Jump to content

Классическая музыка в Шотландии

Мэри Гарден , одна из крупнейших шотландских исполнительниц конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, в опере « Таис».

Классическая музыка в Шотландии — это вся художественная музыка западноевропейской классической традиции , начиная с ее появления в восемнадцатом веке и до наших дней. Развитие особой традиции художественной музыки в Шотландии было ограничено влиянием шотландской Реформации на церковную музыку шестнадцатого века. Концерты, в основном состоящие из «шотландских мелодий», возникли в семнадцатом веке, и в страну были завезены классические инструменты. Музыка в Эдинбурге процветала благодаря покровительству таких деятелей, как сэр Джон Клерк из Пеникуика . Итальянский стиль классической музыки, вероятно, впервые был привезен в Шотландию виолончелистом и композитором Лоренцо Бокки, который путешествовал по Шотландии в 1720-х годах. Музыкальное общество Эдинбурга было зарегистрировано в 1728 году. В этот период в столице действовало несколько итальянских музыкантов, и есть несколько известных шотландских композиторов классического стиля, в том числе Томас Эрскин, 6-й граф Келли , первый шотландец, который, как известно, создал симфония .

В середине восемнадцатого века группа шотландских композиторов, включая Джеймса Освальда и Уильяма Макгиббона , создала «стиль шотландской гостиной», взяв в основном мелодии равнинной Шотландии и сделав их приемлемыми для аудитории среднего класса. В 1790-х годах Роберт Бернс предпринял попытку создать корпус шотландских национальных песен, составляющий около трети песен Шотландского музыкального музея . Бернс также сотрудничал с Джорджем Томсоном в «Избранном сборнике оригинальных шотландских песен» , в котором были адаптированы шотландские народные песни с «классическими» аранжировками. Однако поддержка Бернсом шотландской музыки, возможно, помешала установлению традиции европейской концертной музыки в Шотландии, которая пошла на убыль к концу восемнадцатого века.

С середины девятнадцатого века в Шотландии началось возрождение классической музыки, чему способствовали визиты Шопена и Мендельсона в 1840-х годах. К концу девятнадцатого века в Шотландии фактически существовала национальная школа оркестровой и оперной музыки, в которую входили такие крупные композиторы, как Александр Маккензи , Уильям Уоллес , Лермонт Дрисдейл и Хэмиш Макканн . Среди основных исполнителей были пианист Фредерик Ламонд , а также певцы Мэри Гарден и Джозеф Хислоп . После Первой мировой войны Робин Орр и Седрик Торп Дэви находились под влиянием модернизма и шотландских музыкальных ритмов. Эрик Чисхолм основал Шотландское балетное общество и помог создать несколько балетов. Эдинбургский фестиваль был основан в 1947 году и привел к распространению классической музыки в Шотландии, что привело к основанию Шотландской оперы в 1960 году. Среди важных послевоенных композиторов были Рональд Стивенсон , [ 1 ] Фрэнсис Джордж Скотт , Эдвард Макгуайр , Уильям Суини , Иэн Гамильтон , Томас Уилсон , Тея Масгрейв , Джон Маклеод CBE и сэр Джеймс Макмиллан . Крейг Армстронг продюсировал музыку для множества фильмов. Среди основных исполнителей - перкуссионистка Эвелин Гленни . Основные шотландские оркестры включают: Королевский шотландский национальный оркестр (RSNO), Шотландский камерный оркестр (SCO) и Шотландский симфонический оркестр BBC (BBC SSO). Основные площадки включают Королевский концертный зал Глазго , Ашер-холл в Эдинбурге и Королевский зал в Эдинбурге .

Происхождение

[ редактировать ]
Аллан Рамзи , поэт и либреттист, картина Уильяма Айкмана, написанная в 1722 году.

