Jump to content

Концерт для альта (Уолтон)

Концерт альта для Уильяма Уолтона был написан в 1929 году и впервые исполнен в Королевском зале в Лондоне 3 октября того же года Паулем Хиндемитом в качестве солиста и дирижера-композитора. Он был написан для альтиста Лайонела Тертиса , и он взялся за работу после того, как первоначально отверг ее. Концерт сделал Уолтона важной фигурой в британской музыке и был записан ведущими альтистами со всего мира. Уолтон переработал инструментовку концерта в 1961 году, облегчив оркестровую текстуру.

Предыстория и первые выступления

[ редактировать ]

В 1929 году Уильям Уолтон считался композитором-авангардистом, наиболее известным благодаря «Фасаду» которого имела скандальный успех . (1923), премьера [ 1 ] Его яркая и гармонично острая концертная увертюра «Портсмут-Пойнт» (1926) сохранила за ним репутацию enfant ужасного . [ 2 ] К концу 1928 года дирижер сэр Томас Бичем предложил Уолтону написать концерт для альтиста Лайонела Тертиса , для которого такие композиторы, как Воан Уильямс и Бакс, написали основные произведения. [ 3 ] После некоторого предварительного обсуждения Уолтон согласился. Он написал концерт во время зимовки в Амальфи , Италия, со своими друзьями и покровителями Ситуэллами . В декабре 1928 года он писал, что усердно работает над пьесой, а в феврале 1929 года — что закончил вторую часть. Он сказал, что считает этот концерт потенциально своим лучшим произведением на сегодняшний день, хотя будет ли эта оценка верной, будет зависеть от того, какой получится третья часть. [ 4 ]

По возвращении в Англию весной 1929 года Уолтон отправил законченный концерт Тертису, который сразу же отверг его из-за его современности. Позже Тертис осознал свою ошибку и написал в своей автобиографии:

Со стыдом и раскаянием признаюсь, что, когда композитор предложил мне первое исполнение, я от него отказался. … Я не научился ценить стиль Уолтона. Новшества в его музыкальном языке, которые сейчас кажутся столь логичными и столь верными в мейнстриме музыки, тогда показались мне надуманными. Мне потребовалось время, чтобы осознать, какой вершиной в литературе альта является этот концерт. [ 5 ]

Уолтон был настолько разочарован отказом Тертиса, что подумывал о переработке концерта для скрипки с оркестром. [ 6 ] Непонятно, откуда взялось предложение немецкого композитора и альтиста Пауля Хиндемита пригласить на премьеру произведения . В 1974 году Тертис написал в своих мемуарах, что рекомендовал Хиндемита Уолтону: [ 5 ] но Уолтон вспомнил в 1962 году, что идея исходила от Эдварда Кларка из музыкального отдела BBC . [ 7 ] Кларк отправил рукопись Хиндемиту, который согласился дать первое выступление. [ 8 ]

Первое выступление состоялось на выпускном вечере в Королевском зале в Лондоне 3 октября 1929 года; Хиндемит был солистом Симфонического оркестра Генри Вуда. [ н 1 ] дирижировал композитор. [ 10 ] Хиндемит не обладал безупречной техникой, но играл с сильным характером, полным тоном и большой эмоциональностью. [ 11 ] Позже композитор писал, что техника Хиндемита «была изумительной, но он был грубым — в этом нет ничего дурного. Он просто встал и играл». [ 12 ] [ н 2 ] Тертис, присутствовавший на премьере, понял, что совершил ошибку, отказавшись от концерта, и вскоре взялся за него. [ 14 ] Когда он был выбран для выступления на фестивале Международного общества современной музыки в Льеже в сентябре 1930 года, Тертис был солистом, а дирижировал Уолтон. В течение следующих трех лет Тертис дал еще пять исполнений концерта. [ 15 ]

редакция 1961 года

[ редактировать ]

Уолтону пришлось пересматривать свои произведения после их первых выступлений. [ 16 ] а в 1961 году он сократил оркестровку Концерта для альта, уменьшив количество деревянных духовых инструментов с тройного до двойного, исключив одну трубу и тубу и добавив арфу. [ 17 ] Переработанная версия была впервые исполнена в Королевском фестивальном зале в Лондоне 18 января 1962 года с Джоном Куллингом в качестве солиста и Лондонским филармоническим оркестром под управлением сэра Малкольма Сарджента . [ 18 ] Есть некоторая неопределённость по поводу сольной партии в этой версии. Альтист Фредерик Риддл , с которым Уолтон неоднократно исполнял произведение, внес некоторые коррективы в сольную партию. Он понимал, что Уолтон одобрил его изменения и намеревался включить их в партитуру редакции, но когда она была опубликована в 1962 году, исходная строка осталась нетронутой. В исследовании концерта 2006 года Джеймс Ф. Данэм объясняет отсутствие поправок Риддла ошибкой издателей. [ 19 ] В биографии Уолтона 2001 года сообщается об особом предпочтении композитором его оригинальной версии без изменений Риддла. [ 18 ]

