Jump to content

Поль Тортелье

Белый мужчина играет на виолончели, в полупрофиль.
Тортелье в 1948 году

Поль Тортелье (21 марта 1914 — 18 декабря 1990) — французский виолончелист и композитор. После выдающейся студенческой карьеры в Парижской консерватории он играл в оркестрах Франции и США перед Второй мировой войной . После войны он стал известным солистом, выступавшим в странах по всему миру. Он преподавал в консерваториях Франции, Германии и Китая, а также давал мастер-классы по телевидению в Англии. Его особенно ассоциировали с сольной партией в Рихарда Штрауса » « Дон Кихоте , концертах для виолончели Элгара и других, а также Баха виолончели сюитах для .

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Тортелье родился в Париже, в семье Жозефа Тортелье и его жены Маргариты, урожденной Бура. Жозеф, выходец из семьи с бретонскими корнями, был менюзье-эбенистом – плотником-краснодеревщиком – на Монмартре . [ 1 ] Мать Тортелье особенно любила виолончель, и он начал играть на этом инструменте, когда ему было шесть лет. [ 2 ] [ 3 ] Его общее образование было в Школе Люсьена Лаффлесселя, а с девяти лет он учился игре на виолончели у Луи Фейяра . [ 4 ]

В 12 лет Тортелье поступил в Парижскую консерваторию , где учился игре на виолончели у Жерара Хеккинга . Будучи студентом, он подрабатывал трио, аккомпанируя немым фильмам. [ 5 ] Он выиграл первую премию консерватории, когда ему было 16 лет, сыграв Концерт Элгара для виолончели . [ 6 ] а затем он изучал гармонию и композицию у Жана Галлона . [ 7 ] Его профессиональный дебют состоялся в 1931 году в возрасте 17 лет в качестве солиста в Лало Концерте для виолончели с оркестром Ламуре . [ 6 ]

В 1935 году Тортелье присоединился к Филармоническому оркестру Монте-Карло в качестве первого виолончелиста и играл с ним до 1937 года. Он выступал под управлением Бруно Вальтера и Артуро Тосканини . [ 8 ] и исполнил сольную партию в Рихарда Штрауса » « Дон Кихоте под управлением композитора. [ 9 ]

В 1937 году Тортелье принял приглашение Сержа Кусевицкого присоединиться к Бостонскому симфоническому оркестру . Он оставался до сезона 1939–40. он находился в Париже Во время Второй мировой войны , преподавал в консерватории. У него был недолгий брак с Мадлен Гастон, который закончился разводом в 1944 году. [ 5 ] После войны он был главным виолончелистом Оркестра Общества концертов консерватории в 1946–47. В 1946 году он женился на ученице игры на виолончели Мод Моник Мартен, от которой у него родилось трое детей, все из которых стали музыкантами: Ян Паскаль , скрипач, а впоследствии дирижер; Мария де ла Пау, пианистка; и Помона, виолончелистка. [ 6 ]

Международная сольная карьера

[ редактировать ]

В 1947 году началась международная карьера Тортелье как солиста в Берлине и Амстердаме. [ 6 ] После концерта в последнем городе под управлением сэра Томаса Бичема , на котором Тортелье снова исполнил сольную партию в «Дон Кихоте» , Бичем предложил ему повторить свое выступление с Королевским филармоническим оркестром (RPO) на фестивале музыки Штрауса в Лондоне. в присутствии композитора. [ 10 ] Через несколько дней Тортелье дал сольный концерт с Джеральдом Муром в Вигмор-холле и записал пьесу Штрауса с Бичемом и RPO. [ 5 ] После концерта музыкальный критик The Times написал, что Тортелье проявил себя как «выдающийся артист, чья игра сочетала техническое мастерство с прекрасной музыкальностью на протяжении всей программы, включающей произведения Баха , Бетховена , Чайковского , Дебюсси и виртуозные шоу-программы». куски". [ 11 ] Он добавил:

