Фальстаф (Элгар)
Фальстаф – Симфонический этюд до минор , соч. 68) — оркестровое произведение английского композитора Эдварда Элгара . Хотя композитор и не обозначил это так, это симфоническая поэма в традициях Ференца Листа и Рихарда Штрауса . На нем изображен сэр Джон Фальстаф , «толстый рыцарь» из Уильяма Шекспира пьесы «Генрих IV» первой и второй частей .
Работа была хорошо принята на премьере в 1913 году, но не вызвала того большого энтузиазма, который вызвали некоторые ранние работы Элгара. Композитор считал это своим лучшим оркестровым произведением, и многие поклонники Элгара с этим согласны, но оно не стало популярным среди публики. По сравнению с другими произведениями Элгара, его нечасто играют в концертном зале, хотя он хорошо представлен в каталогах компакт-дисков.
Инструментарий
[ редактировать ]Фальстаф партитурирован для оркестра, состоящего из двух флейт и пикколо, двух гобоев и английского рожка, двух кларнетов и бас-кларнета, двух фаготов и контрафагота, четырех валторн, трех труб, трех тромбонов, тубы, литавр, перкуссии (боковой барабан, треугольник, табор). , бубен, большой барабан, тарелки), две арфы (вторая арфа импровизация) и струнные.
Структура
[ редактировать ]Элгар изложил разделение партитуры в «аналитическом эссе» в The Musical Times в 1913 году: [1]
- I. Фальстаф и принц Генрих
- II. Истчип – Гадшилл – Голова кабана. Веселье и сон - Интерлюдия во сне: «Джек Фальстаф, теперь сэр Джон, мальчик и паж Томаса Моубрея , герцога Норфолка » (Poco allegretto)
- III. Марш Фальстафа – Возвращение через Глостершир – Интерлюдия: Глостершир. Сад Меллоу (Аллегретто) – Новый король – Спешная поездка в Лондон
- IV. Прогресс короля Генриха V – Отказ от Фальстафа и его смерть
В первом разделе Элгар устанавливает две основные темы пьесы: принц Хэл (отмеченный grandioso ) — изысканный и величественный, а сам Фальстаф представляет собой «хорошего, дородного человека с веселым видом, приятным глазом и самая благородная карета». [2] Арриго Бойто адаптировал эти слова Фальстафа для своего либретто к Верди одноименной опере , но Фальстаф в опере — это, по сути, персонаж- буфф из «Виндзорских веселых жен» , [3] тогда как Элгар — это Фальстаф Генриха IV . [1] [4]
Дальнейшее развитие партитуры внимательно следует за ключевыми событиями двух частей «Генриха IV» , в которых фигурирует Фальстаф. В разделе «Гэдшилл» (из «Генриха IV, часть 1 ») показано, как он пытается ограбить золотые слитки, но сам подвергается нападению и ограблению со стороны замаскированного Хэла и его товарищей. Фальстаф возвращается на свою базу в гостинице и топит свое горе выпивкой. В пьяном сне ему снится юность, когда он был стройным пажом герцога Норфолка. И здесь Бойто/Верди и Элгар трактуют один и тот же материал совершенно по-разному: в опере ностальгическим воспоминанием Фальстафа является живая маленькая ария («Quand' ero paggio»), [5] но обращение с Элгаром медленное и задумчивое.
