Лайонел Тертис
Лайонел Тертис | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Вест-Хартлпул , Великобритания | 29 декабря 1876 г.
Умер | 22 февраля 1975 г. Уимблдон, Лондон | ( 98 лет
Род занятий | Альтист |
Инструмент | Виола |
Годы активности | 1900-1975 |
Лайонел Тертис , CBE (29 декабря 1876 — 22 февраля 1975) — английский альтист . Он был одним из первых альтистов, добившихся международной известности, и известным педагогом.
Карьера
[ редактировать ]Тертис родился в Вест-Хартлпуле в семье польско-еврейских иммигрантов. [ 1 ] Сначала он учился игре на скрипке в Лейпциге, Германия, и в Королевской музыкальной академии (RAM) в Лондоне. Там директор Александр Маккензи посоветовал ему взяться за альт. [ 2 ] Под дополнительным влиянием Оскара Недбала он сделал это и быстро стал одним из самых известных альтистов своего времени, гастролировав по Европе и США в качестве солиста.
Будучи профессором по классу альта в РАМ (с 1900), он поощрял своих коллег и учеников сочинять для этого инструмента, тем самым значительно расширив его репертуар. [ 3 ] В 1906 году Тертис временно находился в знаменитом Богемском квартете, чтобы заменить альтиста и композитора Оскара Недбала, а позже занял позицию альта в квартете Валенна .
Для него писали пьесы такие композиторы, как Арнольд Бакс , Фрэнк Бридж , Густав Холст , Бенджамин Дейл , Йорк Боуэн , Ральф Воган Уильямс , Артур Блисс , Арнольд Троуэлл и Уильям Уолтон . Произведением Уолтона был его Концерт для альта ; однако Тертис не дал мировой премьеры, поскольку в то время ему было трудно это понять; эта честь досталась Паулю Хиндемиту . Его ученик Бернард Шор принял второе выступление на Променаде в августе 1930 года. [ 4 ] Тертис впервые исполнил это произведение месяц спустя на фестивале Международного общества современной музыки в Льеже. В течение следующих трех лет он дал еще пять исполнений концерта. [ 5 ]
он владел автомобилем Montagnana 1717 года выпуска. С 1920 по 1937 год [ 6 ] который он нашел во время одного из своих концертных туров в Париж в 1920 году и рискнул приобрести. По его воспоминаниям, он «был показан мне в непригодном для игры состоянии, без бриджа, струн и грифа... Футляра не было – это был такой большой инструмент 17 1/8 дюйма – поэтому на помощь пришла моя жена». завернув его в водонепроницаемое пальто, и именно так его перевезли через Ла-Манш». Тертис предпочитал большой альт, чтобы добиться особенно насыщенного звучания своего инструмента. Зная, что некоторым инструмент размером 17-1/8 дюйма покажется слишком большим, он создал свою собственную модель Tertis, которая обеспечивает многие тональные преимущества более крупного инструмента при удобном размере 16-3/4 дюйма. Тертис продал Montagnana 1717 года своему ученику Бернарду Шору в 1937 году, который, в свою очередь, передал его своему ученику Роджеру Чейзу .
Вместе с Уильямом Мердоком (фортепиано), Альбертом Сэммонсом и Лори Кеннеди Тертис сформировал группу Chamber Music Players . [ 7 ] Он также поощрял и тренировал Сидни Гриллера , когда тот работал над основанием квартета Гриллера в 1928 году, и повлиял на энтузиазм Гриллера по поводу первой венской школы. [ 8 ]
В 1937 году, находясь в расцвете своих сил, он объявил о своем уходе с концертной площадки, чтобы сосредоточиться на преподавании. В качестве солиста он выступил только один раз, на специальном концерте в 1949 году перед приглашенной публикой в RAM, чтобы помочь собрать деньги для своего фонда, поощряющего сочинение музыки для альта. [ 9 ]
Он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE) на церемонии вручения новогодних наград 1950 года. [ 9 ]
Тертис сочинил несколько оригинальных произведений, а также аранжировал множество пьес, изначально не предназначенных для альта, например, Эдварда Элгара Концерт для виолончели . Он был автором ряда публикаций об игре на струнных инструментах, в частности на альте, и своей жизни. В их число входят «Cinderella No More» и «My Viola and I» .
Лайонел Тертис умер 22 февраля 1975 года в Уимблдоне, Лондон . Ему было 99 лет.
Наследие
[ редактировать ]
был Международный конкурс альтистов Лайонела Тертиса учрежден в 1980 году в честь его памяти.
