Фортепианный концерт № 1 (Шопен)

Фортепианный концерт № 1 ми минор , соч. 11 — фортепианный концерт , написанный Фредериком Шопеном в 1830 году, когда ему было двадцать лет. Впервые оно было исполнено 12 октября того же года в Театре Народовы (Национальном театре) в Варшаве , Польша , с композитором в качестве солиста, во время одного из его «прощальных» концертов перед отъездом из Польши. [ 1 ]
Это был первый из двух опубликованных фортепианных концертов Шопена, и поэтому на момент публикации ему было присвоено обозначение «Фортепианный концерт № 1», хотя на самом деле он был написан сразу после премьеры того, что позже было опубликовано как «Фортепианный концерт». Концерт № 2 .
Концерт написан для фортепиано соло , пар флейт , гобоев , кларнетов и фаготов , четырех валторн , двух труб , бас -тромбона , литавр и струнных . Обычное представление длится около 40 минут.
Влияния
[ редактировать ]Фортепианный концерт посвящен Фридриху Калькбреннеру , пианисту и композитору, игрой которого восхищался Шопен. Другое влияние, очевидно, оказал Иоганн Непомук Хуммель . Гарольд К. Шенберг в книге «Великие пианисты » пишет: «... вступление концертов Гуммеля ля минор и Шопена ми минор слишком близко, чтобы быть случайным». [ 2 ]
Сочиняя его, Шопен писал своему другу Титусу Войцеховскому : «Здесь вы, несомненно, наблюдаете мою склонность поступать неправильно против моей воли. все неправильно». [ 3 ] Возможно, этим зрелищем была известная сопрано Констанция Гладковская , которую некоторые считают «идеалом» Ларгетто из Второго фортепианного концерта Шопена, хотя некоторые полагают, что Шопен, возможно, имел в виду Войцеховского. [ 4 ]
Премьера и критический прием
[ редактировать ]
Премьера, состоявшаяся 12 октября 1830 года, имела «успех… аншлаг». По данным Kurier Warszawski , на мероприятии присутствовало «около 700 человек». Премьера концерта состоялась под управлением самого Шопена за фортепиано и Карло Эвасио Солива . Произведение сопровождалось «бурными аплодисментами». Семь недель спустя, в Париже, после политических волнений в Польше , Шопен впервые сыграл свой концерт во Франции в Зале Плейель . Оно снова было встречено хорошо. На следующий день Франсуа-Жозеф Фетис написал в «Музыкальном ревю» : «В этих мелодиях есть дух, в этих отрывках есть фантазия, и везде есть оригинальность». [ 5 ]
Мнения о концерте разделились. Некоторые критики считают, что оркестровая поддержка в том виде, в каком она написана, суха и неинтересна, например, критик Джеймс Хунекер , который написал в книге «Шопен: Человек и его музыка» , что это «не Шопен в его лучших проявлениях». [ 6 ] Иногда такие музыканты, как Михаил Плетнев, чувствуют необходимость внести изменения в оркестровку Шопена. [ 7 ] [ 8 ] С другой стороны, многие другие считают, что оркестровая поддержка тщательно и намеренно написана так, чтобы соответствовать звучанию фортепиано, и что простота аранжировки намеренно контрастирует со сложностью гармонии. Было высказано предположение, что оркестровое письмо напоминает концерты Хаммеля , поскольку оно поддерживает фортепиано, а не драматизирует. Однако Роберт Шуман придерживался совершенно иной точки зрения, когда он сделал рецензию на концерты Шопена в 1836 году для Neue Zeitschrift für Musik , заявив, что «Шопен привносит дух Бетховена в концертный зал». [ 9 ] с этими кусочками.
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей , типичных для инструментальных концертов того периода:
Типичное выступление длится от 38 до 42 минут.
Аллегро маэстосо
[ редактировать ]И первая, и вторая части имеют необычные модуляции; во вступительном Аллегро экспозиция переходит в параллельный мажор iI вместо ожидаемого i-III. Это тональное соотношение (i-III) между второй и третьей темами наконец возникает в перепросмотре, где можно было бы ожидать действительную модуляцию iI, производящую другой эффект. Шопен использует тот же эффект в других ранних произведениях: Сонате для фортепиано № 1 и Фортепианом трио соль минор . [ 10 ]
Первая часть концерта ми минор состоит из трех тем, которые вводит оркестр. Затем фортепиано играет первую тему (такт 139), за которой следует лирическая вторая тема (такт 155), сопровождаемая основным мотивом первой темы в басовом контрапункте. Третья тема ми мажор, введенная в экспозицию оркестром и поддержанная фортепиано (такт 222). Развитие начинается в такте 385, с фортепианного вступления второй темы; затем оркестр развивает первую тему.
