Поль Тортелье

Поль Тортелье (21 марта 1914 — 18 декабря 1990) — французский виолончелист и композитор. После выдающейся студенческой карьеры в Парижской консерватории он играл в оркестрах Франции и США перед Второй мировой войной . После войны он стал известным солистом, выступавшим в странах по всему миру. Он преподавал в консерваториях Франции, Германии и Китая, а также давал мастер-классы по телевидению в Англии. Его особенно ассоциировали с сольной партией в Рихарда Штрауса » « Дон Кихоте , концертах для виолончели Элгара и других, а также Баха виолончели сюитах для .
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Тортелье родился в Париже, в семье Жозефа Тортелье и его жены Маргариты, урожденной Бура. Жозеф, выходец из семьи с бретонскими корнями, был менюзье-эбенистом – плотником-краснодеревщиком – на Монмартре . [ 1 ] Мать Тортелье особенно любила виолончель, и он начал играть на этом инструменте, когда ему было шесть лет. [ 2 ] [ 3 ] Его общее образование было в Школе Люсьена Лаффлесселя, а с девяти лет он учился игре на виолончели у Луи Фейяра . [ 4 ]
В 12 лет Тортелье поступил в Парижскую консерваторию , где учился игре на виолончели у Жерара Хеккинга . Будучи студентом, он подрабатывал трио, аккомпанируя немым фильмам. [ 5 ] Он выиграл первую премию консерватории, когда ему было 16 лет, сыграв Концерт Элгара для виолончели . [ 6 ] а затем он изучал гармонию и композицию у Жана Галлона . [ 7 ] Его профессиональный дебют состоялся в 1931 году в возрасте 17 лет в качестве солиста в Лало Концерте для виолончели с оркестром Ламуре . [ 6 ]
В 1935 году Тортелье присоединился к Филармоническому оркестру Монте-Карло в качестве первого виолончелиста и играл с ним до 1937 года. Он выступал под управлением Бруно Вальтера и Артуро Тосканини . [ 8 ] и исполнил сольную партию в Рихарда Штрауса » « Дон Кихоте под управлением композитора. [ 9 ]
В 1937 году Тортелье принял приглашение Сержа Кусевицкого присоединиться к Бостонскому симфоническому оркестру . Он оставался до сезона 1939–40. он находился в Париже Во время Второй мировой войны , преподавал в консерватории. У него был недолгий брак с Мадлен Гастон, который закончился разводом в 1944 году. [ 5 ] После войны он был главным виолончелистом Оркестра Общества концертов консерватории в 1946–47. В 1946 году он женился на ученице игры на виолончели Мод Моник Мартен, от которой у него родилось трое детей, все из которых стали музыкантами: Ян Паскаль , скрипач, а впоследствии дирижер; Мария де ла Пау, пианистка; и Помона, виолончелистка. [ 6 ]
Международная сольная карьера
[ редактировать ]В 1947 году началась международная карьера Тортелье как солиста в Берлине и Амстердаме. [ 6 ] После концерта в последнем городе под управлением сэра Томаса Бичема , на котором Тортелье снова исполнил сольную партию в «Дон Кихоте» , Бичем предложил ему повторить свое выступление с Королевским филармоническим оркестром (RPO) на фестивале музыки Штрауса в Лондоне. в присутствии композитора. [ 10 ] Через несколько дней Тортелье дал сольный концерт с Джеральдом Муром в Вигмор-холле и записал пьесу Штрауса с Бичемом и RPO. [ 5 ] После концерта музыкальный критик The Times написал, что Тортелье проявил себя как «выдающийся артист, чья игра сочетала техническое мастерство с прекрасной музыкальностью на протяжении всей программы, включающей произведения Баха , Бетховена , Чайковского , Дебюсси и виртуозные шоу-программы». куски". [ 11 ] Он добавил:
В течение своей последующей карьеры Тортелье играл по всей Европе, Америке, Австралии, Северной Африке, Израиле, СССР и Японии, но Великобритания оставалась центральной в его карьере, и большая часть его записей в течение следующих четырех десятилетий была сделана именно там. Он находил англичан сбитыми с толку своими сдержанными чувствами, но любил их: «Я не могу говорить об англичанах без эмоций. Я обязан им всем в своей карьере». [ 12 ] Ему было менее комфортно с американцами, которых он считал дружелюбными, но которым не хватало настоящей любви. [ 12 ]
попросил Тортелье В 1950 году Пабло Казальс сыграть в качестве главного виолончелиста в оркестре фестиваля Прад; Из уважения к Казальсу Тортелье согласился. [ н 1 ] Позже он сказал: «Я играл у Тосканини и Караяна , но ни с одним дирижером я не чувствовал того, что чувствовал с Казальсом». [ 12 ] Больше всего на него повлиял Казальс, больше, чем любой другой виолончелист. Тортелье сказал, что в игре пожилого человека было духовное качество: «никто никогда не думал, что Казальс играет на виолончели; он играл музыку». [ 14 ] Тем не менее, Тортелье получил техническую информацию от Казальса, особенно о гибком использовании последней левой руки на грифе, а также о его напористой фразировке и артикуляции. [ 14 ] Он также усвоил подход Казальса к интонации, слегка повышая или выравнивая высоту нот для достижения наилучшего гармонического эффекта. [ 14 ] Казальс сказал о мастерстве Тортелье на виолончели: «Когда ты играешь, ты заставляешь ее говорить». [ 9 ]
