Лиза Леманн

Лиза Леманн (11 июля 1862 — 19 сентября 1918) — английское сопрано и композитор, известная своими вокальными композициями. [1]
После занятий вокалом у Альберто Рандеггера и Дженни Линд , а также занятий композицией у таких учителей, как Хэмиш Макканн , Леманн дебютировала в качестве певца в 1885 году в Лондоне и почти десять лет продолжала концертную карьеру. В 1894 году она вышла замуж и ушла со сцены. Затем она сосредоточилась на сочинении музыки и стала известна своими песнями, в том числе многими детскими. Также она сочинила несколько пьес для сцены и написала учебник по пению. В 1910 году она совершила поездку по Соединенным Штатам, где аккомпанировала на сольных концертах собственным песням. Она была первым президентом Общества женщин-музыкантов и стала профессором пения в Музыкальной школе Гилдхолла в 1913 году.
Биография
[ редактировать ]
Она родилась Элизабет Нина Мэри Фредерика Леманн в Лондоне. [2] Ее отцом был немецкий художник Рудольф Леманн , а матерью — Амелия (А.Л.) Чемберс , учительница музыки, композитор и аранжировщик. Леманн «вырос в интеллектуальной и артистической атмосфере». [2] и в ранние годы жила в Германии, Франции и Италии. Она училась пению в Лондоне у Альберто Рандеггера и Дженни Линд , а среди ее учителей композиции были Хэмиш Макканн в Лондоне, Нильс Раункильде в Риме и Вильгельм Фройденберг в Висбадене. [1]
23 ноября 1885 года Леманн дебютировала в качестве певицы на народном концерте по понедельникам в Сент-Джеймс-холле и провела следующие девять лет, выполняя множество важных концертных выступлений в Англии. Она получила поддержку от важных европейских музыкантов, таких как Джозеф Иоахим и Клара Шуман . [1] Она ушла со сцены после заключительного концерта в Сент-Джеймс-холле 14 июля 1894 года, вышла замуж за композитора и иллюстратора Герберта Бедфорда и занялась сочинением музыки. [2] В 1910 году Леманн совершила турне по Соединенным Штатам, где сопровождала на сольных концертах свои собственные песни. Она стала первым президентом Общества женщин-музыкантов в 1911 и 1912 годах. В 1913 году она также была профессором пения в Музыкальной школе Гилдхолла . [3] В том же году она написала учебник по вокалу « Практические советы для изучающих пение» . [1]
У Лемана и Бедфорда было двое сыновей; старший, Рудольф, погиб на тренировках во время Первой мировой войны , а младший, Лесли Герберт Бедфорд (1900–1989), был изобретателем, сыгравшим ключевую роль в разработке радара. [4] Лесли был отцом дирижера Стюарта Бедфорда и композитора Дэвида Бедфорда . [5] Леманн завершила свои мемуары в 1918 году и умерла вскоре после их завершения. [5] в Пиннере , Миддлсекс, в возрасте 56 лет. [6] Она похоронена в семейной могиле на восточной стороне Хайгейтского кладбища вместе с мужем и отцом. [7]
Музыка
[ редактировать ]После того, как ее исполнительская карьера закончилась в 1894 году, Леманн всю оставшуюся жизнь сосредоточилась на сочинении музыки. [1] Два года спустя, в 1896 году, она завершила одно из своих самых известных произведений, цикл песен для четырех голосов и фортепиано под названием « В персидском саду» , представляющий избранные четверостишия из Эдварда Фитцджеральда версии «Рубайата» Омара Хайяма . Она написала еще много песенных циклов, в том числе: «Цепочка ромашек» (1893), детские песни для вокального квартета; «В память» (1899) по мотивам Альфреда Лорда Теннисона любовного стихотворения ; и «Птичьи песни» (1907), последняя со словами, приписываемыми «АС», предположительно принадлежала Элис Сэйерс, семейной медсестре. [8] она стала известна своими авторскими песнями , салонными песнями В последующие годы и другими произведениями. Многие из ее песен предназначены для детей, начиная от милой и банальной «В глубине нашего сада живут феи» и заканчивая мелодично и гармонически страстными «Звездами» в «Цепочке-ромашке» . Ее теноровая песня «Ах, луна моего восторга» из «В персидском саду » на протяжении многих лет записывалась такими тенорами, как Джон МакКормак , Ян Пирс , Марио Ланца , Роберт Уайт и Вебстер Бут . [9]