Концерт содержит посвящение «Кристабель» ( достопочтенной миссис Генри Макларен , с которой у Уолтона была платоническая дружба, несмотря на взаимное физическое влечение). [ 20 ] Оригинальная партитура предназначена для пикколо , двух флейт , двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов , бас-кларнета , двух фаготов , контрафагота , четырех валторн , трех труб , трех тромбонов , тубы , литавр и струнных. [ 21 ] Редакция 1961 года (опубликованная в 1962 году) предусматривает две флейты (одна с двойным пикколо), гобой, английский рожок, два кларнета (второй сдвоенный бас-кларнет), два фагота, четыре валторны, две трубы, три тромбона, литавры, арфа и струнные. [ 17 ] Продолжительность концерта около 25 минут. [ 22 ]

В своем исследовании Уолтона Майкл Кеннеди отмечает, что по своей конструкции Концерт для альта напоминает Концерт для виолончели Элгара: он начинается с медленной («или, во всяком случае, задумчивой») части, за которой следует быстрое скерцо, и большая часть веса концентрируется в финале». который заканчивается пафосным напоминанием о главной теме первой части». [ 23 ] Влияния, предложенные другими писателями, - это Прокофьев в его Первом скрипичном концерте (1923), [ 24 ] и Хиндемит в своей «Камерной музыке No. 5 (1927). [ 12 ] [ н 3 ]

1. Комфортная ходьба

[ редактировать ]

Первая часть, отмеченная как andante comodo , представляет собой то, что Хоуз описывает как обычную, но сжатую сонатную форму . [ 25 ] После трехтактного вступления, в котором приглушенные струнные и низкий кларнет устанавливают тональность ля минор, меланхолично вступает альт. 9
8-
я тема в среднем регистре инструмента. Тема передается на гобой под аккомпанемент альта; затем альт повторяет тему в высоком регистре. Темп ускоряется, и серия аккордов альта приводит ко второй теме, спокойной теме ре минор , для альта в нижнем регистре. Темы развиваются с разной динамикой и скоростью: соло альта и оркестр передают темы взад и вперед и время от времени воспроизводят их в каноне. нет Формальной каденции . После энергичного тутти часть тихо заканчивается меланхоличной темой, с которой она началась, сталкивая гармонии ля мажор с гармониями ля минор и тревожа слушателя, прежде чем тихо затихнуть. [ 26 ]

2. Скерцо и трио

[ редактировать ]

Вторая часть, что необычно для концерта, имеет характер скерцо. [ нужна ссылка ] Первая часть находится в четвертичной гармонии, но настоятельно предполагает [ ВОЗ? ] тональность ми минор. [ 21 ] Отметка темпа vivo con moto preciso осуществляется в базовом режиме. 2
4
раза, но со многими изменениями метра. Есть кульминационная часть для всего оркестра. [ 21 ]

3. Финал – аллегро модерато

[ редактировать ]

По словам музыковеда Кристофера Палмера , «Здесь Уолтон делает все возможное». [ 27 ] Это самая длинная из трех частей, и, как выразился Фрэнк Хоуз в своем исследовании музыки Уолтона, она собирает в себе подвижные эмоции первых двух частей и раскрывает их серьезную цель. [ 28 ] Первая тема живая, она удлиняет восходящие кварты, слышимые в скерцо, до восходящих квинт . [ 29 ] Его вводит фагот, за которым следует альт поверх басовой партии пиццикато , и продолжают духовые в контрапунктических партиях. Вторая тема, заимствованная из качающейся фигуры первой части, написана в минорной тональности. Раздел разработки в основном посвящен первой теме, постепенно разделяя ее на фрагменты, сопровождающие длинную кантабильную тему для альта, а затем и для деревянных духовых инструментов. В перепросмотре первая тема отдана всему оркестру, вторая — деревянным духовым инструментам и валторнам с контртемой для альта. [ 29 ] Развивающий отрывок приводит к коде , которая объединяет более ранние темы в характерную фугальную трактовку Уолтона, что приводит к кульминационному синтезу тем. [ 30 ]

