпретируется как относящийся к Беншуа. [11] Нет никаких свидетельств того, что Беншуа в юности был певчим в Камбре. [11] Как известно, он так и не получил никакой ученой степени. [8]
Записи от 28 июля 1423 года свидетельствуют о том, что вскоре он переехал в Лилль . [9] Примерно в это же время он, возможно, был солдатом, о чем свидетельствует строка в похоронном мотете « Печаль о Беншуа» , сочиненном в его память композитором Иоганном Окегемом . [12] [13] Беншуа мог служить под началом англичанина Уильяма де ла Поля, 1-го герцога Саффолка , который находился во Франции во время Столетней войны ; [13] в какой-то момент Беншуа отправился с Вильгельмом в Эно . [8] Об этой ассоциации свидетельствует документ 1426 года, в котором записано, что герцог Саффолк заказал неизвестный рондель Айнси , который был а-ля foiz my souvient, у «Биншуа». [13] Предполагается, что в это время Беншуа находился в Париже вместе с композитором Эстьеном Гроссеном . [8]
Бургундский суд
[ редактировать ]
Где-то в конце 1420-х годов Бишуа присоединился к хору придворной капеллы Бургундии; точная дата неизвестна из-за утраты трудовых книжек часовни с 1419 по 1436 год. [14] Распоряжение Гийома Бенуа 1427 года, в котором включено имя Беншуа, предполагает, что он был там к тому времени, хотя это сомнительно. [14] Он определенно был в часовне, когда писал мотет Nove cantum melodie 18 января 1431 года, во время крещения Антония, бастарда Бургундского, — одно из единственных его сочинений, которые можно датировать ; в тексте мотета Беншуа упоминается вместе с композитором Пьером Фонтеном . [14] [15] Музыковед Дэвид Фэллоуз отмечает, что «он, должно быть, был там несколькими годами ранее, поскольку в списке 1436 человек он пятый капеллан по старшинству в хоре». [14] Бургундский двор при Филиппе Добром был, пожалуй, самым оживленным и известным двором в этом районе; его члены сравнили его с Александром Великим . [16] Музыковед Рейнхард Штром отметил, что двор Филиппа «эклектичной и яркой культуры олицетворял феодальные устремления того времени». [6] Этот золотой век возник не из-за каких-то конкретных нововведений Филиппа, а из-за его продолжающегося покровительства после длительной монархической поддержки искусства. [17]
Среди жителей двора был художник Ян ван Эйк , который, по мнению искусствоведа Эрвина Панофски , возможно, изобразил Беншуа на портрете Леаля Сувенира , хотя по этому поводу нет широко распространенного согласия. [16] [1] Беншуа был связан с ведущим композитором своего времени Гийомом Дю Фэем . [15] [18] Вероятно, они встретились вместе с поэтом Мартином ле Франком во время встречи в Шамбери бургундских и савойских дворов в феврале 1434 года. [19] Вероятно, именно здесь Ле Франк написал свое знаменитое стихотворение «Чемпион дам» , в котором изображены два композитора и слепые бургундские музыканты . [20] Единственная достоверная встреча композиторов произошла в марте 1449 года, когда Дю Фэ проживал с Беншуа в Монсе для созыва каноников. [19] [n 4] Помимо Дю Фэ, среди важных композиторов-современников Биншуа были Джон Данстейпл , Лайонел Пауэр , Хьюго де Лантенс и Арнольд де Лантенс . [6]
Хор бургундской капеллы был уникален тем, что позволял своим членам стать духовенством без рукоположения в священники; [21] в 1437 году Беншуа стал иподиаконом . [22] Вероятно, благодаря благосклонности Филиппа, до своей смерти он держал пребенды как минимум четырех церквей: Святого Донациана, Брюгге (с 7 января 1430 г.); Сте Водру, Монс (с 17 мая 1437 г.); Сен-Винсент, Суаньи (с 1452 г.); и Сен-Пьер, Кассель (с 21 мая 1459 г.). [21] Он также был назначен почетным секретарем суда в 1437 году Филиппом, который 29 мая 1438 года заплатил за его ныне утерянную работу « Страсти в новом стиле» . [21] Вполне возможно, что Беншуа имел некоторый опыт в медицине, поскольку в июле 1437 года он лечил зубную боль герцогини. [21] получая 30 су . [8] Отчеты о посещаемости хора довольно полны и указывают на то, что Беншуа мало путешествовал в одиночку. [19]
Последние годы Суаньи