Развитие отдельной традиции художественной музыки в Шотландии было ограничено влиянием шотландской Реформации на церковную музыку шестнадцатого века, которая заменила сложную полифонию и органную музыку монофоническими конгрегационалистскими псалмопиями . Отсутствие потребности в профессиональных музыкантах, сочиняющих и исполняющих литургическую музыку, означало, что не было группы подготовленных музыкантов, которые могли бы легко участвовать в вдохновленной итальянцами идиоме классической музыки, которая развивалась почти повсюду в Европе в семнадцатом веке. [ 2 ] С конца семнадцатого века музыка стала не столько достижением благородных классов, сколько навыком, которым занимаются профессионалы. Им все чаще пользовались в тихих концертных залах, а не в качестве случайного развлечения в домах королевской семьи и знати. [ 3 ] Большая часть этих концертов состояла из «Scottish Airs», местных шотландских мелодий, разработанных для лютни или скрипки. [ 2 ] Немецкая флейта, вероятно, была завезена в Шотландию в конце семнадцатого века. [ 4 ] и классическая скрипка, пришедшая на смену старым скрипкам , в начале восемнадцатого века. [ 5 ] Музыка в Эдинбурге процветала благодаря покровительству таких деятелей, как сэр Джон Клерк из Пеникуика (1676–1755), который также был известным композитором, скрипачом и клавесинистом. [ 6 ] Он учился в Европе у Бернардо Пасквини (1637–1710) и Арканджело Корелли (1653–1713). Общество Святой Сесилии было основано в Эдинбурге в 1695 году для продвижения музыкальных представлений. [ 2 ]

восемнадцатый век

[ редактировать ]

Итальянский стиль классической музыки, вероятно, впервые был привезен в Шотландию виолончелистом и композитором Лоренцо Бокки, который путешествовал по Шотландии в 1720-х годах, познакомил страну с виолончелью, а затем разработал настройки для песен равнинных шотландцев. Возможно, он приложил руку к первой шотландской опере, пасторали «Кроткий пастырь» (1725) на либретто Аллана Рамзи (1686–1758). [ 7 ] Рост музыкальной культуры в столице ознаменовался созданием в 1728 году Музыкального общества Эдинбурга как преемника Общества Святой Цецилии. [ 8 ] К середине восемнадцатого века в Шотландии проживало несколько итальянцев, выступавших в качестве композиторов и исполнителей. В их число входили Николо Паскуали, Джусто Тендуччи и Франческо Барсанти. [ 9 ] Среди шотландских композиторов, которые, как известно, действовали в этот период, - Александр Манро (ок. 1732 г.), Джеймс Фулис (1710–73) и Чарльз Маклин (ок. 1737 г.). [ 2 ] Томас Эрскин, шестой граф Келли (1732–1781), был одним из самых выдающихся британских композиторов своей эпохи и первым шотландцем, сочинившим симфонию . [ 6 ] Эдинбургское музыкальное общество было настолько успешным в этот период, что в 1762 году оно смогло построить свой собственный овальный концертный зал Святой Сесилии. По словам Джейми Бакстера, к 1775 году Эдинбург был второстепенным, но функционирующим европейским музыкальным центром с иностранными и местными постоянные композиторы и профессиональные музыканты. [ 2 ]

Джордж Томсон Генри Реберна

В середине восемнадцатого века группа шотландских композиторов начала откликаться на призыв Аллана Рэмси «владеть и совершенствовать» свою собственную музыкальную традицию, создавая то, что Джеймс Джонсон охарактеризовал как «стиль шотландской гостиной», взяв в основном шотландские мелодии и добавление простых фигурных басовых партий и других особенностей итальянской музыки, которые сделали их приемлемыми для аудитории среднего класса. Он набрал обороты, когда такие крупные шотландские композиторы, как Джеймс Освальд (1710–1769) и Уильям Макгиббон примерно в 1740 году к нему присоединились ​​(1690–1756). «Любопытный сборник шотландских песен» Освальда (1740) был одним из первых, включивших гэльские мелодии наряду с мелодиями Лоуленда, задавая моду, распространенную в середине века, и помогая создать единую шотландскую музыкальную идентичность. Однако с изменением моды количество публикаций специфически шотландских сборников мелодий сократилось в пользу их включения в британские сборники. [ 10 ]

