Сюита из Генриха V
Музыка Уильяма Уолтона к фильму 1944 года «Генрих V» была аранжирована несколькими музыкантами для некинематографических представлений. Первая сюита была аранжирована в 1945 году дирижером Малкольмом Сарджентом . В 1963 году Мьюир Мэтисон , дирижировавший музыкой для оригинального саундтрека к фильму, аранжировал более длинную сюиту, а в 1988 году музыковед Кристофер Палмер построил часовой «Шекспировский сценарий», используя большую часть музыки, написанной Уолтоном для фильма.
Фон
[ редактировать ]«Генрих V» стал десятым фильмом, для которого Уолтон написал музыку. Он начал в 1935 году с музыки к Пола Циннера фильму « Не убегай от меня никогда » , а его более поздние работы в кино включали его первый фильм Шекспира « Как вам это понравится» (1936), в котором главную роль сыграл Лоуренс Оливье . [1] Когда Оливье планировал свой фильм о Генрихе V, его сопродюсер Даллас Бауэр предложил Уолтону написать музыку, и Оливье согласился. [2] Важность музыки Уолтона для успеха фильма получила широкое признание. [2] и позже Оливье назвал это «самой замечательной музыкой, которую я когда-либо слышал в фильме». [3]
Уолтон сомневался в ценности музыки для фильмов, когда ее слушали без экранных изображений, для сопровождения которых она была написана. Он сказал: «Музыка из кино не является хорошей музыкой для кино, если ее можно использовать для каких-либо других целей». [4] Но он был готов сделать исключение. В 1942 году он извлек прелюдию и фугу «Спитфайр» из своей партитуры к «Первому из немногих» . [5] а из «Генриха V» он разрешил играть на концерте две отдельные части партитуры: пассакалью « Смерть Фальстафа» и «Прикоснись к ее мягким губам и партии», обе только для струнных. Описывая первое, Хьюберт Клиффорд написал в журнале Tempo : «Эта музыка наполнена простым достоинством и сдержанным пафосом». [6] Уолтон дирижировал Филармоническим оркестром в записи этих двух песен, выпущенной HMV в 1946 году. [7]
Что касается Генриха V, Уолтон в основном избегал стилизации древней музыки, но опирался на несколько старых источников, чтобы добавить атмосферу той эпохи. Музыковед Кристофер Палмер перечисляет три основных из них:
- Книга Фицуильяма Вёрджинал является источником сцен, происходящих в шекспировском Лондоне: в театре «Глобус» и «Кабанья голова». В Прологе у припева есть сильно переработанная версия «Розы Солис» Джайлза Фарнеби . Смерть Фальстафа основана на анонимной застольной песне «Уоткинский эль», преобразованной из оживленного мажора в элегический минор. [2]
- Из Жозефа Кантелуба « Песен Оверни» Уолтон взял три мелодии для сцен при французском дворе. «Обаль, дин лу Лимузи», «Байлеро» и «Л'Антуэно». [2]
- По предложению Ральфа Воана Уильямс Уолтон также использовал две старые французские мелодии: «Réveillez-vous Piccars» — боевую песню 15-го века — и знаменитую « Agincourt Carol ». [2] [n 1]
Сюита 1945 года в аранжировке Малкольма Сарджента
[ редактировать ]В 1945 году с одобрения композитора Малкольм Сарджент включил две струнные части в четырехчастную сюиту для оркестра с хором. Он состоит из:
- Увертюра
- Пассакалья («Смерть Фальстафа»)
- «Прикоснись к ее мягким губам и расстанься»
- Азенкур Кэрол. [8]
Первая студийная запись сюиты была сделана в 1986 году Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским филармоническим хором под управлением Карла Дэвиса . Сюита рассчитана на 3 флейты (два двойных пикколо), 2 гобоя, 1 английский рожок, 3 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, тубу, литавры, ударные, арфу, клавесин и струнные. [8]
В 1946 году HMV записала отрывки из сценария фильма, произнесенные Лоуренсом Оливье , который был режиссером и исполнителем главной роли в фильме. Композитор дирижировал Филармонией под аккомпанемент. Эта запись была переиздана на компакт-диске компанией EMI Classics в 2002 году. [9]
Сюита 1963 года в аранжировке Мьюра Мэтисона
