Концерт для виолончели (Элгар)

Эдварда Элгара Концерт для виолончели ми минор , соч. 85, его последнее крупное завершенное произведение, является краеугольным камнем репертуара сольной виолончели . Элгар сочинил ее после Первой мировой войны , когда его музыка уже вышла из моды среди концертной публики. Элгара В отличие от более раннего Скрипичного концерта , который является лирическим и страстным, Концерт для виолончели по большей части созерцательный и элегический.
Премьера в октябре 1919 года обернулась провалом, поскольку Элгар и исполнители были лишены достаточного времени для репетиций. Элгар сделал две записи произведения с Беатрис Харрисон в качестве солистки. С тех пор ведущие виолончелисты, начиная с Пабло Казальса , исполняли это произведение на концертах и в студии, но широкой популярности оно не достигло до 1960-х годов, когда запись Жаклин дю Пре захватила воображение публики и стала классическим бестселлером. .
История
[ редактировать ]Известно, что Элгар приступил к работе над концертом только в 1919 году. В 1900 году виолончелист квартета Бродского Карл Фукс добился согласия композитора однажды написать что-нибудь для виолончели. [1] Фукс и его друг виолончелист Пауль Грюммер позже напомнили об этом Элгару. [2] Биограф композитора Джеррольд Нортроп Мур предполагает, что Элгар, возможно, вспомнил об обещании, планируя новый концерт в 1919 году. [3]
В 1918 году Элгар перенес операцию в Лондоне по удалению инфицированной миндалины. [4] В ночь после возвращения из больницы в свой лондонский дом он записал мелодию, которая стала первой темой концерта. [5] Вскоре он и его жена удалились в свой уединенный загородный коттедж «Бринкуэллс» недалеко от Фиттлворта , Сассекс. В 1918 году Элгар написал там три камерных произведения. [n 1] которые, по словам его жены, заметно отличались по стилю и характеру от его предыдущих композиций. После их премьеры весной 1919 года он приступил к реализации своей идеи концерта для виолончели. [6] Работа посвящена Сидни Колвину и его жене, друзьям Элгара. [7]
Премьера концерта имела провальную премьеру на открытии сезона 1919–20 годов Лондонского симфонического оркестра 27 октября 1919 года. Помимо концерта, которым дирижировал композитор, остальную часть программы дирижировал Альберт Коутс , который опередил его репетиционное время за счет времени Элгара. Леди Элгар писала: «Этот жестокий, эгоистичный и невоспитанный бродяга… этот грубый Коутс продолжал репетировать». [8] Критик The Observer Эрнест Ньюман писал: «Ходили слухи о том, что в течение недели репетиции были неадекватными. Каким бы ни было объяснение, печальный факт остается фактом: никогда, по всей вероятности, столь великий оркестр не устраивал столь плачевное зрелище. ... Сама работа - прекрасная вещь, очень простая - та глубокая простота, которая пришла в музыку Элгара за последние пару лет - но с глубокой мудростью и красотой, лежащими в основе ее простоты». [9] Элгар не возлагал вину на своего солиста Феликса Салмонда , который позже снова играл у него. [10] Элгар сказал, что если бы Салмонд не усердно работал над подготовкой произведения, он бы полностью снял его с концерта. [11]
В отличие от Первой симфонии , которая получила сотню исполнений по всему миру всего за год с момента премьеры, Концерт для виолончели не давал второго исполнения в Лондоне более года. [12] Музыка Элгара к этому времени широко рассматривалась как старомодная, менее подходящая для послевоенной эпохи, чем для эдвардианской эпохи . [13] Американская премьера концерта состоялась в Карнеги-холле , Нью-Йорк, 21 ноября 1922 года Жаном Джерарди с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского . [14] Оно было встречено без особого энтузиазма: The New York Herald сочла большую часть работ «задумчивой, меланхоличной и в целом депрессивной»; [14] The New York Times считает, что тематический материал «не богат; он растянут, иногда довольно скуден». [15] Позже Джерарди представил концерт в Польше и Австралии. [16] Газета Sydney Morning Herald сочла это произведение оригинальным, музыкальным и замечательным дополнением к репертуару виолончели, но «без качеств, которые разжигают воображение слушателя». [17]
Позже концерт получил большее признание. В 1955 году авторы The Record Guide писали о «непреодолимой привлекательности Концерта для виолончели», хотя «задача интерпретации соло чрезвычайно сложна», требуя «сдержанного, свойственного английскому достоинства». [18] К 1967 году, по словам критика Эдварда Гринфилда , Жаклин дю Пре «убеждала публику от Нью-Йорка до Москвы, что Элгара – по крайней мере иногда – можно экспортировать». [19]
Произведение стало наряду с . Дворжака соч . 104 , один из двух наиболее часто исполняемых концертов для виолончели в международном репертуаре. [7]
Музыка
[ редактировать ]Это произведение исполнено для виолончели соло, 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов ля ля , 2 фаготов , 4 валторн ля фа , 2 труб до мажор , 3 тромбонов , тубы , литавр и струнных .
Обычно произведение длится чуть меньше 30 минут; [n 2] у него четыре движения :
- Адажио – Умеренное (ок. 8:00)
- Медленно – Аллегро танто (ок. 4:30)
- Адажио (ок. 4:50)
- Аллегро – Модерато – Аллегро, но не слишком – Чуть медленнее – Адажио (ок. 11:30)
Первая часть имеет троичную форму со вступлением. Он открывается речитативом для виолончели соло, за которым сразу следует короткий ответ кларнетов, фаготов и валторны.
![\relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef bass \numericTimeSignature \time 4/4 \key e \minor \tempo "Adagio" 4 = 56 <be, g,>2\downbow\ff- ^_"nobilmente" <eg, b, e,>\downbow-^ | \stemDown <de, g, c,>8\downbow\sf[ c] b[ c] <a fis b, dis,>4\sf }](http://upload.wikimedia.org/score/1/o/1oin8xtmug77txf8jorsstzkhz2d7xy/1oin8xtm.png)
Далее следует импровизированная модифицированная гамма , исполненная соло на виолончели. Затем секция альта представляет собой исполнение основной темы в модерато и передает ее виолончели соло, которая ее повторяет. Элгар считал это своей мелодией: «Если вы когда-нибудь услышите, как кто-то насвистывает эту мелодию в районе Малверн -Хиллз, то это буду я». [20]

