Джон Блэквуд МакИвен

Сэр Джон Блэквуд МакИвен (13 апреля 1868 — 14 июня 1948) — шотландский классический композитор и педагог. Он был профессором гармонии и композиции в Королевской музыкальной академии в Лондоне с 1898 по 1924 год и директором с 1924 по 1936 год. Он был плодовитым композитором, но приложил мало усилий, чтобы довести свою музыку до сведения широкой публики.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Джон Блэквуд МакИвен родился в Ховике в 1868 году в семье Джеймса МакИвена и его первой жены Джейн, урожденной Блэквуд. Джеймс МакИвен был пресвитерианским священником; он переехал в церковь в Глазго , где вырос его сын. [ 1 ] МакИвен получил степень магистра в Университете Глазго в 1888 году, с тех пор по 1891 год он изучал музыку, работая хормейстером, сначала в Глазго, а затем в Ланарка . приходской церкви [ 2 ] В 1891 году он переехал в Лондон, чтобы получить более широкий музыкальный опыт. [ 3 ] а к 1893 году он сочинил два струнных квартета, три симфонии, мессу и другие произведения. [ 4 ] В том же году он поступил в Королевскую музыкальную академию (RAM), где учился у Эбенезера Праута , Фредерика Кордера и Тобиаса Маттея . [ 5 ]
Студент RAM МакИвен выиграл медаль Чарльза Лукаса . [ 6 ] и сыграл свой Первый струнный квартет на одном из концертов академии. [ 7 ] Два года спустя он вернулся в Шотландию в качестве преподавателя фортепиано и композиции в Музыкальной школе Атенеум (позже Королевская шотландская музыкальная академия ) и хормейстера Южной приходской церкви Гринока . [ 2 ]
Профессор и директор
[ редактировать ]В 1898 году МакИвен принял приглашение от сэра Александра Маккензи , директора RAM, стать профессором гармонии и композиции. Он занимал этот пост в течение следующих 26 лет. [ 8 ] Среди его учеников были композиторы Уильям Олвин , Дороти Хауэлл и Приоль Ренье . [ 5 ] Он был известен как требовательный учитель, который делал упор на дисциплину, но поощрял либеральные эстетические взгляды своих учеников. [ 1 ] [ 9 ]
В 1902 году МакИвен женился на пианистке Хедвиг Этель Коул (1879–1949). [ 10 ] дочь Генри Алвина Бевана Коула, военно-морского архитектора. Детей в браке не было. [ 1 ] В 1905 году вместе с Фредериком Кордером и Тобиасом Мэттэем МакИвен стал соучредителем Общества британских композиторов ; он также был президентом Объединенного общества музыкантов. [ 5 ] Он придерживался радикально эгалитарных политических взглядов и написал серию левых трактатов, в том числе «Отменить деньги» и «Тотальная демократия» . [ 1 ]
В 1924 году, после выхода Маккензи на пенсию, МакИвен был назначен директором RAM. Газета Manchester Guardian сообщила о его пребывании в должности, что, хотя он и не изо всех сил старался добиться популярности среди своих студентов и сотрудников, «его неизменная преданность и честность снискали ему уважение всех, кто соприкасался с ним». [ 9 ] В 1926 году он получил почетную степень DMus Оксфордского университета . Он был посвящен в рыцари в новогодних почестях 1931 года и вышел в отставку в 1936 году. [ 4 ]
МакИвен умер в 1948 году в Лондоне в возрасте 80 лет. Его вдова умерла в следующем году. [ 1 ] Он завещал остаток своего состояния Университету Глазго, чтобы помочь в продвижении исполнения камерной музыки композиторами шотландского происхождения и происхождения. [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Биограф МакИвена Джереми Диббл пишет, что оркестровая музыка композитора отражает «яркую, поствагнеровскую палитру Штрауса, Скрябина и поздних французских романтиков, таких как Шоссон, Дюка и Шарпантье… склонность к позднему романтизму, которая даже расширилась». к « Sprechgesang » в «Четырнадцати стихотворениях» для «измененного голоса» и фортепиано (1943)». Диббл отмечает, что большое количество камерной музыки МакИвена «демонстрирует творческий ум, склонный к более абстрактному, полифоническому мышлению». [ 1 ] Бернар Бенолиэль в «Словаре музыки и музыкантов Гроува » отмечает, что музыка МакИвена «синтезирует шотландские (а иногда и французские) народные идиомы и романтическое наследие Берлиоза, Листа, Вагнера, а также французской и русской школ; Дебюсси оказал особенное влияние». [ 5 ]
