Орган
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2008 г. ) |
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Орган [а] ( / ˈ ɔːr ɡ ə n əm / ) — в целом простая напевная мелодия с хотя бы одним добавленным голосом для усиления гармонии, сложившаяся в Средние века . В зависимости от способа и формы песнопения на одном и том же тексте может исполняться вспомогательная басовая партия (или партия бурдона ), мелодия может следовать в параллельном движении (параллельный органум) или может использоваться комбинация обоих этих приемов. . Поскольку реального независимого второго голоса не существует, это форма гетерофонии . На самых ранних стадиях органум включал в себя два музыкальных голоса: григорианского пения мелодию и ту же мелодию, транспонированную согласным интервалом , обычно идеальной квинтой или четвертью . В этих случаях композиция часто начиналась и заканчивалась в унисон , при этом добавленный голос сохранял первоначальный тон до тех пор, пока первая часть не достигла квинты или четверти, после чего оба голоса развивались в параллельной гармонии с обратным процессом в конце. Органум изначально был импровизированным ; в то время как один певец исполнял нотную мелодию ( vox Principalis ), другой певец, исполняя «на слух», исполнял ненотированную вторую мелодию (т. voxorganalis ). Со временем композиторы стали писать добавленные партии, которые не были простыми транспозициями, создавая таким образом настоящую полифонию .
История
[ редактировать ]Ранний органум
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2013 г. ) |
Первым документом, конкретно описывающим органум и дающим правила его исполнения, был Musica enchiriadis (около 895 г.), трактат, традиционно (и, вероятно, ошибочно) приписываемый Хукбальду из Святого Аманда . Самые старые методы обучения органуму можно найти в Сколиках и Бамбергских диалогах , а также в Musica enchiriadis . В обществах, развивших полифонию, в культуре обычно встречается несколько ее типов. В своей первоначальной концепции органум никогда не задумывался как полифония в современном понимании; добавленный голос был задуман как усиление или гармоническое усиление простого пения в дни высоких праздников, важных для дальнейшего великолепия литургии . Аналогичная эволюция сакральной архитектуры и музыки очевидна: в предыдущие столетия в аббатских церквях служилась монофоническая месса; в течение XII и XIII веков новоосвященные соборы звучали все более сложными формами полифонии. Не всегда ясно, какие именно события, где и когда происходили в эволюции полифонии, хотя некоторые вехи все еще видны в трактатах. Как и в этих случаях, трудно оценить относительную важность трактатов, описывают ли они «действительную» практику или отклонение от нее. Ключевой концепцией творческого взрыва, проявившегося в XI и XII веках, является вертикальное и гармоничное расширение измерения, поскольку сильно резонансная гармония органума усиливала великолепие праздника и усиливала его торжественность. [ нужна ссылка ]
Самые ранние европейские источники информации об органуме считают это хорошо известной практикой. [4] Известно также, что органум исполнялся в нескольких различных обрядах, но основные источники информации о его истории исходят из григорианских песнопений . Учитывая, что обученные певцы усвоили устную традицию, существовавшую несколько столетий, пение небольшой части репертуара песнопений в прямой гетерофонии параллельной гармонии или других способах «пения на слух» было бы естественным. [ нужна ссылка ] ясно сказано В Musica enchiriadis , что удвоение октав (магадизация) было приемлемым, поскольку такое удвоение было неизбежно, когда мужчины и мальчики пели вместе. Трактат 9-го века Scolica enchiriadis рассматривает эту тему более подробно. При параллельном пении исходным пением будет верхний голос, vox Principalis ; voxorganalis находился на параллельном идеальном интервале ниже, обычно на четверть. Таким образом, мелодия будет звучать как основной голос, а voxorganalis — как аккомпанемент или гармоническое усиление. Этот вид органа иногда называют параллельным органом, хотя такие термины, как симфония или диафония . в ранних трактатах использовались [ нужна ссылка ]
История органума не была бы полной без двух величайших новаторов, Леонена и Перотена . Эти двое мужчин были «первыми международными композиторами полифонической музыки». [5] Новшества Леонена и Перотена знаменуют собой развитие ритмических ладов. Эти нововведения основаны на формах григорианского песнопения и соответствуют теоретической ритмической системе св. Августина . Именно любовь композиторов к cantus Firmus привела к тому, что обозначения теноровой линии остались прежними, даже когда методы написания музыки менялись. Однако именно использование модального ритма сделало этих двух мужчин великими. Модальный ритм четко определяется как последовательность (обычно) неравных нот, расположенных в определенном порядке. Развитие музыкального ритма композиторами Нотр-Дама позволило музыке освободиться от привязки к тексту. Хотя хорошо известно, что Леонен сочинил много органума, именно нововведения Перотена, который потратил большую часть своего времени на пересмотр органума Леонена, побудили поколения композиторов органума и мотетов использовать принципы ритмических ладов. .
