Концертное аллегро (Шопен)
Фредерика Шопена , Концертное аллегро соч. 46 — пьеса для фортепиано , опубликованная в ноябре 1841 года. Она состоит из одной части и длится от 11 до 15 минут. Основные темы смелы и выразительны. Он занимает любопытное место в каноне Шопена, и, хотя его история неясна, факты подтверждают точку зрения, разделяемую Робертом Шуманом и другими, о том, что он начался как первая часть запланированного третьего фортепианного концерта, в котором оркестровые партии либо сейчас отсутствуют, либо вообще не оценивались. Нет никаких свидетельств того, что Шопен когда-либо начинал работу над последними частями этого концерта.
Автограф рукописи произведения хранится в Национальной библиотеке Польши .
История
[ редактировать ]Шопен опубликовал два своих фортепианных концерта в 1830 году. В том же году он написал, что планирует концерт для двух фортепиано с оркестром и сыграет его со своим другом Томашем Наполеоном Нидецким, если ему удастся его закончить. Он работал над этим несколько месяцев, но с этим у него возникли величайшие трудности, и эта работа так и не завершилась; однако он, возможно, использовал идеи из него в более поздних работах. [ 1 ]
Есть также свидетельства того, что Шопен приступил к работе над третьим концертом для фортепиано с оркестром. В книге «Шопен: Фортепианные концерты » Ринк цитирует неопубликованное письмо Шопена от 10 сентября 1841 года, в котором Брайткопф и Хартель предлагают «Allegro maestoso (du 3e Concerto) для фортепиано отдельно» за 1000 франков. [ 2 ] [ 3 ] В ноябре 1841 года Шлезингер опубликовал Allegro de concert с указанием темпа «Allegro maestoso», а Breitkopf & Härtel также опубликовали его в декабре того же года. Произведение имеет общие характеристики вступительной части концерта примерно того времени. Он содержит длинное вступление , раздел которого соответствует оригинальному фортепианному соло, начинающемуся в такте 87. Кажется очевидным, что «Allegro maestoso», о котором Шопен упоминает в своем письме, было произведением, опубликованным два месяца спустя под названием Allegro de Concert , Op. 46.
Первые несколько нот пьесы были написаны примерно в 1832 году. [ 4 ] но неизвестно, когда была написана остальная часть произведения. Шопен посвятил его Фридерике Мюллер , одной из своих любимых учениц, которая училась у него 18 месяцев (1839–1841). Ференц Лист дал ей прозвище «Мадемуазель opus quarante-six» («сорок шесть», номер опуса произведения, на французском языке). [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]включает Концертное аллегро в себя определенные приемы, отражающие более виртуозную технику, чем та, которая требуется большинству других его произведений. [ 6 ] К техническим трудностям относятся плотные музыкальные фактуры, сложная и легкая работа пальцев, массивные скачки аккордов левой руки , трели и гаммы в двойных нотах, сложные октавы . По этой причине оно считается одним из самых сложных произведений Шопена, но, несмотря на эту сложность, некоторые пианисты и критики находят его неубедительным. [ 7 ] Ему было уделено относительно мало внимания в концертном зале или в записях, и он не особенно известен любителям музыки. Среди тех, кто записал его, Клаудио Аррау , Николай Демиденко , Гаррик Олссон , Никита Магалофф , Владимир Ашкенази и Роджер Вудворд . [ 8 ] Однако сам Шопен, похоже, этим очень гордился. Он сказал Александру Гофману: «Это самое первое произведение, которое я сыграю на своем первом концерте по возвращении домой, в свободную Варшаву». [ 2 ] Шопен так и не вернулся в Варшаву , и, возможно, именно по этой причине нет никаких записей о том, что он когда-либо играл ее публично. На самом деле, похоже, вообще не существует записей о его первом публичном выступлении. ( Клод Дебюсси исполнил ее в Парижской консерватории в июле 1879 года. [ 9 ] ) Произведение получило одно из редких публичных исполнений в Королевском зале Елизаветы в начале 1980-х годов как вступительная работа к «квазиоркестровому» сольному фортепианному концерту британского пианиста Марка Латимера , который завершился лишь вторым лондонским исполнением столь же требовательного Концерта. для фортепиано соло Шарля -Валентена Алкана .
Транскрипции
[ редактировать ]Были предприняты некоторые попытки написать партитуру Концертного Аллегро для фортепиано с оркестром, как, вероятно, первоначально задумано Шопеном. Жан Луи Никоде выпустил две версии — одну для двух фортепиано, а затем — для фортепиано с оркестром, — но он добавил различные части своего собственного творения, составив 70 тактов новой музыки (раздел разработки после такта 205, третий тутти , и т. д.). Ближе к концу он также «усиливает» партию фортепиано. [ 6 ] Эта версия была впервые исполнена голландской пианисткой Мари Гезельшап в Нью-Йорке с оркестром под управлением Антона Зайдля .
В начале 1930-х годов Казимеж Вилкомирский сделал еще одну оркестровку , соответствующую опубликованной партитуре Шопена. Мировую премьеру этой версии осуществил Михаэль Понти с Берлинским симфоническим оркестром под управлением Фолькера Шмидта-Гертенбаха .
Австралийский пианист Алан Когосовски пошел еще дальше. Помимо реструктуризации и дополнения музыки Шопена для концертного аллегро в новую обработку для фортепиано с оркестром, он также создал настройки для фортепиано и оркестра Ноктюрна до-диез минор, соч. почта. «Lento con gran espressione» и Болеро до мажор-ля минор , соч. 19. Когосовский объединил их в трехчастное произведение и исполнил его под вводящим в заблуждение названием « Фортепианный концерт № 3 ля мажор Шопена » 8 октября 1999 года с Детройтским симфоническим оркестром под управлением Неэме Ярви .
Австрийский пианист Ингольф Вундер оркестровал и записал ее с Варшавским филармоническим оркестром в 2015 году для Deutsche Grammophon .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джим Самсон: Музыка Шопена
- ^ Jump up to: а б «Польский музыкальный журнал: Войцех Бонковский, рецензия на книгу Джона Ринка: Шопен: Фортепианные концерты» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2008 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Фредерик Никс Фредерик Шопен как человек и музыкант
- ^ Шопен; музыкальный анализ
- ^ Фредерик Шопен и его издатели
- ^ Jump up to: а б Джон Ринк: Шопен, Фортепианные концерты
- ^ «Интернет-информационный центр Шопена» . Архивировано из оригинала 17 мая 2009 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Биография Вудворда
- ↑ Концерты, на которых Дебюсси выступал как пианист.