Фульбер Шартрский
Фульбер Шартрский | |
---|---|
![]() Статуя Фульбера в Шартрском соборе [1] | |
Рожденный | 952–970 |
Умер | 10 апреля 1028 г. |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
Праздник | 10 апреля |
Споры | предоставил разрешение Фульберт так и не был канонизирован, но Рим отпраздновать его день в Шартре и Пуатье. |
Фульбер Шартрский ( французский : Fulbert de Chartres ; 952–970–10 апреля 1028 г.) был епископом Шартра с 1006 по 1028 г. и учителем в тамошней кафедральной школе . Фульберт был учеником Герберта Орийакского , который позже стал Папой Сильвестром II. Он был ответственным за продвижение праздника 8 Богородицы Рождества сентября и за одну из многочисленных реконструкций Шартрского собора . Большая часть доступной информации о нем взята из писем, которые он написал светским и религиозным деятелям между 1004 и 1028 годами.
Жизнь
[ редактировать ]Нет убедительных доказательств точной даты и места рождения Фульберта; источники различаются датами листинга от 952 до 970. [2] Что касается его места рождения, большинство источников предполагают северную Францию , возможно, Пикардию . [2] хотя некоторые говорят, что это северная Италия . [3] Однако источники сходятся во мнении, что он был скромного происхождения. [4] По данным из нескольких источников, он учился в соборной школе в Реймсе в 980-х годах. [5] где одним из его сокурсников был будущий король Роберт II (Благочестивый) Франции . [6] В начале-середине 990-х годов Фульбер поступил в тамошнюю соборную школу. Его должность по-разному описывается как школьный учитель или помощник. [7] Он также взял на себя некоторые незначительные церковные роли в соборе, но не был монахом . [7] В 1004 году он стал диаконом, а в 1006 году был назначен епископом Шартра. [8] эту позицию он сохранял до своей смерти 10 апреля 1028 или 1029 года. Опять же, источники различаются, но большинство, похоже, останавливаются на 1028 году. [9] Фульберта Существует некоторый спор по поводу святости , который возникает из-за того, что его современники описывали его как обладателя «святой природы» - описание, которое продолжало использоваться другими после его смерти. Фульберт никогда не был официально канонизирован церковью, но Рим дал разрешение и 10 Пуатье епархиям отпраздновать Шартрской его жизнь апреля. [10]
Его праздник включен в Римский мартиролог (2004 г.) 10 апреля. [11]
Сочинения
[ редактировать ]Письма
[ редактировать ]Письма составляют основную часть произведений, которые можно достоверно приписать Фульберу. Его самое известное письмо было герцогу Вильгельму V Аквитанскому об обязанностях феодала и вассала . Он также писал сослуживцам по различным литургическим вопросам, включая назначение епископов, отлучение от церкви и послушание. Его письма также включают переписку о мирских проблемах повседневной жизни, таких как благодарность людям за лекарства и организация встреч. Эти письма дают представление о различных проблемах во Франции конца десятого и начала одиннадцатого века . [12]
Стихи
[ редактировать ]Фульбер написал около двадцати четырех стихотворений, которые иногда называют юмористическими, например, стихотворение о монахе в пустыне, [13] или мило, как при описании его «Оды Соловью». [14]
Гимны
[ редактировать ]Фульберта Большинство гимнов были написаны во славу Богородицы . [15] Он также написал «Chorus Novae Иерусалим» ( «Хоры Нового Иерусалима »), который будет петь на пасхальных службах. [16]
Проповеди
[ редактировать ]Фульбера Самая известная проповедь – «Approbate Consuetudinis», в которой он дает информацию о важности празднования «Праздника Рождества Марии». [17]
Богословские вклады
[ редактировать ]Как и недавнее изменение тысячелетия , произошедшее при жизни Фульберта также породило страх перед концом света. Почитание Девы Марии уже было установлено в Церкви, и Фульбер использовал это, чтобы научить ее важности. Результаты были двоякими: это помогло ослабить страхи людей и значительно расширило позиции Марианского культа и Шартра в нем. Шартр уже был вовлечен в это дело, поскольку он был хранителем священной реликвии Марии, «Sancta Camisia» (Святой туники), которую по-разному описывали как носившую Марию во время Благовещения. [3] или во время рождения Христа . [18] Эта туника уже стала предметом чуда из-за того, что более ранний епископ Шартра, Гаусцелин , использовал ее в 911 году для отражения вторжения норманнов . [19] Фульбер подробно остановился на теме чудес, связанных с Марией, особенно тех случаев, когда она ходатайствовала между грешниками и Богом. Таким образом, люди могли молиться о заступничестве Марии перед Богом за них в предполагаемом наступающем апокалипсисе. [20] Сам Фульбер был причастен к одному из этих чудес; когда он был тяжело болен, Мария исцелила его каплей молока из-за его преданности ей. Это также послужило приданию Марии образа не только матери Христа , но и для всех, кто верил в нее, их матери. [21] Все это привело к достижению конечной цели Фульберта — организовать особый праздник в честь Рождества Марии. [22]