поручил ей В 1904 году Фрэнк Керзон написать музыку к эдвардианской музыкальной комедии «Сержант Брю » на либретто Оуэна Холла и слова Джеймса Хикори Вуда. Произведение имело успех в Лондоне и Нью-Йорке, но Леманн была недовольна тем, что Керзон добавила к своей партитуре музыку других композиторов. Хотя она отказалась писать какие-либо дальнейшие мюзиклы, Леманн написала музыку к комической оперы экранизации «Викарий Уэйкфилда» в 1906 году на либретто Лоуренса Хаусмана . Эта пьеса имела скромный успех, но не привела к созданию дальнейших комических опер. В 1916 году она вернулась к написанию музыки для сцены, написав музыку к опере «Обыватель» , поставленной Beecham Opera Company. [1] [6]
Леманн, Этель Смит и Мод Валери Уайт были выдающимися авторами песен в Англии в начале 20 века. Хотя все они сочиняли сольные постановки серьезных текстов, Леманн и Уайт преуспели в постановке более легкого материала. Некоторые композиционные приемы Леманн, такие как частое написание четырехголосных циклов и написание фортепианных связок между песнями, соответствовали ее времени. Хотя ее произведения были изобретательны, сейчас их часто упускают из виду и игнорируют. [1]
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Этап
[ редактировать ]- Сержант Брю , музыкальный фарс (Лондон, 14 июня 1904 г.)
- Викарий Уэйкфилда , лёгкая опера (Манчестер, 12 ноября 1906 г.)
- Обыватель , опера в 1 акте (Лондон, 28 декабря 1915 г.)
Вокал с оркестром
[ редактировать ]- Молодой Лохинвар , текст Вальтера Скотта , баритон, хор и оркестр (1898)
- Эндимион , текст Лонгфелло , сопрано с оркестром (1899)
- Однажды в сказке , кантата (Лондон, 22 февраля 1903 г.)
- Золотой порог , текст С. Найду, С, А, Т, Бар, хор и оркестр (1906)
- Листья из кантаты «Оссиан» (1909)
Вокальные квартеты с фортепиано
[ редактировать ]- «Маргаритка» (Л. Альма-Тадема, Р. Л. Стивенсон и др.) (1893)
- В персидском саду (Э. Фитцджеральд, по О. Хайяму) (1896) [10]
- Еще ромашки (1902)
- Ерунда песни (из Л. Кэрролла: Алиса в стране чудес) (1908)
- Бретонские народные песни (Ф. М. Гостлинг) (1909)
- Prairie Pictures (Леманн) (1911)
- Пародийный пирог (1914)
Песни для сольного голоса
[ редактировать ]- Мираж (Х. Малеш) (1894)
- Девять английских песен (1895)
- Восемь немецких песен (1888)
- Двенадцать немецких песен (1889)
- В память (Теннисона) (1899)
- Камеи: Пять греческих песен о любви (1901)
- Пять французских песен (Ж. Бутельо, Ф. Плесси) (1901)
- Маленькому красному пауку (Л. А. Каннингтон) (1903)
- Жизнь розы (Л. Леманн) (1905)
- Песни птиц (AS) (1907)
- Мистер Коггс и другие песни для детей (Е. В. Лукас) (1908)
- Альбом Лизы Леманн (1909)
- Пять маленьких песенок о любви (К. Фаббри) (1910)
- Ой, скажи мне, Соловей (Мирза Шафи Вазе) (1910)
- Песни «Хлопушки» (Леманн) (1911)
- Ковбойские баллады (Дж. А. Ломакс) (1912)
- Колодец печали (Х. Вакареско: Бард из Димбовицы) (1912)
- Пять теноровых песен (1913)
- Hips and Haws (М. Рэдклифф Холл) (1913)
- Песни на удачу (Суеверия) (Х. Тейлор) (1913)
- Магдалина у ворот Михаила (Х. Кингсли) (1913)
- У озера (Этель Клиффорд) (1914)
- Поэт и соловей (Дж. Т. Уайт) (1914)
- Лилия дня (Джонсон) (1917)
- На дне нашего сада живут феи (Р. Файлман) (1917)
- Когда я умру, моя дорогая (К. Россетти) (1918)
- Три песни для тихого голоса (Мередит, Браунинг) (1922)
Другие вокальные произведения
[ редактировать ]- Музыка, When Soft Voices Die ( Перси Биши Шелли ), голос и фортепиано
- Тайны сердца (Х. Остин Добсон), сопрано, альт и фортепиано (1895)
- Спокойной ночи, Бабетта! (Остин Добсон), сопрано, баритон, скрипка, виолончель и фортепиано (1898)
- Вечная женственность (монолог, Л. Эльде) (1902)
- Песни о любви и весне (Э. Гейбель), альт, баритон и фортепиано (1903)
- Счастливый принц , мелодрама (декламация, О. Уайльд) (1908) [11]
- Четыре поучительные сказки и мораль ( Илер Беллок ), два голоса и фортепиано (1909)
- Четыре шекспировских частички (1911)
- Эгоистичный великан (декламация, Уайльд), 1911 г.
