Jump to content

Клаусула (музыка)

Клаусула лат ( . «немного близко» или «маленькое заключение»; множественное число clausulae ) представляла собой недавно составленную часть дисканта («нота против ноты»), вставленную в уже существующую настройку органума . Клаузулы процветали в конце двенадцатого и тринадцатого веков и были связаны со школой Нотр-Дам . Происхождение клаузулы уже давно является предметом научных дискуссий, поскольку отношения между клаузулами и мотетами очень сложны. [ 1 ] Клаузулы в конечном итоге стали использоваться в качестве замены отрывков оригинального простого пения . Они встречаются в виде мелизматических фигур, основанных на одном слове или слоге внутри органа .

Происхождение

[ редактировать ]

Клаузулы возникли из композиционной практики школы Нотр-Дам в Париже ок. 1160–1250 (в стилистический период, известный как ars antiqua ). Композиторы Леонен и Перотен , в частности, внесли большой вклад в составление клаузул . Вместо того, чтобы писать совершенно новую музыку, предпочтение заключалось в том, чтобы взять существующую музыку, то есть простые напевные мелодии, и развить или улучшить ее. По словам английского автора, известного как Аноним IV (ок. 1280 г.), «Перотен лучше создавал клаузулы, чем Леонен, в том смысле, что Перотен лучше создавал клаузулы в дискантном стиле». [ 2 ] Появление клаузул положило начало первой ритмической системе. [ 3 ] (В самых ранних мотетах трудно найти ритмические обозначения из-за отсутствия в рукописях четких ритмических обозначений.) [ 3 ] Перотена В клаусулах используются ритмические режимы , строгие метрические стопы которых требуют, чтобы голоса меняли ноты вместе ( дискантус ). Это контрастировало с более ранней практикой, когда один голос двигался в свободном ритме над «теноровым» голосом (лат. tenere : «держать»), поддерживая длинные ноты cantus Firmus . Линия тенора часто повторялась, чтобы обеспечить расширение клаусулы ; это было источником метода, известного как изоритм .

Научные дебаты по поводу происхождения клаузулы продолжаются . Однако термин clausula уже использовался в древнеримской риторике, где он обозначал « ритмическую фигуру, используемую для придания утонченности и завершенности концу предложения или фразы». [ 4 ] В частности, вместо того, чтобы рассматривать клаузулу как жанр, часть, составленная в стиле дискантуса с определенной финальной каденцией, называлась клаусулой . Таким образом, существует больше исследований, касающихся именно мотета , а не исследований происхождения клаусулы . Один ученый пишет, что «мотет возник в результате добавления латинских текстов к мелизматическим верхним голосам двухголосных клаузул и, таким образом, впервые смог объяснить ранее сбивающие с толку и беспрецедентные стихотворные структуры многих текстов мотетов». [ 5 ] Другие утверждают, что из-за удаления текста мотета в его первоначальном составе он превратился в клаузулу. [ 5 ] Поскольку отношения между клаузулами и мотетами очень сложны, существуют противоречивые выводы о том, что было первым: клаузула или мотет. Напротив, отношения между ними сложно переплетены и находятся под сильным влиянием друг друга. [ 6 ]

Функции и развитие

[ редактировать ]

Статьи обогатили ранее существовавшие настройки органа. [ 5 ] Сотни клаузул в двух, трех и четырех частях были включены в Magnus Liber Organi Леонена и Перотена. Другие были расположены в литургическом порядке внутри рукописей, чтобы их можно было легко вставить в определенный органум или часть простого песнопения. Поскольку они были записаны отдельно, их можно было расширять и развивать дальше, и в конечном итоге они стали самостоятельными произведениями, которые можно было петь в определенные моменты литургии. В то время были некоторые клаусулы, которые нравились людям или были особенно популярны, например, написанные на тенор REGNAT на стих Вознесения Alleluia Hodie Maria virgo в начале XIII века. [ 7 ] С течением времени внешний вид и употребление клаусулы мало-помалу менялись, но изображения клаусулы, встречающиеся в разное время и в разных регионах, по-прежнему имели схожие характеры. [ 7 ] Некоторые клаузулы соответствовали мелодическим строкам французского мотета без текста. Это важный ключ к возможному преобразованию клаусулы в форму мотета . [ 8 ] Композиция клаузул угасла в середине 13 века, поскольку на смену им пришли мотеты как основная платформа для развития новых композиционных приемов. Норман Смит утверждал, что музыка ранее существовавших клаузул в трех латинских мотетах начала XIII века во Флорентийском манускрипте настолько похожа друг на друга, что трудно найти различия в ритмах между мотетом и клаузулой, которая явно существует. Однако разница отражает художественные изменения, произошедшие в процессе написания текстовых клаузул. [ 9 ] Очевидно, возможности и полезность клаусулы сыграли решающую роль в создании важного музыкального жанра, называемого мотетом . [ 5 ]

  1. ^ Критический спутник средневековых мотетов (NED - новое изд.). Бойделл и Брюэр. 2018. doi : 10.2307/j.ctvc16pzc . ISBN  978-1-78327-307-2 . JSTOR   j.ctvc16pzc .
  2. ^ Гросс, Гийом (2006). «Органум в Нотр-Даме в двенадцатом и тринадцатом веках: риторика в словах и музыке» . Plainsong и средневековая музыка . 15 (2): 87–108. дои : 10.1017/S0961137106000349 . ISSN   1474-0087 . S2CID   163135639 .
  3. ^ Jump up to: а б Мартинес-Гёлльнер, Мария Луиза (24 января 2019 г.). «Режим и смена лада в мотете XIII века» . Anuario Musical (52): 3. doi : 10.3989/anuariomusical.1997.i52.286 . ISSN   1988-4125 .
  4. ^ «Клаусула (риторика)» , Arc.Ask3.Ru , 16 ноября 2020 г. , получено 12 декабря 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Смит, Норман Э. (1989). «Самые ранние мотеты: музыка и слова» . Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 114 (2): 141–163. дои : 10.1093/jrma/114.2.141 . ISSN   0269-0403 . JSTOR   766528 .
  6. ^ Брэдли, Кэтрин А. (01 апреля 2015 г.). «Переработка и хронологическая динамика в семье латинских мотетов тринадцатого века» . Журнал музыковедения . 32 (2): 153–197. дои : 10.1525/jm.2015.32.2.153 . ISSN   0277-9269 .
  7. ^ Jump up to: а б БРЭДЛИ, КЭТРИН А. (2014). «Сравнение композиционного процесса в двух мотетах тринадцатого века: ранее существовавшие материалы в Deus omnium / REGNAT и Ne m'oubliez mie / DOMINO» . Музыкальный анализ . 33 (3): 263–290. дои : 10.1111/musa.12029 . ISSN   0262-5245 . JSTOR   43864540 .
  8. ^ Брэдли, Кэтрин А. (2013). «Контрафакты и транскрибированные мотеты». История старинной музыки . 32 : 1–70. дои : 10.1017/S0261127913000016 . ISSN   0261-1279 . JSTOR   26379236 .
  9. ^ Брэдли, Кэтрин А. (2012). «Новые тексты для старой музыки: три латинских мотета начала тринадцатого века» . Музыка и письма . 93 (2): 149–169. дои : 10.1093/мл/gcs034 . ISSN   0027-4224 . JSTOR   41684164 . S2CID   194958313 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85bd6204dab9968067f8271717759146__1697121180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/46/85bd6204dab9968067f8271717759146.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clausula (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)