Диббл пишет, что в « Трех пограничных балладах » (1905–1908) композитор «мастерство формы и оркестровки, подкрепленное мощным эмоциональным импульсом, соперничает с Элгаром». [ 1 ] Самым известным оркестровым произведением МакИвена была Симфония Солуэя 1922 года; [ 4 ] это была первая британская симфония, записанная для граммофона. [ 4 ] Он написал Концерт для альта для Лайонела Тертиса после его премьеры в 1901 году описала , который The Times как «интересный и очень хорошо написанный». [ 11 ] Критики сходятся во мнении, что лучшие произведения МакИвена — это его камерные композиции. [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]
Музыка МакИвена не получила большого общественного признания, отчасти потому, что он редко к этому стремился. Диббл отмечает, что он «по-видимому, не заботился о распространении своих собственных работ». Несмотря на это, МакИвен, тем не менее, многое сделал для продвижения дела других британских композиторов, особенно как видный член Королевского филармонического общества в годы между Первой и Второй мировыми войнами. [ 1 ]
В последние годы компания Chandos Records возродила многие произведения МакИвена, выпустив три компакт-диска с масштабными произведениями под управлением Аласдера Митчелла, в том числе «Симфонию Солуэя», «Хиллы о`Хезер» для виолончели с оркестром, «Где дует дикий тимьян», «Три пограничные баллады» и «Гимн». в утро Рождества Христова ; еще три компакт-диска струнных квартетов МакИвена; и один компакт-диск с сольной фортепианной музыкой, включая крупномасштабную сонату для фортепиано 1903 года. [ 12 ]
МакИвен написал два музыкальных учебника: «Упражнения по фразировке в игре на фортепиано » и «Принципы фразировки и артикуляции в музыке» . The Musical Times считала, что его главным литературным вкладом была «Мысль в музыке: исследование принципов музыкального ритма, фразировки и выражения» . [ 4 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Этап
- Королевский бунтарь , комическая опера в 3-х действиях (1909)
- Оркестровый
- Комала , Симфоническая поэма (1889)
- Ланарк , Увертюра (1890)
- Сюита ми мажор (1893)
- Сюита в стиле F (1893)
- Увертюра к комедии (1895)
- Симфония ля минор (1892–1898); опубликован как струнный квартет в 1903 году.
- Три пограничные баллады (1906–1908)
- Корона (1906)
- Демон-любовник (1906–1907)
- Грей Галлоуэй (1908)
- Солуэй , Симфония № 5 до ♯ минор (1911)
- «Веселый танец» , «Танцевальные мелодии» для струнного оркестра (1920, оркестровка 1927); оригинал для струнного квартета
- Сюита старинных национальных танцев для струнного оркестра (1924); также для струнного квартета
- Прелюдия (1925)
- Там, где веет дикий тимьян , Прелюдия (1936)
- Танцевальная увертюра для камерного оркестра (1936)
- Сюита для струнного оркестра (1936)
- Прелюдия
- Что сказала виолончель
- Маленькие мастера
- Восточный
- Скерцо
- Сюита до мажор для струнного оркестра (1941)
- Сюита ре мажор для струнного оркестра (1941)
- Сюита «Балет лилипутии» для струнного оркестра и арфы
- концертанте
- Концерт для альта с оркестром (1901)
- Хиллз о'Хезер , ретроспектива для виолончели с оркестром (1918)
- Принц Чарли , Шотландская рапсодия для скрипки с оркестром (1924, оркестровка 1941); оригинал для скрипки и фортепиано
- Камерная музыка
- Струнный квартет фа мажор (1893)
- Струнный квартет фа минор (1893)
- Струнный квартет № 1 фа мажор (1893)
- Струнный квартет № 2 ля минор (1898), обработка Симфонии ля минор; опубликовано в 1903 г.