Струнная часть воспроизводит тему в третий раз, а затем соло виолончели преобразует ее в повторение фортиссимо. Оркестр повторяет, и виолончель в последний раз представляет тему, прежде чем перейти непосредственно к лирической средней части ми мажор .

Это переходит в аналогичное повторение первого раздела. В этом разделе опущена модифицированная тема фортиссимо в соло виолончели. Более медленная первая часть переходит непосредственно во вторую часть.

Вторая часть открывается быстрым крещендо с аккордами пиццикато виолончели. Затем соло-виолончель играет основной мотив раздела Allegro molto.

Далее следуют аккорды пиццикато. короткая каденция Играется , затем следуют мотив шестнадцатой ноты и аккорды. Ритардандо ведет непосредственно к разделу, похожему на скерцо, который сохраняется до конца.
Медленная третья часть начинается и заканчивается лирической мелодией, и через всю часть проходит одна тема.

Конец перетекает прямо в финал (снова без паузы). Четвертая часть начинается еще одним быстрым крещендо и заканчивается фортиссимо. За соло виолончели следует еще один речитатив и каденция. Основная тема движения благородна и величественна, но с оттенками и множеством ключевых изменений.
![\relative c' { \set Staff.midiInstrument = #"cello" \clef treble \time 2/4 \key e \minor \tempo "Allegro, ma non troppo" 4 = 108 e8\ff_"risoluto" r \slashedGrace { е( } g4-^) | \grace { fis16[( g] } fis8-!) e16 fis d8 c16 d | b8-> r \slashedGrace { b( } d4-^) | \grace { c16[( d] } c8)-ł| b16 с a8 b16 с | b8-> }](http://upload.wikimedia.org/score/r/k/rkly7gjfs044y57oex7qoepnlvjahc4/rkly7gjf.png)

Ближе к концу пьесы темп замедляется и переходит в раздел più lento , в котором появляется новый набор тем.