Школа Нотр-Дам
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2013 г. ) |
Культурная и интеллектуальная жизнь процветала в Париже в XII веке, когда Университет Сорбонны стал известным учебным заведением, привлекавшим множество студентов, не все из которых были французами. [ нужна ссылка ] Строительство собора Парижской Богоматери на острове Сите происходило между 1163 и 1238 годами, и этот период совпадает с различными этапами развития парижского стиля органума. Собор Парижской Богоматери и Парижский университет служили центром музыкальной композиции и передатчиком музыкальной теории в XII и XIII веках. Присутствие Леонена и Перотена в школе Нотр-Дам сделало Париж центром музыкального мира XII века. Леонен, магистр кантуса Нотр-Дама, составил Magnus Liber Organi de Gradali et Antiphonario . Леонин написал органу дупла на основе существующих песнопений, таких как Аллилуйя, постепенное мессу и респонсорию, а также Бенедикамус Домино вечерни для основных литургических церемоний годового цикла. Оглядываясь назад, можно сказать, что это стало важным событием, поскольку это был первый крупномасштабный проект, принадлежащий одному композитору. Это не только сборник для практического использования во время месс и богослужений, охватывающий церковный год, первый в своем роде; он также знакомит с использованием ритмических ладов как творческого принципа. Таким образом, когда при обсуждении органума Парижской школы используется слово «лад» или «лад», оно относится к ритмическим ладам, а конкретно не к музыкальным ладам, господствующим над мелодией.
Леонена В « Organa de Gradali et Antiphonario» очевидны две формы органной техники: Organum Purum и Discantus . Бенедикамус Домино является хорошим примером используемых принципов. «Бенедикамус» обычно является смешанным слогом — невматическим, поскольку в нем в основном содержится одна или, может быть, две ноты на слог текста, который установлен витиеватым органумом над устойчивым тенором. «Домино» в своей григорианской форме выполнено в мелизматическом стиле с тремя или более нотами в слоге, и здесь и тенор, и дуплум продолжаются в дискантусе, установленном в шести ритмических ладах, которые завершаются витиеватой каденцией на фоне устойчивого тенора. Таким образом, в более крупных текстах, в зависимости от того, как слова были положены на музыку, слоговые части (не имеющие лигатур и, следовательно, немодальные) в конечном итоге превращаются в Organum Purum: тенор поддерживает каждую отдельную ноту песнопения, поверх которой органный голос накладывает гармонию. новая витиеватая строка, написанная преимущественно лигатурами и сложными неймами. Начиная с согласной, в основном октавы, иногда на 7–8 больше 1, [ нужны разъяснения ] линия дуплума исследует гармоничное взаимодействие с тенором, приводящее к изменению гармонии в конце мелизмы, когда другой слог воспроизводится с другой высотой. Там, где григорианское пение уже не слоговое, а использует лигатуры и мелизмы, оба голоса идут в ритмическом режиме. Этот раздел дискантуса завершается на последнем слоге слова или фразы связкой, в которой тенор поддерживает либо предпоследний, либо последний тон, а дуплум снова переключается на витиеватую каденцию, чтобы завершить созвучие. Так, в Organum duplum Леонена эти композиционные идиомы чередуются на протяжении всей полифонической постановки, завершающейся монофоническим пением последней фразы. Таким образом, в органалитре три разных стиля. [ нужны разъяснения ] разделы чередуются и связываются по тексту, оставляя последнюю часть текста исполняемой хоралитером. [ нужны разъяснения ] в монофоническом пении. По тем же принципам строится стих песнопения.