В феврале 2007 года Роджер Чейз вместе со своим аккомпаниатором, пианисткой Мичико Отаки , инициировали «The Tertis Project» — серию концертов, посвященных произведениям, написанным для Тертиса. [ 10 ] Компакт-диск The Tertis Tradition был выпущен в 2009 году. [ 11 ]
В 2015 году организация English Heritage открыла синюю мемориальную доску в его доме на Уимблдоне в Лондоне. [ 12 ]
Многие прекрасные английские альтисты были учениками Тертиса, в том числе Гарри Берли , Ребекка Кларк , Эрик Коутс , Уинифред Коппервит , Пол Кроппер , Гарри Дэнкс , К. Сидни Эррингтон, Уотсон Форбс , Макс Гилберт, Хоуп Гамбург , Рэймонд Джереми , Джеймс Локьер , Фредерик Риддл. , Йен Ричи, Филип Сэйнтон , Берил Скауэн Блант, Бернард Шор , Гилберт Шаффлботэм , Жаклин Тауншенд , Морис Уорд и Лена Вуд . [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Оригинальные композиции
[ редактировать ]- Елизаветинская мелодия для альта и виолончели
- Народная песня XV века: 1452-Аноним для альта, виолончели и фортепиано
- Вчера вечером для альта и фортепиано
- Rêverie для альта и фортепиано
- Закат (Coucher du Soleil) для альта (или скрипки, или виолончели) и фортепиано
- Три этюда для альта и фортепиано
- Серенада ; переработано как Мелодия
- Черные дрозды (1952)
- Река
- «Мелодия для альта и фортепиано» (опубликовано в 1954 г.); 2-я версия Серенады
- Вариации на тему пассакальи Генделя для 2-х альтов (1935); оригинальная работа по мотивам Пассакальи Йохана Халворсена
- Вариации на четырёхтактную тему Генделя для альта и виолончели
Транскрипции, аранжировки и адаптации
[ редактировать ]Для альта и фортепиано, если не указано иное
Оригинальный композитор | Заголовок | Примечания |
---|---|---|
Антон Аренский (1861–1906) | Колыбельная | |
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) | Воздух на струне C | оригинал из Оркестровой сюиты № 3 |
Ария «Приди, сладкая смерть» | из Кантаты 191 | |
Адажио из Токкаты до мажор | опубликовано в 1935 г.; оригинал для органа | |
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) | Менуэт | опубликовано в 1912 г.; оригинал для оркестра; из 12 Менуэт , WoO 7 |
Тема с вариациями (на тему «Девочки или женщины» Моцарта) , соч. 66 (1796) | оригинал для виолончели и фортепиано | |
Иоганнес Брамс (1833–1897) | Песня о любви , соч. 71 нет. 5 (1877) | оригинал для голоса и фортепиано |
Мы гуляли для скрипки или альта и фортепиано, соч. 96 Нет. 2 (1884 г.) | оригинал для голоса и фортепиано | |
Вилли Бурместер (1869–1933) | Французский воздух XVIII века (1909) | оригинал для скрипки и фортепиано |
Эрик Коутс (1886–1957) | Баллада соль мажор, соч. 13 (1906) | |
Первая встреча: Сувенир | ||
Фредерик Делиус (1862–1934) | Каприс и Элегия для альта с оркестром (1930) | оригинал для виолончели с оркестром |
Двойной концерт для скрипки, альта и оркестра (1915–1916). | оригинал для скрипки, виолончели и оркестра | |
Серенада из драмы «Хасан» (1920–1923). | ||
Соната № 2 (1922–1923) | оригинал для скрипки и фортепиано; транскрипция 1929 года | |
Соната № 3 (1930) | оригинал для скрипки и фортепиано; транскрипция 1932 года | |
Эрно Донаньи (1877–1960) | Соната до ♯ минор, соч. 21 (1912) | оригинал для скрипки и фортепиано |
Эдвард Элгар (1857–1934) | Концерт ми минор для альта с оркестром, соч. 85 (1918–1919) | оригинал для виолончели с оркестром |
Габриэль Форе (1845–1924) | После сна , соч. 7 № 1. | оригинал для голоса и фортепиано |
Элегия для альта с оркестром, соч. | оригинал для виолончели с оркестром | |
Бальдассаре Галуппи | Ария Амороза | |
Джован Баттиста Грациоли (1746–1828) | Соната фа мажор | оригинал для виолончели и континуо |
