Рональд Стивенсон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Рональд Джеймс Стивенсон (6 марта 1928 - 28 марта 2015) был шотландским композитором, пианистом и писателем о музыке.
Биография
[ редактировать ]Сын шотландца и валлийской матери, Стивенсон родился в Блэкберне , Ланкашир, в 1928 году. Он учился в Королевском Манчестерском музыкальном колледже (ныне входящем в состав Королевского Северного музыкального колледжа ), изучая композицию у Ричарда Холла и игру на фортепиано у Ричарда Холла. Исо Элинсон окончил школу с отличием в 1948 году. В 1952 году он женился на Марджори Спеддинг. [1] Он переехал в Шотландию в середине 1950-х годов. Как социалист- пацифист, отказывающийся от военной службы по убеждениям , он подал заявление об освобождении от национальной службы , но Северо-Западный трибунал отказал ему в признании. Он, в свою очередь, отказался пройти медицинское освидетельствование как необходимое предварительное требование к призыву, что привело к судебному преследованию и приговору к 12 месяцам тюремного заключения в Вормвуд Скрабс . [2] Приговор дал ему право обратиться в Апелляционный трибунал, который, наконец, разрешил освобождение от военной службы при условии выполнения работ на земле.
Среди его многочисленных сочинений самой крупной (по продолжительности) и самой известной является его «Пассакалия на DSCH» для фортепиано соло, написанная между 1960 и 1962 годами и основанная на 13-нотном граунд-басе , заимствованном из музыкального мотива DE ♭ -CB : Немецкая транслитерация инициалов Дмитрия Шостаковича («Д. Щ.»). Произведение Стивенсона занимает более полутора часов на исполнение и представляет собой одну из самых длинных непрерывных отдельных частей, написанных для фортепиано. [3]
Другие произведения Стивенсона включают два фортепианных концерта , второй из которых впервые был исполнен на Променаде в 1972 году, скрипичный концерт по заказу Иегуди Менухина и концерт для виолончели в память Жаклин дю Пре . Он также написал несколько камерных произведений, включая струнный квартет и фортепианный квартет , множество песен (среди них множество постановок Хью МакДиармида , Уильяма Сутара и Джеймса Джойса ) и произведения для фортепиано соло. В 2007 году он завершил хоровую симфонию « Бен Дорейн » по переводу Хью МакДиармида одноименного стихотворения Дункана Бана Макинтайра . Эта работа для полного хора и камерного хора с камерным оркестром и симфоническим оркестром была начата в 1960-х годах и отложена на многие годы. Мировая премьера состоялась в мэрии Глазго 19 января 2008 года Шотландским симфоническим оркестром и хором BBC в присутствии композитора. [1]
Стивенсон был очень активен в транскрибировании музыки, отличной от его собственной, в основном для фортепиано, в традициях Ферручио Бузони , Перси Грейнджера и Леопольда Годовски . Его транскрипции охватывали таких разных композиторов, как Генри Перселл , Фредерик Делиус и Бернард ван Дирен . Грейнджера Яркие примеры включают сольные версии « Хиллской песни № 1» (первоначально для духового оркестра), первую часть Густава Малера и Десятой симфонии шесть сонат для скрипки без аккомпанемента Эжена Изаи в качестве фортепианных сонат. Стивенсон работал над Струнным квартетом № 5 Ван Дирена в течение 40 лет (с 1948 по 1987 год), переписывая его «как сонату для фортепиано (которую БвД никогда не сочинял)». [4] Существует также сборник фортепианных соло, основанный на песнях 19 и 20 веков, под названием L'art nouveau de chant appliqué au фортепьяно , название, которое намеренно напоминает сборник транскрипций песен Сигизмунда Тальберга . Стивенсон сделал множество аранжировок народной музыки из таких далеких друг от друга стран, как Шотландия и Китай, в то время как многие из его собственных произведений существуют в нескольких различных инструментах.
Стивенсон также был известен как педагог. Он был старшим преподавателем композиции в Кейптаунском университете в середине 1960-х годов, читал семинары в Джульярдской школе в Нью-Йорке и отвечал за курс под названием «Политическое фортепиано» в Йоркском университете в начале 1980-х годов.
Стивенсон умер 28 марта 2015 года в возрасте 87 лет в своем доме в Вест-Линтоне , Шотландия. Его вдова и трое детей пережили его. [1] Его дочь Савурна Стивенсон (1961 г.р.) записала множество произведений на шотландской арфе. Его дочь Герда Стивенсон — актриса театра и кино, поэтесса. [5] Его внучка Анна Венди Стивенсон — шотландская народная скрипачка.