Соответствующие современные авторы, пишущие об органуме школы Нотр-Дам, Анониме IV , Иоганнесе де Гарландии , Анонимном Св. Эммераме и Франко Кельнском , и это лишь некоторые из них, не всегда так ясны, как хотелось бы. Тем не менее, много информации можно получить из сравнительного исследования их сочинений. Organum purum — один из трех стилей органума, который используется в разделах, где пение является слоговым, то есть где тенор не может быть модальным. Как только в распеве используются лигатуры, тенор становится модальным и становится дискантным, что является второй формой. [ нужны разъяснения ] Третья форма - копула (лат. соединение), которая, по словам Иоганна де Гарландия, «находится между органом и дискантом». [6] и, по мнению Уэйта, это мост между модальными и немодальными разделами. Кажется, что в большинстве случаев мы можем понимать Гарландию буквально там, где он говорит «между» органумом и дискантом. В органе дупла копула очень похожа на короткую каденциальную часть органума пурпура, но в органе трипла или проводники видно, что используются неправильные обозначения. Либо последние ноты лигатур прикрепляются склейкой , которая делит ноты на меньшие значения, либо используется серия дизъюнктивных пауз в трясущейся последовательности в обеих частях, создавая то, что также называется Hocket . Эти особенности также часто можно встретить в двухголосных дискантах в особых каденциях или в подготовке каденции, где их также называют «связками». Гарландия утверждает просто: «Связка — это место, где находится любое количество линий». [6] ссылаясь на складки или знаки покоя. Таким образом,organum duplum в текстовом пении как постепенном, ответном или стихе Аллилуйи можно схематично представить следующим образом:
- начало текста установлено на органум: органалитер:
- чистый орган >> связка >>
- дискантус >> связка >>
- чистый орган >> связка >>
- дискантус >> связка >>
- закрывающие строки текста хоралитр
В репертуаре Нотр-Дама сама Аллилуйя состоит только из органалитера во вступительной части, перед Юбилусом , продолжительной вокализацией последнего слога, который должен петься хоралитером, и как таковая отсутствует во всех сохранившихся оригинальных рукописях. Вышеупомянутые общие принципы использовались свободно, например, в Alleluia V. Dies Sancificatus , где «dies» начинается с небольшой мелизмы, которая разумно расположена в виде большой немодальной витиеватой части над всеми нотами тенора на «di». (-es)», оставляя дискантус вместо «но(-бис)» вместо короткого раздела дискантуса сразу в начале.
Перотен «является лучшим композитором дискантуса», по словам Анонима IV, английского студента, писавшего около 1275 года, который предоставил по крайней мере несколько фактов о Париже Органуме и его композиторах. Перотен далее развил дискантус в трехчастном органуме (Organum Triplum), где оба органных голоса находятся в дискантусе. Обратите внимание, что Organum Purum невозможен в трехчастном органе, все три части ладовые и должны быть организованы в соответствии с ритмическими ладами. Перотен даже сочинил две четырехчастные органы (quadrupla), «Viderunt omnes» и «Sederunt principes», которые исполнялись в Соборе Парижской Богоматери в 1198 году на Новый год и в 1199 году на праздник Святого Стефана (указ Одона де Сюлли , епископа Парижского, существует текст, который обусловливает исполнение «organa tripla vel Quadrupla»). Помимо органы, Перотен расширил форму аквитанского противса , который отныне назывался кондуктом . Любой кондуктус представляет собой новую композицию на новые тексты и всегда сочиняется в ритмических ладах. Перотен установил несколько текстов Филиппа ле Канселье, а некоторые тексты относятся к современным событиям. Двухголосный кондуктус составляет большую часть, хотя кондуктус существует для одного-четырех голосов. Трех- и четырехчастный кондуктус по необходимости составлен в стиле дискантус. Как и в органе-трипле, обработка трех голосов (или четырех) исключает ту ритмическую свободу, которую можно найти в дупле. В кондукте проводится различие между «cum Littera» и «Sine Litera», текстовыми разделами и мелизматическими разделами. Текстовые части иногда могут выходить за рамки модальной меры, а затем возвращаться в обычный режим в мелизматической части. Опять же, согласно Анониму IV, Перотен написал ряд заменяющих клаузул из Organa Dupla Леонена. Поскольку тенор в органе-дупла в дискантных частях всегда протекает в 5-м ладе (все длинные в ритмической группе ордина), Перотен, который был на поколение от Леонена, счел целесообразным улучшить их, введя различные лады для тенора и новые мелодические линии для дуплы, повышающие ритмическую организацию и разнообразие раздела. Однако в крупнейшей компиляции репертуаров Нотр-Дама (F) существует не менее 462 клаузул, много повторений одних и тех же клаузул (Domino, et gaudebit в различных настройках, согласно. [7] [ нужна страница ] «написано в разных стилях и с разной компетентностью». Еще одним нововведением стал мотеллус , встречающийся в W2, в котором верхняя часть дискантной части снабжается новым текстом, так что, когда тенор произносит один слог При пении верхняя часть произносит несколько слогов или слов. Таким образом, это напоминает составленные просулы, заменяющие длинную мелизму в пении новыми дополнительными словами. Это был бы первый случай гармоничного исполнения двух разных текстов. В свою очередь, мотелл породил мотет, который представляет собой политекстовое произведение в дисканте, которое, очевидно, вызвало большой творческий потенциал, поскольку вскоре стало плодотворной формой композиции.