Часть III партитуры переходит к «Генриху IV» Шекспира, часть 2 . После вызова Фальстафа в суд и поручения собрать солдат для королевской армии следует сцена битвы, а затем вторая интерлюдия — английская идиллия в саду Глостершира. Это развеивается известием о смерти короля и вступлении на престол принца Хэла. Как и в пьесе, Фальстаф спешит в Лондон, уверенный в благосклонности нового монарха, но вместо этого его увольняют и изгоняют. Наконец сломленный Фальстаф, уползнув, лежит при смерти – «король убил свое сердце» – и после возвращения темы второй интермедии, фортепианного аккорда до мажор в медных духовых и приглушенной дроби на боковом барабане. изобразить смерть Фальстафа. Произведение заканчивается очень краткой версией темы принца Хэла, показывающей, по словам композитора, что «человек суровой реальности восторжествовал». [1]
История и критический прием
[ редактировать ]В 1912 году фестиваль в Лидсе поручил Элгару написать новое произведение, которое будет исполнено в следующем году. Перед премьерой Элгар сказал репортеру: «Думаю, мне понравилось писать ее больше, чем любую другую музыку, которую я сочинил, и, возможно, по этой причине она может оказаться одной из моих лучших работ». [6] Впервые оно было исполнено в Лидсе 1 октября 1913 года под управлением композитора. The Musical Times отметила: «Эта работа не имеет себе равных в современной музыке по разнообразию, эффективности и надежности оркестрового письма». [7] Лондонская премьера состоялась 3 ноября 1913 года в Королевском зале под руководством посвященного Лэндона Рональда . The Times сообщила о лондонской премьере, что она была показана перед «не очень большой, но очень восторженной публикой». [8] и впоследствии «Фальстаф» остался менее популярным, чем другие крупные произведения Элгара, хотя и очень понравился поклонникам. В своем некрологе об Элгаре «Music and Letters» отметили, что, хотя «большинство назовет Фальстафа его величайшим произведением», большинство людей «скажут, что им больше всего нравится « Энигма ». [9] Еще при жизни Элгара ученый-музыковед Перси Скоулз писал о «Фальстафе », что это было «великое произведение», но «с точки зрения общественного признания — сравнительная неудача». [10]
Сэр Дональд Тови считал Фальстафа «одним из неизмеримо великих произведений в музыке», обладающим силой, «идентичной силе Шекспира». [11] а в справочнике 1955 года «The Record Guide» описывается Фальстаф как «единственное тональное стихотворение своего времени, которое ничем не страдает по сравнению с лучшими произведениями Рихарда Штрауса в этом жанре». [12] Бернард Шоу писал, что «[Элгар] заставил группу сделать все это, и с таким мастерским успехом, что невозможно представить, что было бы результатом простой попытки превратить пьесу в оперу». [13] Другие были менее впечатлены работой. Посвященный, Лэндон Рональд, признался Джону Барбиролли : «Никогда не мог разобраться в сути дела, мой дорогой мальчик». [14] После выступления Нью-Йоркского филармонического оркестра в 1983 году критик The New York Times высказал мнение, что дирижер (Эндрю Дэвис) «фактически мало что мог сделать, чтобы спасти энергичное хвастовство персонажа от программных деталей, которые душили музыку. " [15] Известный элгарийский писатель Майкл Кеннеди раскритиковал произведение за «слишком частое использование эпизодов » и чрезмерно идеализированное изображение женских персонажей. [16] Даже большой друг и защитник Элгара, У. Х. Рид , считал, что основные темы менее различимы, чем некоторые из более ранних работ Элгара. [17] Тем не менее Рид признавал, что сам Элгар считал «Фальстафа» высшей точкой своего чисто оркестрового творчества. [18]
Записи
[ редактировать ]Хотя концертные выступления были сравнительно редки, [19] работа хорошо сохранилась в записях. К 2007 году было не менее 20 записанных версий произведения. [6] Собственная запись композитора 1931–1932 годов с Лондонским симфоническим оркестром , спродюсированная Фредом Гайсбергом из HMV , получила широкую оценку как во время ее выпуска, так и когда она была ремастирована для LP, а затем и для компакт-диска. [20] сэра Джона Барбиролли 1964 года Запись Халле на канале HMV была выбрана BBC Radio 3 ’s Record Review в качестве рекомендованной версии, даже по сравнению с собственной версией композитора. [21] В 2007 году журнал классической музыки Gramophone сравнил 20 записанных версий «Фальстафа» и назвал запись Барбиролли «основным выбором» и «одной из вершин дискографии Элгара». [6]
Сэр Адриан Боулт был тесно связан с этой работой и сделал три ее записи. Его окончательная версия, выпущенная в 1973 году, получила высокую оценку критиков за подчеркивание «симфонического» аспекта. [22] В 1978 году Вернон Хэндли и Лондонский филармонический оркестр записали версию «Классики для удовольствия», которую Gramophone похвалил за «просторную, но целеустремленную концепцию» и «тщательную верность букве и духу партитуры, а также архитектурное великолепие». [6] В 2005 году BBC также рекомендовала на острове Наксос запись Дэвида Ллойда-Джонса и Английской Северной филармонии . [23] а в 2007 году Gramophone отметил ее как «выгодную» запись « Фальстафа». [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Элгар, Эдвард. «Фальстаф», The Musical Times , Vol. 54, № 847 (1 сентября 1913 г.), стр. 575–79.