В 1790-х годах Роберт Бернс (1759–96) предпринял попытку создать сборник шотландских национальных песен, опираясь на работы антикваров и музыковедов, таких как Уильям Титлер (1711–92), Джеймс Битти (1735–1803) и Джозеф Ритсон (1752–1803). [ 11 ] Работая с музыкальным гравером и продавцом Джеймсом Джонсоном, он внес около трети будущих песен в коллекцию, известную как Шотландский музыкальный музей , выпущенную между 1787 и 1803 годами в шести томах. [ 12 ] Бернс сотрудничал с Джорджем Томсоном (1757–1851) в «Избранном сборнике оригинальных шотландских мелодий» , опубликованном с 1793 по 1818 год, в котором были адаптированы шотландские народные песни с «классическими» аранжировками. Томпсон был вдохновлен прослушиванием шотландских песен, исполненных гостями итальянских кастратов на концертах Святой Сесилии в Эдинбурге. Он собирал шотландские песни и заказывал музыкальные аранжировки лучшим европейским композиторам, среди которых были Йозеф Гайдн (1732–1809) и Людвиг ван Бетховен (1732–1809). Бернс занимался редактированием текстов. Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий было опубликовано в пяти томах между 1799 и 1818 годами. Оно помогло сделать шотландские песни частью европейской пушки классической музыки. [ 13 ] в то время как работы Томпсона привнесли в шотландскую классическую музыку элементы романтизма, такие как гармонии, основанные на гармониях Бетховена. [ 14 ] Однако Дж. А. Бакстер предположил, что поддержка Бернсом шотландской музыки, возможно, помешала установлению традиции европейской концертной музыки в Шотландии, которая пошла на убыль к концу века. Эдинбургское музыкальное общество дало свой последний концерт в 1798 году и было ликвидировано в 1801 году, а его концертный зал был продан и стал баптистской церковью. [ 2 ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

В сборе и публикации шотландских песен также участвовал Вальтер Скотт (1771–1832), первым литературным произведением которого стала книга «Менестрели шотландской границы» , опубликованная в трех томах (1802–03). Этот сборник впервые привлек внимание международной аудитории к его творчеству, а некоторые из его текстов были положены на музыку Францем Шубертом (1797–1828), который также создал сеттинг Оссиана . [ 15 ]

Хэмиш Макканн

С середины девятнадцатого века в Шотландии началось возрождение классической музыки, чему способствовали визиты Фредерика Шопена (1810–49) и Феликса Мендельсона (1809–47) в 1840-х годах. [ 16 ] Мендельсон был, вероятно, самым влиятельным композитором своей эпохи и посетил Великобританию десять раз, в общей сложности на двадцать месяцев, начиная с 1829 года. Шотландия вдохновила его на два самых известных произведения: увертюру « Пещера Фингала» (также известную как « Увертюра на Гебридских островах ») и «Шотландскую увертюру». Симфония (Симфония №3). Во время своего последнего визита в Англию в 1847 году он дирижировал своим собственным Шотландским симфоническим оркестром с филармоническим оркестром перед королевой Викторией и принцем Альбертом . [ 17 ] Макс Брух (1838–1920) сочинил « Шотландскую фантазию » (1880) для скрипки с оркестром, которая включает аранжировку мелодии «Hey Tuttie Tatie», наиболее известной благодаря ее использованию в песне « Scots Wha Hae ». Бернса [ 18 ]

К концу девятнадцатого века в Шотландии фактически существовала национальная школа оркестровой и оперной музыки. Среди основных композиторов были Александр Маккензи (1847–1935), Уильям Уоллес (1860–1940), Лермонт Дрисдейл (1866–1909) и Хэмиш Макканн (1868–1916). [ 14 ] Маккензи, учившаяся в Германии и Италии и смешавшая шотландские темы с немецким романтизмом, [ 19 ] наиболее известен своими тремя шотландскими рапсодиями (1879–80, 1911), Пиброхом для скрипки с оркестром (1889) и Шотландским концертом для фортепиано (1897), все они включают шотландские темы и народные мелодии. [ 14 ] Работа Уоллеса включала увертюру « Похвала шотландской поэзии» (1894). [ 20 ] Работы Драйсдейла часто затрагивали шотландские темы, включая увертюру «Тэм О'Шантер» (1890), кантату «Келпи» (1891). [ 21 ] Увертюра Макканна «Земля гор и потоп» (1887), его «Шесть шотландских танцев» (1896), его оперы «Джинни Динс» (1894) и «Дэйрмид» (1897) и хоровые произведения на шотландские темы. [ 14 ] были описаны IGC Hutchison как музыкальный эквивалент шотландских баронов замков Абботсфорд и Балморал . [ 22 ]

