Джеральд Мур

Джеральд Мур CBE (30 июля 1899 - 13 марта 1987) был английским классическим пианистом, наиболее известным как пианист, сотрудничавший со многими выдающимися музыкантами. Среди тех, с кем он был тесно связан, были Дитрих Фишер-Дискау , Элизабет Шуман , Ганс Хоттер , Элизабет Шварцкопф , Виктория де лос Анхелес и Пабло Казальс .
Мур читал лекции на сцене, радио и телевидении на музыкальные темы. Он также писал о музыке, публиковал тома мемуаров и практические руководства по интерпретации песен .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Мур родился в Уотфорде , Хартфордшир , 30 июля 1899 года. [1] старший из четырех детей Дэвида Фрэнка Мура, владельца компании по производству мужской одежды, и его жены Честины, урожденной Джонс. [2] Он получил образование в гимназии Уотфорда и брал уроки игры на фортепиано у местного учителя. [3] Несмотря на врожденную музыкальность и безупречный слух , Мур неохотно учился игре на фортепиано: позже он сказал, что матери пришлось тащить его к фортепиано, «неохотного, хнычущего ребенка - я не впитывал музыку в свое существо до тех пор, пока мне не исполнилось двадцать с небольшим». [4]
Когда Муру было 13 лет, семья эмигрировала в Торонто, Онтарио , Канада, где он учился у пианиста Майкла Гамбурга , бывшего ученика Антона Рубинштейна . [5] Мура отвлекло от занятий музыкой сильное влечение к англо-католицизму ; некоторое время он думал, что у него есть призвание стать священником. [6] В 1915 году Гамбург умер, после чего его сын, виолончелист Борис Гамбург , взял Мура в качестве своего аккомпаниатора в турне с сорока выступлениями по западной Канаде. [2]
По возвращении в Торонто Мур работал органистом в англиканской церкви Св. Фомы , а позже органистом в кино , обеспечивая музыкальное сопровождение немых фильмов. Эта должность была достаточно прибыльной, но Мур описал киноорган как «инструмент пыток… разделяющий почетное место чистого ужаса с саксофоном, губной гармоникой и концертиной». [7] Его родители пришли к выводу, что Торонто — не то место, где он может построить карьеру пианиста, на которую они надеялись. Они отправили его обратно в Англию, чтобы он поселился у родственников в Лондоне и продолжил обучение у Марка , сына Майкла Гамбурга, пианиста . [8]
Ранняя карьера концертмейстера
[ редактировать ]Учась у Марка Гамбурга, Мур подрабатывал концертмейстером. Директор музыкальной школы Гилдхолла Лэндон Рональд услышал его игру на сольном концерте и посоветовал ему продолжить карьеру концертмейстера. [9] В конце 1922 года он гастролировал в качестве аккомпаниатора певца Владимира Розинга вместе с пианисткой Майрой Хесс на севере Англии. [10]
В 1921 году Мур сделал свою первую запись на граммофоне, аккомпанируя скрипачке Рене Шеме в песне His Master's Voice (HMV). [11] Вместе они сделали еще несколько записей. [12] но Мур предпочитал аккомпанировать певцам, а не инструменталистам. Он часто записывался с Питером Доусоном в начале 1920-х годов и отправился с ним в гастрольный тур по Великобритании; именно Доусон порекомендовал его тенору Джону Коутсу , оказавшему большое влияние на карьеру Мура. [13]
Мур аккомпанировал практически каждому выдающемуся сольному певцу и инструменталисту на сольных концертах и поднял искусство аккомпанирования на фортепиано с раболепия до высочайшего престижа.
Мур во многом обязан своим ранним успехам пятилетнему сотрудничеству с Коутсом, которому Мур приписывает превращение его из равнодушного аккомпаниатора в человека, чувствительного к музыке и солисту, а также равноправного партнера в исполнении. [14] Еще одним источником влияния, занимающим видное место в мемуарах Мура, был пианист Соломон , чьей техникой Мур восхищался и которую изучал. [15]
Пиковые годы
[ редактировать ]К концу 1930-х годов Мур был настолько известен как концертмейстер, что Майра Хесс пригласила его выступить с докладом о своей профессии на одном из своих обеденных концертов в Национальной галерее . Пианист Джозеф Купер писал об этом, а затем и в подобных беседах: «Он обнаружил такое чувство вербального ритма, которым гордился бы любой профессиональный комик. Его уникальное сочетание остроумия и мудрости не только нравилось знатокам, но и привлекало к себе обычных людей, которые понятия не имею, что классическая музыка может быть веселой». [2] Первая книга Мура «Бесстыдный аккомпаниатор» (1943) возникла в результате этих бесед. [2]
Муру приписывают многое для повышения статуса концертмейстера с подчиненной роли до равноправного творческого партнера. Дитрих Фишер-Дискау написал во вступлении к немецкому изданию « Бесстыдного аккомпаниатора» : «У клавиатуры больше нет этой бледной тени; он всегда на равных со своим партнером». [16] Мур доблестно защищал этот статус своего искусства, жалуясь, что концертмейстерам, которыми он восхищался, не выставляли счет за концерт. Он с неодобрением процитировал замечание, сделанное певцом Конрааду V Босу , концертмейстеру предыдущего поколения: «Вы, должно быть, хорошо играли сегодня, потому что я вас не заметил». [17] [n 1]
Однако остается спорным, удалось ли ему убедить британский истеблишмент своего времени в повышенном статусе своего искусства. В то время как выдающиеся дирижеры и певцы, например, в британском музыкальном театре, как правило, удостаивались рыцарских званий, в 1954 году Мур был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE), награды более низкого ранга.
