Jump to content

Джеральд Мур

Джеральд Мур

Джеральд Мур CBE (30 июля 1899 - 13 марта 1987) был английским классическим пианистом, наиболее известным как пианист, сотрудничавший со многими выдающимися музыкантами. Среди тех, с кем он был тесно связан, были Дитрих Фишер-Дискау , Элизабет Шуман , Ганс Хоттер , Элизабет Шварцкопф , Виктория де лос Анхелес и Пабло Казальс .

Мур читал лекции на сцене, радио и телевидении на музыкальные темы. Он также писал о музыке, публиковал тома мемуаров и практические руководства по интерпретации песен .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Мур родился в Уотфорде , Хартфордшир , 30 июля 1899 года. [1] старший из четырех детей Дэвида Фрэнка Мура, владельца компании по производству мужской одежды, и его жены Честины, урожденной Джонс. [2] Он получил образование в гимназии Уотфорда и брал уроки игры на фортепиано у местного учителя. [3] Несмотря на врожденную музыкальность и безупречный слух , Мур неохотно учился игре на фортепиано: позже он сказал, что матери пришлось тащить его к фортепиано, «неохотного, хнычущего ребенка - я не впитывал музыку в свое существо до тех пор, пока мне не исполнилось двадцать с небольшим». [4]

Когда Муру было 13 лет, семья эмигрировала в Торонто, Онтарио , Канада, где он учился у пианиста Майкла Гамбурга , бывшего ученика Антона Рубинштейна . [5] Мура отвлекло от занятий музыкой сильное влечение к англо-католицизму ; некоторое время он думал, что у него есть призвание стать священником. [6] В 1915 году Гамбург умер, после чего его сын, виолончелист Борис Гамбург , взял Мура в качестве своего аккомпаниатора в турне с сорока выступлениями по западной Канаде. [2]

По возвращении в Торонто Мур работал органистом в англиканской церкви Св. Фомы , а позже органистом в кино , обеспечивая музыкальное сопровождение немых фильмов. Эта должность была достаточно прибыльной, но Мур описал киноорган как «инструмент пыток… разделяющий почетное место чистого ужаса с саксофоном, губной гармоникой и концертиной». [7] Его родители пришли к выводу, что Торонто — не то место, где он может построить карьеру пианиста, на которую они надеялись. Они отправили его обратно в Англию, чтобы он поселился у родственников в Лондоне и продолжил обучение у Марка , сына Майкла Гамбурга, пианиста . [8]

Ранняя карьера концертмейстера

[ редактировать ]

Учась у Марка Гамбурга, Мур подрабатывал концертмейстером. Директор музыкальной школы Гилдхолла Лэндон Рональд услышал его игру на сольном концерте и посоветовал ему продолжить карьеру концертмейстера. [9] В конце 1922 года он гастролировал в качестве аккомпаниатора певца Владимира Розинга вместе с пианисткой Майрой Хесс на севере Англии. [10]

В 1921 году Мур сделал свою первую запись на граммофоне, аккомпанируя скрипачке Рене Шеме в песне His Master's Voice (HMV). [11] Вместе они сделали еще несколько записей. [12] но Мур предпочитал аккомпанировать певцам, а не инструменталистам. Он часто записывался с Питером Доусоном в начале 1920-х годов и отправился с ним в гастрольный тур по Великобритании; именно Доусон порекомендовал его тенору Джону Коутсу , оказавшему большое влияние на карьеру Мура. [13]

Мур аккомпанировал практически каждому выдающемуся сольному певцу и инструменталисту на сольных концертах и ​​поднял искусство аккомпанирования на фортепиано с раболепия до высочайшего престижа.

Уильям Манн в
Словарь музыки и музыкантов Grove [3]

Мур во многом обязан своим ранним успехам пятилетнему сотрудничеству с Коутсом, которому Мур приписывает превращение его из равнодушного аккомпаниатора в человека, чувствительного к музыке и солисту, а также равноправного партнера в исполнении. [14] Еще одним источником влияния, занимающим видное место в мемуарах Мура, был пианист Соломон , чьей техникой Мур восхищался и которую изучал. [15]

Пиковые годы

[ редактировать ]

К концу 1930-х годов Мур был настолько известен как концертмейстер, что Майра Хесс пригласила его выступить с докладом о своей профессии на одном из своих обеденных концертов в Национальной галерее . Пианист Джозеф Купер писал об этом, а затем и в подобных беседах: «Он обнаружил такое чувство вербального ритма, которым гордился бы любой профессиональный комик. Его уникальное сочетание остроумия и мудрости не только нравилось знатокам, но и привлекало к себе обычных людей, которые понятия не имею, что классическая музыка может быть веселой». [2] Первая книга Мура «Бесстыдный аккомпаниатор» (1943) возникла в результате этих бесед. [2]

Муру приписывают многое для повышения статуса концертмейстера с подчиненной роли до равноправного творческого партнера. Дитрих Фишер-Дискау написал во вступлении к немецкому изданию « Бесстыдного аккомпаниатора» : «У клавиатуры больше нет этой бледной тени; он всегда на равных со своим партнером». [16] Мур доблестно защищал этот статус своего искусства, жалуясь, что концертмейстерам, которыми он восхищался, не выставляли счет за концерт. Он с неодобрением процитировал замечание, сделанное певцом Конрааду V Босу , концертмейстеру предыдущего поколения: «Вы, должно быть, хорошо играли сегодня, потому что я вас не заметил». [17] [n 1]

Однако остается спорным, удалось ли ему убедить британский истеблишмент своего времени в повышенном статусе своего искусства. В то время как выдающиеся дирижеры и певцы, например, в британском музыкальном театре, как правило, удостаивались рыцарских званий, в 1954 году Мур был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE), награды более низкого ранга.

Спустя годы

[ редактировать ]
Джеральд Мур во время своего визита в Хельсинки , Финляндия , июнь 1968 года.

Мур ушел из публичных выступлений в 1967 году, дав прощальный концерт, на котором он аккомпанировал трем певцам, с которыми он долгое время был связан: Дитриху Фишер-Дискау, Викторией де лос Анхелес и Элизабет Шварцкопф . Этот знаменитый концерт в лондонском Royal Festival Hall , записанный EMI и переизданный в 1987 году под номером CDC 749238, завершился сольной игрой Мура в аранжировке для фортепиано соло на композицию An Шуберта die Musik . Свою последнюю студийную запись он сделал в 1975 году.

В своих мемуарах Мур писал, что его услуги не понадобились на Бенджамина Бриттена Олдебургском фестивале , «поскольку председательствующий там гений — величайший аккомпаниатор в мире». В 1967 году главный музыкальный критик The Times Уильям Манн заявил, что первенство принадлежало Муру: «величайшему аккомпаниатору своего времени, а возможно, и всех времен». [20] В 2006 году журнал «Граммофон» предложил именитым современным концертмейстерам назвать своего «профессионала»; совместными победителями стали Бриттен и Мур. [21]

Он умер дома в деревне Пенн, Бакингемшир, в 1987 году. [1] [22]

  • Бесстыдный аккомпаниатор . Лондон: Ашерберг, Хопвуд и команда. 1943. OCLC   222195191 .
  • Певец и аккомпаниатор – Исполнение пятидесяти песен . Лондон: Макмиллан. 1953. OCLC   776944495 .
  • Я слишком громкий? – Воспоминания концертмейстера . Лондон: Макмиллан. 1962. OCLC   604108 .
  • Циклы песен Шуберта: с мыслями об исполнении . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1975. ISBN  0241890829 .
  • Прощальный концерт – Дальнейшие воспоминания . Лондон: Таплингер. 1978. ISBN  024189817X .
  • «Любовь поэта» и другие песни Шумана . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1981. OCLC   475543133 .
  • Далеемур – Интерлюдии в жизни концертмейстера . Лондон: Хэмиш Гамильтон. 1983. ISBN  0241109094 .
  • Сборник мемуаров: «Я слишком громкий?», «Прощальный концерт» и «Далее Мур» . Лондон: Пингвин. 1986. ISBN  0140074244 .

Мур написал главу «Аккомпаниатор» в книге «Карьера в музыке» (1950, OCLC   3411544 ) под редакцией Роберта Элкина, с главами Гарриет Коэн , Джорджа Бейкера и девяти других.

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
Примечания
  1. Бос не был таким скромным, как можно было бы предположить из комментария. Несмотря на скромную манеру поведения, именно он, а не солист, имел тенденцию контролировать исполнение: «Опытный концертмейстер должен обладать знанием целого, подобным тому, которым обладает дирижер, с этими двумя существенными отличиями: он должен прямой, без видимости, направляющий, и, кроме того, он должен играть двойную роль: роль пианизма и столь же важную роль самоуничижения». [18] Мур называл его «старейшиной концертмейстеров». [19]
Ссылки
  1. ^ Перейти обратно: а б Пейдж, Тим (17 марта 1987 г.). «Джеральд Мур умер в 87 лет; лучший концертмейстер певцов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 июня 2021 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Купер, Джозеф . «Мур, Джеральд Фредерик (1899–1987)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 23 сентября 2004 г. Проверено 17 июня 2021 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
  3. ^ Перейти обратно: а б Манн, Уильям С. "Мур, Джеральд" , Grove Music Online , Oxford University Press, 20 января 2001 г. Проверено 17 июня 2021 г. (требуется подписка)
  4. ^ «Мистер Джеральд Мур», The Times , 17 марта 1987 г., стр. 14
  5. ^ Мур, с. 19; и Доус, Фрэнк и Карл Мори. "Hambourg" , Grove Music Online, Oxford University Press, дата обращения 28 мая 2013 г. (требуется подписка)
  6. ^ Мур, стр. 19–20.
  7. ^ Мур, стр. 24.
  8. ^ Мур, с. 26
  9. ^ Мур, с. 29
  10. ^ "Концерты Макса Мосселла". Dundee Evening Telegraph, 27 октября 1922 г., с. 3.
  11. ^ Мур, с. 52
  12. ^ "Рене Шеме (фортепиано Джеральд Мур)" , Исследовательский центр AHRC по истории и анализу записанной музыки, дата обращения 28 мая 2013 г.
  13. ^ Мур, с. 34
  14. ^ Мур, стр. 39–40.
  15. ^ Мур, стр. 44–51.
  16. ^ «Теневая роль концертмейстера на фортепиано была возведена в ранг равноправного партнера», Фишер-Дискау, Дитрих (1961). Введение, Джеральд Мур, Фрэнк «Исповедь товарища» , тр. Эльс и Уолтер Винтер, Мюнхен: Хайм бежал, OCLC 164765513.
  17. ^ Мур, с. 46
  18. ^ Бос, стр. 21.
  19. ^ Мур, с. 188
  20. ^ Манн, Уильям (21 февраля 1967 г.). «Прощание с величайшим концертмейстером мира» . Таймс . № 56871. Лондон. Гейл. п. 8 . Проверено 17 июня 2021 г.
  21. ^ Граммофон , Том 83, 2006, стр. 38–39.
  22. ^ «Умер выдающийся аккомпаниатор Джеральд Мур» . Лос-Анджелес Таймс . 20 марта 1987 года . Проверено 17 июня 2021 г.
Источники
  • Бос, Коэнраад Валентин; Эшли Петис (1949). Хорошо темперированный концертмейстер] . Брин Мор, Пенсильвания: Т. Прессер. ОСЛК   230396 .
  • Мур, Джеральд (1966) [1962]. Я слишком громкий? – Воспоминания концертмейстера . Хармондсворт: Пингвин. ОСЛК   2160023 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3cf0b9163b21bec5a1d052192501aa6__1721783400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/a6/c3cf0b9163b21bec5a1d052192501aa6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gerald Moore - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)