Jump to content

Джон Данстейпл

(Перенаправлено с Джона Данстейбла )

Джон Данстейпл имел связи с аббатством Сент-Олбанс в Хартфордшире.

Джон Данстейпл (или Данстейбл ; ок. 1390 – 24 декабря 1453) был английским композитором, чья музыка помогла начать переход от средневековья к периодам Возрождения . [ 1 ] Главный сторонник английского стиля Контенанс ( букв. « Английская манера » ), Данстейпл был ведущим английским композитором своего времени, и его часто объединяют с Уильямом Бердом и Генри Перселлом Англии как наиболее важных композиторов старинной музыки . [ 2 ] Его стиль окажет огромное влияние на последующую музыку континентальной Европы, вдохновляя таких композиторов, как Дю Фэ , Биншуа , Окегем и Буснуа . [ 2 ]

Информация о жизни Данстейпла практически отсутствует или является спекулятивной. [ 3 ] Единственной точной датой его деятельности является его смерть в канун Рождества 1453 года. Вероятно, родившийся в Данстейбле в Бедфордшире в конце 14 века, Данстейпл был связан с Хамфри, герцогом Глостерским , и Жанной Наваррской , а через них и св. Аббатство Альбанс . Другим важным покровителем был Джон, герцог Бедфорд , с которым Данстейпл, возможно, путешествовал во Францию.

Сохранившаяся музыка Данстейпла исключительно вокальная и часто использует изоритмы , а также является пионером в использовании гармоний с терциями и секстами.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ничего достоверно не известно о происхождении и молодости Джона Данстейпла. [ 4 ] Эта неопределенность и общая неясность большинства деталей его жизни привели к множеству спекуляций, а иногда и вымышленной информации о его жизни и карьере. [ 3 ] Часть ложной информации происходит из-за неправильного прочтения произведений Йоханнеса Тинкториса , что привело к ошибочному отождествлению композитора со святым Данстаном 10-го века . [ 3 ] [ 5 ] Дата рождения Данстейпла - это предположение, основанное на его самых ранних сохранившихся работах примерно 1410–1420 годов, что позволяет предположить, что он родился в конце 14 века; [ 6 ] музыковед Маргарет Бент записывает ок. 1390 . [ 7 ]

Место его рождения неизвестно, хотя предполагается, что его семья взяла свою фамилию в честь города Данстейбл в Бедфордшире. [ 4 ] Современные ученые иногда используют написание «Данстейбл», чтобы соответствовать названию города, хотя источники времен композитора обычно вместо этого называют его «Данстейбл». [ 4 ] Музыковед Маргарет Бент отмечает, что в музыкальных источниках написание «p» более чем в два раза чаще встречается, чем вариант «b», и хотя в немногих сохранившихся английских источниках варианты «b» и «p» используются с одинаковой частотой, современные не -Музыкальные источники почти всегда следуют написанию буквы «p». [ 8 ] Менее распространенные варианты написания включают, среди прочего, «Данстапелл», «Дамстейбл» и «Донстейпл»; в одном источнике просто написано «JD». [ 9 ] Записи начала 15 века содержат множество упоминаний о людях по имени (или с именем, похожим на имя) «Джон Данстейпл», что затрудняет идентификацию композитора. [ 3 ] Более вероятными кандидатами являются каноник Херефордского собора (1419–1440) по имени «Джон Данставил», хотя убедительных доказательств этому нет. [ 3 ] Однако композитора обычно называют «Джоном Данстейплом», который владел серией трактатов по астрономии и описывался как «музыкант герцога Бедфорда». [ 3 ]

что он находился на королевской службе у Джона Ланкастера, 1-го герцога Бедфорда , четвертого сына Генриха IV и брата Генриха V. Широко распространено мнение , Таким образом, он, возможно, оставался во Франции некоторое время, поскольку герцог был регентом Франции с 1423 по 1429 год, а затем губернатором Нормандии с 1429 года до своей смерти в 1435 году. Он владел недвижимостью в Нормандии, а также в Кембриджшире , Эссексе и Лондон, согласно налоговым отчетам 1436 года. После смерти в 1437 году другого покровителя, вдовствующей королевы Жанны , он, очевидно, находился на службе у Хамфри, герцога Глостера , пятого сына Генриха IV.

В отличие от многих композиторов того времени, он, вероятно, не был священнослужителем или монахом, хотя есть связи с аббатством Сент-Олбанс (см. Ниже); он, вероятно, был женат, судя по записям о женщинах, носивших его имя в его приходе, а также ему принадлежало поместье в Хартфордшире .

