Марк Гамбург

Mark Hambourg ( Russian : Марк Михайлович Гамбург ; 1 June 1879, in Boguchar , Voronezh Governorate – 26 August 1960, in Cambridge , United Kingdom ) was a Russian British concert pianist . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Марк Гамбург был старшим сыном пианиста Михаэля Гамбурга (1855–1916), ученика Антона Рубинштейна ). [ 2 ] Среди его братьев был виолончелист Борис Гамбург . [ 3 ] скрипач Ян Гамбург [ 4 ] (с которым он играл в камерном ансамбле в составе Гамбургского трио) и музыкальный организатор Клемент Гамбург (1900–1973). [ 5 ] Его отец был ректором Воронежской консерватории, а затем профессором Московской консерватории, так что Марк продолжал обучение у отца, даже когда тот учился в этой академии. Его дядя Александр Гамбург также был дирижером. [ 6 ] и его двоюродный брат Чарльз Гамбург (1895–1979) был виолончелистом и дирижером. [ 7 ]
Лондон, 1889 г.
[ редактировать ]Семья переехала в Лондон в 1889 году как беженцы от царского режима. Там, услышанный Падеревским , Марк дебютировал в старом Княжеском зале 12 июля 1890 года. Это имело успех, и там был еще один концерт и турне по провинции. Семья была слишком бедна, чтобы отказаться от этой возможности, хотя они с радостью защитили бы мальчика от общественной жизни. В детстве его называли Максом Гамбургом . Его пригласили в круг художника Феликса Мошелеса (сына пианиста Игнаца Мошелеса ), в Лондоне, где он часто встречался с Оскаром Уайльдом , Бернардом Шоу , Эллен Терри и другими. Именно в этот период он устал от пожилых дам, желающих его поцеловать, и позволял им это делать только в обмен на большую коробку шоколадных конфет. [ 8 ] В 1890 году Шоу, слушая его игру, почувствовал, что Лирический театр просто эксплуатирует детей, но в конце 1891 года он восхищался его исполнением Баха в Стейнвей-холле и писал, что при соответствующей подготовке «этот русский парень мог бы несколько удивить мир». день." [ 9 ]
Вена, 1891–1895 гг.
[ редактировать ]При финансовой поддержке Падеревского Гамбург был отправлен учиться у Теодора Лешетицкого в Вену на три года и прибыл туда осенью 1891 года. Там он выиграл стипендию Листа в размере 500 марок и приобрел большое количество друзей среди художественных кругов Вены. Впервые он выступил как взрослый пианист в начале 1895 года, исполнив Шопена Концерт № 1 ми минор под управлением Ганса Рихтера с Венским филармоническим оркестром . Затем, еще будучи студентом Лешетицкого, он в кратчайшие сроки (по рекомендации своего учителя) стал играть « Венгерскую фантазию» Листа под руководством Феликса Вейнгартнера вместо Софи Ментер , которая была больна. Публика, поначалу разочарованная, была полностью покорена, и на последовавшем банкете Брамс сам предложил тост за молодого пианиста. [ 10 ]
Англия и гастроли
[ редактировать ]
В Лондоне в 1895 году Генри Вуд дирижировал концертом в Сент-Джеймс-холле , на котором Гамбург сыграл три фортепианных концерта. По словам Вуда, его внешность и технику сравнивали с Антоном Рубинштейном , а Ферруччо Бузони позже сказал Вуду, что Гамбург был тогда величайшим талантом того времени. [ 11 ]
В 1895 году Гамбург начал свое первое мировое турне (в возрасте 16 лет), начавшееся в Австралии, где в Сиднее его попросили продлить свое пребывание на шесть недель. Вернувшись в Лондон, он заместил Падеревского на концерте Филармонического общества, исполнив Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре минор Антона Рубинштейна. Впервые он появился в Париже в 1896 году, а после этого в Брюсселе и Берлине. Он отправился в Соединенные Штаты во второй половине 1898 года, дебютировав в Нью-Йорке под управлением Уильяма Герике с Бостонским симфоническим оркестром и отправившись в тур по США. Затем он вернулся в Лондон и в 1901 году впервые выступил на в Королевском зале выпускных вечерах под руководством Генри Вуда. В течение следующих четырех лет он совершил еще один тур по Америке и посетил Польшу, Россию и Германию. (Он познакомился с Лениным через Феликса Мошелеса в Лондоне в 1900 году). В 1906 году он совершил месячный концертный визит в Южную Африку, перевезя свое пианино через Вельд в одно отдаленное место. Впервые он гастролировал по Канаде в 1909 году, а позже подружился с канадским пианистом. Гарольд Брэдли . [ 12 ]
военное время