Эдвард Григ (1843–1907) | Я люблю тебя (Я люблю, но тебя!), соч. 5 Нет. 3 (1864–1865) | оригинал из Hjertets Melodier , 4 песни для голоса и фортепиано |
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) | Ариетта | опубликовано в 1910 г.; транскрипция (скрипка и фортепиано) Гамильтона Харти «Si chelieta goderò» Родриго ; партия альта Тертиса |
Сарабанда | транскрипция "Sorge nel Petto" Ринальдо | |
Соната фа мажор (Адажио и Аллегро) | оригинал для скрипки с бассо континуо | |
Йозеф Гайдн (1732–1809) | каприз | опубликовано в 1912 г.; транскрипция (скрипка и фортепиано) Вилли Бурместера из струнного квартета № 49, соч. 64 № 2; партия альта Тертиса |
Менуэт | опубликовано в 1912 г.; оригинал для оркестра; транскрипция (скрипка и фортепиано) Вилли Бурместера из Симфонии № 96 ; партия альта Тертиса | |
Уильям Йейтс Херлстон (1876–1906) | 4 характерных пьесы (1899) | оригинал для кларнета и фортепиано |
Джон Айрленд (1879–1962) | Святой мальчик | опубликовано в 1918 г. |
Соната соль минор (1923) | оригинал для виолончели и фортепиано; транскрипция 1941 года | |
Соната № 2 ля минор (1915–1917) | оригинал для скрипки и фортепиано; транскрипция 1918 года | |
Фриц Крейслер (1875–1962) | Ла Шасс , Каприс в стиле Картье | оригинал для скрипки и фортепиано |
Ференц Лист (1811–1886) | Любовной мечты нет. 3 ля ♭ мажор, стр. 541 (ок. 1850 г.) | опубликовано в 1954 г.; оригинал для фортепиано |
Этьен Меюль (1763–1817) | Гавот | опубликовано в 1912 г. |
Феликс Мендельсон (1809–1847) | Дуэт | оригинал для фортепиано: Песня без слов , соч. 38 № 6 (1836 г.) |
Кудрявое облако | оригинал для фортепиано: Песня без слов , соч. 53 № 2 (1838 г.) | |
Гондольная песня | оригинал для фортепиано: Песня без слов , соч. 19 № 6 (1830) | |
На крыльях песни , соч. 34 № 2 (1835 г.) | оригинал для голоса и фортепиано: На крыльях песни | |
Весенняя песня | оригинал для фортепиано: Песня без слов , соч. 62 № 6 (1842 г.) | |
Сладкое воспоминание | оригинал для фортепиано: Песня без слов , соч. 19 № 1 (1831 г.) | |
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) | Менуэт | |
Соната [Нет. 22] ля мажор, К. 305: Allegro tanto; Тема с вариацией | оригинал для скрипки и фортепиано | |
Габриэль Пьерне (1863–1937) | Серенада , соч. | оригинал для фортепиано |
Никола Порпора (1686–1768) | Ария ми мажор | извлечено из сборника I Classici Violinisti Italiani , свободно разработанного и гармонизированного Марио Корти. |
Антон Рубинштейн (1829–1894) | Мелодия фа мажор , соч. 3 № 1 (1852 г.) | оригинал для фортепиано |
Камиль Сен-Санс (1835–1921) | Мелодия для альта или скрипки или виолончели и фортепиано (1959) | |
Франц Шуберт (1797–1828) | Аллегретто , Дуэт для скрипки или альта, или 2-х скрипок, или 2-х альтов и фортепиано (1936) | оригинал из Струнного квартета № 15 соль мажор , соч. 161, Д. 887 (1826) |
Аве Мария , соч. 52 № 6 (Д. 839) (1825) | оригинал для голоса и фортепиано | |
Ты — мир , соч. 59 Нет. 3 (Д. 776) | оригинал для голоса и фортепиано | |
Ночь и сны , соч. 43 Нет. 2 (Д. 827) | оригинал для голоса и фортепиано | |
Роберт Шуман (1810–1856) | Abendlied (Вечерняя песня) ре ♭ мажор, соч. 85 № 12 (1849 г.) | оригинал для фортепиано в 4 руки |
Романс , соч. 28 № 2 | оригинал для фортепиано | |
Шлюммерлид (Сонная песня) ми ♭ мажор, соч. 124 № 16 | оригинал для фортепиано | |
Сирил Скотт (1879–1970) | Вишня спелая | |
Александр Скрябин (1872–1915) | Этюд , соч. 42 № 4 | оригинал для фортепиано |
Джозеф Зульцер (1850–1926) | Сарабанда: Воздух на стринге , соч. 8 | оригинал для виолончели (или скрипки) и фортепиано |