Благодаря фразировке и разнообразию тонов М. Тортелье оживил Баха без аккомпанемента, что удается немногим виолончелистам, а его оживленная интерпретация часто злоупотребляемой сонаты Дебюсси продемонстрировала ее истинное значение, которое не скоро забудется. [ 11 ]

В течение своей последующей карьеры Тортелье играл по всей Европе, Америке, Австралии, Северной Африке, Израиле, СССР и Японии, но Великобритания оставалась центральной в его карьере, и большая часть его записей в течение следующих четырех десятилетий была сделана именно там. Он находил англичан сбитыми с толку своими сдержанными чувствами, но любил их: «Я не могу говорить об англичанах без эмоций. Я обязан им всем в своей карьере». [ 12 ] Ему было менее комфортно с американцами, которых он считал дружелюбными, но которым не хватало настоящей любви. [ 12 ]

попросил Тортелье В 1950 году Пабло Казальс сыграть в качестве главного виолончелиста в оркестре фестиваля Прад; Из уважения к Казальсу Тортелье согласился. [ н 1 ] Позже он сказал: «Я играл у Тосканини и Караяна , но ни с одним дирижером я не чувствовал того, что чувствовал с Казальсом». [ 12 ] Больше всего на него повлиял Казальс, больше, чем любой другой виолончелист. Тортелье сказал, что в игре пожилого человека было духовное качество: «никто никогда не думал, что Казальс играет на виолончели; он играл музыку». [ 14 ] Тем не менее, Тортелье получил техническую информацию от Казальса, особенно о гибком использовании последней левой руки на грифе, а также о его напористой фразировке и артикуляции. [ 14 ] Он также усвоил подход Казальса к интонации, слегка повышая или выравнивая высоту нот для достижения наилучшего гармонического эффекта. [ 14 ] Казальс сказал о мастерстве Тортелье на виолончели: «Когда ты играешь, ты заставляешь ее говорить». [ 9 ]

Хотя он не был евреем (он был католиком -агностиком ), Тортелье вдохновлялся идеалами основателей вновь образованного государства Израиль в 1948 году, а в 1955–56 годах жил с женой и детьми в кибуце Маабарот. , недалеко от Хайфы . [ 15 ] В этот период он дебютировал как дирижер в Израильской филармонии . [ 16 ]

Международная карьера Тортелье продолжалась, когда ему исполнилось семьдесят. На концерте, посвященном его 75-летию, к нему присоединились коллеги, в том числе его друг Мстислав Ростропович , который дирижировал Концертом Сен-Санса ля минор с Тортелье в качестве солиста, а позже на концерте присоединился к нему в качестве солиста в собственной композиции Тортелье. «Вальс, алла Мод». [ 17 ]

Тортелье умер от сердечного приступа 18 декабря 1990 года в возрасте 76 лет в поместье Вильярсо , Ивелин , недалеко от Парижа. [ 6 ] На концерте в июне следующего года, посвященном его жизни и творчеству, дирижировали Иегуди Менухин , сэр Чарльз Гроувс и Ян-Паскаль Тортелье, а среди виолончелистов были Мод Мартин Тортелье, Янош Старкер и двое бывших учеников Тортелье, Арто Норас и Рафаэль Зоммер. [ 18 ]

Композитор, педагог и новатор

[ редактировать ]
чисто выбритый, стройный белый мужчина с орлиными чертами лица, в профиль играет на виолончели
Тортелье, студия Harcourt , 1948 год.