Темп еще больше замедляется до темпа третьей части, и тема этой части повторяется. Этот темп продолжает замедляться, пока не останавливается, и оркестр держит аккорд. Затем, в самом конце пьесы, снова играется речитатив первой части. Это перетекает в повторение основной темы четвертой части с нарастанием напряжения до последних трех аккордов, завершающих пьесу.
Записи
[ редактировать ]Элгар и Беатрис Харрисон сделали усеченную запись в 1920 году, используя процесс акустической записи . [n 3] Первая полная запись была сделана в 1928 году Харрисоном, Элгаром и Новым симфоническим оркестром. [22] Позже были на 78 об / мин записи с участием У.Х. Сквайра и Пабло Казальса в качестве солистов, но работа записывалась нечасто до эпохи пластинок 1950-1970-х годов. [23]
Ключевая запись была сделана в 1965 году компанией EMI с британской виолончелисткой Жаклин дю Пре в качестве солистки и Лондонским симфоническим оркестром под управлением сэра Джона Барбиролли . [n 4] Именно эта запись, по словам одного критика, «даже убедила американцев с восторгом послушать Элгара». [25] С тех пор было выпущено более семидесяти пластинок, солистами в том числе в 1960-х Пьер Фурнье и Мстислав Ростропович , в 1970-е Поль Тортелье , в 1980-е Линн Харрелл , Генрих Шифф , Йо-Йо Ма и Стивен Иссерлис , в 1990-е Миша. Майски , Янош Старкер , Питер Виспелвей и Трульс Мёрк , в 2000-е годы Анн Гастинель и Рафаэль Валлфиш , а позже Сол Габетта , Пол Уоткинс , Антонио Менесес и Шеку Канне-Мейсон . [26]
В 1985 году Джулиан Ллойд Уэббер записал концерт с Королевским филармоническим оркестром под управлением Иегуди Менухина . Для журнала BBC Music Джеррольд Нортроп Мур выбрал эту версию как лучшую на сегодняшний день, и она получила премию Brit Award как «Лучшая классическая запись» 1985 года. [27] В программе BBC Radio 3 «Строительство библиотеки» трижды были представлены сравнительные обзоры всех доступных версий концерта. В «Путеводителе Penguin по записанной классической музыке» , 2008 год, есть три страницы рецензий на произведение. Единственная запись, получившая высшие рекомендации BBC и The Penguin Guide, - это запись Дю Пре, сделанная в 1965 году совместно с LSO и Барбиролли. Другие записи, получившие высокую оценку BBC и The Penguin Guide, принадлежат Беатрис Харрисон (1928); [28] Стивен Иссерлис (1988); [29] Йо-Йо Ма (1985) и Трульс Мёрк (1999). [30] [31]
Немецкое периодическое издание Fono Forum в дискографическом обзоре произведений 2022 года рекомендует записи с участием в качестве солистов Харрисона, Дю Пре, Тортелье, Роберта Коэна , Микаэлы Фукачовой , Даниэля Мюллер-Шотта и Уоткинса. [32]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Соната для скрипки ми минор , соч. 82; Струнный квартет ми минор , соч. 83; и Фортепианный квинтет ля минор , соч. 84
- ^ Вторая запись Элгара с Харрисоном длится 25 минут 11 секунд; более поздние записи обычно медленнее: Tortelier (1954), du Pré (1965), Isserlis (1987) и Mørk (2009) в диапазоне от 28 минут 33 секунды до 30 минут 06 секунд.
- ↑ В результате сокращений время игры сократилось до 16 минут 02 секунд. [21]
- ↑ Во время перерыва в записи 20-летний Дю Пре покинул студию и, вернувшись, обнаружил большую аудиторию местных музыкантов и критиков, которые слышали, что звезда зарождается. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мур, с. 299
- ^ Мур, с. 406
- ^ Мур, с. 741
- ^ Мур, с. 714
- ^ Мур, с. 715
- ^ Стейнберг, стр. 185–89.