Кароль Шимановский (1882–1937) | Роксана Чант де | из оперы Король Роджер |
Петр Ильич Чайковский (1840–1893). | Грустная песня , соч. 40 № 2 | оригинал для фортепиано |
Июнь (Баркарола) , соч. 37б нет. 6 (1875–1876) | оригинал для фортепиано | |
«Нет, кроме одинокого сердца» (также называемого «Просьба» ), соч. 6 № 6 (1869) | оригинал для голоса и фортепиано | |
Фрэнсис Томе (1850–1909) | Под листьями , соч. | оригинал для фортепиано |
традиционный | Лондондерри Эйр "Прощание с Кукулленом" для альта или скрипки и фортепиано | |
Old Irish Air для альта или скрипки и фортепиано | ||
Уильям Уолстенхолм (1865–1931) | Аллегретто ми ♭ мажор, соч. 17 Нет. 2 | опубликовано в 1900 г.; оригинал для органа |
Песня си ♭ мажор, соч. 12 нет. 1 | оригинал для органа | |
Die Antwort (Ответ), соч. 13 нет. 2 | оригинал для органа | |
Вопрос , соч. 13 Нет. 1 | оригинал для органа | |
Романс , соч. 17 № 1 | опубликовано в 1900 г.; оригинал для органа |
Записи
[ редактировать ]Лайонел Тертис записывался в ансамблях:
- Vocalion D-02019 Роберт Фукс: Дуэт; Гендель (аранжировка Халворсена): Пассакалья с Альбертом Саммонсом
- Columbia LX225-7 Брамс: Соната фа минор, Op.120/1, с Гарриет Коэн , фортепиано
- Columbia L 2342-3 Делиус (аранж. Тертис): (Скрипка) соната 2 (1915) 3с / Хасан - Серенада, с Г. Ривзом, фортепиано
и как солист:
- HMV Treasury HLM 7055, сонаты Брамса, Генделя, Делиуса, музыка Баха, Мендельсона и т. д. Записано между 1920 и 1933 годами. Выдано: 74
Сочинения
[ редактировать ]- Моя Виола и я . Лондон: Кан и Аверилл. 1991. ISBN 1-871-08220-Х .
- Золушки больше нет . Лондон: Питер Невилл ЛТД. 1953.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткий словарь национальной биографии
- ↑ Этот отчет оспаривается Джоном Уайтом, который пишет: «Это был другой однокурсник, Перси Хилдер Майлз , который сделал случайную просьбу, которая изменила ход жизни Тертиса» ( Лайонел Тертис: Первый великий виртуоз игры на альте , стр. 5.)
- ^ Форман, Кристофер (2011). Бенджамин Дейл — Переоценка , Часть 2: Годы альта, 1916–1914. Проверено 17 августа 2011 г.
- ↑ Архив выступлений BBC Proms, 21 августа 1930 г.
- ^ Ллойд, Стивен. Уильям Уолтон: Муза огня (2001), стр. 94–95.
- ^ «ID: 3487, Тип: альт» . Козио. Архивировано из оригинала 6 мая 2006 года . Проверено 22 августа 2006 г.
- ^ «Уильям Дэвид Мердок (1888–1942)». Мердок, Уильям Дэвид (1888–1942) . адбонлайн . Проверено 24 января 2007 г.
- ^ Некролог, Сидни Гриллер. The Independent , 23 ноября 1993 г.
- ^ Jump up to: а б Изд. Эрика Блома, Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е изд. (1954), Том. VIII, с. 400
- ↑ Роджер Чейз: Проект Тертис. Архивировано 15 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Даттон CDLX7231
- ^ Миддлтон, Бекки (18 мая 2015 г.). « Величайший альтист ХХ века удостоен мемориальной доски английского наследия на бывшем доме» . Ваш местный опекун . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Райли, Морис В. (1980). История альта . Мичиган, США: Браун-Брумфилд. п. 269. ИСБН 0960315004 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Другое чтение
[ редактировать ]- Джон Уайт, Лайонел Тертис: Первый великий виртуоз альта (Вудбридж: Boydell Press, 2006)
- Талли Поттер, «Погоня завершилась», The Strad , август 1988 года.
- 1876 рождений
- 1975 смертей
- Люди из Западного Хартлпула
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Английские классические альтисты
- Английские евреи
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Английские композиторы
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Англичане польско-еврейского происхождения