Тортелье считал важным, чтобы музыканты-исполнители писали музыку, потому что он чувствовал, что это позволяет ему относиться даже к репертуарным произведениям как к, в некоторой степени, акту воссоздания: [ 6 ] [ 19 ]

Когда я спрашиваю известных артистов, почему они не сочиняют, они неизменно говорят, что у них нет таланта. Но это то, что развивается. Они думают, что первое произведение, которое они напишут, должно стать их шедевром. Когда это не так – а этого никогда не бывает – они перестают пытаться». [ 19 ]

Среди его сочинений — концерт для двух виолончелей с оркестром (1950), сюита для виолончели соло ре мажор и две сонаты для виолончели и фортепиано. Он написал комплекс вариаций для виолончели с оркестром ( «Май музыка спасет мир »). Он также написал симфонию «Израильская симфония» . Некоторые из его композиций были включены в специальный концерт по случаю его 75-летия в Королевском фестивальном зале в 1989 году, к празднованию которого присоединились его жена и сын. [ 3 ] Он дважды редактировал Баха Сюиты для виолончели ; его первая версия была опубликована Огенером в 1961 году. [ 20 ] и второй Гальярд в 1966 году. [ 21 ] [ н 2 ]

Среди учеников Тортелье были Норас, Соммер, Жаклин дю Пре , Анн Гастинель и Натан Вакс . [ 3 ] [ 6 ] Он был профессором Парижской консерватории (1956–69), Высшей школы Фолькванг в Эссене, Германия (1969–1975), и Консерватории Пьера Кошро в Ницце (1978–80). Он также был почетным профессором Центральной консерватории в Пекине. [ 6 ] В 1960-х и 1970-х годах он дал серию мастер-классов , которые были записаны и показаны по телевидению BBC . «Таймс» писала о них: «Он был первым музыкантом, который популяризировал мастер-класс на телевидении BBC. Своими глубоко посаженными, выразительными глазами, непослушной копной седых волос и ломаным, но четко выраженным английским языком он очаровывал свою аудиторию так же, как и своих учеников. ". Было отмечено его физическое сходство с традиционными рисунками «Дон Кихота» Сервантеса. [ 3 ]

Занимаясь поддержкой растущих талантов, Тортелье был художественным руководителем и председателем комиссии на первом крупном британском конкурсе виолончелистов, проходившем в Бристоле в 1975 году. В нем приняли участие 20 конкурсантов из 12 стран, а на гала-концерте состоялась премьера собственного Концерта Тортелье для двух виолончелей. в исполнении композитора и его жены под управлением сына. [ 23 ]

Если бы Тортелье приходилось играть или настраивать скрипку, он делал бы это, держа ее вертикально, как миниатюрную виолончель. Однажды после того, как он настроил таким образом скрипку своего сына, молодой Ян Паскаль заметил, что она звучит не так хорошо, когда она настроена вертикально, как когда она настроена в обычном горизонтальном положении. [ 24 ] Тортелье согласился, и дальнейшее рассмотрение этого вопроса привело его к разработке нового типа концевого штифта , шарнирно предназначенного для опускания виолончели из почти вертикального положения в наклон, так что инструмент вибрирует более свободно, обеспечивая большую проекцию своего звука. [ 25 ] Некоторых виолончелистов это устраивало больше, чем других. [ 25 ] и, согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , «не широко используется». [ 26 ]

Уличный знак в Париже в честь Тортелье
Мемориальная доска в 17 округе Парижа

Тортелье был почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне, имел почетные степени трех английских университетов и был кавалером Ордена Финского льва . [ 16 ] В его честь названа улица в Батиньоль-Монсо, 17-м округе Парижа .