- Грайх Ми Кри , Музыка для декламации для 2-х скрипок, альта, виолончели, фортепиано и ударных (1900)
- Струнный квартет № 3 ми минор (1901)
- 6 горских танцев для скрипки и фортепиано (1902)
- Струнный квартет № 4 до минор (1905)
- Струнный квинтет «Фантазия-квинтет» ми минор (1911)
- «Нуги» , 7 багателей (Струнный квартет № 5) для 2-х скрипок, альта и виолончели (1912)
- Плач соль минор
- Марш маленького народа ми ♭ мажор
- Peat Reek соль минор
- Скерзино соль минор
- Юмореска в ля
- Дху Лох в D
- Ред Мердок соль минор
- Струнный квартет № 6 «Бискайя» ля мажор (1913); опубликовано под номером 8
- Ле Фар (Маяк)
- Дюны
- La racleuse (Устричница)
- Соната № 1 ми ♭ мажор для скрипки и фортепиано (1913)
- Соната № 2 фа минор для скрипки и фортепиано (1913–1914)
- 2 стихотворения для скрипки и фортепиано (1913)
- Дыхание июня; также для альта и фортепиано
- Одинокий берег
- Соната № 3 соль мажор для скрипки и фортепиано (1913)
- Струнный квартет № 7 «Плач» (1916); опубликовано под номером 9
- Маленькая соната (Соната № 4) ля мажор для скрипки и фортепиано (1917)
- Струнный квартет № 8 ми ♭ мажор (1918)
- Струнный квартет № 9 си минор (1920)
- «Веселый танец» , «Танцевальные мелодии» (Струнный квартет № 10) для 2-х скрипок, альта и виолончели (1920); также для струнного оркестра
- Martinmas Tide соль минор для скрипки и фортепиано (1921)
- Соната № 5 Соната-фантазия для скрипки и фортепиано (1921)
- Струнный квартет № 11 ми минор (1921)
- Принц Чарли , «Шотландская рапсодия» для скрипки и фортепиано (1924); также для скрипки с оркестром
- Сюита старинных национальных танцев , струнный квартет № 12 (1924); оригинальная версия для струнного оркестра
- Струнный квартет № 13 до минор (1928)
- Соната № 6 для скрипки и фортепиано (1929)
- Струнный квартет № 14 ре минор (1936)
- Маленький квартет: In modo Scotico , струнный квартет № 15 (1936)
- Струнный квартет № 16 «Провансальский квартет» (1936)
- Фортепианное трио № 2 ля минор (1937); по мотивам прелюдии 1936 года « Где веет дикий тимьян» для оркестра
- Провансальские импровизации для скрипки и фортепиано (1937)
- «5 прелюдий и фуга для 2-х скрипок» (1939); версия для скрипки и альта (1942)
- Под северным небом для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота (1939) [ 13 ]
- Соната № 7 ля минор для скрипки или альта и фортепиано (1941)
- Перикула , 6 трио с фортепиано (1943)
- Фортепианное трио №3 «Рококо» (1943)
- Фортепианное трио № 4 «Фантазия» (1943)
- Перикула (Эксперименты) , 6 струнных трио для скрипки, альта и виолончели (1943)
- Пиброх для 2-х скрипок, альта и виолончели (1943); аранжировка части III струнного трио № 2
- Струнный квартет № 17 «Фантазия» ми мажор (1947)
- 2 дуэта для гобоя и фортепиано
- Романс для скрипки
- 5 шотландских танцев для скрипки и фортепиано.
- Орган
- Праздничный марш
- Маршировать
- Фортепиано
- Соната ми минор (1903)
- 4 эскиза (1909)
- Прелюдия
- Почти менуэт
- Элегия
- Юмористический
- Балетная сюита для фортепиано в 4 руки (1912)
- Миниатюры из фильма «Серебряный берег» (1918)
- Маленькая дорогая
- Ласточки
- Pantalon Rouge (Красные брюки)
- Мистические вечерние сумерки
- Ла Розьер (Моторная лодка)
- Сонатина соль минор (1918)
- 3 прелюдии (1920)
- Белая наяда в журчащем потоке
- Похищённый серафим в луче лунного света
- Роса от волшебных ног, выметенная с зелени
- На южных холмах , 3 зарисовки из Прованса (1938)
- Белый Бык
- Дрейфующие облака
- L'improvisadou (Импровизатор)
- Балетная сюита (1938)
- Сеньорита
- Интерлюдия
- Вальс
- На марше
- немецкий
- Книга Филлис Холлин
- Сонатина до мажор
- Зимняя поэма
- Вокал
- «Река» для голоса и фортепиано (1899); слова Мура Парка
- «Долина Гленариффа» для голоса и фортепиано (1899); слова Томаса МакИвена
- Краткость для голоса и фортепиано (1905); слова Констанс Трэверс
- Вот цветок на твою могилу для голоса и фортепиано (1905); слова Джастина Хантли Маккарти
- «Любовь, но танец» для голоса и фортепиано (1905); слова Генри Остина Добсона
- «Рундель отдыха» для голоса и фортепиано (1905); слова Артура Саймонса
- 3 песни для голоса и фортепиано (1906); слова Поля Верлена в переводе А. Вингейта
- Песня осени
- Сияние леса
- Заходящее солнце
- Спи, цветочек для голоса и фортепиано (1909); слова Альфреда, лорда Теннисона
- «Гаугер» для голоса и фортепиано (1911); слова Дж. Мида Фолкнера
- 14 стихотворений для флективного голоса и фортепиано (1943); слова Маргарет Форбс
- День за днем для голоса и фортепиано
- Англия, Моя Англия для голоса с оркестром; слова Уильяма Эрнеста Хенли
- «Память любви» для голоса и фортепиано
- «Колыбельная птиц» для голоса и фортепиано; слова Полины Джонсон
- Хоровой
- «Видение Иакова» , Священная кантата для тенора, смешанного хора и оркестра (1892); слова Томаса МакИвена