Спустя годы
[ редактировать ]
Мур ушел из публичных выступлений в 1967 году, дав прощальный концерт, на котором он аккомпанировал трем певцам, с которыми он долгое время был связан: Дитриху Фишер-Дискау, Викторией де лос Анхелес и Элизабет Шварцкопф . Этот знаменитый концерт в лондонском Royal Festival Hall , записанный EMI и переизданный в 1987 году под номером CDC 749238, завершился сольной игрой Мура в аранжировке для фортепиано соло на композицию An Шуберта die Musik . Свою последнюю студийную запись он сделал в 1975 году.
В своих мемуарах Мур писал, что его услуги не понадобились на Бенджамина Бриттена Олдебургском фестивале , «поскольку председательствующий там гений — величайший аккомпаниатор в мире». В 1967 году главный музыкальный критик The Times Уильям Манн заявил, что первенство принадлежало Муру: «величайшему аккомпаниатору своего времени, а возможно, и всех времен». [20] В 2006 году журнал «Граммофон» предложил именитым современным концертмейстерам назвать своего «профессионала»; совместными победителями стали Бриттен и Мур. [21]
Он умер дома в деревне Пенн, Бакингемшир, в 1987 году. [1] [22]
Книги
[ редактировать ]- Бесстыдный аккомпаниатор . Лондон: Ашерберг, Хопвуд и команда. 1943. OCLC 222195191 .
- Певец и аккомпаниатор – Исполнение пятидесяти песен . Лондон: Макмиллан. 1953. OCLC 776944495 .
- Я слишком громкий? – Воспоминания концертмейстера . Лондон: Макмиллан. 1962. OCLC 604108 .
- Циклы песен Шуберта: с мыслями об исполнении . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1975. ISBN 0241890829 .
- Прощальный концерт – Дальнейшие воспоминания . Лондон: Таплингер. 1978. ISBN 024189817X .
- «Любовь поэта» и другие песни Шумана . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1981. OCLC 475543133 .
- Далеемур – Интерлюдии в жизни концертмейстера . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1983. ISBN 0241109094 .
- Сборник мемуаров: «Я слишком громкий?», «Прощальный концерт» и «Далее Мур» . Лондон: Пингвин. 1986. ISBN 0140074244 .
Мур написал главу «Аккомпаниатор» в книге «Карьера в музыке» (1950, OCLC 3411544 ) под редакцией Роберта Элкина, с главами Гарриет Коэн , Джорджа Бейкера и девяти других.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ Бос не был таким скромным, как можно было бы предположить из комментария. Несмотря на скромную манеру поведения, именно он, а не солист, имел тенденцию контролировать исполнение: «Опытный концертмейстер должен обладать знанием целого, подобным тому, которым обладает дирижер, с этими двумя существенными отличиями: он должен прямой, без видимости, направляющий, и, кроме того, он должен играть двойную роль: роль пианизма и столь же важную роль самоуничижения». [18] Мур называл его «старейшиной концертмейстеров». [19]
- Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Пейдж, Тим (17 марта 1987 г.). «Джеральд Мур умер в 87 лет; лучший концертмейстер певцов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Купер, Джозеф . «Мур, Джеральд Фредерик (1899–1987)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 23 сентября 2004 г. Проверено 17 июня 2021 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
- ^ Перейти обратно: а б Манн, Уильям С. "Мур, Джеральд" , Grove Music Online , Oxford University Press, 20 января 2001 г. Проверено 17 июня 2021 г. (требуется подписка)
- ^ «Мистер Джеральд Мур», The Times , 17 марта 1987 г., стр. 14
- ^ Мур, с. 19; и Доус, Фрэнк и Карл Мори. "Hambourg" , Grove Music Online, Oxford University Press, дата обращения 28 мая 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Мур, стр. 19–20.
- ^ Мур, стр. 24.
- ^ Мур, с. 26
- ^ Мур, с. 29
- ^ "Концерты Макса Мосселла". Dundee Evening Telegraph, 27 октября 1922 г., с. 3.
- ^ Мур, с. 52
- ^ "Рене Шеме (фортепиано Джеральд Мур)" , Исследовательский центр AHRC по истории и анализу записанной музыки, дата обращения 28 мая 2013 г.
- ^ Мур, с. 34
- ^ Мур, стр. 39–40.
- ^ Мур, стр. 44–51.
- ^ «Теневая роль концертмейстера на фортепиано была возведена в ранг равноправного партнера», Фишер-Дискау, Дитрих (1961). Введение, Джеральд Мур, Фрэнк «Исповедь товарища» , тр. Эльс и Уолтер Винтер, Мюнхен: Хайм бежал, OCLC 164765513.
- ^ Мур, с. 46
- ^ Бос, стр. 21.
- ^ Мур, с. 188
- ^ Манн, Уильям (21 февраля 1967 г.). «Прощание с величайшим концертмейстером мира» . Таймс . № 56871. Лондон. Гейл. п. 8 . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Граммофон , Том 83, 2006, стр. 38–39.
- ^ «Умер выдающийся аккомпаниатор Джеральд Мур» . Лос-Анджелес Таймс . 20 марта 1987 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- Источники
- 1899 рождений
- 1987 смертей
- Английские классические пианисты
- Английские классические пианисты мужского пола
- Классические концертмейстеры
- Органисты театра
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Музыканты из Хартфордшира
- Люди, получившие образование в гимназии для мальчиков Уотфорда
- Музыканты из Уотфорда
- Классические пианисты 20 века
- Английские музыканты 20-го века
- Стипендиаты Королевского музыкального колледжа
- Органисты 20 века
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Президенты Независимого общества музыкантов