Среди основных исполнителей были пианист Фредерик Ламонд (1868–1948), а также певцы Мэри Гарден (1874–1967) и Джозеф Хислоп (1884–1977). был Шотландский оркестр основан в 1891 году, а Глазго Атенеум — в 1893 году. [ 23 ]

Двадцатый век до наших дней

[ редактировать ]
Перкуссионистка Эвелин Гленни

Более поздние работы Драйсдейла включали тональную поэму «Пограничный роман» (1904) и кантату «Тамлан» (1905). [ 21 ] Уоллес написал свою новаторскую симфоническую поэму о своем тезке, средневековом националисте Уильяме Уоллесе (1305–1905 гг. Н. Э. (1905); и кантата «Резня Макферсона» (1910). [ 20 ] Джона МакИвена Среди наиболее откровенно национальных произведений (1868–1948) были «Грей Галлоуэй» (1908), « Симфония Солуэя» (1911) и «Принц Чарли, шотландская рапсодия» (1924). [ 14 ] Дирижер Хью С. Робертон (1874–1952) основал хор Глазго «Орфей» в 1906 году, а Дональд Тови был назначен профессором музыки Рида в Эдинбургском университете в 1914 году. [ 16 ]

После Первой мировой войны Робин Орр (1909–2006) и Седрик Торп Дэви (1913–83) находились под влиянием модернизма и шотландских музыкальных ритмов. [ 24 ] Влияние модернизма можно также услышать в творчестве Эрика Чисхолма (1904–65) в его фортепианном концерте Пиброха (1930), сюите Стралоха для оркестра (1933) и сонате «Ан Риобхан Дирг» (1939). основал Шотландское балетное общество (позже «Кельтский балет») В 1928 году он вместе с хореографом Маргарет Моррис . Вместе они создали несколько балетов, в том числе «Покинутая русалка» (1940). Он также сыграл важную роль в основании Активного общества по распространению современной музыки , для которого он пригласил ведущих композиторов в Глазго для исполнения их произведений. [ 24 ]

Питер Максвелл Дэвис

Идеи шотландского Возрождения , стремившиеся развить отчетливо шотландский и модернистский подход к искусству и начавшиеся с поэта Хью МакДиармида , были привнесены в классическую музыку Фрэнсисом Джорджем Скоттом (1880–1958), бывшим учителем МакДиармида, адаптировавшим несколько произведений поэта в песни. [ 25 ] Ланкашира Уроженец Рональд Стивенсон (р. 1928) сотрудничал со Скоттом, и оба писали в стиле 12-тонового модернизма . Стивенсон разработал тональность шотландской музыки, создав настройки народных песен, включая концерты для своего инструмента - фортепиано (1966 и 1972). Он также адаптировал произведения шотландских поэтов эпохи Возрождения, таких как МакДиармид, Сорли Маклин и Уильям Сутар . Влияние Дмитрия Шостаковича (1906–75) проявилось в инициалах его восьмидесятиминутного фортепианного произведения «Пасакалья на DSCH» (1963). [ 24 ]

