Джон Данстейпл
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
|
Джон Данстейпл (или Данстейбл ; ок. 1390 – 24 декабря 1453) был английским композитором, чья музыка помогла начать переход от средневековья к периодам Возрождения . [ 1 ] Главный сторонник английского стиля Контенанс ( букв. « Английская манера » ), Данстейпл был ведущим английским композитором своего времени, и его часто объединяют с Уильямом Бердом и Генри Перселлом Англии как наиболее важных композиторов старинной музыки . [ 2 ] Его стиль окажет огромное влияние на последующую музыку континентальной Европы, вдохновляя таких композиторов, как Дю Фэ , Биншуа , Окегем и Буснуа . [ 2 ]
Информация о жизни Данстейпла практически отсутствует или является спекулятивной. [ 3 ] Единственной точной датой его деятельности является его смерть в канун Рождества 1453 года. Вероятно, родившийся в Данстейбле в Бедфордшире в конце 14 века, Данстейпл был связан с Хамфри, герцогом Глостерским , и Жанной Наваррской , а через них и св. Аббатство Альбанс . Другим важным покровителем был Джон, герцог Бедфорд , с которым Данстейпл, возможно, путешествовал во Францию.
Сохранившаяся музыка Данстейпла исключительно вокальная и часто использует изоритмы , а также является пионером в использовании гармоний с терциями и секстами.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ничего достоверно не известно о происхождении и молодости Джона Данстейпла. [ 4 ] Эта неопределенность и общая неясность большинства деталей его жизни привели к множеству спекуляций, а иногда и вымышленной информации о его жизни и карьере. [ 3 ] Часть ложной информации происходит из-за неправильного прочтения произведений Йоханнеса Тинкториса , что привело к ошибочному отождествлению композитора со святым Данстаном 10-го века . [ 3 ] [ 5 ] Дата рождения Данстейпла - это предположение, основанное на его самых ранних сохранившихся работах примерно 1410–1420 годов, что позволяет предположить, что он родился в конце 14 века; [ 6 ] музыковед Маргарет Бент записывает ок. 1390 . [ 7 ]
Место его рождения неизвестно, хотя предполагается, что его семья взяла свою фамилию в честь города Данстейбл в Бедфордшире. [ 4 ] Современные ученые иногда используют написание «Данстейбл», чтобы соответствовать названию города, хотя источники времен композитора обычно вместо этого называют его «Данстейбл». [ 4 ] Музыковед Маргарет Бент отмечает, что в музыкальных источниках написание «p» более чем в два раза чаще встречается, чем вариант «b», и хотя в немногих сохранившихся английских источниках варианты «b» и «p» используются с одинаковой частотой, современные не -Музыкальные источники почти всегда следуют написанию буквы «p». [ 8 ] Менее распространенные варианты написания включают, среди прочего, «Данстапелл», «Дамстейбл» и «Донстейпл»; в одном источнике просто написано «JD». [ 9 ] Записи начала 15 века содержат множество упоминаний о людях по имени (или с именем, похожим на имя) «Джон Данстейпл», что затрудняет идентификацию композитора. [ 3 ] Более вероятными кандидатами являются каноник Херефордского собора (1419–1440) по имени «Джон Данставил», хотя убедительных доказательств этому нет. [ 3 ] Однако композитора обычно называют «Джоном Данстейплом», который владел серией трактатов по астрономии и описывался как «музыкант герцога Бедфорда». [ 3 ]
что он находился на королевской службе у Джона Ланкастера, 1-го герцога Бедфорда , четвертого сына Генриха IV и брата Генриха V. Широко распространено мнение , Таким образом, он, возможно, оставался во Франции некоторое время, поскольку герцог был регентом Франции с 1423 по 1429 год, а затем губернатором Нормандии с 1429 года до своей смерти в 1435 году. Он владел недвижимостью в Нормандии, а также в Кембриджшире , Эссексе и Лондон, согласно налоговым отчетам 1436 года. После смерти в 1437 году другого покровителя, вдовствующей королевы Жанны , он, очевидно, находился на службе у Хамфри, герцога Глостера , пятого сына Генриха IV.
В отличие от многих композиторов того времени, он, вероятно, не был священнослужителем или монахом, хотя есть связи с аббатством Сент-Олбанс (см. Ниже); он, вероятно, был женат, судя по записям о женщинах, носивших его имя в его приходе, а также ему принадлежало поместье в Хартфордшире .