[ редактировать ]В конце концов он вышел в отставку в Суаньи к февралю 1453 года, получая до самой смерти солидную пенсию, предположительно за долгие годы образцовой службы бургундскому двору. [23] В 1452 году он стал ректором коллегиальной церкви Святого Винсента. [15] Примерно в это же время у Soignies выросла репутация музыкального совершенства; Здесь активно работали Гийом Мальбек и Йоханнес Режис , а современные писатели Якоб Лессабей и Лодовико Гвиччардини хвалили музыкальный уровень города. [23] Беншуа, возможно, участвовал в хорошо известном Празднике Фазана 1454 года в Лилле, поскольку был исполнен мотет Lamentatio Sanctae Matris ecclesiae Constantinopolitanae , который, возможно, принадлежал Беншуа, но обычно приписывается Дю Фе. [15]
20 сентября 1460 года Беншуа умер в Суаньи; в его завещании упоминаются неизвестные члены семьи, в том числе его братья Андри де Бинч и Эрнул де Бинч. [23] Он был похоронен в коллегиальной церкви Святого Винсента. [8] После его смерти Окегем написал сожаление: Mort, tu as navré de ton dart ; его начало, кажется, цитирует неизвестный шансон Бишуа. [12] Фэллоуз предположил, что Дю Фэ написал триумфальное рондо в 1460 году в честь смерти своего коллеги. [20] поскольку он, по-видимому, отсылает к двум песням Биншуа. [24] [n 5]
Музыка
[ редактировать ]Композиции Беншуа [28]
- 28 массовых движений
- 32 псалма
- 28 небольших священных произведений
- 54 песни
- Различные мотеты
В Британской энциклопедии отмечается, что «Биншуа культивировал мягкий тонкий ритм, учтивую изящную мелодию и плавную обработку диссонансов своих английских современников». [5] В частности, как мелодист , Беншуа часто считается одним из лучших музыкантов 15 века; [5] Фэллоуз утверждает, что в этом отношении ему не было равных среди современников. [29] Таким образом, Биншуа наиболее известен своими лирическими светскими французскими песнями, известными как шансон , которые широко передавались и подражались коллегами-композиторами. [5]
Большинство комментаторов сходятся во мнении, что Беншуа не был прогрессивным композитором. [30] Музыковед Райнхард Штром заключает, что, хотя Биншуа «заработал огромную репутацию в одном жанре, в котором он преуспел как композитор, исполнитель и, возможно, даже поэт [...], этот мастер мелодии и изысканный исполнитель, очевидно, не исследует глубины искусство». [31] XII века amour Courtois ( букв. « куртуазная любовь » ) Беншуа использовал ограниченный набор музыкальных техник, отдавая предпочтение старым стилям, таким как мелодии, напоминающие традиции трубадуров и труверов . [30] В выборе жанра он также был консервативен, избегая новых модных форм, таких как циклические мессы и мессы Cantus Firmus, основанные на светских мелодиях, в пользу произведений меньшего масштаба. [30] Фактически, сохранилось только одно его крупномасштабное произведение - неполный изоритмический мотет : Nove cantum melodie (1481). [28]
Как и Дю Фэ, Биншуа находился под глубоким влиянием английского стиля Contenance anloise Данстейпла и Пауэра, в котором по-новому подчеркивались третий и шестой интервалы. [32] Двор Филиппа в целом имел хорошие отношения с англичанами и установил как дипломатические, так и культурные связи со своим северным соседом; его двор был открыт для английских дипломатов, бизнесменов и музыкантов. [33] [35] Влияние было таково, что три набора антифонов Пауэра и Данстейбла, а также мотет Стэндли долгое время ошибочно приписывались Биншуа. [36]
Светский
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Грустное удовольствие и мучительная радость в исполнении ансамбля Соллаццо | |
![]() |
Его мелодии появились в копиях спустя десятилетия после его смерти и часто использовались в качестве источников для массовых сочинений. более поздними композиторами [37] Большинство его светских песен — рондо , которое стало самой распространенной песенной формой в течение столетия. [38] Мелодии Биншуа, как правило, не зависят от схемы рифмы стихов, на которые они установлены, - подход, который был необычен для европейских композиторов 15 века. [39]
Около половины его дошедшей до нас светской музыки можно найти в рукописи Оксфорда, Бодлианской библиотеки MS Canon. разное. 213. [40]