[ редактировать ]В 1963 году Мьюир Мэтисон , дирижировавший оригинальным саундтреком к фильму, аранжировал более длинную чисто оркестровую сюиту. В его аранжировке задействованы 2 флейты (оба дублируют пикколо), 2 гобоя (один дублирует английский рожок), 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 1 туба (по желанию), литавры, перкуссия, арфа и струнные. Этот комплект был опубликован ОУП в 1969 году. Он состоит из:
- Увертюра
- Пассакалья («Смерть Фальстафа»)
- Натиск и битва
- «Прикоснись к ее мягким губам и расстанься»
- Азенкур Кэрол. [9]
Сравнивая две сюиты, биограф композитора Майкл Кеннеди пишет:
- Книга Сарджента, хотя и не включает Charge и Baïlerò, лучше. Он начинается с великолепной музыки, открывающей фильм, когда соло на флейте сопровождает кадр развевающейся на ветру афиши перед тем, как камера показывает панораму Лондона шестнадцатого века, приближающуюся к самому Земному шару. Бессловесные голоса используются с великолепным эффектом. Как и сюита Мэтисона, сюита Сарджента заканчивается волнующей аранжировкой традиционной «Песни Азенкура», но в ее более эффективной хоровой версии. [10]
1988 "Шекспировский сценарий"
[ редактировать ]В 1988 году Кристофер Палмер построил то, что он назвал «Генрих V: Шекспировский сценарий» для оркестра и рассказчика, на основе партитуры Уолтона и слов Шекспира. [11] Он значительно расширяет аранжировки Сарджента и Мэтисона, а его продолжительность составляет около часа. Разделы:
- Пролог
- Интерлюдия: «В голове кабана»
- Посадка
- Интерлюдия: «Прикоснись к ее мягким губам и расстанься»
- Арфлер
- Ночной дозор
- «По королю»
- Азенкур
- Интерлюдия: При французском дворе
- Эпилог
Первое выступление состоялось в Королевском фестивальном зале в Лондоне в мае 1990 года. Рассказчиком был Кристофер Пламмер , а музыку исполняли оркестр и хор Академии Святого Мартина в полях под управлением сэра Невилла Марринера . [12] Те же исполнители через несколько дней записали работу для Chandos Records . [2]
Записи
[ редактировать ]Сюита 1963 года в аранжировке Мэтисона записывалась чаще всего. Первая запись, сделанная для Колумбии в 1963 году, была сделана Филармонией под управлением Уолтона. Последующие записи проводились сэром Чарльзом Гроувсом , Андре Превеном , Чарльзом Герхардтом , Джеймсом Джаддом и Эндрю Литтоном . [13]
После его первой записи были выпуски «Сценария» 1988 года под управлением Эндрю Пенни и Леонарда Слаткина , где Антон Лессер и Майкл Шин . повествование в первой версии разделяли [n 2] и Сэмюэл Уэст в роли рассказчика в последнем. [13]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, с. 312
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Примечания к компакт-диску Chandos 8892 ОСЛК 54361097
- ^ Уолтон, Сусана. «Подчеркивая Оливье», The Times, 29 декабря 1987 г., стр. 12
- ^ Кеннеди, стр. 117 и 126.
- ^ Кеннеди, с. 296
- ^ Клиффорд, Хьюберт. Музыка Уолтона «Генри V» , Tempo , № 9 (декабрь 1944 г.), стр. 13–14 (требуется подписка)
- ^ "The Gramophone Company Ltd", The Times , 8 января 1946 г., стр.2.
- ^ Jump up to: а б «Генрих V Сюита» . Издательство Оксфордского университета. Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б ЭМИ CD 7243 5 75796 2 ОСЛК 886651719
- ^ Кеннеди, с. 126
- ^ Jump up to: а б Примечания к компакт-диску Наксос 8.553343 ОСЛК 1027349937
- ^ Финч, Хилари «Уолтон, Шекспиру хорошо служили», The Times , 14 мая 1990 г., стр.16
- ^ Jump up to: а б Резерфорд, Мартин. «Сэр Уильям Уолтон: список работ и дискография» , MusicWeb. Проверено 22 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Кеннеди, Майкл (1989). Портрет Уолтона . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816705-1 .
- Композиции Уильяма Уолтона
- Композиции 1944 года
- Композиции 1945 года
- композиции 1963 года
- композиции 1988 года
- Музыка по произведениям Уильяма Шекспира
- Оркестровые сюиты
- Композиции с использованием народных песен.
- Оркестровые композиции с хором
- Аранжировки музыки из фильмов
- Произведения по мотивам Генриха V (пьеса)