- Прилив (декламация Дж. Ингелоу) (1912)
- За ночником (Ж. Мод, Н. Прайс) (1913)
- Три снежные песни (Леманн), сольный голос, фортепиано, орган, женский хор (1914)
Инструментальный
[ редактировать ]- Романтическая сюита , скрипка и фортепиано (1903)
- Паутинный замок , фортепиано соло (1908)
Сочинения
[ редактировать ]- Жизнь Лизы Леманн сама по себе (Т. Фишер Анвин, Лондон, 1919)
- Практические советы для изучающих пение (Енох и сыновья, 1913)
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Банфилд, Стивен. Музыка Гроув онлайн
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бейкер, с. 1030
- ^ Коэн, Международная энциклопедия женщин-композиторов , т. I, стр. 409
- ^ Теодоро-Дьер, Даниэлла Терезия. "A Whole Lotta Lehmann" , подкаст The Art Song, 25 сентября 2020 г., по состоянию на 20 июля 2021 г.; и Белдон, Джим. Развитие радара: вклад Лесли Бедфорда в технологическую эволюцию ВВС Великобритании , Центр исследований воздушной и космической мощи ВВС, Medium.com, 10 мая 2018 г., по состоянию на 20 июля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Банфилд, Стивен. Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува , стр. 276
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лиза Леманн» , Британский музыкальный театр , 25 декабря 2003 г., по состоянию на 14 февраля 2014 г.
- ^ Окли, Робин. «Лиза Леманн: забытая женщина-композитор» (PDF) . Информационный бюллетень друзей Хайгейтского кладбища (август 2019 г.): 10–11.
- ^ Андерсон Кейт. Примечания к английской песне, Vol. 8 , компакт-диск NAXOS 8.557118 (2004 г.)
- ^ Многие из этих записей все еще доступны; см. «Ah Moon Of My Delight Mp3 Play and Download» , mp3truck.net, по состоянию на 21 февраля 2014 г.
- ^ «В персидском саду». Архивировано 10 марта 2014 г. в Wayback Machine , mp3skull.
- ^ Вульф, Джонатан. Обзор записи Retrospect Opera (2019), MusicWeb International
См. также
[ редактировать ]- Стерн, Сьюзен (1978), Женщины-композиторы: Справочник , Метучен, Нью-Джерси: The Scarecrow Press, Inc., стр. 109 , ISBN 0-8108-1138-3
Ссылки
[ редактировать ]- Бейкер, Теодор (1992), «Леманн, Лиза», Слонимский, Николас (редактор), Биографический словарь музыкантов Бейкера (восьмое изд.), Нью-Йорк: Schirmer Books, стр. 1030–1031, ISBN 0-02-872415-1 .
- Банфилд, Стивен (2001). «Лиза Леманн». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Банфилд, Стивен (1995), «Леманн, Лиза», в Сэди, Джули Энн и Риан Сэмюэл (ред.), Словарь женщин-композиторов Нортона / Гроува , Нью-Йорк: WW Norton, стр. 275–277, ISBN 0-333-51598-6 .
- Коэн, Аарон И. (1987), «Леманн, Лиза», в Сэди (редактор), Международная энциклопедия женщин-композиторов , том. 1, Нью-Йорк: Books & Music (США) Inc., стр. 409–410, ISBN. 0-9617485-0-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Лизы Леманн на сайте www.naxos.com. Биография Лизы Леманн.
- Обширная биография и информация на немецком языке.
- Ноты к «На дне нашего сада живут феи» , Chappell & Co., Ltd., 1917.
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Британская энциклопедия (12-е изд.). 1922 год. »
- Виктор записи произведений Лизы Леманн
- Бесплатные партитуры Лизы Леманн в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)