Наследие
[ редактировать ]Современные музыковеды обычно считают Бинчуа, наряду с Дюфе и Джоном Данстейблом , тремя крупнейшими европейскими композиторами начала 15 века. [2] Однако Биншуа обычно оценивается ниже двух других. [2] Хотя Дю Фэ и Беншуа были объединены вместе с момента их жизни, музыковед Рейнхард Штром считает это заблуждением, отмечая, что, хотя Беншуа «заработал свою огромную репутацию в одном жанре, в котором он преуспел как композитор, исполнитель и, возможно, даже поэт, Дю Фэ и Беншуа» Творчество Фэй развернулось по многим другим музыкальным направлениям». [31] В целом Дюфе часто считают ведущим европейским композитором своего времени. [18] и его карьера была более продолжительной и плодотворной, чем у Биншуа. [2] В то время как Данстейпл был описан музыковедом Маргарет Бент как «вероятно, самый влиятельный английский композитор всех времен». [41] Размышляя об этом, Фаллоуз утверждает, что, несмотря на это, «степень, в которой работы [Биншуа] были заимствованы, цитировались, пародировались и вводились в таблицы в конце 15 века, подразумевает, что он имел более прямое влияние, чем [Дю Фэ или Данстейпл]». [2]
В 20-м веке Бинчуа увидел две крупные публикации музыки: музыковед Вольфганг Рем редактировал издание его светских произведений 1957 года, а издание его религиозной музыки 1992 года редактировал Филип Кей. [5]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эта иллюстрация — единственное достоверное изображение Беншуа и, возможно, даже не является точным подобием. [1]
- ^ композитора Имя ; обычно пишется Binchois или Binchoys однако ранние рукописи содержат множество альтернативных вариантов написания. К ним относятся Бинчис, Бинчой, Бинкойс, Бинцойс, Бынзойс, Прачойс, Винцойс и Винцойс. [8]
- ↑ нет . Документальных подтверждений того, что Беншуа родился в городке Бенш , в нескольких милях от Монса, как иногда полагают, [9]
- ↑ Фаллоуз отметил, что работодатель Дюфе Жеан Юбер был связан с отцом Биншуа в многочисленных документах, предполагая, что «поэтому существует вероятность того, что два композитора знали друг друга с раннего возраста». [19]
- ^ Композиторы, сочиняющие плачи по своим коллегам-композиторам, были давней традицией в музыке средневековья и эпохи Возрождения. [25] [26] Другие примеры включают Ф. Андрие ( «Оружие, любовь/О муки» 1377) для Гийома де Машо , Жоскена де Пре » «Нимфы леса (1497) для Окегема и Уильяма Берда » «Священные музы (1585) для Томас Таллис . [27] См . Rice (1999 , стр. 31) для получения полного списка дошедших до нас плачей Средневековья и Возрождения.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фэллоуз 2001 , §2 «Портреты».
- ^ Jump up to: а б с д и Фоллоуз 2001 , § «Введение».
- ^ Прайер 2011 , § параграфы 4–5.
- ^ Киркман и Славин 2000 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и Британика 2021 , § абз. 3.
- ^ Jump up to: а б с Стром 2005 , с. 129.
- ^ Британника 2021 , § параграф. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Корт 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 1.
- ^ Fallows 2001 , §1 «Жизнь», абзацы 1–2.
- ^ Jump up to: а б Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 2.
- ^ Jump up to: а б Прайер 2011 г. , § абз. 5.
- ^ Jump up to: а б с Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Прайер 2011 г. , § абз. 2.
- ^ Jump up to: а б Британика 2021 , § абз. 2.
- ^ Райт 1979 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Planchart 2004 , § «Введение».
- ^ Jump up to: а б с д Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 6.
- ^ Jump up to: а б Планчарт 2004 , §1 «Жизнь».
- ^ Jump up to: а б с д Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 5.
- ^ Стром 1985 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с Фэллоуз 2001 , §1 «Жизнь», параграф. 7.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 2005 .
- ^ Риз 1940 , с. 358.
- ^ Лич 2014 , с. 304.
- ^ Райс 1999 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Прайер 2011 г. , § абз. 3.
- ^ Фэллоуз 2001 , §8 «Стиль».
