Jump to content

Музыка в средневековой Шотландии

, Арфа королевы Марии хранящаяся в Национальном музее Шотландии, Эдинбург.

Музыка в средневековой Шотландии включает в себя все формы музыкального производства на территории современной Шотландии между пятым веком и началом эпохи Возрождения в начале шестнадцатого века. Источники шотландской средневековой музыки крайне ограничены. В Шотландии нет крупных музыкальных рукописей, написанных до двенадцатого века. Время от времени встречаются признаки расцвета музыкальной культуры. Инструменты включали кифару , тимпан и хор . Визуальные изображения и письменные источники свидетельствуют о существовании арф в раннем средневековье , а также волынок и органов в позднем средневековье . Как и в Ирландии, в Шотландии, вероятно, были филиды , которые выступали в роли поэтов, музыкантов и историков. После этой «дегаллицизации» шотландского двора в двенадцатом веке менее уважаемый орден бардов взял на себя функции филид, и они продолжали выполнять аналогичную роль в Шотландском нагорье и на островах в восемнадцатом веке. .

В раннем средневековье существовала отчетливая форма литургического кельтского песнопения . Считается, что в одиннадцатом веке его, как и повсюду в Европе, заменило более сложное григорианское пение . Английское использование сарума послужило основой для большинства сохранившихся песнопений в Шотландии. С тринадцатого века шотландская церковная музыка все больше находилась под влиянием континентальных событий. Монофония была заменена в четырнадцатом веке движением Ars Nova , которое развилось во Франции, а затем в Италии, заменив ограничительные стили григорианского простого пения сложной полифонией . Сохранившиеся произведения первой половины шестнадцатого века свидетельствуют о качестве и размахе музыки, созданной в конце средневековья. В эпоху Высокого Средневековья потребность в большом количестве поющих жрецов для выполнения этих обязанностей привела к созданию системы песенных школ . Распространение коллегиальных церквей и заупокойных месс в позднем средневековье потребовало бы подготовки большого числа хористов , что ознаменовало значительное расширение системы песенных школ. Упор был сделан на технику Фабурдена , которая позволяла легко гармонизировать по строгим правилам.

Плен Якова I в Англии с 1406 по 1423 год, где он заработал репутацию поэта и композитора, возможно, побудил его после освобождения вернуть английских и континентальных стилей и музыкантов обратно шотландскому двору. Джеймс III основал Королевскую капеллу в Ресталриге недалеко от Холируда , а его сын Джеймс IV заново основал Королевскую капеллу в замке Стерлинг с новым и расширенным хором. Говорят, что Джеймса IV постоянно сопровождала музыка, но очень мало сохранившихся светских музыкальных произведений можно однозначно отнести к его двору.

Есть свидетельства того, что в эпоху позднего средневековья в Шотландии процветала культура популярной музыки , но единственная песня с мелодией, сохранившаяся с этого периода, - это «Песня Плеу». Некоторые сохранившиеся шотландские баллады , возможно, относятся к позднему средневековью и повествуют о событиях и людях, восходящих к тринадцатому веку. Они оставались устной традицией не были собраны как народные песни , пока в восемнадцатом веке .

Источники

[ редактировать ]
Арфист на пиктском камне Монифейт, 700–900 гг. н.э.

Источники шотландской средневековой музыки крайне ограничены. Эти ограничения являются результатом таких факторов, как бурная политическая история, разрушительная практика шотландской Реформации , климат [ 1 ] и относительно позднее появление нотной печати. [ 2 ] Сохранились лишь редкие признаки того, что существовала процветающая музыкальная культура. В Шотландии нет крупных музыкальных рукописей, написанных до двенадцатого века. [ 1 ] Шотландская музыка также не имеет эквивалента Баннатайнской рукописи в поэзии, дающей большой и репрезентативный образец средневекового творчества. [ 2 ] Самое старое сохранившееся произведение церковной музыки, написанное в Шотландии, находится во « Инчкольмском фрагменте» . [ 3 ] Музыковед Джон Персер предположил, что службы, посвященные святому Колумбе в этой рукописи, и аналогичная служба в Спроустонском Бревиарии , посвященная святому Кентигерну , могут сохранить часть этой более ранней традиции простого пения. [ 1 ] Другие ранние рукописи включают « Музыкальную книгу Данкельда» и « Антифонер булочек» . [ 3 ] Самой важной коллекцией является рукопись Вольфенбюттель 677 или W1 середины тринадцатого века , которая сохранилась только потому, что была конфискована из монастыря собора Святого Андрея и перевезена на континент в 1550-х годах. Другие источники включают случайные письменные ссылки в отчетах и ​​литературе, а также визуальные изображения музыкантов и инструментов. [ 1 ]