Перепросмотр снова начинается в такте 486, когда оркестр играет вступительную тему. Возвращается третья тема ми мажор (такт 573), за исключением того, что на этот раз в соль мажоре (i-III), но в конечном итоге код снова возвращается к ми минор, и часть заканчивается фортепианной секцией, за которой внезапно следует форте ми. минорный аккорд в конце.
Романы – Ларгетто
[ редактировать ]Романза, хотя и не строго в сонатной форме , имеет свою вторую тему экспозиции, приписываемую классической модели модуляции доминанты (IV), а когда она возвращается, она модулируется медиантой (III). В том же письме Титу Шопен писал: «Это не предназначено для создания сильного эффекта; это скорее роман, спокойный и меланхоличный, создающий впечатление человека, нежно смотрящего на место, вызывающее в памяти тысячу счастливых воспоминаний. Это своего рода мечтательность в лунном свете прекрасным весенним вечером». [ 11 ] Вторую часть охарактеризовали как «бесстыдно откровенную вещь». [ 12 ]
Рондо – оживленный
[ редактировать ]Написанная с большой медлительностью, колебаниями и трудностями, третья часть включает краковякские ритмы, синкопированный, популярный танец в современном Кракове . [ 13 ] Оно стало одним из последних произведений, написанных Шопеном перед политическими потрясениями в Польше, которые помешали ему вернуться. Завершив «Рондо» в августе 1830 года, он играл его в частном порядке — сначала со струнным квартетом, а затем с небольшим оркестровым ансамблем.
Культурное наследие
[ редактировать ]В фильме 1976 года «Маленькая девочка, которая живет в переулке» был показан концерт в исполнении пианиста Клаудио Аррау и Лондонского филармонического оркестра . [ 14 ] Его исполняет один из шести финалистов фильма 1980 года «Конкурс» . Исполнение концерта также занимает видное место в британском фильме 2015 года «Дама в фургоне» .
Вторая часть представлена в кульминации фильма Дона Херцфельдта 2012 года «Это такой прекрасный день »; он также показан в фильме 1998 года «Шоу Трумэна» и его саундтреке .
Записи
[ редактировать ]Дирижер | Ансамбль | Пианист | Фортепиано | Этикетка | Год записи |
---|---|---|---|---|---|
Карло Мария Джулини | Филармонический оркестр Лос-Анджелеса | Кристиан Цимерман | - | Немецкий граммофон | 1978 |
Чарльз Маккеррас | Оркестр эпохи Просвещения | Эмануэль Акс | Эрард (1851) | Сони Классик | 1998 |
- | Quatuor Cambini-Paris (версия для фортепиано и струнного квинтета) | Дэвид Лайвли | Эрард (1836) | В сторону | 2016 |
- | - | Дина Йоффе (версия для фортепиано соло) | Эрард (1838) | Институт Фредерика Шопена | |
Франс Брюгген | Оркестр восемнадцатого века | Данг Тай Сон | Эрард (1849) | Институт Фредерика Шопена | 2005 |
Кристоф Сперинг | Новый оркестр | Януш Олейничак | Эрард | Опус 111 | |
Франсуа-Ксавье Рот | Столетия | Денис Паскаль | Pleyel | Полимние | 2005 |
Риккардо Минаси | Оркестр Сцинтилла | Маргарита Хёэнридер | Pleyel | Только музыка | 2022 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биография Шопена на NIFC» . НИФЦ . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Гарольд К. Шонберг , Великие пианисты , с. 110
- ^ «Цитаты Шопена» . Проект Шопена . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Ольтерманн, Филип; Уокер, Шон (25 ноября 2020 г.). «Интерес Шопена к мужчинам вычеркнут из истории, утверждает программа» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Томашевский, Мечислав. «Фортепианный концерт ми минор» . Институт Фридерика Шопена . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Хунекер, Джеймс (1900). Шопен: Человек и его музыка (Первое изд.). Сыновья К. Скрибнера. п. 303 .
не Шопен в его лучших проявлениях.
- ^ «Воспоминания Шопена» .
- ^ «Трифонов» . Обзор высоких искусств . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Келлер, Джеймс М. «Шопен: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор, Опус 11» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Азиз, Эндрю (декабрь 2015 г.). «Эволюция сонатных форм Шопена: раскопки второй тематической группы» . Общество теории музыки . 21 .
- ^ Беггероу, Алан. «Шопен – Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор» . Музыкальные размышления . Блогспот . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ «Фредерик Шопен: Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор» . Классический ФМ . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Куинн, Майкл. «Шопен: Фортепианные концерты» . Линн Рекордс . Линн . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ «Маленькая девочка, которая живет в переулке». Фильмфакты . 20 . Отделение кино Университета Южной Калифорнии: 134. 1977.