- «Сцена из Эллады» для женского хора и оркестра (1895, редакция 1947); слова Перси Биши Шелли
- «Весенний день» , Кантата для женского хора и фортепиано (1898); слова Томаса МакИвена
- Вечер , Двухголосная песня для женского хора и фортепиано (1898)
- «Последняя песня» для хора и оркестра (1898); слова Редьярда Киплинга
- «Утреннее приветствие» , двухголосная песня для женских голосов (1898)
- «Сонная песня» , двухголосная песня для женского хора и фортепиано (1898)
- Weep No More , Четырехчастная песня для смешанного хора и фортепиано (1902); слова Джона Флетчера
- Очаруй меня спящим , песня из четырех частей (1903); слова Роберта Херрика
- Let Me the Canakin Clink , Песня из четырех частей (1903); слова из «Отелло» Уильяма Шекспира
- О, если бы люди славили Господа , Гимн жатвы (1903)
- «Гимн в утро Рождества Христова» , «Ода» для сопрано, хора и оркестра (1905); слова из «Утро Рождества Христова» книги Джона Мильтона
- «Тролль чаша» , четырехголосная песня для смешанного хора и фортепиано (1905); слова Томаса Деккера
- Аллен-а-Дейл , Песня в четырех частях для смешанного хора и фортепиано (1907); слова сэра Вальтера Скотта
- Партия песни «Связи любви » для смешанного хора и фортепиано (1909); слова Эндрю Уэнлесса
- Три сцены из театрализованного представления «Империя» в Хрустальном дворце, 1910, для хора и духового оркестра (1909)
- «Ветер в дымоходе» , партия песни (1911); слова Брета Харта
- Осенняя песня , Двухголосная песня для женского хора и фортепиано (1912)
- «Гирлянда» для смешанного хора и фортепиано.
- Псалом 24: Припев и «Вознесите сердца ваши» для смешанного хора а капелла
- 6 двухголосных песен для женских голосов и фортепиано
- Когда через Пьяццетту для смешанного хора а капелла
- Литературный
- Упражнения по фразировке в игре на фортепиано (1908)
- Учебник гармонии и контрапункта (1908)
- Букварь гармонии для использования в школах (1911)
- Мысль в музыке: исследование принципов музыкального ритма, фразировки и выражения (1912)
- Принципы фразировки и артикуляции в музыке (1916)
- Основы музыкальной эстетики, или Элементы музыки (1917)
- Первые шаги в музыкальной композиции (1922)
- Tempo Rubato, или Изменение времени в музыкальном исполнении (1928)
- Введение в неопубликованное издание фортепианных сонат Бетховена ( 1932 )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Диббл, Джереми, «МакИвен, сэр Джон Блэквуд (1868–1948)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, январь 2013 г. Проверено 15 ноября 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б Тэтчер, Реджинальд. «МакИвен, сэр Джон Блэквуд (1868–1948), директор Королевской музыкальной академии» , Архив Национального биографического словаря, 1959. Проверено 15 ноября 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б «Некролог: сэр Джон МакИвен», The Times , 17 июня 1948 г., стр. 7
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Джон Блэквуд МакИвен» , The Musical Times , 1 июля 1948 г., стр. 221–222 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д Бенолиэль, Бернар. «МакИвен, Джон» , Grove Music Online , Oxford University Press. Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ "Королевская музыкальная академия" , The Musical Times , 1 августа 1895 г., стр. 528–529 (требуется подписка)
- ^ "Королевская музыкальная академия" , The Musical Times , 1 июля 1895 г., стр. 469 (требуется подписка)
- ^ Фармер, HG История музыки в Шотландии (1948)
- ^ Перейти обратно: а б с Некролог: сэр Джон МакИвен», The Manchester Guardian , 18 июня 1948 г., стр. 3.
- ↑ 1939 г. В реестре Англии и Уэльса указана дата рождения 12 января 1879 г.
- ^ «Концерт мистера МакИвена», The Times , 27 мая 1901 г., стр. 9
- ^ «Джон МакИвен» , Chandos Records. Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Эпоха Даттона CDLX7398 (2022)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Джона Блэквуда МакИвена в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Оцифрованные партитуры его музыкальных произведений можно просмотреть в коллекции «Пять веков шотландской музыки», организованной AHDS Performing Arts.
- Подробная информация о завещании МакИвена и ежегодном мемориальном концерте Мемориальный концерт шотландской музыки МакИвена
- 1868 рождений
- 1948 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Рыцари Бакалавр
- Люди из Ховика
- Директора Королевской музыкальной академии
- Британские композиторы-романтики
- Шотландские композиторы-классики
- Шотландские оперные композиторы
- Британские оперные композиторы-мужчины
- Шотландские музыканты 20-го века
- Британские композиторы XX века
- Британские композиторы XIX века
- Шотландские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты-мужчины XIX века
- Президенты Независимого общества музыкантов