Обширная дискография Тортелье включает два комплекта Баха Сюит для виолончели , первый из которых был сделан в Париже в 1960 году, а второй в Лондоне в 1982 году. Он дважды записывал « Дон Кихота» : сначала с Бичемом и RPO в 1947 году, а затем в 1973 году с Рудольфом Кемпе и Государственная капелла Дрездена . О последнем журнал Gramophone сообщил, что, несмотря на достоинства конкурирующих записей, «за чистое очарование и элегантность» эта версия завоевала пальму первенства. [ 27 ] Тортелье сделал три студийные записи концерта Элгара – с сэром Малкольмом Сарджентом и Симфоническим оркестром BBC в 1953 году. [ 28 ] Сэр Адриан Боулт и Лондонский филармонический оркестр в 1972 году. [ 28 ] и Гроувс и RPO в 1988 году. [ 29 ] BBC выпустила запись концертного исполнения концерта 1972 года с Боултом и Симфоническим оркестром BBC на компакт-диске, который также включает исполнение Брамса Двойного концерта с Torteliers père et fils в качестве солистов. [ 30 ] Среди других его записей — концерты Гайдна , Сен-Санса , Дворжака и Уолтона Чайковского , «Вариации на тему рококо» , полное собрание сочинений Бетховена для виолончели и фортепиано с Эриком Хайдсиком и сонаты для виолончели Дебюсси и Форе с Жаном Юбо . [ 9 ] С Менухиным он записал двойные концерты Брамса и Делиуса . [ 9 ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Среди других всемирно известных солистов, игравших в оркестре Казальса, были Исаак Стерн и Уильям Примроуз . [ 13 ]
  2. Тортелье сказал: «Бах по-немецки означает ручей – этот ручей течет к реке, а эта река течет к морю. Это развитие, которое начинается деликатно и поэтично. Если вы добавите слишком много экспрессии с чрезмерным романтизмом, вода перестанет течь. . .. Если хочешь сделать абстрактного Баха... то вода становится холодной. Это уже не Бах, прославляющий Бога и природу, а тот, кто прославляет метроном». [ 22 ]
  1. ^ Тортелье и Блюм, стр. 2–3.
  2. ^ Тортелье и Блюм, с. 130
  3. ^ Jump up to: а б с д Некролог, The Times , 19 декабря 1990 г., стр. 14
  4. ^ Тортелье и Блюм, стр. 32 и 76.
  5. ^ Jump up to: а б с Некролог, The Daily Telegraph , 19 декабря 1990 г., стр. 19
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гудвин, Ноэль . «Тортелье, Пол» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
  7. ^ Тортелье и Блюм, с. 49
  8. ^ Тортелье и Блюм, с. 56
  9. ^ Jump up to: а б с д Мартленд, с. 292
  10. ^ «Доктор Штраус в Лондоне», The Times , 6 октября 1947 г., стр. 8
  11. ^ Jump up to: а б «Концерты недели», The Times , 13 октября 1947 г., стр. 7
  12. ^ Jump up to: а б с «Сарабанд», The Economist , 25 августа 1990 г., стр. 82
  13. ^ Саквилл-Уэст и Шоу-Тейлор, с. 475
  14. ^ Jump up to: а б с Уилсон, с. 97
  15. ^ Уилсон, с. 98
  16. ^ Jump up to: а б «Тортелье, Поль (21 марта 1914–18 декабря 1990), виолончелист, композитор, дирижер» , Who's Who и Who Was Who , Oxford University Press, 2022 г. (требуется подписка)
  17. ^ Петтитт, Стивен. «Празднование в форме», The Times , 24 мая 1989 г., стр. 16
  18. ^ «Барбакан-холл» , The Musical Times , май 1991 г., стр. 3 (требуется подписка)
  19. ^ Jump up to: а б Коулман, Ричард. «Пол Тортелье», The Sydney Morning Herald , 2 августа 1980 г., стр. 2
  20. ^ ОСЛК   475517393
  21. ^ ОСЛК   1253928304
  22. ^ Иври, Бенджамин (7 декабря 2008 г.). «Завещание Баха » . Уолл Стрит Джорнал .
  23. ^ «Отчеты – Бристоль» , The Musical Times , март 1976 г., стр. 248 (требуется подписка)
  24. ^ Тортелье и Блюм, с. 134
  25. ^ Jump up to: а б Уилсон, с. 99
  26. ^ Рассел, Тилден А. «Конец (шпилька)» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001 (требуется подписка)
  27. Обзор , Граммофон , март 1989 г.
  28. ^ Jump up to: а б ОСЛК   977899818
  29. ^ ОСЛК   1044305722
  30. ^ ОСЛК   893577293

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f5ed677dc502ad1bcaf7a1a66ff1aef__1690892520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/ef/7f5ed677dc502ad1bcaf7a1a66ff1aef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paul Tortelier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)