Инструменты

[ редактировать ]

В конце двенадцатого века Гиральд Камбренсис отмечал, что «Ирландия использует и наслаждается двумя инструментами: кифарой и тимпаном; Шотландия — тремя: кифарой, тимпаном и хором; Уэльс — тремя: кифарой, голенью и хором». Читара — это, вероятно, арфа Кларсаха или кельтская арфа. [ 4 ] а типанум, вероятно, является струнным инструментом, а не разновидностью барабана. [ 5 ] Личность хора обсуждается. Было высказано предположение, что хор представляет собой раннюю форму волынки, но Джон Баннерман предположил, что это был Crwth или Crowd, струнный инструмент, похожий на лиру и играемый с помощью смычка, который упоминается в более поздних шотландских стихах и списках английских менестрелей. . Гиральдус Камбренсис также отмечает, что в этих инструментах использовались стальные струны, а не кошачья кишка, но неясно, какие именно инструменты он имеет в виду. [ 4 ] Резьба по камню указывает на инструменты, известные в Шотландии, в том числе на арфистах на раннесредневековом пиктском камне Монифейта и Дупплинском кресте . [ 6 ] Две из трех сохранившихся средневековых кельтских арф родом из Шотландии: арфа Ламонта , датированная примерно 1500 годом, и очень сложная арфа королевы Марии , датированная примерно 1450 годом. [ 7 ] В позднем средневековье есть горгулья в виде свиньи, играющая на волынке. в аббатстве Мелроуз [ 6 ] и резное изображение ангела, играющего на волынке в часовне Росслин . [ 8 ] В Шотландии есть литературные упоминания о скрипке, которую часто называют фетиллом, федхиллом или рыбидой. [ 9 ] В позднем средневековье несколько церквей обзавелись органами . [ 10 ]

Гэльские музыканты

[ редактировать ]
Фрагмент «Алтаря Троицы» Хьюго ван дер Гуса , изображающий сэра Эдварда Бонкила, первого ректора Тринити-колледжа в Эдинбурге, с ангелом, играющим на органе.

Гиральдус Камбренсис отметил, что «Шотландия и Уэльс, последний, привив первый посредством общения и родства, стремятся подражать Ирландии в музыкальной практике». [ 4 ] Раннесредневековая Шотландия и Ирландия имели общую культуру и язык, значение которых, хотя и уменьшилось со времен Высокого Средневековья, сохранилось в обществе севера и запада. Существуют гораздо более полные исторические источники по раннесредневековой Ирландии, которые предполагают, что в Шотландии существовали филиды , которые действовали как поэты, музыканты и историки, часто были прикреплены к двору лорда или короля и передавали свои знания и культуру в Гэльский язык следующему поколению. [ 11 ] [ 12 ] По крайней мере, с приходом на престол Давида I (годы правления 1124–1153 гг.), В рамках Давидовой революции , которая привела к появлению французской культуры и политической системы, гэльский язык перестал быть основным языком королевского двора и, вероятно, был заменен французским языком. После этой «дегаллицизации» шотландского двора менее уважаемый орден бардов взял на себя функции филид, и они продолжали выполнять аналогичную роль в Хайленде и на островах в восемнадцатом веке. Они часто обучались в бардовских школах, из которых некоторые, например школа, которой управляла династия МакМуиричей , были бардами Владыки Островов , [ 13 ] существовали в Шотландии и еще больше в Ирландии, пока они не были подавлены в семнадцатом веке. [ 12 ] Члены бардских школ обучались сложным правилам и формам гэльской поэзии. [ 14 ] Вероятно, они аккомпанировали своим стихам на арфе . [ 15 ] Большая часть их работ никогда не была записана, а то, что сохранилось, было записано только с шестнадцатого века. [ 11 ]

Церковная музыка

[ редактировать ]