Чтобы заручиться народной поддержкой этого праздника, Фульбер написал свою знаменитую проповедь «Approbate Consuetudinis», в которой рассказывает о чудесах Марии. Он также приводит доказательства семейного происхождения Марии, которое Библия восходит к царю Давиду . [17] В своей проповеди Фульбер использовал символизм «Стирпса Иессея» ( Дерева Иессея ), чтобы помочь объяснить семейные отношения Марии с великими людьми прошлого и то, как было определено, как описано в Священном Писании , что она будет той, для кого Христос должен был родиться. [23] Это еще раз повысило ее значимость для мира и убедило людей в необходимости отпраздновать ее рождение. Эта проповедь привела к ряду литургических изменений в течение следующих нескольких столетий в Европе . Сама проповедь или ее варианты и связанные с ней песнопения стали частью богослужения в праздник Рождества Богородицы 8 сентября. [24] Пропагандируя праздник Рождества Марии, Фульбер смог повысить важность Марии, и поэтому культ ее почитания вырос. Это, в свою очередь, повысило важность Шартрского собора как центра преданности Марии, а также дало людям духовный символ, к которому можно было обратиться в трудную минуту на рубеже тысячелетий . [25]
Церковная реформа
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Шартре Фульбер сыграл важную роль в развитии и распространении идей, которые привели к реформам григорианской церкви одиннадцатого века при папе Григории VII . [26] Эти реформы касались разделения власти церкви и государства, особенно в назначении новых аббатов и епископов . В одиннадцатом веке светские правители имели обыкновение назначать на вакантные церковные должности тех, кого хотели. Фульбер и некоторые из его учеников, такие как аббат Альберт Мармутье , обычно писали, что выбор замены должен быть сделан духовенством и гражданами вовлеченной епархии. [27] авторитет находится в постановлениях Первого Никейского собора собора (325 г.) и Антиохийского (264–272 гг.). [28] Эти реформы также заявили, что ответственность за дисциплинирование духовенства несет церковь, а не государство. Фульбер затрагивал также вопросы симонии (покупки церковных должностей) и безнравственных священнослужителей. [29] Хотя реформы были проведены Григорием VII, некоторые из их идей исходили от Фульбера, чьи сочинения распространялись через его учеников. [26]
Архитектурный вклад
[ редактировать ]После того как Шартрский собор сгорел в 1020 году, Фульбер посвятил свои силы сбору средств для его восстановления, которое было завершено в 1037 году, через девять лет после его смерти. [30] В 1194 г. собор вновь был почти полностью уничтожен пожаром; остались только склеп , часть западного фасада и две башни. [31] Склеп был включен во все последующие реконструкции. [32] Позже началось строительство собора в готическом стиле , который стоит сегодня. Именно в этом соборе мы видим влияние Фульберта, возникшее в результате его пропаганды праздника Рождества Богородицы и культа Девы Марии. Скульптуры вокруг трех порталов изображают жизнь Марии, центральной фигуры Королевского портала. [33] собора На одном из витражей изображено Древо Иессея , на котором изображена семья Марии и Святое Семейство , что снова является отсылкой к учению Фульберта о празднике Рождества Марии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Охраняется как исторический памятник в 1862 году (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б Мак Кинни, с. 5 и Берендс, с. xvi
- ^ Jump up to: а б Веллман, с. 136
- ^ Берендс, с. XVII
- ^ Фасслер, с. 403
- ^ Мак Кинни, с. 6
- ^ Jump up to: а б Берендс, с. xvii, Веллман, с. 136
- ^ Мак Кинни, с. 7
- ^ Бехерндс с. XXI особ. сноска 17, Батлер с. 63
- ^ Мак Кинни стр.40-41 особенно. сноска 142
- ^ Католическая церковь (2004 г.). Римский мартиролог (2004) .
- ^ Бехерндс, с. 1-239
- ^ Бехерндс, с. XXV
- ^ Шульман, с. 152
- ^ Батлер, с. 64
- ^ Книга общей похвалы, с. 122, Гимн № 169.