Критический прием

[ редактировать ]

Работа была встречена с энтузиазмом. Это вывело Уолтона на передний план британской классической музыки. [ 31 ] В The Manchester Guardian Эрик Блом написал: «Этот молодой композитор — прирожденный гений» и сказал, что было бы заманчиво назвать концерт лучшим произведением в современной музыке любой национальности. [ 32 ] Музыковед сэр Дональд Тови писал:

Концертов для альта так мало, что (даже если бы я знал еще какие-нибудь) было бы плохим комплиментом сказать, что это лучший концерт. Любой концерт для альта должен быть проявлением силы ; но мне кажется, что это один из самых важных современных концертов для любого инструмента, и я не вижу предела тому, чего можно ожидать от тон-поэта, который мог бы его создать. [ 33 ]

В 1931 году подросток Бенджамин Бриттен , впоследствии друг, но не некритический поклонник Уолтона, написал в своем дневнике о «чудесном Вла-концерте Уолтона (прекрасно сыгранном Тертисом)… гениальном произведении». [ 34 ] Несогласным был голос сэра Эдварда Элгара , который слышал концерт на Фестивале трех хоров в 1932 году — единственный раз, когда два композитора встретились. Элгару эта работа не понравилась, и, как говорят, в частном порядке он выразил тревогу по поводу того, что «такую ​​музыку следует считать подходящей для струнного инструмента». [ 35 ]

В 1972 году хореограф Джо Лейтон использовал концерт для балета об Оскаре Уайльде , OW , поставленного Королевским балетом в театре Сэдлерс Уэллс в Лондоне. Пролог балета был исполнен под музыку из «Поиска» Уолтона , а для основной части был использован Концерт для альта. На премьере Риддл был солистом на альте. [ 36 ]

Солист Оркестр Дирижер Год Тайминг
Фредерик Риддл Лондонский симфонический оркестр Уильям Уолтон 1937 22'52"
Уильям Примроуз Филармонический оркестр Уильям Уолтон 1946 22’44 дюйма
Уильям Примроуз Королевский филармонический оркестр сэр Малкольм Сарджент 1954 21 фут 15 дюймов
Иегуди Менухин Оркестр Новой Филармонии сэр Уильям Уолтон 1968 25 футов 44 дюйма
Пол Доктор Лондонский филармонический оркестр Эдвард Даунс 1969 24'46"
Питер Шидлоф Симфонический оркестр BBC Колин Дэвис 1972 22 фута 28 дюймов
Найджел Кеннеди Королевский филармонический оркестр Андре Превен 1987 25 футов 51 дюйм
Нобуко Имаи Лондонский филармонический оркестр Ян Латам-Кёниг 1992 26 футов 21 дюйм
Юрий Башмет Лондонский симфонический оркестр Андре Превен 1994 25 футов 46 дюймов
Бруно Паскье Французский симфонический оркестр Лейран Петижирар 1994 25 футов 10 дюймов
Табеа Циммерманн Испанский оркестр RTVE Дэвид Шэллон 1994 24'59"
Сюжеты Ларса Андерса Английская Северная филармония Пол Дэниэл 1995 25 футов 58 дюймов
Пол Нойбауэр Симфонический оркестр Борнмута Эндрю Литтон 1996 24 фута 16 дюймов
Maxim Vengerov Лондонский симфонический оркестр Мстислав Ростропович 2002 30 футов 28 дюймов
Лоуренс Пауэр Шотландский симфонический оркестр BBC Ilan Volkov 2007 24'51"
Карен Дрейфус Варшавский филармонический оркестр Ежи Свобода 2009 25 футов 48 дюймов
Роберто Диас Симфонический оркестр Нью-Хейвена Уильям Боутон 2014 26 футов 43 дюйма
Хун-Мэй Сяо Будапештский симфонический оркестр Янош Ковач 2017 26'06"
Эйвинд Хольцмарк Рингстад Филармонический оркестр Осло Джошуа Вайлерштейн 2017 27 футов 24 дюйма
Нильс Мёнкемейер Бамбергский симфонический оркестр Маркус Пошнер 2017 27'09"
Джеймс Энес Симфонический оркестр BBC Эдвард Гарднер 2018 23 фута 22 дюйма
Дэвид Аарон Карпентер Лондонский филармонический оркестр Владимир Юровский 2018 25'08"
Хелен Каллус Симфонический оркестр Новой Зеландии Марк Таддеи 2018 27 футов 19 дюймов
Изабель ван Кеулен НДР Радиофилармония Кери-Линн Уилсон 2018 26 футов 13 дюймов
Адриан Марш Льежский филармонический оркестр Кристиан Арминг 2020 26:24

В версиях Riddle, Primrose и Power используется оригинальная оценка.

