Jump to content

Концерт для виолончели (Элгар)

Элгар и Беатрис Харрисон делают первую (сокращенную) запись концерта (1920). Обратите внимание на акустические записывающие рожки. Харрисон сделал первую полную запись в 1928 году.

Эдварда Элгара Концерт для виолончели ми минор , соч. 85, его последнее крупное завершенное произведение, является краеугольным камнем репертуара сольной виолончели . Элгар сочинил ее после Первой мировой войны , когда его музыка уже вышла из моды среди концертной публики. Элгара В отличие от более раннего Скрипичного концерта , который является лирическим и страстным, Концерт для виолончели по большей части созерцательный и элегический.

Премьера в октябре 1919 года обернулась провалом, поскольку Элгар и исполнители были лишены достаточного времени для репетиций. Элгар сделал две записи произведения с Беатрис Харрисон в качестве солистки. С тех пор ведущие виолончелисты, начиная с Пабло Казальса , исполняли это произведение на концертах и ​​в студии, но широкой популярности оно не достигло до 1960-х годов, когда запись Жаклин дю Пре захватила воображение публики и стала классическим бестселлером. .

Известно, что Элгар приступил к работе над концертом только в 1919 году. В 1900 году виолончелист квартета Бродского Карл Фукс [ де ] добился согласия композитора однажды написать что-нибудь для виолончели. [1] Фукс и его друг виолончелист Пауль Грюммер позже напомнили об этом Элгару. [2] Биограф композитора Джеррольд Нортроп Мур предполагает, что Элгар, возможно, вспомнил об обещании, планируя новый концерт в 1919 году. [3]

В 1918 году Элгар перенес операцию в Лондоне по удалению инфицированной миндалины. [4] В ночь после возвращения из больницы в свой лондонский дом он записал мелодию, которая стала первой темой концерта. [5] Вскоре он и его жена удалились в свой уединенный загородный коттедж «Бринкуэллс» недалеко от Фиттлворта , Сассекс. В 1918 году Элгар написал там три камерных произведения. [n 1] которые, по словам его жены, заметно отличались по стилю и характеру от его предыдущих композиций. После их премьеры весной 1919 года он приступил к реализации своей идеи концерта для виолончели. [6] Работа посвящена Сидни Колвину и его жене, друзьям Элгара. [7]

Премьера концерта имела провальную премьеру на открытии сезона 1919–20 годов Лондонского симфонического оркестра 27 октября 1919 года. Помимо концерта, которым дирижировал композитор, остальную часть программы дирижировал Альберт Коутс , который опередил его репетиционное время за счет времени Элгара. Леди Элгар писала: «Этот жестокий, эгоистичный и невоспитанный бродяга… этот грубый Коутс продолжал репетировать». [8] Критик The Observer Эрнест Ньюман писал: «Ходили слухи о том, что в течение недели репетиции были неадекватными. Каким бы ни было объяснение, печальный факт остается фактом: никогда, по всей вероятности, столь великий оркестр не устраивал столь плачевное зрелище. ... Сама работа - прекрасная вещь, очень простая - та глубокая простота, которая пришла в музыку Элгара за последние пару лет - но с глубокой мудростью и красотой, лежащими в основе ее простоты». [9] Элгар не возлагал вину на своего солиста Феликса Салмонда , который позже снова играл у него. [10] Элгар сказал, что если бы Салмонд не усердно работал над подготовкой произведения, он бы полностью снял его с концерта. [11]

В отличие от Первой симфонии , которая получила сотню исполнений по всему миру всего за год с момента премьеры, Концерт для виолончели не давал второго исполнения в Лондоне более года. [12] Музыка Элгара к этому времени широко рассматривалась как старомодная, менее подходящая для послевоенной эпохи, чем для эдвардианской эпохи . [13] Американская премьера концерта состоялась в Карнеги-холле , Нью-Йорк, 21 ноября 1922 года Жаном Джерарди с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского . [14] Оно было встречено без особого энтузиазма: The New York Herald сочла большую часть работ «задумчивой, меланхоличной и в целом депрессивной»; [14] The New York Times считает, что тематический материал «не богат; он растянут, иногда довольно скуден». [15] Позже Джерарди представил концерт в Польше и Австралии. [16] Газета Sydney Morning Herald сочла это произведение оригинальным, музыкальным и замечательным дополнением к репертуару виолончели, но «без качеств, которые разжигают воображение слушателя». [17]