Список работ (только избранное)
[ редактировать ](Полный список на 2005 год в журнале Symposium под ред. Скотта-Сазерленда указан в списке литературы)
Оркестр
[ редактировать ]- Симфоническая колыбельная (1951)
- Джамбори Грейнджера (1960–61)
- Шотландский танец Токката (1965)
- Молодая шотландская сюита (1976)
- Салют Стратклайда Манделе для духового оркестра (1990–91)
Сольный инструмент и оркестр
[ редактировать ]- Фортепианный концерт № 1, Триптих Фауста (1959–60; переработка Прелюдии, фуги и фантазии для фортепиано соло)
- Простые вариации «Новой шотландской мелодии» Перселла для кларнета и струнных (переработка фортепианных вариаций 1964 года в 1967 году)
- Фортепианный концерт № 2, «Континенты» (1970–72)
- Концерт для скрипки с оркестром, Цыганка (1977–79)
- Корроборри для Грейнджера для фортепиано и духового оркестра (рекомпозиция Джамбори для Грейнджера 1989 года )
- Концерт для виолончели, Одинокий певец (1968–94)
Сольный голос и оркестр
[ редактировать ]- Вокальные вариации на две темы из оперы Берлиоза «Троянцы» для меццо-сопрано и оркестра (1969)
- Майские песни Святой Марии для сопрано и струнного оркестра (1988–89)
Хоровая музыка
[ редактировать ]- The Weyvers o'Blegburn для камерного хора, тексты на ланкаширском диалекте (1962)
- Средневековый шотландский триптих для хора а капелла, средневековые шотландские тексты (1967)
- Аннс ан Арде, как Думне для хора а капелла, стихи Сорли Маклина (1968)
- 4 мотета мира , библейские тексты (1976)
- Домино Роберто Карвора: Мотет из 12 частей в память Роберта Карвера , текст Джеймса Рид-Бакстера (1987)
- В честь Бена Дорейна : Симфония для полного хора, камерного хора, симфонического оркестра и камерного оркестра, гэльский текст Дункана Бана Макинтайра и перевод Хью МакДиармида (1962–2007)
Камерно-инструментальная
[ редактировать ]- Соната для скрипки и фортепиано (1947)
- Вариации на тему Пиццетти для скрипки без аккомпанемента (1961; примечание: не имеет отношения к фортепианным вариациям, но та же тема)
- «4 медитации» для струнного квартета (аранжировки частей из «Музыкального дневника XX века» 1964 года для фортепиано)
- Вариации и тема («Бонни Эрл о'Морей») для виолончели и фортепиано (1974)
- Речитатив и воздух: Памяти Шостаковича для скрипки и фортепиано (оригинальная обработка фортепиано 1976 года; также для виолончели и фортепиано, фагота и фортепиано, альта и фортепиано, струнного квартета и струнного оркестра)
- Дон Кихот и Санчо Панса : Дуэт для двух гитар (1982–83)
- Шотландская сюита для скрипки без аккомпанемента (1984)
- Фэнтези-квартет, Альма Альба для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (1985)
- Bergstimmung для валторны и фортепиано (1986)
- Дом блудницы - Танцевальная поэма по мотивам Оскара Уайльда для аккордеона, литавр и перкуссии (1988) [6]
- Струнный квартет, Voces Vagabundae (1990)
- Панкельтский духовой квинтет (2000)
- Кельтский триптих для сольной блокфлейты (2010), посвященный Джону Тернеру [7]
Клавишная музыка
[ редактировать ]Фортепиано и арфа
[ редактировать ]- Дуэт-соната (1970–71)
- Светотень: дань уважения Рембрандту и его биографу Ван Луну (1987)
Клавесин
[ редактировать ]- Соната (1968)
Орган
[ редактировать ]- Листа Прелюдия и фуга на 12-нотную тему из Симфонии «Фауст» (1961–62).