Связи Данстейпла с аббатством Сент-Олбанс как минимум двояки:
- аббат Джон Ветамстед связан с герцогом Глостером (который был похоронен в Сент-Олбансе после его смерти в 1447 году), а изоритмический мотет Данстейпла Albanus roseo rutilat , возможно, с некоторыми латинскими словами, адаптированными Ветхамстедом из более старого стихотворения, явно был написано для Сент-Олбанса, возможно, для посещения аббатства герцогом Бедфордом в 1426 году.
- План Ветамстеда по созданию великолепной библиотеки для аббатства в 1452–1453 годах включал набор из двенадцати витражей, посвященных различным отраслям обучения. Данстейпл явно, хотя и косвенно, упоминается в некоторых стихах, сочиненных аббатом для каждого окна, не только музыки, но также астрономии , медицины и астрологии .
Эпитафии, написанные после смерти Данстейпла, идентифицируют его не только как музыканта, но и как уважаемого математика, астронома и астролога . [ 6 ] Данстейпл упоминается как минимум в трех немузыкальных рукописях. [ 10 ] Из них Бент считает GB-Ce 70 ( Колледж Эммануэля, Кембридж ) самым важным и включает в себя астрологические работы с сопроводительными рисунками, которые могут быть его собственными. [ 10 ] Еще один, ГБ-Об Лауд разное. 674 ( Бодлианская библиотека , Оксфорд), демонстрирует «высокую компетентность, но не большую оригинальность, чем любой из его современников», по мнению Бента. [ 10 ] Хотя никаких сохранившихся математических или научных рукописей, написанных им, не сохранилось, известно, что он делал копии чужих рукописей. [ 11 ] Данстейпл также владел двумя рукописями Боэция : копией De musica и De arithmetica . [ 12 ] [ н 1 ]
Данстейпл умер в канун Рождества 1453 года, как записано в его эпитафии в лондонской церкви Святого Стефана Уолбрука , где он был похоронен. [ 11 ] [ н 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальная продукция средневековой Англии была огромна, однако почти все нотные рукописи были уничтожены во время английской Реформации , особенно в результате роспуска монастырей в 1536–1540 годах. [ 14 ] В результате большую часть работ Данстейпла пришлось извлекать из континентальных источников (преимущественно из северной Италии и южных Альп ).
Поскольку многочисленные копии его произведений были найдены в итальянских и немецких рукописях, его слава, должно быть, была широко распространена. Перед музыковедами XV века стоят две проблемы: во-первых, определить, какие из многих сохранившихся анонимных произведений были написаны какими композиторами, и, во-вторых, разобраться в противоречивых атрибуциях. Это становится еще более трудным для английских композиторов, таких как Данстейпл: писцы в Англии часто копировали музыку без какого-либо указания, что сразу же делало ее анонимной; и, хотя континентальные писцы были более усердны в этом отношении, многие произведения, опубликованные от имени Данстейпла, имеют в разных источниках другие, потенциально столь же действительные, приписывания другим композиторам, включая Жиля Биншуа , Джона Фореста и Леонеля Пауэра . [ нужна ссылка ]
Из приписываемых ему произведений сохранилось всего около пятидесяти, среди которых две полные мессы, три набора связанных частей мессы, четырнадцать отдельных частей мессы, двенадцать полных изоритмических мотетов (включая знаменитый, сочетающий в себе гимн Veni Creator Spiritus и последовательность Veni Sante Spiritus и менее известный Albanus Roseo Rutilat , упомянутый выше), а также двадцать семь отдельных настроек различных литургических текстов, включая три Магнификата и семь настроек Марианских антифонов , таких как Alma redemptoris Mater и Salve Regina, Mater misericordiae . Данстейпл был одним из первых, кто сочинял мессы, используя одну мелодию как cantus Firmus . Хорошим примером этой техники является его Missa Rex seculorum .