Позже концерт получил большее признание. В 1955 году авторы The Record Guide писали о «непреодолимой привлекательности Концерта для виолончели», хотя «задача интерпретации соло чрезвычайно сложна», требуя «сдержанного, свойственного английскому достоинства». [18] К 1967 году, по словам критика Эдварда Гринфилда , Жаклин дю Пре «убеждала публику от Нью-Йорка до Москвы, что Элгара – по крайней мере иногда – можно экспортировать». [19]

Произведение стало наряду с . Дворжака соч . 104 , один из двух наиболее часто исполняемых концертов для виолончели в международном репертуаре. [7]

Это произведение исполнено для виолончели соло, 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов ля ля , 2 фаготов , 4 валторн ля фа , 2 труб до мажор , 3 тромбонов , тубы , литавр и струнных .

Обычно произведение длится чуть меньше 30 минут; [n 2] у него четыре движения :

  1. Адажио – Умеренное (ок. 8:00)
  2. Медленно – Аллегро танто (ок. 4:30)
  3. Адажио (ок. 4:50)
  4. Аллегро – Модерато – Аллегро, но не слишком – Чуть медленнее – Адажио (ок. 11:30)

Первая часть имеет троичную форму со вступлением. Он открывается речитативом для виолончели соло, за которым сразу следует короткий ответ кларнетов, фаготов и валторны.

\relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef bass \numericTimeSignature \time 4/4 \key e \minor \tempo "Adagio" 4 = 56 <be, g,>2\downbow\ff- ^_"nobilmente" <eg, b, e,>\downbow-^ | \stemDown <de, g, c,>8\downbow\sf[ c] b[ c] <a fis b, dis,>4\sf }

Далее следует импровизированная модифицированная гамма , исполненная соло на виолончели. Затем секция альта представляет собой исполнение основной темы в модерато и передает ее виолончели соло, которая ее повторяет. Элгар считал это своей мелодией: «Если вы когда-нибудь услышите, как кто-то насвистывает эту мелодию в районе Малверн -Хиллз, то это буду я». [20]

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef treble \key e \minor \tempo "Moderato" \time 9/8 fis4(\p g8 fis4 a8 b4 a8) | g4( e8 d4 e8 c4 b8) | а4 }

Струнная часть воспроизводит тему в третий раз, а затем соло виолончели преобразует ее в повторение фортиссимо. Оркестр повторяет, и виолончель в последний раз представляет тему, прежде чем перейти непосредственно к лирической средней части ми мажор .

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef bass \time 12/8 \key e \major gis8.\mf( a16 gis8) cis4(\< fis8\!) fis4.\> e\ ! }

Это переходит в аналогичное повторение первого раздела. В этом разделе опущена модифицированная тема фортиссимо в соло виолончели. Более медленная первая часть переходит непосредственно во вторую часть.

рукописная партитура, потускневшая с возрастом
Фрагмент рукописи открытия второй части концерта.

Вторая часть открывается быстрым крещендо с аккордами пиццикато виолончели. Затем соло-виолончель играет основной мотив раздела Allegro molto.

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef bass \key e \minor \tempo "Allegro molto" 4 = 138 \numericTimeSignature \time 4/4 b16-.\pp b-. б-. b-.\< b(d) d\! дд( б) б\> бб(а) аа\! | б4 }

Далее следуют аккорды пиццикато. короткая каденция Играется , затем следуют мотив шестнадцатой ноты и аккорды. Ритардандо ведет непосредственно к разделу, похожему на скерцо, который сохраняется до конца.

Медленная третья часть начинается и заканчивается лирической мелодией, и через всю часть проходит одна тема.