В раннем средневековье в церковной музыке преобладали одноголосные распевы . [ 16 ] Развитие британского христианства, отдельное от прямого влияния Рима до восьмого века, с его процветающей монашеской культурой, привело к развитию особой формы литургического кельтского песнопения . [ 17 ] Хотя никаких обозначений этой музыки не сохранилось, более поздние источники предполагают отличительные мелодические узоры. [ 17 ] Считается, что кельтские песнопения были вытеснены с одиннадцатого века, как и повсюду в Европе, более сложными григорианскими песнопениями . [ 18 ] Версия этого пения, связанная с литургией, которая использовалась в Солсберийской епархии , « Использование Сарума» , впервые записанная в тринадцатом веке, стала доминирующей в Англии. [ 19 ] и был основой большинства сохранившихся песнопений в Шотландии. [ 1 ] Оно было тесно связано с григорианским песнопением, но было более сложным и имело некоторые уникальные местные особенности. Обряд Сарум продолжал оставаться основой шотландской литургической музыки в Шотландии до Реформации, и там, где были доступны хоры, которые, вероятно, ограничивались великими соборами, коллегиальными церквями и более богатыми приходскими церквями, он использовался в качестве основного ингредиента божественного обряда. службы вечерни , повечерия , утрени , хвалы , мессы и канонических часов . [ 1 ] В позднем Средневековье развитие доктрины чистилища и распространение алтарей означало, что к этой музыке должно было присоединяться большое количество заупокойных месс , призванных ускорить души умерших на небеса, хотя никаких следов этих месс не было. выжили. [ 1 ] более 100 коллегиальных церквей светских священников . Между 1450 годом и Реформацией в Шотландии было основано [ 20 ] Они были созданы для обеспечения массами своих основателей и их семей, в число которых входили дворянство и новые ордены лордов парламента , а также богатые купцы развивающихся городов . [ 1 ]

С тринадцатого века шотландская церковная музыка все больше находилась под влиянием континентальных событий: такие деятели, как музыкальный теоретик Саймон Тайллер, учился в Париже, а затем вернулся в Шотландию, где он провел несколько реформ церковной музыки. [ 21 ] Рукопись Вольфенбюттеля 677 содержит большое количество французских сочинений, особенно из Нотр-Дам де Пари , а также изобретательные произведения неизвестных шотландских композиторов. [ 1 ] Монофония была заменена в четырнадцатом веке движением Ars Nova , которое развилось во Франции, а затем в Италии, заменив ограничительные стили григорианского простого пения сложной полифонией . [ 22 ] Эта традиция прочно утвердилась в Англии к пятнадцатому веку. [ 16 ] Отличительная английская версия полифонии, известная как Contenance Angloise (английская манера), использовала полные, богатые гармонии, основанные на третьей и шестой, что имело большое влияние в модном бургундском дворе Филиппа Доброго , где бургундская школа была связана с Гийомом. Дюфай развился. [ 23 ] В конце пятнадцатого века ряд шотландских музыкантов обучались в Нидерландах, прежде чем вернуться домой, в том числе Джон Брун, Томас Инглис и Джон Фети, последний из которых стал мастером песенной школы в Абердине, а затем в Эдинбурге, представив новый пятипалый стиль. техника игры на органе. [ 24 ] Сохранившиеся произведения первой половины шестнадцатого века из Сент-Эндрюса и Сент-Джайлса в Эдинбурге , а также постреформационные произведения композиторов, получивших образование в эту эпоху в аббатствах Данфермлина и Холируда , а также в монастыре Св. Эндрюс, укажите качество и масштаб музыки, созданной в конце средневекового периода. [ 1 ]

Песенные школы

[ редактировать ]
Королевская часовня в замке Стерлинг , главный центр литургической музыки.

В эпоху Высокого Средневековья потребность в большом количестве поющих священников для выполнения обязанностей церковного богослужения привела к основанию системы песенных школ , обучавших мальчиков певчим и священникам, часто прикрепленных к соборам, богатым монастырям и коллегиальным церквям. . [ 1 ] Распространение коллегиальных церквей и заупокойных месс в позднем Средневековье потребовало бы подготовки большого количества хористов , что ознаменовало значительное расширение системы песенных школ. [ 20 ] Единственным свидетельством того, что эти хористы должны были исполнять, являются случайные сохранившиеся ноты в книжном переплете, вероятно, из песенной школы Инвернесса. Они подтверждают, что более поздняя работа, созданная в рамках попытки Якова VI возродить городские песенные школы после Реформации: «Музыкальное искусство, собрание всех древних докторов музыки» (1580 г.), была основана на более ранних работах. Упор был сделан на технику Фабурдена , связанную с бургундской школой, с помощью которой мелодии равнинной песни, обычно тенором , гармонизировались в соответствии со строгими правилами, что означало, что репетиция была ненужной. [ 1 ]