Органы, созданные в Париже, распространились по всей Европе. Три основных источника: W1, Сент-Эндрюс, Вольфенбюттель 677, Олим Хельмштедт 628; большая и иллюминированная копия, сделанная во Флоренции и принадлежащая Пьеро Медичи, Плутео 29.1 Библиотеки Медичео-Лауренциана (F), которая на сегодняшний день является самой обширной копией репертуара. Наконец, W2, Wolfenbüttel 1206, olim Helmstedt 1099, который был составлен последним (и содержит наибольшее количество мотетов).
Есть аргументы в пользу относительной свободы ритма в органе дупла, но есть и те, кто утверждает, что интерпретация музыки всегда должна соответствовать модальным или франконским принципам. Вилли Апель и Уильям Дж. Уэйт настаивали на строго модальной интерпретации. [8] [7] Хотя Уэйт в своей диссертации, особенно в главе 4 «Обозначение Organum Duplum», признал, что в Organum Duplum и монофоническом поведении могла быть достигнута относительная свобода, он переписал отрывки из Magnus Liber Organi Леонина в строгий модальный ритм. Апель утверждал, что длинные значения диссонансов (в нарушение основного принципа консонанса), создаваемые модальными ритмами в органе Нотр-Дама, могут быть согласованы с утверждением нескольких средневековых теоретиков о том, что «тенор останавливается, если появляется диссонанс». . [9] Споры по поводу интерпретации продолжаются. Однако Уэйт работал в 1950-х годах. [7] и его точка зрения была вытеснена более новыми исследованиями: «...но точка зрения [Уэйта] о том, что весь корпус [Magnus Liber Organi] должен быть записан в соответствии с ритмическими модусами, больше не принимается» ( Питер Джеффри в Курс нотации средневековой музыки 1100–1450, Принстон). [ нужна полная цитата ]
В диапазоне форм композиций, обнаруженных в двух последних рукописях, содержащих репертуар Нотр-Дама (F и W2), можно выделить один класс различий: те, которые (строго) модальны, и те, которые таковыми не являются. Organum duplum в его разделах Organum Purum слогового оформления, разделы cum Littera в двухчастном кондукте, связки в целом и монофонические кондукты будут той частью репертуара, которая не является строго модальной. В монофонической песне, будь то пение или симплекс проводника Перотена, нет необходимости отклоняться от классических стандартов декламации, которые были укоренившейся традицией того времени, восходящей к « О музыке» Св. Августина . Обширными исследованиями традиций песнопения (григорианская семиология) было твердо установлено, что существует беглость и изменчивость ритма декламационной речи, которые также должны определять исполнение пения. Эти принципы распространяются на не строго модальные части или композиции как контрастирующие качества с musica mensurabilis.
Поскольку парижский Organum уходит корнями в традицию григорианского песнопения, его относят к Ars antiqua , который, таким образом, называется в отличие от Ars nova , который принял новые формы, которые были во всех смыслах оригинальными и больше не основывались на григорианском песнопении и как таковые представляли собой прорыв. с музыкальной практикой древних. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь : «орудие, инструмент, двигатель любого типа», музыкальные инструменты, «труба», гидравлические двигатели, «орган, водный орган»; «орудие, инструмент»; «музыкальный инструмент» от греческого : ὄργανον, [ органон ] «инструмент, приспособление, инструмент для изготовления или выполнения чего-либо», «орган чувства или восприятия», «музыкальный инструмент», «хирургический инструмент», «работа или продукт». , «инструмент философии», «инструмент или таблица вычислений». [1] [2] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис и Шорт 1879 .
- ^ Льюис 1890 .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 .
- ^ Фуллер 1990 , с. 487.
- ^ Уэйт 1954 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Йоханнес де Гарландия 1972 , 1: [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйт, 1954 год .