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны часть прессы распространила непристойные слухи о том, что Гамбург был немцем, что заставило его доказать свое российское происхождение и доказать, что он был натурализованным британцем более двадцати лет. Он добился возмещения ущерба от Daily Mail в суде. Вскоре после этого он совершил еще один визит в Америку и едва избежал обратного пути в роковом последнем рейсе RMS Lusitania . По возвращении в Лондон он давал сольные концерты в Эолийском зале старинной английской музыки из « Верджинальной книги Фицуильяма» , изучая ее по памяти из самой рукописи, поскольку немецкое издание Брейткопфа было недоступно. Во время войны он дал много концертов классиков в лондонском Колизее . [ 13 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Карьера Гамбурга пережила Первую мировую войну, и он оставался очень известным исполнителем на протяжении 1920-х и 1930-х годов. После войны он снова приступил к своей программе мирового турне, посетив Францию, Южную Африку и Канаду, а также совершая регулярные туры по провинциям Великобритании, а до 1924 года он совершил еще одно мировое турне. Но большую часть своей взрослой жизни он прожил в Лондоне. жизнь, в основном на Камберленд-Террас , 27 , Риджентс-парк , в доме, полном антиквариата. Как и его друг Бенно Моисейвич, он был членом Клуба дикарей . [ 14 ]
Марк Гамбург записывался для HMV и сделал свои первые пластинки в 1909 году. Его можно увидеть в действии в роли неудачливого пианиста по прозвищу «Шопен» в фильме Джона Бакстера 1941 года « Общее прикосновение » . [ 15 ] Он также время от времени писал произведения для фортепиано соло, включая Вариации на тему Паганини (1902), а также делал аранжировки произведений для фортепиано соло и двух фортепиано. [ 14 ]
В 1907 году Гамбург женился на скрипачке Доротее Мьюир Маккензи (1881–1971), известной как «Долли», которая училась у Эжена Изаи . [ 16 ] У них было четыре дочери: пианистка Михал Гамбург (1919–2004), с которой ее отец иногда выступал в фортепианных дуэтах; [ 17 ] [ 7 ] литературный редактор Соня Гамбург-Бассараб; [ 18 ] Надин Хамбург Маршалл, учительница, вышедшая замуж за социолога Томаса Хамфри Маршалла ; и Дарья Гамбург (1920–1993), военный корреспондент Эрика Коха . [ 16 ]
Марк Гамбург умер в Кембридже в Англии в 1960 году. [ 19 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Как стать пианистом (К. Артур Пирсон, Лондон, 1922); и « Как играть на фортепиано» (Джордж Х. Доран, Нью-Йорк, 1922).
- От фортепиано к форте (Касселл, Лондон, 1931).
- Восьмая октава (Уильямс и Норгейт, Лондон, 1951).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иглфилд Халл, Артур. Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924), стр.212.
- ^ Энциклопедия музыки в Канаде - Майкл Гамбург
- ^ Энциклопедия музыки в Канаде - Борис Гамбург
- ^ Энциклопедия музыки в Канаде - Ян Гамбург
- ^ Энциклопедия музыки в Канаде - Клемент Гамбург
- ^ «Музыкальные ноты», The Welsh Coast Pioneer and Review , 29 сентября 1910 г., стр. 6
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Рассел. Британская музыка (1947), с. 117
- ^ Брук 1947, 158-159.
- ^ Шоу 1932, я, 55, 292.
- ^ Брук 1947, 159-160.
- ^ Вуд 1946, 57.
- ^ Брук 1947, 160-161.
- ^ Брук 1947, 161-162.
- ^ Перейти обратно: а б Саммерс, Джонатан. «Марк Гамбург», примечания к A–Z пианистов , компакт-диск Naxos (2007) 8.558107–10
- ^ Краткое содержание см. «Общее прикосновение (1941)» . Архивировано из оригинала 10 января 2008 г. Проверено 29 января 2008 г. , а информацию о комментарии см. в [1]
- ^ Перейти обратно: а б Кох, Эрик. Отто и Дарья: Путешествие во время войны по нейтральной полосе (2016)
- ↑ Некролог Михала Гамбурга , The Independent , 9 октября 2011 г.
- ^ Трой, Мишель К. Странная птица: Альбатрос Пресс и Третий Рейх (2017), стр. 162
- ^ Марк Гамбург , веб-сайт Гамбургской консерватории.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коллекция Марка Гамбурга в Международном фортепианном архиве в Мэриленде (по состоянию на 12 июля 2013 г.)
- Интервью Харриетт Брауэр [2]
- Некролог Михала Гамбурга [3]
- Биографический очерк Аллана Эванса о Марке и Михале Гамбургах [4]
- Статья Уиллы Катер о Марке Гамбурге [5]
- Биографический очерк [6]
- Краткая биография [7]
- Биография на официальном сайте Гамбургской консерватории [8]
- Онлайн-звукозаписи Марка Гамбурга в Британской библиотеке [9]
Источники
[ редактировать ]- Артур Иглфилд Халл , Словарь современной музыки и музыкантов (Дент, Лондон, 1924).
- Д. Брук, Мастера клавиатуры (Роклифф, Лондон, 1947 (2-е изд.)).
- ГБ Шоу, Музыка в Лондоне 1890–1894 (Констебль, Лондон, 1932).
- Х. Дж. Вуд, Моя музыкальная жизнь (дешевое издание, Голланц, Лондон, 1946).