Источник: Музыкальная библиотека Наксоса. [ 37 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. По договорным причинам оркестр Куинс-холла был вынужден использовать коллективный псевдоним в конце 1920-х - начале 1930-х годов. [ 9 ]
  2. Хиндемит больше никогда не играл концерт Уолтона, но два композитора стали друзьями на всю жизнь, и в 1962 году Уолтон сочинил «Вариации на тему Хиндемита» - дань уважения своему другу, посвященную «Полу и Гертруде Хиндемит». [ 13 ]
  3. Уолтон прокомментировал, что он был удивлен, что Хиндемит согласился сыграть концерт, поскольку «один или два такта почти идентичны» Kammermusik No. 5 . [ 12 ]
  1. ^ Кеннеди, стр. 31 и 33; «Поэзия через мегафон», The Daily Express , 13 июня 1923 г., стр. 7; «Футуристическая музыка и поэзия», The Manchester Guardian , 13 июня 1923 г., стр. 3; и «Мир музыки», The Illustrated London News , 23 июня 1923 г., стр. 1122
  2. ^ Кеннеди, с. 41
  3. ^ Кеннеди, с. 48
  4. ^ Ллойд, с. 90
  5. ^ Jump up to: а б В-третьих, стр. 36
  6. ^ Ллойд, с. 89
  7. ^ Хаус, с. 80
  8. ^ Кеннеди, с. 49
  9. ^ Элкин, с. 33
  10. ^ Тирни, с. 273
  11. ^ Морен, с. 1149
  12. ^ Jump up to: а б с Ллойд, с. 93
  13. ^ Кеннеди, с. 220
  14. ^ Ллойд, с. 94
  15. ^ Ллойд, стр. 94–95.
  16. ^ Тирни, стр. 273–287.
  17. ^ Jump up to: а б «Уильям Уолтон, Концерт для альта с оркестром, переработанная версия 1962 года». Архивировано 6 июля 2017 г. в издательстве Wayback Machine Oxford University Press. Проверено 12 июля 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б Ллойд, с. 99
  19. ^ Данэм, Джеймс. «Концерт Уолтона для альта: синтез» (PDF) . Журнал Американского общества альтов . 22 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2011 года . Проверено 9 июня 2011 г.
  20. ^ Кеннеди, стр. 49–50.
  21. ^ Jump up to: а б с «Уильям Уолтон, Концерт для альта с оркестром, оригинальная версия 1929 года». Архивировано 8 июля 2017 г. в издательстве Wayback Machine Oxford University Press. Проверено 12 июля 2021 г.
  22. ^ «Концерт для альта с оркестром (1928–9/61)» , Фонд Уильяма Уолтона. Проверено 13 июля 2021 г.
  23. ^ Кеннеди, с. 50
  24. ^ Арад, Атар. «Уолтон в роли Скапино». Страд 100, нет. 1186 (февраль 1989 г.): 137–41.
  25. ^ Хоус, стр. 80–81.
  26. ^ Хоус, стр. 80–83.
  27. ^ Палмер, Кристофер (1992). Примечания к компакт-диску Chandos CHAN9106 ОСЛК   28298696
  28. ^ Хоуз, стр. 86.
  29. ^ Jump up to: а б Хоуз, стр. 86–88.
  30. ^ Кеннеди, с. 51; и Тирни, с. 188
  31. ^ Ллойд, с. 97
  32. ^ «Прекрасный британский концерт», The Manchester Guardian , 22 августа 1930 г., стр. 5, обзор второго выступления в Лондоне.
  33. ^ Тови, с. 226
  34. ^ Цитируется по Lloyd, p. 96
  35. ^ Кеннеди, с. 52
  36. ^ Персиваль, Джон. «В поисках парадокса Оскара Уайльда», The Times , 23 февраля 1972 г., стр. 11
  37. ^ "Концерт Уолтона для альта" , Музыкальная библиотека Наксоса. Проверено 12 июля 2021 г. (требуется подписка)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92a9c519a226f0c48d73f5e0e55796e8__1714625160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/e8/92a9c519a226f0c48d73f5e0e55796e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viola Concerto (Walton) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)