Связи Данстейпла с аббатством Сент-Олбанс как минимум двояки:

  • аббат Джон Ветамстед связан с герцогом Глостером (который был похоронен в Сент-Олбансе после его смерти в 1447 году), а изоритмический мотет Данстейпла Albanus roseo rutilat , возможно, с некоторыми латинскими словами, адаптированными Ветхамстедом из более старого стихотворения, явно был написано для Сент-Олбанса, возможно, для посещения аббатства герцогом Бедфордом в 1426 году.
  • План Ветамстеда по созданию великолепной библиотеки для аббатства в 1452–1453 годах включал набор из двенадцати витражей, посвященных различным отраслям обучения. Данстейпл явно, хотя и косвенно, упоминается в некоторых стихах, сочиненных аббатом для каждого окна, не только музыки, но также астрономии , медицины и астрологии .

Эпитафии, написанные после смерти Данстейпла, идентифицируют его не только как музыканта, но и как уважаемого математика, астронома и астролога . [ 6 ] Данстейпл упоминается как минимум в трех немузыкальных рукописях. [ 10 ] Из них Бент считает GB-Ce 70 ( Колледж Эммануэля, Кембридж ) самым важным и включает в себя астрологические работы с сопроводительными рисунками, которые могут быть его собственными. [ 10 ] Еще один, ГБ-Об Лауд разное. 674 ( Бодлианская библиотека , Оксфорд), демонстрирует «высокую компетентность, но не большую оригинальность, чем любой из его современников», по мнению Бента. [ 10 ] Хотя никаких сохранившихся математических или научных рукописей, написанных им, не сохранилось, известно, что он делал копии чужих рукописей. [ 11 ] Данстейпл также владел двумя рукописями Боэция : копией De musica и De arithmetica . [ 12 ] [ н 1 ]

Данстейпл умер в канун Рождества 1453 года, как записано в его эпитафии в лондонской церкви Святого Стефана Уолбрука , где он был похоронен. [ 11 ] [ н 2 ]

Данстейпла Первая строка из «Quam pulchra» записана в современных обозначениях.

Музыкальная продукция средневековой Англии была огромна, однако почти все нотные рукописи были уничтожены во время английской Реформации , особенно в результате роспуска монастырей в 1536–1540 годах. [ 14 ] В результате большую часть работ Данстейпла пришлось извлекать из континентальных источников (преимущественно из северной Италии и южных Альп ).

Поскольку многочисленные копии его произведений были найдены в итальянских и немецких рукописях, его слава, должно быть, была широко распространена. Перед музыковедами XV века стоят две проблемы: во-первых, определить, какие из многих сохранившихся анонимных произведений были написаны какими композиторами, и, во-вторых, разобраться в противоречивых атрибуциях. Это становится еще более трудным для английских композиторов, таких как Данстейпл: писцы в Англии часто копировали музыку без какого-либо указания, что сразу же делало ее анонимной; и, хотя континентальные писцы были более усердны в этом отношении, многие произведения, опубликованные от имени Данстейпла, имеют в разных источниках другие, потенциально столь же действительные, приписывания другим композиторам, включая Жиля Биншуа , Джона Фореста и Леонеля Пауэра . [ нужна ссылка ]

Из приписываемых ему произведений сохранилось всего около пятидесяти, среди которых две полные мессы, три набора связанных частей мессы, четырнадцать отдельных частей мессы, двенадцать полных изоритмических мотетов (включая знаменитый, сочетающий в себе гимн Veni Creator Spiritus и последовательность Veni Sante Spiritus и менее известный Albanus Roseo Rutilat , упомянутый выше), а также двадцать семь отдельных настроек различных литургических текстов, включая три Магнификата и семь настроек Марианских антифонов , таких как Alma redemptoris Mater и Salve Regina, Mater misericordiae . Данстейпл был одним из первых, кто сочинял мессы, используя одну мелодию как cantus Firmus . Хорошим примером этой техники является его Missa Rex seculorum .