Придворная музыка

[ редактировать ]

Плен Якова I в Англии с 1406 по 1423 год, где он заработал репутацию поэта и композитора, возможно, побудил его после освобождения вернуть английских и континентальных стилей и музыкантов обратно шотландскому двору. [ 21 ] История казни фаворитов Якова III , в том числе английского музыканта Уильяма Роджера, на мосту Лаудер в 1482 году, может указывать на его интерес к музыке. Монархи эпохи Возрождения часто использовали часовни, чтобы произвести впечатление на приезжих сановников. Джеймс III также основал новую большую шестиугольную Королевскую часовню в Ресталриге недалеко от Холируда , которая, вероятно, была рассчитана на большое количество певчих. [ 1 ] В 1501 году его сын Джеймс IV заново основал Королевскую часовню в замке Стерлинг с новым и расширенным хором, призванным подражать часовне Святого Георгия в Виндзорском замке , и она стала центром шотландской литургической музыки. Бургундское и английское влияние, вероятно, усилилось, когда Генриха VII дочь Маргарет Тюдор вышла замуж за Якова IV в 1503 году. [ 25 ] Ни одно музыкальное произведение нельзя однозначно отождествить с этими часовнями, но сохранившаяся месса, основанная на бургундской песне L'Homme Armé в более позднем хоровом сборнике Карвера, может указывать на то, что это была часть репертуара Королевской капеллы. Говорят, что Джеймса IV постоянно сопровождала музыка, но очень мало сохранившихся светских музыкальных произведений можно однозначно отнести к его двору. [ 1 ] Запись в отчетах лорда- казначея Шотландии указывает, что, когда Яков IV был в Стерлинге 17 апреля 1497 года, была произведена оплата «двум фиталариям [скрипачам], которые пели «Грейстейл» королю, ixs». «Грейстейл» был эпическим романтическим романом , и эта музыка сохранилась до наших дней, поскольку в семнадцатом веке она была помещена в сборник лютневых арий. [ 26 ]

[ редактировать ]