Хотя он не был евреем (он был католиком -агностиком ), Тортелье вдохновлялся идеалами основателей вновь образованного государства Израиль в 1948 году, а в 1955–56 годах жил с женой и детьми в кибуце Маабарот. , недалеко от Хайфы . [ 15 ] В этот период он дебютировал как дирижер в Израильской филармонии . [ 16 ]
Международная карьера Тортелье продолжалась, когда ему исполнилось семьдесят. На концерте, посвященном его 75-летию, к нему присоединились коллеги, в том числе его друг Мстислав Ростропович , который дирижировал Концертом Сен-Санса ля минор с Тортелье в качестве солиста, а позже на концерте присоединился к нему в качестве солиста в собственной композиции Тортелье. «Вальс, алла Мод». [ 17 ]
Тортелье умер от сердечного приступа 18 декабря 1990 года в возрасте 76 лет в поместье Вильярсо , Ивелин , недалеко от Парижа. [ 6 ] На концерте в июне следующего года, посвященном его жизни и творчеству, дирижировали Иегуди Менухин , сэр Чарльз Гроувс и Ян-Паскаль Тортелье, а среди виолончелистов были Мод Мартин Тортелье, Янош Старкер и двое бывших учеников Тортелье, Арто Норас и Рафаэль Зоммер. [ 18 ]
Композитор, педагог и новатор
[ редактировать ]
Тортелье считал важным, чтобы музыканты-исполнители писали музыку, потому что он чувствовал, что это позволяет ему относиться даже к репертуарным произведениям как к, в некоторой степени, акту воссоздания: [ 6 ] [ 19 ]
Среди его сочинений — концерт для двух виолончелей с оркестром (1950), сюита для виолончели соло ре мажор и две сонаты для виолончели и фортепиано. Он написал комплекс вариаций для виолончели с оркестром ( «Май музыка спасет мир »). Он также написал симфонию «Израильская симфония» . Некоторые из его композиций были включены в специальный концерт по случаю его 75-летия в Королевском фестивальном зале в 1989 году, к празднованию которого присоединились его жена и сын. [ 3 ] Он дважды редактировал Баха Сюиты для виолончели ; его первая версия была опубликована Огенером в 1961 году. [ 20 ] и второй Гальярд в 1966 году. [ 21 ] [ н 2 ]
Среди учеников Тортелье были Норас, Соммер, Жаклин дю Пре , Анн Гастинель и Натан Вакс . [ 3 ] [ 6 ] Он был профессором Парижской консерватории (1956–69), Высшей школы Фолькванг в Эссене, Германия (1969–1975), и Консерватории Пьера Кошро в Ницце (1978–80). Он также был почетным профессором Центральной консерватории в Пекине. [ 6 ] В 1960-х и 1970-х годах он дал серию мастер-классов , которые были записаны и показаны по телевидению BBC . «Таймс» писала о них: «Он был первым музыкантом, который популяризировал мастер-класс на телевидении BBC. Своими глубоко посаженными, выразительными глазами, непослушной копной седых волос и ломаным, но четко выраженным английским языком он очаровывал свою аудиторию так же, как и своих учеников. ". Было отмечено его физическое сходство с традиционными рисунками «Дон Кихота» Сервантеса. [ 3 ]
Занимаясь поддержкой растущих талантов, Тортелье был художественным руководителем и председателем комиссии на первом крупном британском конкурсе виолончелистов, проходившем в Бристоле в 1975 году. В нем приняли участие 20 конкурсантов из 12 стран, а на гала-концерте состоялась премьера собственного Концерта Тортелье для двух виолончелей. в исполнении композитора и его жены под управлением сына. [ 23 ]
Если бы Тортелье приходилось играть или настраивать скрипку, он делал бы это, держа ее вертикально, как миниатюрную виолончель. Однажды после того, как он настроил таким образом скрипку своего сына, молодой Ян Паскаль заметил, что она звучит не так хорошо, когда она настроена вертикально, как когда она настроена в обычном горизонтальном положении. [ 24 ] Тортелье согласился, и дальнейшее рассмотрение этого вопроса привело его к разработке нового типа концевого штифта , шарнирно предназначенного для опускания виолончели из почти вертикального положения в наклон, так что инструмент вибрирует более свободно, обеспечивая большую проекцию своего звука. [ 25 ] Некоторых виолончелистов это устраивало больше, чем других. [ 25 ] и, согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , «не широко используется». [ 26 ]
Почести
[ редактировать ]
Тортелье был почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне, имел почетные степени трех английских университетов и был кавалером Ордена Финского льва . [ 16 ] В его честь названа улица в Батиньоль-Монсо, 17-м округе Парижа .