- ^ Jump up to: а б «Концерт для виолончели ми минор, соч. 85» , Общество Элгара. Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Андерсон, с. 141
- ↑ Ньюман, Эрнест, «Музыка недели», The Observer , 2 ноября 1919 г.
- ^ Рид, с. 131
- ^ Стивенсон, Джозеф. «Феликс Салмонд: Биография» . Вся музыка . Проверено 23 июня 2007 г.
- ↑ The Observer , 16 января 1921 г., стр. 15
- ^ Кеннеди, Майкл (2004). «Элгар, сэр Эдвард Уильям, баронет (1857–1934)». Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/32988 .
- ^ Jump up to: а б Хендерсон, У.Дж., «Джерарди играет с квакерским оркестром», New York Herald , 22 ноября 1922 г., стр. 10
- ↑ Олдрич, Ричард, «Музыка», The New York Times , 22 ноября 1922 г., стр. 18
- ^ «Музыка и драма», Sydney Morning Herald , 13 января 1923 г., стр. 8; и «Вечер с Джерарди», The Sun , 22 апреля 1923 г., стр. 2
- ^ «Жан Джерарди», Sydney Morning Herald , 24 апреля 1923 г., стр. 10
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 255
- ^ Март (1967), с. 15
- ^ Бенджамин Зандер, Мастер-классы по игре на виолончели с концертом для виолончели, 2015.
- ^ Набор компакт-дисков «Примечания к музыке и искусству» CR-1257
- ^ «Граммофонные ноты», The Musical Times , 1 февраля 1929 г., стр. 133
- ^ Клаф и Каминг, с. 178
- ^ Лебрехт, стр. 208–209.
- ^ Март (1977), с. 363
- ^ "Концерт Элгара для виолончели" , WorldCat. Проверено 1 марта 2024 г.
- ↑ Джулиан Ллойд Уэббер. Архивировано 4 мая 2016 г. в Wayback Machine , RPO, Philips 416354-2.
- ↑ Беатрис Харрисон. Архивировано 1 августа 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
- ↑ Стивен Иссерлис . Архивировано 28 июля 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
- ↑ Йо-Йо Ма. Архивировано 19 июля 2012 г. на archive.today , Building a Library, BBC Radio 3, по состоянию на 24 октября 2010 г.
- ^ Март (2007), стр. 424–426.
- ^ Юрген Шаарвехтер, «Классический канон - Эпизод 135. Эдвард Элгар: Концерт для виолончели с оркестром. Дамы прежде всего? Дискография «позднего творчества» Элгара была бы невообразима без двух британских женщин-виолончелисток», Fono Forum 1/2022, стр. 24–30
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Роберт (1993). Элгар . Лондон: Дж. М. Дент. ISBN 978-0-46-086054-3 .
- Клаф, Фрэнсис Ф.; Г. Г. Каминг (1952). Мировая энциклопедия записанной музыки . Лондон: Сиджвик и Джексон. OCLC 847382507 .
- Лебрехт, Норман (2007). Жизнь и смерть классической музыки . Нью-Йорк: Anchor Books. ISBN 978-1-4000-9658-9 .
- Марш, Иван , изд. (1967). Великие рекорды . Блэкпул: Библиотека долгоиграющих пластинок. OCLC 555041974 .
- Марш, Иван, изд. (1977) [1975]. Руководство по стереозаписям Penguin (второе изд.). Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-046223-4 .
- Марш, Иван, изд. (2007). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-103336-5 .
- Мур, Джерролд Нортроп (1999). Элгар – Творческая жизнь . ISBN 9780198163664 .
- Рид, WH (1946). Элгар . Лондон: Дент. OCLC 8858707 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Десмонд Шоу-Тейлор (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510330-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для виолончели : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Путеводитель по концерту на сайте Elgar.org - включает музыкальный тур и историю.
- Видео на YouTube , третья часть в исполнении Джулиана Ллойда Уэббера под управлением Иегуди Менухина.
- Виолончель Концерт для виолончели Элгара , BBC
- Открытие музыки – Концерт для виолончели Элгара , BBC