Франко Кельнский
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Франко Кельнский ( середина -конец 13 века ; также Франко Парижский ) был немецким теоретиком музыки и, возможно, композитором. Он был одним из самых влиятельных теоретиков позднего средневековья и первым предложил идею, которая должна была навсегда преобразовать нотную запись : продолжительность любой ноты должна определяться ее появлением на странице, а не контекстом. один. Результатом стала франконская система обозначений , наиболее известная из которых описана в его книге Ars cantus mensurabilis . [1]
Жизнь
[ редактировать ]О его жизни известны некоторые подробности, но можно предположить и больше. В своем собственном трактате он назвал себя папским капелланом и наставником рыцарей -госпитальеров Св. Иоанна в Кельне . [2] чрезвычайно мощное положение в Северной Европе в 13 веке. В других документах того времени он упоминается как «Франко Парижский», а также «Франко Тевтонский»; поскольку его сочинения о музыке тесно связаны с Дам парижской школой Нотр - , а его тевтонское происхождение упоминается в нескольких источниках, он, вероятно, был немцем, вероятно, путешествовал между Кельном и Парижем, которые в то время имели тесные отношения, и, вероятно, имел в какой-то момент он занял музыкальную должность в Нотр-Даме, возможно, как учитель, композитор или учитель пения.
Жак Льежский начала XIV века в своей книге Speculum musice , страстной защите стиля ars antiqua XIII века против нового «распутного и похотливого» стиля ars nova , упомянул, что слышал композицию Франко Кельнского, мотет в три голоса. Никакой музыки Франко с достоверной атрибуцией не сохранилось, хотя некоторые произведения конца XIII века, взятые из парижских источников, но стилистически напоминающие немецкую музыку того времени, иногда приписывались ему.
Сочинения
[ редактировать ]Самой известной работой Франко была его Ars cantus mensurabilis , работа, которая широко распространялась и копировалась и оставалась влиятельной в течение как минимум 200 лет. В отличие от многих теоретических трактатов XIII века, он был практическим руководством и совершенно избегал метафизических спекуляций; очевидно, он был написан для музыкантов и был полон музыкальных примеров по каждому пункту текста. [1]
Темы, затронутые в трактате, включают органум , дискант , полифонию , клаузулы , кондукты и вообще все композиционные приемы школы Нотр-Дам 13 века. Ритмические лады описаны подробно, хотя у Франко другая схема нумерации ладов, чем в анонимном трактате De mensurabili musica о ритмических ладах, написанном незадолго до этого. (Этот трактат когда-то приписывался Йоханнесу де Гарландии , но исследования, начавшиеся в 1980-х годах, установили, что Гарландия редактировал анонимную рукопись в конце 13 века.)
Центральная часть трактата Франко и, безусловно, самая известная — это его предположение о том, что ноты сами могут определять свою длительность. Раньше в системе ритмических режимов ритмы основывались на контексте: поток похожих нот на странице интерпретировался опытным певцом как серия длинных и коротких значений на основе сложной серии заученных правил. Хотя старая система должна была оставаться в силе еще несколько десятилетий, при методе Франко банкноты приобрели новую форму, указывающую на их продолжительность. Судя по распространению его трактата и трудам более поздних ученых, это нововведение, по-видимому, было встречено хорошо; с другой стороны, Франко был папским капелланом и наставником большого отряда рыцарей , и принятие этого метода, возможно, имело мало общего с демократией.
Согласованная дата большинства средневековых ученых-теоретиков музыки в отношении Ars cantus mensurabilis составляет около 1250 года. De mensurabili musica датируется примерно 1240 годом, незадолго до этого; очевидно, что середина 13 века была временем прогресса в нотной грамоте и теории, даже если она лишь догоняла современное состояние композиции и исполнения.
Композитором, который особенно следовал трактату Франко в своей музыке, был Петрус де Круче , один из самых выдающихся композиторов мотетов позднего античного искусства . [2] и один из немногих, чье имя сохранилось; многие из сохранившихся работ анонимны.
Франконский мотет
[ редактировать ]Франконский мотет был назван в честь Франко Кельнского. Эти мотеты, составленные примерно в 1250–1280 годах, отличались от более ранних мотетов Нотр-Дама тем, что в них не использовались ритмические режимы, триплум был более разделен, а несколько текстов также могли быть на нескольких языках. Примером франконского мотета является Amours mi font/En mai/Flos filius eius.
Издания
[ редактировать ]- Франко Кельнский (1974). Рини, Гилберт ; Жиль, Андре (ред.). Франконис Кельнский Измеримое песенное искусство . Измеримое тело музыки . Кембридж: Американский институт музыковедения . OCLC 55555076 . том 18
- —— (1998). «Франко Кельнский: Ars cantus mensurabilis». В Маккинноне, Джеймс (ред.). Источники чтения по истории музыки . Том. 2 : Раннехристианский период и латинское средневековье. Перевод Странка, Оливера . Отредактировано Джеймсом Маккинноном . Нью-Йорк: WW Norton & Company . стр. 116–135. ISBN 978-0-393-96695-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хьюз 2001 , «Введение».
- ^ Jump up to: а б Хьюз 2001 , «1. Биографические подробности».
Источники
[ редактировать ]- Хьюз, Эндрю (2001). «Франко Кельнский» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10138 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аткинсон, Чарльз М. (1990). «Франко Кельнский о ритме Organum Purum». История старинной музыки . 9 . Издательство Кембриджского университета : 1–26. дои : 10.1017/S026112790000098X . JSTOR 942439 . S2CID 190766671 .
- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . Введение Нортона в историю музыки (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09090-1 .
- М. Угло: «Франконская нотация: предшественники и будущее», Нотация полифонической музыки XI – XIII веков : Пуатье, 1986 (In Cahiers de Civilization Middlee , xxxi/2 (1988)) (на французском языке)
- Рини, Гилберт (1964). «Вопрос об авторстве в средневековых трактатах о музыке». Музыкальная дисциплина . 18 . Американский институт музыковедения Verlag Corpusmusicae, GmbH: 7–17. JSTOR 20531977 .