Эдинбургский фестиваль был основан в 1947 году в качестве замены фестивалей в Глайндборне , Мюнхене и Зальцбурге , которые не могли быть проведены после Второй мировой войны. Его значение быстро росло и привело к распространению классической музыки в Шотландии, включая основание Шотландской оперы в 1960 году. [ 23 ] Среди шотландских композиторов, оказавшихся под влиянием Карлхайнца Штокхаузена (1928–2007), были Иэн Гамильтон (1922–2000), Томас Уилсон (1927–2001) и Тея Масгрейв (род. 1928). [ 24 ] Композитор Кеннет Лейтон (1929–1988) родился в Йоркшире, но большую часть своей взрослой жизни провёл в качестве профессора музыки в Эдинбургском университете. Его опера «Колумба» на либретто Эдвина Моргана (поэта) была частично вдохновлена ​​его любовью к Ионе и западным островам. Уроженец Ланкашира, Солфорда уроженец сэр Питер Максвелл Дэвис (1934–2016), жил на Оркнейских островах с 1970-х годов и был одним из основателей тамошнего фестиваля Святого Магнуса . [ 26 ] Произведения, вдохновленные его приемным домом или Шотландией или посвященные ему или посвященные ему, включают «Прощание со Стромнессом» (1980), «Свадьба на Оркнейских островах с восходом солнца» (1985) (одно из немногих оркестровых произведений, в которых используется соло на волынке), «Десять концертов Стратклайда». (1986–96) (написано для Шотландского камерного оркестра и солистов) и оперы «Мученичество святого Магнуса» (1977). (вдохновленный романом Магнус» « Джорджа Маккея Брауна ) и «Маяк» (1980), основанный на тайне островов Фланнан . [ 26 ] Дэвис является композитором-лауреатом Шотландского камерного оркестра с 1985 года. [ 27 ] Эдвард МакГуайр (р. 1948) создал крупномасштабные произведения, заслужившие признание критиков, в том числе «Любовь к Этейн» (1990). [ 24 ] Уильям Суини (р. 1950), который выполнял многочисленные заказы BBC и Королевской шотландской академии музыки и драмы , находился под влиянием Штокхаузена, но также вернулся к народной идиоме. [ 24 ]

Королевский зал, Эдинбург, Шотландия.
Внутри зрительного зала Королевского зала в Эдинбурге.

Джеймс Макмиллан (р. 1959) — один из ведущих шотландских композиторов послевоенного периода. Под влиянием польского экспрессионизма он также включает элементы шотландской народной музыки, как, например, в своей «Исповеди Изобель Гауди» (1990). Его альбом «Veni, Veni, Emmanuel» (1992) был написан для всемирно известной перкуссионистки Эвелин Гленни (р. 1965). [ 24 ] Крейг Армстронг (р. 1959) продюсировал музыку для множества фильмов, в том числе «Собиратель костей» (1999), «Сироты» (2000) и «Мулен Руж!». (2001). [ 24 ]

Ансамбли и основные площадки

[ редактировать ]

