Клаусула (музыка)
Клаусула лат ( . «немного близко» или «маленькое заключение»; множественное число clausulae ) представляла собой недавно составленную часть дисканта («нота против ноты»), вставленную в уже существующую настройку органума . Клаузулы процветали в конце двенадцатого и тринадцатого веков и были связаны со школой Нотр-Дам . Происхождение клаузулы уже давно является предметом научных дискуссий, поскольку отношения между клаузулами и мотетами очень сложны. [ 1 ] Клаузулы в конечном итоге стали использоваться в качестве замены отрывков оригинального простого пения . Они встречаются в виде мелизматических фигур, основанных на одном слове или слоге внутри органа .
Происхождение
[ редактировать ]Клаузулы возникли из композиционной практики школы Нотр-Дам в Париже ок. 1160–1250 (в стилистический период, известный как ars antiqua ). Композиторы Леонен и Перотен , в частности, внесли большой вклад в составление клаузул . Вместо того, чтобы писать совершенно новую музыку, предпочтение заключалось в том, чтобы взять существующую музыку, то есть простые напевные мелодии, и развить или улучшить ее. По словам английского автора, известного как Аноним IV (ок. 1280 г.), «Перотен лучше создавал клаузулы, чем Леонен, в том смысле, что Перотен лучше создавал клаузулы в дискантном стиле». [ 2 ] Появление клаузул положило начало первой ритмической системе. [ 3 ] (В самых ранних мотетах трудно найти ритмические обозначения из-за отсутствия в рукописях четких ритмических обозначений.) [ 3 ] Перотена В клаусулах используются ритмические режимы , строгие метрические стопы которых требуют, чтобы голоса меняли ноты вместе ( дискантус ). Это контрастировало с более ранней практикой, когда один голос двигался в свободном ритме над «теноровым» голосом (лат. tenere : «держать»), поддерживая длинные ноты cantus Firmus . Линия тенора часто повторялась, чтобы обеспечить расширение клаусулы ; это было источником метода, известного как изоритм .
Научные дебаты по поводу происхождения клаузулы продолжаются . Однако термин clausula уже использовался в древнеримской риторике, где он обозначал « ритмическую фигуру, используемую для придания утонченности и завершенности концу предложения или фразы». [ 4 ] В частности, вместо того, чтобы рассматривать клаузулу как жанр, часть, составленная в стиле дискантуса с определенной финальной каденцией, называлась клаусулой . Таким образом, существует больше исследований, касающихся именно мотета , а не исследований происхождения клаусулы . Один ученый пишет, что «мотет возник в результате добавления латинских текстов к мелизматическим верхним голосам двухголосных клаузул и, таким образом, впервые смог объяснить ранее сбивающие с толку и беспрецедентные стихотворные структуры многих текстов мотетов». [ 5 ] Другие утверждают, что из-за удаления текста мотета в его первоначальном составе он превратился в клаузулу. [ 5 ] Поскольку отношения между клаузулами и мотетами очень сложны, существуют противоречивые выводы о том, что было первым: клаузула или мотет. Напротив, отношения между ними сложно переплетены и находятся под сильным влиянием друг друга. [ 6 ]
Функции и развитие
[ редактировать ]Статьи обогатили ранее существовавшие настройки органа. [ 5 ] Сотни клаузул в двух, трех и четырех частях были включены в Magnus Liber Organi Леонена и Перотена. Другие были расположены в литургическом порядке внутри рукописей, чтобы их можно было легко вставить в определенный органум или часть простого песнопения. Поскольку они были записаны отдельно, их можно было расширять и развивать дальше, и в конечном итоге они стали самостоятельными произведениями, которые можно было петь в определенные моменты литургии. В то время были некоторые клаусулы, которые нравились людям или были особенно популярны, например, написанные на тенор REGNAT на стих Вознесения Alleluia Hodie Maria virgo в начале XIII века. [ 7 ] С течением времени внешний вид и употребление клаусулы мало-помалу менялись, но изображения клаусулы, встречающиеся в разное время и в разных регионах, по-прежнему имели схожие характеры. [ 7 ] Некоторые клаузулы соответствовали мелодическим строкам французского мотета без текста. Это важный ключ к возможному преобразованию клаусулы в форму мотета . [ 8 ] Композиция клаузул угасла в середине 13 века, поскольку на смену им пришли мотеты как основная платформа для развития новых композиционных приемов. Норман Смит утверждал, что музыка ранее существовавших клаузул в трех латинских мотетах начала XIII века во Флорентийском манускрипте настолько похожа друг на друга, что трудно найти различия в ритмах между мотетом и клаузулой, которая явно существует. Однако разница отражает художественные изменения, произошедшие в процессе написания текстовых клаузул. [ 9 ] Очевидно, возможности и полезность клаусулы сыграли решающую роль в создании важного музыкального жанра, называемого мотетом . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Критический спутник средневековых мотетов (NED - новое изд.). Бойделл и Брюэр. 2018. doi : 10.2307/j.ctvc16pzc . ISBN 978-1-78327-307-2 . JSTOR j.ctvc16pzc .
- ^ Гросс, Гийом (2006). «Органум в Нотр-Даме в двенадцатом и тринадцатом веках: риторика в словах и музыке» . Plainsong и средневековая музыка . 15 (2): 87–108. дои : 10.1017/S0961137106000349 . ISSN 1474-0087 . S2CID 163135639 .
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Гёлльнер, Мария Луиза (24 января 2019 г.). «Режим и смена лада в мотете XIII века» . Anuario Musical (52): 3. doi : 10.3989/anuariomusical.1997.i52.286 . ISSN 1988-4125 .
- ^ «Клаусула (риторика)» , Arc.Ask3.Ru , 16 ноября 2020 г. , получено 12 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Норман Э. (1989). «Самые ранние мотеты: музыка и слова» . Журнал Королевской музыкальной ассоциации . 114 (2): 141–163. дои : 10.1093/jrma/114.2.141 . ISSN 0269-0403 . JSTOR 766528 .
- ^ Брэдли, Кэтрин А. (01 апреля 2015 г.). «Переработка и хронологическая динамика в семье латинских мотетов тринадцатого века» . Журнал музыковедения . 32 (2): 153–197. дои : 10.1525/jm.2015.32.2.153 . ISSN 0277-9269 .
- ^ Jump up to: а б БРЭДЛИ, КЭТРИН А. (2014). «Сравнение композиционного процесса в двух мотетах тринадцатого века: ранее существовавшие материалы в Deus omnium / REGNAT и Ne m'oubliez mie / DOMINO» . Музыкальный анализ . 33 (3): 263–290. дои : 10.1111/musa.12029 . ISSN 0262-5245 . JSTOR 43864540 .
- ^ Брэдли, Кэтрин А. (2013). «Контрафакты и транскрибированные мотеты». История старинной музыки . 32 : 1–70. дои : 10.1017/S0261127913000016 . ISSN 0261-1279 . JSTOR 26379236 .
- ^ Брэдли, Кэтрин А. (2012). «Новые тексты для старой музыки: три латинских мотета начала тринадцатого века» . Музыка и письма . 93 (2): 149–169. дои : 10.1093/мл/gcs034 . ISSN 0027-4224 . JSTOR 41684164 . S2CID 194958313 .