Колыбельная (Шопен)
Колыбельная | |
---|---|
Фортепианная музыка Фредерика Шопена | |
Английский | Колыбельная |
Другое имя | Варианты |
Ключ | Ре-бемоль мажор |
Опус | 57 |
Форма | вариации |
Составленный | 1843/44 |
Преданность | Элиза Гавар |
Опубликовано | 1844 |
Фредерика Шопена » «Берсеза , соч . 57 — колыбельная, которую нужно сыграть на фортепиано. Он сочинил ее в 1843/44 году. [ 1 ] как вариации ре -бемоль мажор . Первоначально Шопен называл свое произведение «Варианты» . Berceuse была впервые опубликована в Париже в 1844 году Жаном-Расином Мейсонье и посвящена Элизе Гавар, а появилась в Лондоне и Лейпциге в следующем году .
Написанное в конце карьеры, лирическое произведение отличается сложной фортепианной фигурой в непрерывном потоке вариаций спокойного баса и всегда мягкой динамики , формирующих музыку текстурой и звучностью.
История
[ редактировать ]Шопен начал сочинение летом 1843 года в Ноане , где он останавливался у Жорж Санд . [ 2 ] Поскольку первая рукопись принадлежала певице Полине Виардо , возможно, композиция была вдохновлена ее маленькой дочерью Луизеттой, которая также проводила там лето, пока ее мать была в отъезде с концертами. Тема перекликается с Berceuse песней , которую Шопен, возможно, слышал в детстве: «Już miesiąć zeszedł, psy się uśpily» (Луна сейчас взошла, собаки спят). [ 2 ]
Шопен завершил «Берсез» в 1844 году, незадолго до своей Сонаты для фортепиано си минор . Это серия из 16 вариаций остинато - граунд-баса. [ 2 ] [ 3 ] В раннем наброске композиции «вариантам» даже были присвоены номера. Шопен сначала начал работу над этой темой, но позже написал два вступительных такта. [ 3 ]
Сначала композитор назвал произведение Variantes , но для публикации название было изменено на нынешнее Berceuse , « berceuse » буквально означает «Колыбельная песня». [ 3 ] [ 4 ] Впервые он был опубликован Жан-Расином Мейсонье из Парижа в 1844 году и был посвящен Элизе Гавар (1824–1900), на титульном листе написано: «Колыбельная / для фортепиано / посвящена / мадемуазель Элизе Гавар / Ф. ШОПЕН». ." [ 2 ] Первая публикация в Англии была выпущена издательством Wessel & Co. в Лондоне 22 июня 1845 года, а первая публикация в Германии — издательством Breitkopf & Härtel в Лейпциге в июле 1845 года. [ 2 ]
Структура и музыка
[ редактировать ]Шопен составил произведение как серию из 16 коротких вариаций на тему остинато-граунд-бас. [ 2 ] [ 3 ] Сначала он начал работу над этой темой, но позже написал два вступления. [ 3 ] Музыка начинается и заканчивается в размере 6/8 . Вариации четырех тактов не разделены паузами, а образуют устойчивый поток. [ 2 ] Некоторые вариации демонстрируют весьма независимые орнаментальные линии в сложной быстрой филиграни, контрастирующей со стабильным басом. Динамика . остается низкой на протяжении всего произведения Звучание и текстура формируют музыку, которую музыковед Джим Самсон описывает как «чувство ухода и возвращения». [ 3 ] Он отмечает, что Клода Дебюсси интересовал этот аспект музыки Шопена. [ 3 ] Только один раз, незадолго до конца, бас меняется. [ 2 ]
Здзислав Яхимецкий описал композицию следующим образом:
Сначала мелодия Berceuse проявляется во всей своей полноте. К нему присоединяется средний голос, который своими синкопами подшучивает над темой [т. 7–10]. В дальнейшем тема звучит исключительно форшлагами [15–18 такты]. Наконец, он распыляется в светящуюся пыль, превращается в летучее состояние почти нематериальных пассажей, трелей и фиоритуры [такты 44–46]. Затем (в финале) оно возвращается в исходном виде [такты 63–66]. [ 2 ]
Жан-Жак Эйгельдингер рассматривает Берсезу как «позднее лирическое произведение» вместе с Баркаролой , соч. 60 и Ноктюрн , соч. 62, № 1, все они полны «фортепианных фигураций», напоминающих его ранний «блестящий» стиль. Эйгельдингер предположил, что стиль Шопена в этих произведениях «приближается к стилю музыкального символизма/импрессионизма». [ 5 ] [ 6 ]
Литература
[ редактировать ]- Поль Л. Мержье-Бурдейкс (редактор), Жюль Жанен. 735 писем жене , Том. 1, Париж: Клинксик, 1973 г.
- Кристина Кобылянская , Фредерик Шопен. Тематически-библиографический каталог-резонне , Мюнхен, 1979, стр. 123–125.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гамильтон, Кеннет Л. (2001). «Берсеза» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.02749 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Композиции: Берсез» . Институт Фридерика Шопена. Архивировано из оригинала 22 сентября 2020 года . Проверено 12 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Самсон, Джим (2008). Berceuse ре-бемоль мажор, Op 57 . Гиперион Рекордс . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Новик, Войцех (1988). «Оп. 57 Фредерика Шопена – от вариантов до Берсеза» . Шопеновские исследования 1 . Издательство Кембриджского университета . стр. 25–40. ISBN 9780521303651 .
- ^ Эйгельдингер, Жан-Жак (1994). «Размещение Шопена: размышления о композиционной эстетике» . Ин Ринк, Джон; Самсон, Джим (ред.). Этюды Шопена 2 . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521034333 .
- ^ «Berceuse (Колыбельная), ре-бемоль мажор, соч. 57» . Институт Фридерика Шопена . Проверено 11 сентября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Автограф Национальной библиотеки Франции
- Berceuse, Op.57 (Шопен, Фредерик) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Анализ Berceuse Op.57 Шопена : поэт фортепиано
- Тьерри Вань: Колыбельная Шопена – Сравнительное прослушивание vagnethierry.fr 10 января 2016 г.