- ^ Jump up to: а б Фасслер, с. 406
- ^ Фасслер, с. 404
- ^ Веллман, стр.136
- ^ Веллман, с. 138-40
- ^ Веллман, с. 140
- ^ Фасслер, с. 405
- ^ Фасслер, с. 410
- ^ Фасслер, с. 433
- ^ Веллман, с. 146
- ^ Jump up to: а б Зезулевич, стр. 401.
- ^ Зезулевич, стр. 385.
- ^ Зезулевич, стр. 393.
- ^ Берендс, с. XIX
- ^ Веллман, с. 136-37
- ^ Франкл, с. 33
- ^ Спитцер, с. 144-45
- ^ Спитцер, с. 132
Библиография
[ редактировать ]- Берендс, Фредерик, изд. (1976). Письма и стихи Фульбера Шартрского . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Комитет Генерального Синода, составители (1962). Книга общей похвалы; Будучи сборником гимнов Англиканской церкви Канады . Торонто: Издательство Оксфордского университета.
- Делапорт, Ив (1957). «Фульбер Шартрский и Шартрская школа литургического песнопения в XI веке». Григорианские исследования . 2 :51–81.
- Фасслер, Марго (2000). «Рождество Марии, Фульбер Шартрский и Джесси Стирпс: литургические инновации около 1000 года и его загробная жизнь». Зеркало . 75 : 389–434.
- Франкл, Пол (1957). «Хронология Шартрского собора». Художественный вестник . 39 : 33–47.
- Халлам, Элизабет (1980). Капетинги Франция 987–1328 гг . Лондон: Лонгман.
- Хилберри, Гарри Х. (1959). «Собор в Шартре в 1030 году». Зеркало . 34 : 561–572.
- Мак Кинни, Лорен К. (1957). Епископ Фульбер и образование в Шартрской школе . Нотр-Дам: Средневековый институт Университета Нотр-Дам.
- Немеркени, Элод. «Латинская грамматика в Соборной школе: Фульбер Шартрский, Бониперт Печский и путь утраченной присцианской рукописи» . Quidditas: Журнал Ассоциации средневековья и Возрождения Скалистых гор . 22 (201): 39–54.
- Отт, Майкл (1909). «Фульбер Шартрский» . Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон . Проверено 8 сентября 2008 г.
- Питерс, Эдвард (1990). «Смерть субдекана: церковный порядок и беспорядок во Франции одиннадцатого века». В Бахрахе, Бернард С .; Николас, Дэвид (ред.). Закон, обычаи и социальная структура в средневековой Европе: очерки в честь Брайса Лайона . Каламазу, Мичиган: Университет Западного Мичигана. стр. 51–71.
- Шульман, Яна К., изд. (2002). «Фульбер Шартрский». Возвышение средневекового мира 500–1300: Биографический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 152–3.
- Спитцер, Лаура (1994). «Культ Девы Марии и готическая скульптура: оценка противостояния на фризе западного фасада столицы Шартра». Геста . 33 : 132–150.
- Терстон, Герберт С.Дж.; Аттуотер, Дональд, ред. (1963). Жития святых Батлера (Полное издание). Нью-Йорк: Пи Джей Кенеди и сыновья. стр. 63–64.
- Уоррен, FM (1908). «Обращение президента: призыв к изучению средневековой латыни». ПМЛА . 23 (Приложение). Материалы двадцать шестого ежегодного собрания Американской ассоциации современного языка, 1908 г.: xlvii – lxxii.
- Веллман, Теннисон (2002). «Апокалиптические опасения и мариологическая тактика во Франции одиннадцатого века». Во Фрассетто, Майкл (ред.). 1000 год; Религиозный и социальный ответ на начало первого тысячелетия . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 133–163.
- Зиезулевич, Уильям (1991). «Шартрская школа и влияние реформ до понтификата Льва IX». Католический исторический обзор . 77 : 383–402.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Латинские тексты и английские переводы:
- ISBN 0-19-822233-5 Письма и стихи
Веб-изображения
- Статуя в Фульбере Шартре
- Монета отчеканена в честь Милленера Фульбера, в честь его становления епископом Шартра.
- Информация на странице французской Википедии о Милленере де Фульбере
- Изображение рисунка собора Фульберта
- Изображение преподавания Фульберта в своем соборе
- Тексты для хоров Нового Иерусалима
Его работы
- Рождение в 10 веке
- 1028 смертей
- Французские ученые
- Епископы Шартра
- Средневековые французские святые
- Французские римско-католические епископы XI века
- Христианские святые XI века
- Французские писатели XI века.
- Писатели XI века на латыни
- Композиторы X века
- Композиторы XI века
- Авторы гимнов X века
- Французские авторы гимнов