Считается, что он писал светскую музыку, но никакие песни на народном языке не могут быть приписаны ему с какой-либо степенью уверенности: хотя rondeau Puisque m'amour с французским текстом приписывается Данстейплу в двух источниках, и нет никаких оснований сомневаться. под его авторством баллада оставалась в то время наиболее излюбленной формой английской светской песни, и возможности для сравнения с остальной частью его произведений ограничены. Популярная мелодия « O rosa bella », которую когда-то считали автором Данстейпла, теперь приписывают Джону Бедингему (или Бедингему). Тем не менее, поскольку большая часть сохранившегося репертуара английских гимнов XV века анонимна, а Данстейпл, как известно, написал многие из них, большинство ученых считают весьма вероятным - как по стилистическим, так и по статистическим причинам - что некоторые из анонимных гимнов из этого время на самом деле принадлежит Данстейплу. [ 15 ]

«Они [ Дюфе и Беншуа ] приняли облик
англичан и следуйте за Данстейблом
и тем самым чудесное удовольствие
делает их музыку радостной и замечательной». [ н 3 ]

Мартин Франк , чемпион среди женщин , до мая 1488 г.

Влияние Данстейпла на музыкальный словарь континента было огромным, особенно если учесть относительную нехватку его (приписываемых) произведений. Он был известен тем, что обладал чем-то, чего никогда раньше не слышали в музыке бургундской школы : la contenance angloise («английское лицо»), термин, использованный поэтом Мартином ле Франком в его «Чемпионе дам». Ле Франк добавил, что этот стиль оказал влияние на Дюфе и Биншуа — это действительно высокая похвала.

Несколько десятилетий спустя, примерно в 1476 году, фламандский композитор и теоретик музыки Тинкторис подтвердил мощное влияние Данстейпла, подчеркнув «новое искусство», вдохновленное Данстейплом. Тинкторис назвал Данстейпла fons et origo стиля, его «источником и источником».

Contenance anloise, хотя и не определённый Мартином ле Франком, вероятно, был отсылкой к стилистической черте Данстейпла, заключавшейся в использовании полной трезвучной гармонии , а также любви к интервалу третьей трети . Если предположить, что он был на континенте с герцогом Бедфордом, Данстейпл познакомился бы с французским псевдобурдоном ; заимствовав некоторые звучности, он создал в своей музыке элегантные гармонии, используя терции и сексты. В совокупности они рассматриваются как определяющие характеристики музыки раннего Возрождения , и комментарии Ле Франка и Тинкториса предполагают, что многие из этих черт, возможно, зародились в Англии и укоренились в бургундской школе примерно в середине века.

  • Букофзер, Манфред (1953). Джон Данстейбл: Полное собрание сочинений . Лондон: Британская музыка . ISBN  978-0-85249-408-0 .
    • —— (1970). Джон Данстейбл: Полное собрание сочинений . Отредактировано Маргарет Бент, Яном Бент и Брайаном Троуэллом. Лондон: Британская музыка .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Эти две рукописи собраны в один том, который современные ученые называют Corpus Christi 118. [ 13 ]
  2. Оригинальный памятник Святого Стефана Уолбрука был уничтожен во время Великого пожара 1666 года.
  3. ^ Перевод с оригинального французского:
    «И взял хладнокровие
    Англуаза и Энсуи Данстейбл
    За какое чудесное удовольствие
    Делает их пение радостным и заметным» [ 16 ]
  1. ^ Британника 2021 , § параграф. 1.
  2. ^ Jump up to: а б Нэгли и Милсом, 2011 г. , § параграф. 3.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Бент 1981 , с. 1.
  4. ^ Jump up to: а б с Бент 2006 г. , § абз. 1.
  5. ^ см . в Bukofzer 1954 . Дополнительную информацию
  6. ^ Jump up to: а б Нэгли и Милсом, 2011 г. , § параграф. 1.
  7. ^ Бент 2002 , §2 «Работы».
  8. ^ Бент 1981 , «Заметки».
  9. ^ Кук 2017 , § «Введение».
  10. ^ Jump up to: а б с Бент 2002 , §1 «Жизнь».
  11. ^ Jump up to: а б Бент 2006 г. , § абз. 6.
  12. ^ Томсон 2009 , стр. 5–6.
  13. ^ Томсон 2009 , с. 5.
  14. ^ Источники, Мэй Хоффман, Латинская музыка в британских источниках, около 1485 – около 1610, Британская академия, 1987, цитируется в Британской академии, 1987, цитируется в MS, §IX, 19: Grove online [ нужна проверка ]
  15. ^ Фэллоуз, Дэвид (2018). «13». Генрих V и самые ранние английские гимны: 1413–1440 гг . Рутледж.
  16. ^ Уоти 1986 , с. 1.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. Cook (2017) для получения обширной библиографии.

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6d500b66e616f3d8e55309db4279497__1722166440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/97/e6d500b66e616f3d8e55309db4279497.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Dunstaple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)