Только медленно
[ редактировать ]- Сонатина №1 (1945)
- 18 вариаций на тему хорала Баха (1946)
- Сонатина №2 (1947)
- Голос звезд (1947)
- Сонатина №3 (1948)
- Хоральная прелюдия к Яну Сибелиусу (1948)
- Фуга на фрагмент Шопена (1948; также версия для 2-х фортепиано)
- 3 рождественских пьесы (1949)
- Анданте Серено (1950)
- Вариации на тему Пиццетти (1955; примечание: не имеет отношения к скрипичным вариациям, но та же тема)
- Музыкальный дневник ХХ века (1953–59)
- 6 мыслей о прелюдиях Шопена (1959)
- Бузони Прелюдия, фуга и фантазия на тему «Фауста» (1949–59)
- Пассакалия на DSCH (1960–62)
- Простые вариации на тему «Новой шотландской мелодии» Перселла (1964; переработана и дополнена в 1975 году как « Маленькие джазовые вариации на тему «Новой шотландской мелодии» Перселла» )
- Настройки шотландской народной музыки (ок. 1959–65)
- Шотландский триптих (1959–67) (первоначально «Современный шотландский триптих» : состоит из «Кенинг Санг для Макара» (в память Фрэнсиса Джорджа Скотта) , «Героической песни» Хью МакДиармида и «Хорала-Пиброха» Сорли Маклина )
- Сюита народной песни Южного Уиста (1969)
- Питер Граймс Фантазия на темы из оперы Бенджамина Бриттена (1971)
- 3 шотландские баллады (1973)
- Речитатив и воздух (1974) (опубликовано в 1976 году как «Речитатив и воздух: памяти Шостаковича »)
- Безмятежная Сонатина (Памяти Бенджамина Бриттена) (Сонатина № 4) (1973–77)
- Скандинавская элегия для Эллы Найгард (1976–79)
- Барра Летающий Токката (1980)
- Розарий вариаций на тему ирландской народной мессы Шона О'Риады (1980)
- Симфоническая Элегия Листа (1986)
- Трехгрошовая соната: дань уважения Курту Вайлю (Сонатина № 5) (1987–88)
- Вечный двигатель (?) Роковые времена (1987–88)
- Бельтейнский костер (1989)
- Карлайл-сюита (1995)
- Le Festin d'Alkan : Концерт для фортепиано соло без оркестра (1988–97)
- Фуга, вариации и эпилог на тему Бакса (1982–83; 2003)
Циклы песен
[ редактировать ]- 19 «Песен невинности» для четырех сольных голосов и фортепиано с хоралом а капелла, тексты Уильяма Блейка (1947–8, ред. 1965)
- Четыре вьетнамские миниатюры для высокого голоса и арфы (или фортепиано) на тексты Хо Ши Мина (1965)
- Border Boyhood для тенора и фортепиано, текст Хью МакДиармида (1970)
- Адский город для тенора и фортепиано, тексты Хью МакДиармида и Сорли Маклина (1970–71)
- 9 хайку для высокого голоса и арфы или фортепиано, тексты японских поэтов (школа Басё ) в переводе Кейта Босли плюс одно стихотворение Кейта Босли (1971)
- Songs of Quest для баритона и фортепиано на тексты Джона Дэвидсона (1974)
- Hills of Home для баритона и фортепиано, текст Р. Л. Стивенсона (1974)
- «Песни с фабрик и полей» для бас-баритона и фортепиано на тексты Хью МакДиармида (1977)
- Песни без букв (Unspelt Songs) для тенора и фортепиано на тексты А.Д. Хоупа (1982)
- Детский сад стихов для сопрано или тенора и фортепиано с дополнительным дискантом или молодым сопрано, тексты Р. Л. Стивенсона (1985)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Аласдер Стивен (31 марта 2015 г.). «Некролог: Рональд Стивенсон, композитор и пианист» . Шотландец . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ↑ Некролог, Daily Telegraph , 19 апреля 2015 г.
- ^ Игорь Левит . «On DSCH» , Sony 19439809212 (2021), рецензия на MusicWeb International
- ^ Гильдия, Кристофер. Примечания к Рональду Стивенсону, пятый том фортепианной музыки , Toccata Classics TOCC0606 (2021)
- ^ «Актриса «Храброе сердце» сочиняет песню для местной школы» . Новости Пиблшира . 31 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 22 августа 2009 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Рональд Стивенсон. «Музыка для аккордеона» , рецензия на Classical Music Daily , апрель 2024 г.
- ^ «Рональд Стивенсон и друзья» , Prima Facie PFCD202 (2023), рецензия на MusicWeb International
Источники
[ редактировать ]- Рэймонд Кларк записывает заметки для Стивенсона: Пассакалия на DSCH . Рэймонд Кларк (фортепиано). Марко Поло 8.223545.
- Рональд Стивенсон: музыкальная биография Малкольма Макдональда (Эдинбург, Национальная библиотека Шотландии, 1989)
- Рональд Стивенсон: Человек и его музыка, Симпозиум под редакцией Колина Скотта-Сазерленда с предисловием Иегуди Менухина (Лондон, 2005 г.) ISBN 0-907689-40-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Рональда Стивенсона
- Рональд Стивенсон в Шотландском музыкальном центре
- Атес Орга Рональд Стивенсон Композитор-пианист: Мемуары (июнь 1999 г.)
- Оцифрованные партитуры композиций Стивенсона можно просмотреть в коллекции Five Centuries of Scottish Music, размещенной AHDS Performing Arts.
- Гассер, М., «Рональд Стивенсон, композитор-пианист: экзегетическая критика с пианистической точки зрения» (Edith Cowan University Press, Западная Австралия, 2013)
- Крис Уолтон, «Композитор в интервью: Рональд Стивенсон – шотландец из «развивающейся Африки » »
- 1928 рождений
- смертей в 2015 г.
- Английские композиторы XX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Шотландские музыканты-мужчины 20-го века
- Английские композиторы XXI века
- Композиторы-классики XXI века
- Шотландские музыканты-мужчины XXI века
- Англо-шотландцы
- Британские отказники от военной службы по соображениям совести
- Английские композиторы-классики
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Английские классические пианисты
- Англичане шотландского происхождения
- Британские классические пианисты мужского пола
- Шотландские композиторы-классики
- Выпускники Королевского Северного музыкального колледжа
- Музыканты из Блэкберна
- Академический состав Кейптаунского университета