- ^ Звонок 1949 года .
- ^ Apple, 1949 , с. 155.
Источники
[ редактировать ]- Апель, Вилли. 1949. «От Марсьяля до Нотр-Дама». Журнал Американского музыковедческого общества 2, вып. 3 (осень): 145–58.
- Фуллер, Сара. 1990. "Ранняя полифония". В «Новой оксфордской истории музыки 2: от раннего средневековья до 1300 года », исправленное издание под редакцией Ричарда Крокера и Дэвида Хили , 485–556. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294
- Джон де Гарландия. 1972. De mensurabili musica , под редакцией Эриха Реймера, 2 тома. Приложение к Архиву музыкознания 10–11. Висбаден: Франц Штайнер Верлаг.
- Льюис, Чарльтон, Т. 1890. « Органум ». Элементарный латинский словарь . Нью-Йорк, Цинциннати и Чикаго. Американская книжная компания. Онлайн-доступ в цифровой библиотеке Персея Университета Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Льюис, Чарльтон Т. и Чарльз Шорт. « Organum » 1879. Латинский словарь Фрейнда , переработанный, расширенный и в значительной степени переписанный. Чарльтон Т. Льюис, доктор философии. и., доктор юридических наук. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1879. Интернет-доступ в цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Лидделл, Генри Джордж и Роберт Скотт. 1940. « ὄργανον, τό, (ἔργον, ἔρδω) ». Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс. Онлайн-доступ в цифровой библиотеке Персея, Университет Тафтса, Грегори Р. Крейн, главный редактор (по состоянию на 26 декабря 2013 г.).
- Уильям Дж. Уэйт. Ритм полифонии двенадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1954. Второе издание, 1976 год. Помимо выборочной транскрипции Organa dupla Леонина, эта диссертация содержит множество цитат современных теоретиков, предшествующих транскрипции. Особый интерес представляет «Notation of Organum Duplum», с. 106–27, откуда взяты цитаты.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Различные статьи, в том числе «Organum», «Musica enchiriadis», «Hucbald», «St Martial» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- «Сделать орган» (ок. 1100 г.) Джей А. Хафф, изд. и пер., Чтобы сделать орган и также об органе, Музыкальные теоретики в переводе , т. 1, с. 8 Институт средневековой музыки, Бруклин, Нью-Йорк [1963])
- Старая музыкальная книга Сент-Эндрюса (W1, ранняя рукопись «Полифонии Нотр-Дама») Дж. Х. Бакстер, 1931 г.
- Magnus Liber Organi , (F) Pluteo 29.1, Bibliotheca Mediceo-Laurenziana, Флоренция, факсимиле Института средневековой музыки. Бруклин: средневековые рукописи в репродукции. Том. 10 и 11, изд. Лютер Диттмер.
- Ричард Х. Хоппин, Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1978. ISBN 0-393-09090-6
- Магнус Либер Органи, Парижская литургическая полифония двенадцатого и тринадцатого веков , 7 томов, главный редактор Эдвард Х. Рознер. Монако: Les Éditions de l'Oiseau-Lyre , 1988–1993.
- Роберт Хоу. « Органа Винчестера Тропера ». Музыкальная диссертация 3Ч (двойной модуль). Преподаватель: Доктор Фитч. Np: Университетский колледж, без даты. Созвучие, ритм и происхождение органума (здесь тоже хорошая библиография) (Архив от 27 сентября 2007 г.; по состоянию на 25 декабря 2013 г.).
- Роберт Хоу. Приложение к «Органе Винчестерского тропера» : Музыкальные транскрипции. (Архив от 27 сентября 2007 г., по состоянию на 25 декабря 2013 г.).
- Гюстав Риз. Музыка в средние века . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-09750-1
- Дональд Дж. Граут и Клод В. Палиска. История западной музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., ISBN 0-393-97527-4
- Оливер Странк. Источники чтения по истории музыки . Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1950. ISBN 0-393-09742-0
- Клод В. Палиска, изд. Musica enchiridas и Scolica enchiridas . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1995.
- Дом Ансельм Хьюз, изд. Новая Оксфордская история музыки 2: Музыка раннего средневековья до 1300 года . Лондон, Нью-Йорк и Торонто: Издательство Оксфордского университета, 1954.
- Ричард Крокер и Дэвид Хили, ред. Новая Оксфордская история музыки 2: от раннего средневековья до 1300 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990. ISBN 9780193163294