Записи
[ редактировать ]Обширная дискография Тортелье включает два комплекта Баха Сюит для виолончели , первый из которых был сделан в Париже в 1960 году, а второй в Лондоне в 1982 году. Он дважды записывал « Дон Кихота» : сначала с Бичемом и RPO в 1947 году, а затем в 1973 году с Рудольфом Кемпе и Государственная капелла Дрездена . О последнем журнал Gramophone сообщил, что, несмотря на достоинства конкурирующих записей, «за чистое очарование и элегантность» эта версия завоевала пальму первенства. [ 27 ] Тортелье сделал три студийные записи концерта Элгара – с сэром Малкольмом Сарджентом и Симфоническим оркестром BBC в 1953 году. [ 28 ] Сэр Адриан Боулт и Лондонский филармонический оркестр в 1972 году. [ 28 ] и Гроувс и RPO в 1988 году. [ 29 ] BBC выпустила запись концертного исполнения концерта 1972 года с Боултом и Симфоническим оркестром BBC на компакт-диске, который также включает исполнение Брамса Двойного концерта с Torteliers père et fils в качестве солистов. [ 30 ] Среди других его записей — концерты Гайдна , Сен-Санса , Дворжака и Уолтона Чайковского , «Вариации на тему рококо» , полное собрание сочинений Бетховена для виолончели и фортепиано с Эриком Хайдсиком и сонаты для виолончели Дебюсси и Форе с Жаном Юбо . [ 9 ] С Менухиным он записал двойные концерты Брамса и Делиуса . [ 9 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Среди других всемирно известных солистов, игравших в оркестре Казальса, были Исаак Стерн и Уильям Примроуз . [ 13 ]
- ↑ Тортелье сказал: «Бах по-немецки означает ручей – этот ручей течет к реке, а эта река течет к морю. Это развитие, которое начинается деликатно и поэтично. Если вы добавите слишком много экспрессии с чрезмерным романтизмом, вода перестанет течь. . .. Если хочешь сделать абстрактного Баха... то вода становится холодной. Это уже не Бах, прославляющий Бога и природу, а тот, кто прославляет метроном». [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тортелье и Блюм, стр. 2–3.
- ^ Тортелье и Блюм, с. 130
- ^ Jump up to: а б с д Некролог, The Times , 19 декабря 1990 г., стр. 14
- ^ Тортелье и Блюм, стр. 32 и 76.
- ^ Jump up to: а б с Некролог, The Daily Telegraph , 19 декабря 1990 г., стр. 19
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гудвин, Ноэль . «Тортелье, Пол» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ^ Тортелье и Блюм, с. 49
- ^ Тортелье и Блюм, с. 56
- ^ Jump up to: а б с д Мартленд, с. 292
- ^ «Доктор Штраус в Лондоне», The Times , 6 октября 1947 г., стр. 8
- ^ Jump up to: а б «Концерты недели», The Times , 13 октября 1947 г., стр. 7
- ^ Jump up to: а б с «Сарабанд», The Economist , 25 августа 1990 г., стр. 82
- ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 475
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, с. 97
- ^ Уилсон, с. 98
- ^ Jump up to: а б «Тортелье, Поль (21 марта 1914–18 декабря 1990), виолончелист, композитор, дирижер» , Who's Who и Who Was Who , Oxford University Press, 2022 г. (требуется подписка)
- ^ Петтитт, Стивен. «Празднование в форме», The Times , 24 мая 1989 г., стр. 16
- ^ «Барбакан-холл» , The Musical Times , май 1991 г., стр. 3 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Коулман, Ричард. «Пол Тортелье», The Sydney Morning Herald , 2 августа 1980 г., стр. 2
- ^ ОСЛК 475517393
- ^ ОСЛК 1253928304
- ^ Иври, Бенджамин (7 декабря 2008 г.). «Завещание Баха » . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ «Отчеты – Бристоль» , The Musical Times , март 1976 г., стр. 248 (требуется подписка)
- ^ Тортелье и Блюм, с. 134
- ^ Jump up to: а б Уилсон, с. 99
- ^ Рассел, Тилден А. «Конец (шпилька)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
- ↑ Обзор , Граммофон , март 1989 г.
- ^ Jump up to: а б ОСЛК 977899818
- ^ ОСЛК 1044305722
- ^ ОСЛК 893577293
Источники
[ редактировать ]- Мартленд, Питер (1997). С момента начала рекордов: EMI, первые 100 лет . Лондон: Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-6207-4 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард ; Шоу-Тейлор, Десмонд (1955). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 474839729 .
- Тортелье, Поль; Дэвид Блюм (1984). Поль Тортелье: Автопортрет в разговоре с Дэвидом Блюмом . Лондон: Хайнеманн. ISBN 978-0-434-78860-6 .
- Уилсон, Элизабет (1998). Жаклин дю Пре . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-81570-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1914 рождений
- 1990 смертей
- Музыканты из Парижа
- Французские классические виолончелисты
- Французские композиторы-мужчины
- французские музыкальные преподаватели
- Выпускники Парижской консерватории
- Академический состав Парижской консерватории
- Французские композиторы XX века
- Классические музыканты 20-го века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав Университета искусств Фолькванг
- Виолончелисты 20-го века