Основные шотландские оркестры включают: Королевский шотландский национальный оркестр (RSNO), базирующийся в Королевском концертном зале Глазго , [ 28 ] но часто выступает в Эдинбурге в Ашер-холле ; Шотландский камерный оркестр (SCO) в Королевском зале Эдинбурга. [ 29 ] и старейший штатный оркестр Шотландии, Шотландский симфонический оркестр BBC (BBC SSO), базирующийся в мэрии Глазго . [ 30 ] Шотландская опера базируется в Королевском театре в Глазго . [ 28 ] но часто выступает на Эдинбургском фестивале. [ 29 ] Другие ансамбли включают Шотландский ансамбль, Шотландский скрипичный оркестр, Новый Эдинбургский оркестр и Гебридский ансамбль, который дает свои концерты в Эдинбурге в Королевском зале. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гассер, М., «Рональд Стивенсон, композитор-пианист: экзегетическая критика с пианистической точки зрения» (Edith Cowan University Press, Западная Австралия, 2013)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Дж. Р. Бакстер, «Культура, Просвещение (1660–1843): музыка», в издании М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 140–1.
  3. ^ Э. Ли, Народная музыка: исследование популярной музыки в Великобритании (Лондон: Barrie & Jenkins, 1970), стр. 53.
  4. ^ П. Холман, «Немного света на Лоренцо Бокки: итальянец в Эдинбурге и Дублине», в Р. Каугилле и П. Холмане, ред., Музыка в британских провинциях, 1690–1914 (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN   0-7546-3160-5 , с. 79.
  5. ^ Дж. Портер, «Введение» в книге Дж. Портера, изд., Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке (Питер Ланг, 2007), ISBN   3039109480 , с. 35.
  6. ^ Jump up to: а б Н. Уилсон, Эдинбург (Lonely Planet, 3-е изд., 2004 г.), ISBN   1740593820 , с. 33.
  7. ^ Р. Каугилл и П. Холман, «Введение: центры и периферии», в Р. Каугилл и П. Холман, ред., Музыка в британских провинциях, 1690–1914 (Олдершот: Эшгейт, 2007), ISBN   0-7546-3160-5 , с. 4.
  8. ^ Э. Г. Бреслав, доктор Александр Гамильтон и провинциальная Америка (Издательство государственного университета Луизианы, 2008), ISBN   0807132780 , с. 41.
  9. ^ М. Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: издательство Кембриджского университета), ISBN   1139466089 , с. 36.
  10. ^ М. Гелбарт, Изобретение «народной музыки» и «художественной музыки» (Кембридж: издательство Кембриджского университета), ISBN   1139466089 , с. 30.
  11. ^ Х. Матерсон, «Роберт Бернс и национальная песня», в Д. Даффе и К. Джонсе, ред., Шотландия, Ирландия и романтическая эстетика (Associated University Presse, 2007), ISBN   0838756182 , с. 77.
  12. ^ Дональд А. Лоу, изд., Песни Роберта Бернса (Лондон: Routledge, 1993), ISBN   0203991117 , с. 1054.
  13. ^ Д. А. Лоу, изд., Песни Роберта Бернса (Лондон: Routledge, 1993), ISBN   0203991117 , стр. 16–18.
  14. ^ Jump up to: а б с д и М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN   0748620273 , стр. 195–6.
  15. ^ А.Э. Халл, Музыка; Классика, романтика и современность (Ayer Publishing, 1927), ISBN   0836958039 , с. 99.
  16. ^ Jump up to: а б А.С. Чейн, «Культура: эпоха промышленности (1843–1914) в целом», в изд. М. Линча, «Оксфордский справочник по истории Шотландии» (Оксфорд: Oxford University Press, 2001), ISBN   0-19-211696-7 , стр. 143–6.
  17. ^ Д. Конвей, «Короткий, темный и похожий на еврея»: Феликс Мендельсон в Великобритании», Еврейский ежегодник (2009), изд. С. Массил, с. XVIII.
  18. ^ Саймон П. Киф , изд., Кембриджский компаньон концерта (Кембридж: Cambridge University Press, 2005), ISBN   052183483X , с. 130.
  19. ^ «Александр Маккензи» Шотландские композиторы: Земля с музыкой , получено 11 мая 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б Дж. Стивенсон, «Уильям Уоллес» , AllMusic , получено 11 мая 2011 г.
  21. ^ Jump up to: а б "Лирмонт-Дрисдейл" Шотландские композиторы: земля с музыкой , получено 11 мая 2012 г.
  22. ^ IGC Хатчисон, «Мастерская Империи: Девятнадцатый век» в книге Дж. Вормальда, изд., Шотландия: История (Оксфорд: Oxford University Press, 2005), ISBN   0191622435 , с. 197.
  23. ^ Jump up to: а б К. Харви, Нет богов и несколько драгоценных героев: Шотландия двадцатого века (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1998), ISBN   0748609997 , стр. 136–8.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час М. Гардинер, Современная шотландская культура (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2005), ISBN   0748620273 , стр. 193–8.
  25. ^ MP McCulloch, Шотландский модернизм и его контексты 1918–1959: литература, национальная идентичность и культурный обмен (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2009), ISBN   0748634746 , с. 37.
  26. ^ Jump up to: а б Дж. Стейнс, редактор, The Rough Guide to Opera (Лондон: Rough Guides, 2002), ISBN   1858287499 , стр. 613–14.
  27. ^ Дж. Винтл, изд., Новые творцы современной культуры, Том 1 (Лондон: Routledge, 2013), ISBN   113409454X , стр. 357–9.
  28. ^ Jump up to: а б Дж. Клаф, К. Дэвидсон, С. Рэндалл, А. Скотт, Д. К. Путеводитель для очевидцев: Шотландия: Шотландия (Лондон: Дорлинг Киндерсли, 2012), ISBN   1405393556 , с. 108.
  29. ^ Jump up to: а б Н. Уилсон, Эдинбург (Лондон: Lonely Planet, 2004), ISBN   1740593820 , с. 137.
  30. ^ CH Sterling, изд., Энциклопедия радио, Том 1 (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 2003), ISBN   0203484282 . п. 345.
  31. ^ Дж. С. Сойерс, Путеводитель Maverick по Шотландии (Лондон: Пеликан, 1999), ISBN   1565542274 , стр. 176–7.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5cad892caee86e536c8b01e07df9e0d__1713776580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/0d/e5cad892caee86e536c8b01e07df9e0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Classical music in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)