- ^ Jump up to: а б с Славин 1992 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б Стром 2005 , с. 182.
- ^ Фэллоуз 2001 , §4 «Биншуа и Англия».
- ^ Стром 2005 , с. 243.
- ^ Fallows 2001 , §4 «Биншуа и Англия».
- ↑ Исследователь эпохи Возрождения Гордон Кэмпбелл отмечает, что Биншуа был «идеально расположен для того, чтобы впитывать и отражать стили со всего Ла-Манша ». [24] Эта близость, вероятно, позволила Биншуа установить контакт раньше, чем Дю Фэ, чья основная карьера прошла на юге Италии. [34]
- ^ Стром 2005 , с. 245.
- ^ Fallows 2001 , §2 «Репутация и влияние», параграф. 3.
- ^ Fallows 2001 , §6 «Светские произведения», параграф. 1.
- ^ Fallows 2001 , §6 «Светские произведения», параграф. 5.
- ^ Фэллоуз 2001 , § «Работы».
- ^ Бент 1981 , с. 9.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Бент, Маргарет (1981). Данстейпл . Оксфордские исследования композитора. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-315225-0 .
- Киркман, Эндрю; Славин, Деннис, ред. (2000). Исследования Биншуа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-816668-9 .
- Лич, Элизабет Ева (2014). Гийом де Машо: секретарь, поэт, музыкант . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-1-5017-0486-4 .
- Риз, Гюстав (1940). Музыка в средние века: С введением в музыку древних времен . Лэнхэм: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09750-4 .
- Стром, Рейнхард (1985). Музыка в позднесредневековом Брюгге (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-0-19-316418-5 .
- Стром, Рейнхард (2005). Расцвет европейской музыки, 1380-1500 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-61934-9 .
- Райт, Крейг М. (1979). Музыка при Бургундском дворе, 1364-1419 гг . Генривилл: Институт средневековой музыки. ISBN 978-0-912024-25-7 .
- Статьи в журналах и энциклопедиях
- Кэмпбелл, Гордон (2005) [2003]. «Беншуа, Жиль де Бенс» . Оксфордский словарь эпохи Возрождения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860175-3 . (требуется подписка)
- Фэллоуз, Дэвид (2001). «Биншуа [Биншуа], Жиль де Бенс [Бинш, Бенш] дит» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03094 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Корт, Ханс-Отто (2016) [1999]. «Беншуа, Жиль де Бенс» . MGG Online (на немецком языке). Кассель: Беренрайтер . (требуется подписка)
- Планчарт, Алехандро Энрике (2004) [2001]. «Дю Фэ [Дюфе; Дю Фэ], Гийом» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.08268 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Прайер, Энтони (2011). «Биншуа [Жиль де Бенс]» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957903-7 .
- Райс, Эрик (1999). «Традиции и подражание в «Плачении Клодена де Сермизи» Пьера Сертона». Музыковедческий обзор . 85 (1): 29–62. дои : 10.2307/947006 . JSTOR 947006 .
- Славин, Деннис (лето 1992 г.). «Некоторые отличительные особенности песен Биншуа: каденциальное голосование и артикуляция формы». Журнал музыковедения . 10 (3): 342–361. дои : 10.2307/763654 . JSTOR 763654 .
- «Биншуа | Фламандский композитор» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 16 сентября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]См. Kirkman & Славин (2000 , стр. 331–342) и Fallows (2001 , § «Библиография») для получения обширной библиографии.
- Клоссон, Эрнест [на французском языке] (ноябрь 1924 г.). «Происхождение Жиля Беншуа». Музыковедческий обзор . Том 5 (12): 149–151. дои : 10.2307/926163 . JSTOR 926163 .
- Девитт, А. (1970). Духовенство Брюггеской церкви Богоматери в 16 веке . Том. 117. стр. 100–135.
- Риз, Гюстав (1954). Музыка в эпоху Возрождения (переработанная ред.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-09530-4 .
- Шулер, Манфред (1976). «Известия о биографии Жиля Биншуа». Архив музыковедения (на немецком языке). 33 (год, вып. 1): 68–78. дои : 10.2307/930600 . JSTOR 930600 .
- Райт, Крейг (1975). «Дюфе в Камбре: открытия и изменения». Журнал Американского музыковедческого общества . 28 (2). Издательство Калифорнийского университета : 175–229. дои : 10.2307/830766 . JSTOR 830766 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]