Считается, что он писал светскую музыку, но никакие песни на народном языке не могут быть приписаны ему с какой-либо степенью уверенности: хотя rondeau Puisque m'amour с французским текстом приписывается Данстейплу в двух источниках, и нет никаких оснований сомневаться. под его авторством баллада оставалась в то время наиболее излюбленной формой английской светской песни, и возможности для сравнения с остальной частью его произведений ограничены. Популярная мелодия « O rosa bella », которую когда-то считали автором Данстейпла, теперь приписывают Джону Бедингему (или Бедингему). Тем не менее, поскольку большая часть сохранившегося репертуара английских гимнов XV века анонимна, а Данстейпл, как известно, написал многие из них, большинство ученых считают весьма вероятным - как по стилистическим, так и по статистическим причинам - что некоторые из анонимных гимнов из этого время на самом деле принадлежит Данстейплу. [ 15 ]
Влияние
[ редактировать ]«Они [ Дюфе и Беншуа ] приняли облик
англичан и следуйте за Данстейблом
и тем самым чудесное удовольствие
делает их музыку радостной и замечательной». [ н 3 ]
Мартин Франк , чемпион среди женщин , до мая 1488 г.
Влияние Данстейпла на музыкальный словарь континента было огромным, особенно если учесть относительную нехватку его (приписываемых) произведений. Он был известен тем, что обладал чем-то, чего никогда раньше не слышали в музыке бургундской школы : la contenance angloise («английское лицо»), термин, использованный поэтом Мартином ле Франком в его «Чемпионе дам». Ле Франк добавил, что этот стиль оказал влияние на Дюфе и Биншуа — это действительно высокая похвала.
Несколько десятилетий спустя, примерно в 1476 году, фламандский композитор и теоретик музыки Тинкторис подтвердил мощное влияние Данстейпла, подчеркнув «новое искусство», вдохновленное Данстейплом. Тинкторис назвал Данстейпла fons et origo стиля, его «источником и источником».
Contenance anloise, хотя и не определённый Мартином ле Франком, вероятно, был отсылкой к стилистической черте Данстейпла, заключавшейся в использовании полной трезвучной гармонии , а также любви к интервалу третьей трети . Если предположить, что он был на континенте с герцогом Бедфордом, Данстейпл познакомился бы с французским псевдобурдоном ; заимствовав некоторые звучности, он создал в своей музыке элегантные гармонии, используя терции и сексты. В совокупности они рассматриваются как определяющие характеристики музыки раннего Возрождения , и комментарии Ле Франка и Тинкториса предполагают, что многие из этих черт, возможно, зародились в Англии и укоренились в бургундской школе примерно в середине века.
Издания
[ редактировать ]- Букофзер, Манфред (1953). Джон Данстейбл: Полное собрание сочинений . Лондон: Британская музыка . ISBN 978-0-85249-408-0 .
- —— (1970). Джон Данстейбл: Полное собрание сочинений . Отредактировано Маргарет Бент, Яном Бент и Брайаном Троуэллом. Лондон: Британская музыка .
Записи
[ редактировать ]- 1982 — Джон Данстейбл — Мотеты , ансамбль «Хиллиард» , реж. Пол Хиллер EMI Reflexe 1467031, переиздан с музыкой Леонеля Пауэра, на Veritas x2 50999 6 02493 2 6.
- 1996 — Данстейпл: Священные произведения , Орландо Консорт . Метроном МЕТCD1009.
- 2003 – Кантикум Кантикорум. Во славу любви: Песня песен в эпоху Возрождения. Капилла Фламенка . Eufoda 1359. Содержит запись Quam pulchra es Джона Данстейбла.
- 2005 — Джон Данстейбл — Sweet Harmony — Masses and Motets , записано Тонусом Перегринусом для лейбла Naxos .
- 2012 - O Rosa Bella Ave Maris Stella и Quam Pulchra Es Джона Данстейпла были записаны вокальным ансамблем Lumina.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эти две рукописи собраны в один том, который современные ученые называют Corpus Christi 118. [ 13 ]
- ↑ Оригинальный памятник Святого Стефана Уолбрука был уничтожен во время Великого пожара 1666 года.
- ^ Перевод с оригинального французского:
«И взял хладнокровие
Англуаза и Энсуи Данстейбл
За какое чудесное удовольствие
Делает их пение радостным и заметным» [ 16 ]
Цитаты
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2015 г. ) |
- ^ Британника 2021 , § параграф. 1.
- ^ Jump up to: а б Нэгли и Милсом, 2011 г. , § параграф. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бент 1981 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Бент 2006 г. , § абз. 1.
- ^ см . в Bukofzer 1954 . Дополнительную информацию
- ^ Jump up to: а б Нэгли и Милсом, 2011 г. , § параграф. 1.
- ^ Бент 2002 , §2 «Работы».
- ^ Бент 1981 , «Заметки».