- ^ Генрих IV, часть 1 , II. iv. 400–401
- ^ Хейворт, Питер. «Фальстаф и канон Верди», The Observer , 14 мая 1961 г.
- ^ Рид, с. 110
- ^ Верди, II.ii, стр. 239–242.
- ^ Jump up to: а б с д и Ахенбах, Эндрю, «Рыцарь, которого следует помнить», Граммофон , ноябрь 2007 г., стр. 57
- ^ The Musical Times , 1 ноября 1913 г., стр. 744
- ↑ The Times , 4 ноября 1913 г., стр. 11
- ↑ Музыка и письма , апрель 1934 г., с. 109
- ↑ The Musical Times , 1 августа 1929 г., стр. 696
- ↑ Музыка и письма , январь 1935 г., с. 1
- ^ Саквилл-Уэст, с. 255
- ^ Шоу, Джордж Бернард. «Музыка будущего», Лоуренс, с. 534
- ^ Кеннеди (Барбиролли), с. 82
- ^ New York Times. Интернет-архив
- ^ Кеннеди (Элгар), с. 35
- ^ Рид, с. 151. Рид сыграл соло на скрипке в записи произведения Элгара.
- ^ Рид, с. 113
- ^ например, список всемирных публичных выступлений Общества Элгара на ноябрь 2007 года включал 9 исполнений Концерта для виолончели , 8 « Энигмы» , 7 «Геронция» , но ни одного «Фальстафа» . Список общества на апрель 2010 года также включал несколько списков «Концерта для виолончели», «Энигмы» , «Геронция» и «Симфоний», но ни одного «Фальстафа» .
- ↑ Уэбб, AWB, «Записи Элгара», The Gramophone , май 1937 г., стр. 9; и Сандерс, Алан. Граммофон , июнь 1992 г., с. 92
- ^ Обзор компакт-диска BBC Создание библиотеки
- ^ Март, Иван. «Фальстаф и другие», Граммофон , февраль 1978 г., с. 34
- ^ Интернет-архив Radio 3 Record Review
Ссылки
[ редактировать ]- Кеннеди, Майкл (1970). Элгар Оркестровая музыка . Лондон: Публикации BBC. ISBN 0563101504 .
- Кеннеди, Майкл (1971). Барбиролли — дирижёр-лауреат . Лондон: МакГиббон и Ки. ISBN 0261633368 .
- Лоуренс, Дэн Х, изд. (1989). Музыка Шоу - Полная музыкальная критика Бернарда Шоу, Том 3 . Лондон: Макс Рейнхардт. ISBN 0370312724 .
- Мур, Джеррольд Нортроп (1998) [1973]. Примечания к EMI CDM 7 63113 2 . Лондон: Классика EMI. OCLC 77584747 .
- Рид, WH (1939). Элгар . Лондон: JM Dent & Sons. ОСЛК 223077075 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд ; Портер, Эндрю ; Манн, Уильям (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 5686577 .
- Верди, Джузеппе; Арриго Бойто (1980) [1893]. Фальстаф . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0486240177 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фальстаф : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур