Питер Доусон (бас-баритон)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2014 г. ) |
Питер Доусон | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Питер Смит Доусон |
Также известен как | Джей Пи МакКолл, Уилл Стронг, Уилл Дэнби, Гектор Грант, Артур Уолпол, Роберт Вудвилл, Эвелин Берд, Питер Эллисон, Дентон Томс, Чарльз Вебер, Арнольд Флинт, Гилберт Манди, Джеффри Бакстер, Элисон Миллер |
Рожденный | Аделаида , Южная Австралия , Австралия | 31 января 1882 г.
Умер | 27 сентября 1961 г. Сидней , Новый Южный Уэльс , Австралия | (79 лет)
Жанры | Опера, оратория, песня |
Род занятий | бас-баритон певец, автор песен |
Годы активности | 1899–1950-е гг. |

Питер Смит Доусон (31 января 1882 — 27 сентября 1961) — австралийский бас-баритон и автор песен. [ 1 ] в 1920-х и 1930-х годах, когда он был, возможно, самым популярным певцом той эпохи. Он сказал, что в то время граммофон был «инструментом пыток», мучительным для записывающего исполнителя, которому требовались «кожаные легкие», чтобы произвести впечатление на восковые цилиндры, которые улавливали только самые громкие звуки.
Однако Доусон сделал свою первую запись в 1904 году и продолжал выпускать песни для EMI и HMV до 1958 года. В это время он исполнял классические мелодии, такие как Чайковского «Серенада Дон Жуана» , и популярные песни, такие как « Вальсирующая Матильда ».
Он был героем биографии « Питер Доусон: самый популярный баритон в мире», написанной Питером Бергисом и Расселом Смитом. По оценкам этой биографии, за свою карьеру Доусон выпустил более 1500 записей.
В 1984 году он был включен в Книгу звукозаписи Гиннеса как один из десяти лучших певцов всех времен, наряду с Элвисом Пресли и Энрико Карузо . [ нужна ссылка ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Питер Доусон родился в 1882 году в Аделаиде , Южная Австралия, в семье иммигрантов из Шотландии Томаса Доусона, слесаря, сантехника и моряка из Кирколди. [ 2 ] и Элисон, урожденная Миллер. Младший из девяти детей, он посещал начальную школу Восточной Аделаиды, затем школу на Палтни-стрит . [ 1 ] В 17 лет он присоединился к церковному хору и получил уроки пения у Си Джей Стивенса. Затем, в возрасте 19 лет, он выиграл приз за лучшее бас-соло на конкурсе в Балларате , штат Виктория, и начал выступать с концертами. [ 3 ] Он был ведущим певцом на рождественском представлении « Мессия» в 1901 году в ратуше Аделаиды . [ 4 ]
Его отправили в Лондон обучаться у сэра Чарльза Сэнтли , который сначала отправил его в Бэмфорд, Глазго, для шестимесячного базового обучения и тренировок по вокальным упражнениям, ариям, ораториям и классическим песням. Затем он учился с 1903 по 1907 год у Сэнтли, который дал ему тщательное обучение постановке голоса и дотошное понимание великих ораторий, особенно , » Генделя «Мессии « Мендельсона » Илия и Гайдна » «Сотворения мира . В 1904 году он присоединился к Сэнтли в восьминедельном концертном туре по западу Англии с сопрано Эммой Альбани .
Он присутствовал на большом количестве выступлений в Ковент-Гардене в течение первого десятилетия 20-го века и слышал многих ведущих низкоголосых певцов того времени, в том числе баритонов Титта Руффо , Паскуале Амато , Маттиа Баттистини , Марио Саммарко и бас-гитаристов. Марсель Журне , Эдуард де Решке и Поль Плансон . На протяжении всей своей жизни он признавал пример Баттистини в стиле «бельканто». Помимо итальянской и французской оперы, он восхищался немецкими музыкальными драмами Рихарда Вагнера .
20 мая 1905 года он женился на Энни Мортимер «Нэн» Нобл, дочери кассового менеджера театра Альгамбра , которая профессионально пела в диапазоне сопрано под именем Аннетт Джордж. [ 1 ] Примерно в это же время российский медицинский специалист помог ему расширить верхний диапазон, пока его компас не расширился от ми-бемоль в басу до высокой ля или ля-бемоль. В 1909 году он выступил в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в роли Ночного сторожа в «Нюрнбергских мейстерзингерах» (напротив тенора Уолтера Хайда в роли Дэвида) под управлением Ганса Рихтера . Во время одного из таких выступлений, выиграв крупную сумму в покер за кулисами, он поспешил дальше по его зову и случайно рассыпал свой выигрыш по сцене. (Доусон, обладавший живым чувством юмора, был мастером рассказывать подобные анекдоты, обычно о других исполнителях.) Однако он не нашел, что давление оперной сцены соответствует его легкомысленному характеру, и он выбрал вместо этого сделать альтернативную карьеру певца концертов и ораторий.
Концертная площадка
[ редактировать ]
Доусону предложили выступить на важном концерте в Лондоне в Королевском зале ; но сначала (в 1909–1910) он совершил успешный шестимесячный тур по Австралии с труппой певцов Эми Каслс . По возвращении он начал выступать в Promenade Concerts . Второй длительный тур с его собственной труппой по Австралии и Новой Зеландии закончился с началом войны в Европе в 1914 году. Он вернулся через Южную Африку в Англию, где выступал с концертами для благотворительных организаций военного времени и войск, но позже решил вернуться. в Австралию, чтобы записаться в австралийскую армию рядовым. Однако перемирие 1918 года вмешалось до того, как он отправился на передовую службу. [ 5 ]
После войны, совершив еще один тур по Южной Африке, Доусон вернулся в Англию. Его голос теперь вступал в свою пиковую фазу. Затем последовал тур по Великобритании с международными концертами знаменитостей, включающими сольные исполнения оперных номеров. В сопровождении на фортепиано Джеральда Мура он затем дал сольные концерты в Вигмор-холле в 1924 году. Обширный тур по Австралии (его шестой) состоялся в 1931 году, и он снова посетил свою родину в 1933, 1935, начале 1939 и 1948 годов. 49. В 1930-е годы он совершил обширный певческий тур по Индии, Бирме и районам Проливов; он также посетил Ирландию. Его первая радиопередача на BBC состоялась в 1931 году и включала песни Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса ; Впоследствии он стал плодовитым телеведущим и все еще был активен «в эфире» вплоть до 1950-х годов.
Он был в Австралии в начале Второй мировой войны . Слишком стар (в 57 лет), чтобы вступить в армию, он внес свой вклад в военные действия в качестве директора семейной фирмы Thomas Dawson & Sons, которая производила банки для военного использования, а также транслировал и записывал песни, а также совершал поездки по армейским лагерям с концертными вечеринками. . [ 5 ]
Его последним публичным выступлением стал концерт Австралийской комиссии по радиовещанию в его родном городе Аделаиде в январе 1961 года. Он умер от сердечной недостаточности в Сиднее в сентябре того же года и был похоронен на Руквудском кладбище . [ 5 ]
Доусон и граммофон
[ редактировать ]Граммофон был важным фактором в продвижении и развитии карьеры Доусона. Он сделал свои первые акустические записи на скорости 78 об/мин в 1904 году и продолжал выпускать песни для EMI и HMV до 1958 года, когда были представлены виниловые стерео пластинки. По оценкам, количество его опубликованных записей колеблется от 1500 (недавняя биография) до 3500 (цитируется в его автобиографии). Его первые попытки были предприняты для Edison-Bell на восковых цилиндрах в 1904 году. После нескольких экспериментальных прогонов продюсер звукозаписи Фред Гайсберг подписал с Доусоном эксклюзивный контракт на нарезку дисков для Gramophone Company (предшественницы HMV/EMI ) в 1906 году. ; однако он продолжал записывать на баллонах для Эдисона, пока эта компания не закрыла свои лондонские студии незадолго до начала Первой мировой войны. Стандартный репертуар Доусона быстро стал основой каталога HMV. Помимо названий HMV, появляющихся под его собственным именем, он записал для сестры шотландские песни, популяризированные Гарри Лаудером , под псевдонимом Гектор Грант. Zonophone Лейбл звукозаписи .
участвовал в первой серии частично полных записей опер Гилберта и Салливана В 1906 году Доусон вместе с другими артистами студии . Начиная с 1919 года, он принял участие в обширной серии музыкально завершенных записей оперетт Гилберта и Салливана с членами оперной труппы Д'Ойли Карт под руководством Руперта Д'Ойли Карт и под управлением штатного дирижера HMV Джорджа Буша. Бинг . Говорят, что к 1920 году он достиг рекордного объема продаж в пять миллионов дисков. После Первой мировой войны аудиотехнологии совершенствовались, и в начале 1920-х годов он перезаписал многие из своих наиболее популярных произведений. С появлением в 1925 году записи с помощью электрического микрофона основная часть его работ снова была записана на диски, включая новые версии Гилберта и Салливана под руководством сэра Малкольма Сарджента . Электрические записи Доусона конца 1920-х и начала 1930-х годов имели самый длительный срок хранения, и в большинстве домохозяйств была хотя бы одна запись (по словам автора Брайана Раста , писавшего в 1979 году). К началу Второй мировой войны продажи его пластинок превысили отметку в 12 миллионов экземпляров.
В 1955 году он в последний раз посетил студии звукозаписи, где в экспериментальном стерео записал треки с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Чарльза Маккерраса . В их число входила трогательная интерпретация Альберта Арлена постановки « Клэнси из переполнения » (на стихотворение Банджо Патерсона ). Это достижение тем более примечательно, если вспомнить, что в то время Доусону было 73 года, а его карьера длилась около пятидесяти лет.
Репертуар
[ редактировать ]Репертуар Доусона был по существу адаптирован к целям концертной платформы, взяв за основу традицию курящих концертов и концертов Чаппелла конца XIX века. Он был сторонником пения на английском языке и следил за тем, чтобы его дикция была предельно ясной, когда он пел.
Своему наставнику по вокалу Чарльзу Сэнтли он был обязан вкусом и техникой, идеально подходящими для оратории , из которых Генделя » «Мессия была его любимым произведением. Стандарты Генделя («О, ярче вишни»; «Почему народы?»; «Честь и оружие»; «Руки, вооружайте вы, храбрые» и «Не сдавайтесь, юный любовник») и Мендельсона («Я бродяга» из Зингшпиль, «Сын и незнакомец» и «Достаточно» Элайджи ) постоянно оставались в его творчестве. Он также образцово исполнял партии Элгара , в том числе «Oh My Warriors» и «The Sword Song» («Прыжок, прыжок к свету») из «Карактака» . Его концертные оперные названия были в основном «Пролог» (из «Паячей» ), «Кредо Яго» ( Отелло ), «Даже самое храброе сердце» ( Фауст ), первоначально написанное Гуно для Сантли, «Largo al Factotum» ( «Севильский цирюльник ») Non più andrai» ( «Женитьба Фигаро» ), «Звезда Евы» ( «Тангейзер »), «Песня Тореадора» ( «Кармен» ), «Pari siamo» ( «Риголетто» ) и «Внутри этого священного жилища» ( «Волшебная флейта» ).
Его также привлекло искусство немецкой песни, в частности », «Who is Sylvia» Шуберта « Erlkönig », « Ave Maria , «Sei mir gegrüßt», «Erstarrung», «Wasserflut», «Die Krähe» и «Ungeduld». "; Шумана «Бейденский гренадер», «Вечерняя ночь»; Карла Лоу «Часы», «Эдвард» ; Брамса «Die Mainacht», «Botschaft», «Ständchen», «Der Tod, der ist die kühle Nacht», «Blinde Kuh»; » Рихарда Штрауса « Trum durch die Dämmerung и Гуго Вольфа «Монахиня Вандре Мария», «Verschwiegene Liebe» . Русские стандарты также присутствовали в его сольных программах, в частности Чайковского , «В лес» Рахманинова , «Никто, кроме одинокого сердца», «Серенада Дон Жуана», «Христос Воскресе» только и «О, мог бы я Экспресс в песне». Большинство этих песен были исполнены на английском языке.
Однако именно в британской песне Доусон был особенно известен, и его карьера помогла сохранить концертные выступления и многие старые песни типа баллад в то время, когда другие формы популярной музыки вытесняли викторианские стандарты. Он добился особенного успеха с более душевными и веселыми песнями, такими как Off to Philadelphia , The Old Superb и Up from Somerset . Он спел большую часть произведений Стэнфорда и Артура Сомервелла , несколько вокальных боевых коней Салливана и избранный диапазон произведений современных композиторов, таких как Перси Френч , Питер Уорлок , Лиза Леманн , Грэнвилл Банток , Эрик Коутс , Роджер Квилтер , Томас. Данхилл , Эдвард Джерман , Джордж Баттерворт , Густав Холст , Лэндон Рональд , Майкл Хед , Фрэнк Бридж , Арнольд Бакс .
Многие песни стали лично ассоциироваться с ним, в том числе «Цветочный танец» ( Кэти Мосс ), «Танец Керри» (Моллой), «Бандолеро» (Стюарт), «Песня сапожника» (из « Чу Чин Чоу »), «В монастырском саду» и «В персидском доме». «Рынок» ( Альберт Кетелбей ), «Лютнист» (Аллицен), «Старая бригада» и «По дороге в Мандалай» (версии «Speaks» и «Hedgcock»). его исполнение « Четырех индийских любовных текстов» ( Эми Вудфорд-Финден ) и « Розы Пикардии» ( Гайдн Вуд Известность получили ). Он сам сочинил ряд песен под именем JP McCall, наиболее известной из которых является постановка « Редьярда Киплинга » Ботинок , которая получила одобрение автора и стала одним из величайших успехов Доусона.
Его сольные концерты также были оживлены включением многих австралийских песен, в частности, «Вальсирующая Матильда» , «Песня Австралии» , «Клэнси из переполнения» и «Клепальщик» ( Альберта Арлена в постановке ), «Шесть австралийских песен Буша » , а также Альфреда Хилла версия . Новозеландская маори песня Waiata Poi .
Награды
[ редактировать ]Музыкальная премия АРИЯ
[ редактировать ]ARIA Music Awards — это ежегодная церемония награждения, которая отмечает выдающиеся достижения, инновации и достижения во всех жанрах австралийской музыки . Они начались в 1987 году. Доусон был введен в Зал славы в 1991 году. [ 6 ]
Национальное признание
[ редактировать ]В 2007 году его запись 1931 года песни « Along the Road to Gundagai» была добавлена в кино и звука Национального архива реестр «Звуки Австралии» . [ 7 ]
Международное признание
[ редактировать ]В 1984 году Доусон был включен в Книгу звукозаписи Гиннеса как один из 10 лучших певцов на дисках всех времен, наряду с Элвисом Пресли и оперным тенором Энрико Карузо .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Гленнон, Джеймс (1981). «Доусон, Питер Смит (1882–1961)» . Австралийский биографический словарь . Том. 8. Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета. стр. 245–246. ISBN 978-0-522-84121-3 .
- ^ Ричардс, Джеффри (2001). Империализм и музыка: Великобритания, 1876–1953 — Джеффри Ричардс . Издательство Манчестерского университета. ISBN 9780719061431 . Проверено 12 февраля 2014 г. - через Google Книги.
- ^ «Питер Доусон (1882–1961)» . Музыка Австралии . Национальная библиотека Австралии . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ «Мессия» . Регистр . Аделаида. 25 декабря 1901 г. с. 3 . Проверено 18 ноября 2015 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ Перейти обратно: а б с Оксфордский национальный биографический словарь, том 15 . Издательство Оксфордского университета. 2004. с. 570. ИСБН 0-19-861365-2 . Статья Джеффри Ричардса.
- ^ «Победители по наградам: Зал славы» . Австралийская ассоциация звукозаписывающей индустрии . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ «По дороге в Гундагай» . австралийский экран онлайн . Национальный архив кино и звука . Проверено 12 февраля 2014 г.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Доусон, Питер (1951). Пятьдесят лет песни . Лондон, Великобритания: Хатчинсон.
- Артур Иглфилд-Халл, изд. (1971) [1924]. Словарь современной музыки и музыкантов . Лондон, Великобритания: JM Dent. ISBN 0-306-70086-7 .
- Скотт, Майкл (1993) [1979]. Записи пения II: 1914–1925 гг . Лондон, Великобритания: Джеральд Дакворт и компания.
- Смит, Рассел Хью; Бургис, Питер (2001). Питер Доусон: самый популярный баритон в мире, с полной дискографией названий песен . Строберри-Хиллз, Новый Южный Уэльс: Currency Press. ISBN 978-0-86819-603-9 .
- Вос, Джон Д. (1998) [1987]. Однажды веселый свагмен: дань уважения Питеру Доусону, королю песни . Лондон, Великобритания: Дж. Д. Вос. ISBN 978-0-9501036-2-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отрывок из песни Питера Доусона, поющего «По дороге в Гундагай» в 1931 году на австралийском экране онлайн.
- Питер Доусон в Национальном архиве кино и звука
- Питер Доусон в AusStage
- Восстановленные в цифровом виде записи