Есть свидетельства того, что в Шотландии позднего средневековья процветала культура популярной музыки. Сюда входит длинный список песен, приведенный в «Жалобе Шотландии» (1549 г.). Многие стихотворения этого периода также изначально были песнями, но ни одно из них не сохранилось. Мелодии сохранились отдельно в постреформационной публикации «Гуде и Годли Баллатис» (1567 г.), [ 2 ] которые представляли собой духовные сатиры на популярные песни, адаптированные и опубликованные братьями Джеймсом , Джоном и Робертом Веддербернами . [ 27 ] Единственная песня с мелодией, сохранившаяся от этого периода, - это «Pleugh Song». [ 2 ] Некоторые сохранившиеся шотландские баллады , возможно, относятся к эпохе позднего Средневековья и повествуют о событиях и людях, которые можно проследить еще в тринадцатом веке, включая « Сэра Патрика Спенса » и « Томаса Рифму ». [ 28 ] Они оставались устной традицией до тех пор, пока возросший интерес к народным песням в восемнадцатом веке не привел таких коллекционеров, как епископ Томас Перси, к публикации томов популярных баллад. [ 29 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Дж. Р. Бакстер, «Музыка церковная», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 431–2.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Дж. Р. Бакстер, «Культура: Возрождение и Реформация (1460–1560)», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 130–33.
  3. ^ Перейти обратно: а б Ч. Р. Борланд, Описательный каталог западных средневековых рукописей в библиотеке Эдинбургского университета (University of Edinburgh Press, 1916), стр. 1916. хв.
  4. ^ Перейти обратно: а б с А. Баджи, «Commeationis et affinitatis gratia: Средневековые музыкальные отношения между Шотландией и Ирландией» в Р. А. Макдональде, « История, литература и музыка в Шотландии», 700–1560 (University of Toronto Press, 2002), ISBN   0802036015 , стр. 208–9.
  5. ^ С. Харпер, Музыка в валлийской культуре до 1650 года: исследование основных источников (Олдершот: Ashgate Publishing, 2007), ISBN   0754652637 , с. 36.
  6. ^ Перейти обратно: а б Дж. Р. Аллен и Дж. Андерсон, Раннехристианские памятники Шотландии: (части 1 и 2) (Эдинбург, 1904 г.), 1874012032, стр. 1.
  7. ^ Х. Чип, «Искусство Хайленда», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 29–31.
  8. ^ Д. Маккиннон, «Теперь у меня есть сборник песен ее сочинений» в Э. Юэне и Дж. Ньюдженте, ред., « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии» (Олдершот: Ashgate Publishing, 2008), ISBN   0754660494 , с. 43.
  9. ^ К. Раллс-Маклауд, Музыка и кельтский потусторонний мир: от Ирландии до Ионы (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN   1902930096 , с. 57.
  10. ^ Э. Юэн, «Хамперит в одном меде пришел»: достопримечательности, звуки и запахи в средневековом городе», в Э. Дж. Коуэне и Л. Хендерсоне, История повседневной жизни в средневековой Шотландии: 1000–1600 (Эдинбург: Эдинбургский университет) Пресс, 2011), ISBN   0748621571 , с. 118.
  11. ^ Перейти обратно: а б Р. Кроуфорд, Книги Шотландии: история шотландской литературы (Оксфорд: Oxford University Press, 2009), ISBN   019538623X .
  12. ^ Перейти обратно: а б Р.А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN   0521890888 , с. 76.
  13. ^ К.М. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004), ISBN   0748612998 , с. 220.
  14. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 60–7.
  15. ^ В. МакЛеод, Разделенные гэлы: гэльская культурная идентичность в Шотландии и Ирландии, C.1200-c.1650 (Оксфорд: Oxford University Press, 2004), ISBN   0199247226 , с. 102.
  16. ^ Перейти обратно: а б Р. МакКиттерик, К. Т. Оллманд, Т. Рейтер, Д. Абулафия, П. Фуракр, Дж. Саймон, К. Райли-Смит, М. Джонс, ред., Новая Кембриджская средневековая история: 1415–1500 гг. (Кембридж) : Издательство Кембриджского университета, 1995), стр. 319–25.
  17. ^ Перейти обратно: а б Д.О. Кроинин, изд., Доисторическая и ранняя Ирландия: Доисторическая и ранняя Ирландия , том I (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), стр. 798.
  18. ^ Д. Хили, Western Plainchant: Справочник (Оксфорд: Oxford University Press, 1995), стр. 483.
  19. ^ Э. Фоли, М. Пол Бангерт, Музыка поклонения: краткий словарь (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 2000), стр. 273.
  20. ^ Перейти обратно: а б Дж. П. Фогги, Религия эпохи Возрождения в городской Шотландии: Доминиканский орден, 1450–1560 (BRILL, 2003), ISBN   9004129294 , с. 101.
  21. ^ Перейти обратно: а б К. Эллиотт и Ф. Риммер, История шотландской музыки (Лондон: Британская радиовещательная корпорация, 1973), ISBN   0563121920 , стр. 8–12.
  22. ^ У. Лавлок, Краткая история музыки (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фредерик Унгар, 1953), стр. 57.
  23. ^ Р. Х. Фритце и В. Б. Робисон, Исторический словарь позднесредневековой Англии, 1272–1485 (Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, 2002), ISBN   0313291241 , с. 363.
  24. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 58 и 118.
  25. ^ М. Госман, А. А. Макдональд, А. Дж. Вандерджагт и А. Вандерджагт, Принцы и княжеская культура, 1450–1650 (Брилл, 2003), ISBN   9004136908 , с. 163.
  26. ^ Р. Чемберс, Книга дней Чемберса (Книга дней: сборник популярных древностей в связи с календарем, включая анекдоты, биографии и историю, литературные курьезы и странности человеческой жизни и характера) (В. и Р. Чемберс, Лондон и Эдинбург, 1864 г.).
  27. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 187–90.
  28. ^ Э. Лайл, Шотландские баллады (Эдинбург: Canongate Books, 2001), ISBN   0-86241-477-6 , стр. 9–10.
  29. ^ «Популярные баллады» Антология британской литературы Broadview: Восстановление и восемнадцатый век (Broadview Press, 2006), ISBN   1551116111 , стр. 610–17.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4a09d2f7c00b054c78e25f7f7fa7852__1722170820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/52/b4a09d2f7c00b054c78e25f7f7fa7852.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music in Medieval Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)