 \relative c { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef bass \time 3/8 \tempo "Adagio" 8 = 50 \key bes \major d8(\p\< f) bes\! | f'\>( fis g^"десять")\! | р бес,( с) | d4( f8)^"десять"\> | р\! г,(а) | bes4( d8)^"десять"\> | р\! бес-_\пп а-_ | f4 }

Конец перетекает прямо в финал (снова без паузы). Четвертая часть начинается еще одним быстрым крещендо и заканчивается фортиссимо. За соло виолончели следует еще один речитатив и каденция. Основная тема движения благородна и величественна, но с оттенками и множеством ключевых изменений.

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef treble \time 2/4 \key e \minor \tempo "Allegro, ma non troppo" 4 = 108 e8\ff_"risoluto" r \slashedGrace { е( } g4-^) | \grace { fis16[( g] } fis8-!) e16 fis d8 c16 d | b8-> r \slashedGrace { b( } d4-^) | \grace { c16[( d] } c8)-ł| b16 с a8 b16 с | b8-> }
Рукопись с автографом начала третьей части концерта.

Ближе к концу пьесы темп замедляется и переходит в раздел più lento , в котором появляется новый набор тем.

 \relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef treble \time 3/4 \key e \minor \partial 4*1 ees4\ff | des'^"ten"\sf c bes8\> g | bes4^"десять"\sf\! да }

Темп еще больше замедляется до темпа третьей части, и тема этой части повторяется. Этот темп продолжает замедляться, пока не останавливается, и оркестр держит аккорд. Затем, в самом конце пьесы, снова играется речитатив первой части. Это перетекает в повторение основной темы четвертой части с нарастанием напряжения до последних трех аккордов, завершающих пьесу.

Элгар и Беатрис Харрисон сделали усеченную запись в 1920 году, используя процесс акустической записи . [n 3] Первая полная запись была сделана в 1928 году Харрисоном, Элгаром и Новым симфоническим оркестром. [22] Позже были на 78 об / мин записи с участием У.Х. Сквайра и Пабло Казальса в качестве солистов, но работа записывалась нечасто до эпохи пластинок 1950-1970-х годов. [23]

Ключевая запись была сделана в 1965 году компанией EMI с британской виолончелисткой Жаклин дю Пре в качестве солистки и Лондонским симфоническим оркестром под управлением сэра Джона Барбиролли . [n 4] Именно эта запись, по словам одного критика, «даже убедила американцев с восторгом послушать Элгара». [25] С тех пор было выпущено более семидесяти пластинок, солистами в том числе в 1960-х Пьер Фурнье и Мстислав Ростропович , в 1970-е Поль Тортелье , в 1980-е Линн Харрелл , Генрих Шифф , Йо-Йо Ма и Стивен Иссерлис , в 1990-е Миша. Майски , Янош Старкер , Питер Виспелвей и Трульс Мёрк , в 2000-е годы Анн Гастинель и Рафаэль Валлфиш , а позже Сол Габетта , Пол Уоткинс , Антонио Менесес и Шеку Канне-Мейсон . [26]

В 1985 году Джулиан Ллойд Уэббер записал концерт с Королевским филармоническим оркестром под управлением Иегуди Менухина . Для журнала BBC Music Джеррольд Нортроп Мур выбрал эту версию как лучшую на сегодняшний день, и она получила премию Brit Award как «Лучшая классическая запись» 1985 года. [27] В программе BBC Radio 3 «Строительство библиотеки» трижды были представлены сравнительные обзоры всех доступных версий концерта. В «Путеводителе Penguin по записанной классической музыке» , 2008 год, есть три страницы рецензий на произведение. Единственная запись, получившая высшие рекомендации BBC и The Penguin Guide, - это запись Дю Пре, сделанная в 1965 году совместно с LSO и Барбиролли. Другие записи, получившие высокую оценку BBC и The Penguin Guide, принадлежат Беатрис Харрисон (1928); [28] Стивен Иссерлис (1988); [29] Йо-Йо Ма (1985) и Трульс Мёрк (1999). [30] [31]