- ^ Кук 2017 , § «Введение».
- ^ Jump up to: а б с Бент 2002 , §1 «Жизнь».
- ^ Jump up to: а б Бент 2006 г. , § абз. 6.
- ^ Томсон 2009 , стр. 5–6.
- ^ Томсон 2009 , с. 5.
- ^ Источники, Мэй Хоффман, Латинская музыка в британских источниках, около 1485 – около 1610, Британская академия, 1987, цитируется в Британской академии, 1987, цитируется в MS, §IX, 19: Grove online [ нужна проверка ]
- ^ Фэллоуз, Дэвид (2018). «13». Генрих V и самые ранние английские гимны: 1413–1440 гг . Рутледж.
- ^ Уоти 1986 , с. 1.
Источники
[ редактировать ]- Бент, Маргарет (1981). Данстейпл . Оксфордские исследования композитора. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-315225-0 .
- Бент, Маргарет (2002) [2001]. «Данстейбл [Данстейбл, Данстейпл, Дамстейбл, Донстейпл и т. д.], Джон» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.08331 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Бент, Маргарет (2006) [2004]. «Данстейпл [Данстейбл], Джон» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/ref:odnb/8286 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Букофзер, Манфред (январь 1954 г.). «Джон Данстейбл: отчет о пятисотлетии». Музыкальный ежеквартальный журнал . 40 (1): 29–49. дои : 10.1093/mq/XL.1.29 . JSTOR 739701 .
- Кук, Джеймс (27 июня 2017 г.). «Джон Данстейпл» . Оксфордская библиография : Музыка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/OBO/9780199757824-0218 . (требуется подписка)
- Нэгли, Джудит; Милсом, Джон (2011). «Данстейпл, Джон» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский компаньон музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-957903-7 .
- Томсон, Родни М. (2009). «Джон Данстейбл и его книги». Музыкальные времена . 150 (1909): 3–16. JSTOR 25597656 .
- Уоти, Эндрю (январь 1986 г.). «Данстейбл во Франции». Музыка и письма . 67 (1): 1–36. дои : 10.1093/мл/67.1.1 . JSTOR 735523 .
- «Джон Данстейбл | Английский композитор» . Британская энциклопедия . Чикаго: Британская энциклопедия, Inc., 20 декабря 2021 г. Проверено 15 мая 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]См. Cook (2017) для получения обширной библиографии.
- Бент, Маргарет; Бент, Ян (осень 1969 г.). «Дюфе, Данстейбл, Пламмер, Новый источник». Журнал Американского музыковедческого общества . 22 (3): 394–424. дои : 10.2307/830745 . JSTOR 830745 .
- Бурман, Стэнли; Эмерсон, Джон А.; Хили, Дэвид; Фэллоуз, Дэвид ; Пейн, Томас Б.; Обри, Элизабет; Велкер, Лоренц; Феррейра, Мануэль Педро; Сандерс, Эрнест Х .; Леффертс, Питер М.; Гюнтер, Урсула ; Рини, Гилберт ; Фишер, Курт фон ; Д'Агостино, Джанлука; Хэмм, Чарльз; Позвони, Джерри; Келлман, Герберт (2001). «Источники, МС» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.50158 . ISBN 9781561592630 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Букофзер, Манфред (июль – декабрь 1936 г.). «О жизни и творчестве Данстейбла». Acta Musicologica (на немецком языке). 8 (выпуск 3/4): 102–119. дои : 10.2307/932037 . JSTOR 932037 .
- Хьюз, Дэвид Г. (лето 1957 г.). «Обзор: Полное собрание сочинений Джона Данстейбла, Манфреда Ф. Букофзера». Журнал Американского музыковедческого общества . 10 (2): 128–130. дои : 10.2307/830267 . JSTOR 830267 .
- Маклин, Чарльз (1910). «Надпись Данстейбла в Лондоне». Антологии Международного музыкального общества . 11 (год, выпуск 2): 232–249. JSTOR 929313 .
- Уоти, Эндрю ; Стелл, Джудит (январь 1981 г.). «Новый свет на биографию Джона Данстейбла?». Музыка и письма . 62 (1): 60–63. дои : 10.1093/мл/62.1.60 . JSTOR 734798 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список композиций Джона Данстейпла в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Бесплатные партитуры Джона Данстейпла в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Джона Данстейпла в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Биография и дискография от Фонда средневековой музыки и искусств.