Немецкое периодическое издание Fono Forum в дискографическом обзоре произведений 2022 года рекомендует записи с участием в качестве солистов Харрисона, Дю Пре, Тортелье, Роберта Коэна , Микаэлы Фукачовой , Даниэля Мюллер-Шотта и Уоткинса. [32]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Соната для скрипки ми минор , соч. 82; Струнный квартет ми минор , соч. 83; и Фортепианный квинтет ля минор , соч. 84
  2. ^ Вторая запись Элгара с Харрисоном длится 25 минут 11 секунд; более поздние записи обычно медленнее: Tortelier (1954), du Pré (1965), Isserlis (1987) и Mørk (2009) в диапазоне от 28 минут 33 секунды до 30 минут 06 секунд.
  3. В результате сокращений время игры сократилось до 16 минут 02 секунд. [21]
  4. Во время перерыва в записи 20-летний Дю Пре покинул студию и, вернувшись, обнаружил большую аудиторию местных музыкантов и критиков, которые слышали, что звезда зарождается. [24]
  1. ^ Мур, с. 299
  2. ^ Мур, с. 406
  3. ^ Мур, с. 741
  4. ^ Мур, с. 714
  5. ^ Мур, с. 715
  6. ^ Стейнберг, стр. 185–89.
  7. ^ Jump up to: а б «Концерт для виолончели ми минор, соч. 85» , Общество Элгара. Проверено 1 марта 2024 г.
  8. ^ Андерсон, с. 141
  9. Ньюман, Эрнест, «Музыка недели», The Observer , 2 ноября 1919 г.
  10. ^ Рид, с. 131
  11. ^ Стивенсон, Джозеф. «Феликс Салмонд: Биография» . Вся музыка . Проверено 23 июня 2007 г.
  12. The Observer , 16 января 1921 г., стр. 15
  13. ^ Кеннеди, Майкл (2004). «Элгар, сэр Эдвард Уильям, баронет (1857–1934)». Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/32988 .
  14. ^ Jump up to: а б Хендерсон, У.Дж., «Джерарди играет с квакерским оркестром», New York Herald , 22 ноября 1922 г., стр. 10
  15. Олдрич, Ричард, «Музыка», The New York Times , 22 ноября 1922 г., стр. 18
  16. ^ «Музыка и драма», Sydney Morning Herald , 13 января 1923 г., стр. 8; и «Вечер с Джерарди», The Sun , 22 апреля 1923 г., стр. 2
  17. ^ «Жан Джерарди», Sydney Morning Herald , 24 апреля 1923 г., стр. 10
  18. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 255
  19. ^ Март (1967), с. 15
  20. ^ Бенджамин Зандер, Мастер-классы по игре на виолончели с концертом для виолончели, 2015.
  21. ^ Набор компакт-дисков «Примечания к музыке и искусству» CR-1257
  22. ^ «Граммофонные ноты», The Musical Times , 1 февраля 1929 г., стр. 133
  23. ^ Клаф и Каминг, с. 178
  24. ^ Лебрехт, стр. 208–209.
  25. ^ Март (1977), с. 363
  26. ^ "Концерт Элгара для виолончели" , WorldCat. Проверено 1 марта 2024 г.
  27. Джулиан Ллойд Уэббер. Архивировано 4 мая 2016 г. в Wayback Machine , RPO, Philips 416354-2.
  28. Беатрис Харрисон. Архивировано 1 августа 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
  29. Стивен Иссерлис . Архивировано 28 июля 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
  30. Йо-Йо Ма. Архивировано 19 июля 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
  31. ^ Март (2007), стр. 424–426.
  32. ^ Юрген Шаарвехтер, «Классический канон - Эпизод 135. Эдвард Элгар: Концерт для виолончели с оркестром. Дамы прежде всего? Дискография «позднего творчества» Элгара была бы невообразима без двух британских женщин-виолончелисток», Fono Forum 1/2022, стр. 24–30

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69961d91df0814c6bb9db90c3c107dd3__1721708040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/d3/69961d91df0814c6bb9db90c3c107dd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cello Concerto (Elgar) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)