Трель (музыка)


Трель состоящее (или встряска , как она была известна с 16 по начало 20 века) — это музыкальное украшение, из быстрого чередования двух соседних нот , обычно с разницей в полтона или тона , что можно идентифицировать по контексту трели. [2] (сравните мордент и тремоло ). Иногда его называют немецким триллером , итальянским трилло , французским трильем или испанским трило . — Каденциальная трель это трель, связанная с каждой каденцией .Трель обеспечивает ритмический интерес, мелодический интерес и – через диссонанс – гармонический интерес. [3] Иногда ожидается, что трель закончится оборотом ( прозвучанием ноты ниже, а не ноты над основной нотой, непосредственно перед последним звучанием основной ноты) или каким-либо другим вариантом. Такие вариации часто отмечаются несколькими апподжиатурами после ноты, содержащей указание на трель.
Обозначения
[ редактировать ]В большинстве современных нотных обозначений трель обычно обозначается буквами тр (или иногда просто т ). [2] выше трельной ноты. Иногда за ней следовала волнистая линия, а иногда, в периоды барокко и ранней классики , [2] волнистая линия использовалась отдельно. В те времена этот символ был известен как шеврон . [4] Следующие два обозначения эквивалентны:
И « тр », и волнистая линия необходимы для ясности, когда ожидается, что трель будет применена к более чем одной ноте (или к связанным нотам). Кроме того, при прикреплении к одной нотной головке в одной части, которая соответствует меньшим номиналам нот в другой части, не остается сомнений в том, используются ли и буква, и линия.
Обычный способ исполнения трели, известный как диатоническая трель символом , заключается в быстром переключении между написанной нотой и нотой, находящейся непосредственно над ней в данном масштабе (если только символ трели не изменяется случайным , который понимается как относящийся к добавленной ноте). выше это хроматическая трель );
Послушайте пример короткого отрывка, заканчивающегося трелью. В первый раз отрывок заканчивается трелью, а во второй – нет.
Это альтернативная трель:
Эти примеры являются приблизительными примерами того, как можно исполнять трели. Во многих случаях темп трели не остается постоянным, как указано здесь, а начинается медленнее и увеличивается. Играть так или нет – во многом дело вкуса.
Количество чередований между нотами, сыгранными в трели, может варьироваться в зависимости от длины нотной ноты. В более медленном темпе написанная нота длится дольше, а это означает, что в примененной к ней трели можно сыграть больше нот; но в быстром темпе и на короткой ноте трель может сводиться не к чему иному, как к указанной ноте, ноте над ней и снова к указанной ноте, и в этом случае она напоминает верхний мордент.
Трели также можно начинать с ноты над нотной нотой ( вспомогательной нотой ). Кроме того, трель часто заканчивается воспроизведением ноты ниже нотной, за которой следует сама нота.
В определенных стилях
[ редактировать ]
В музыке барокко
[ редактировать ]Вкус к каденциям (как и вкус к последовательностям ), а вместе с ним и обязанность привносить в них подразумеваемые каденциальные трели, были... укоренены в музыкальном искусстве в стиле барокко... Для тех, кто не любит каденции, последовательности и каденциальные трели, музыка барокко — это не сцена.
- Роберт Донингтон , Музыка барокко, стиль и исполнение [1]
Хьюго Риман назвал трель «главным и наиболее частым» из всех музыкальных украшений. [6] В период барокко использовался ряд знаков, указывающих на определенные закономерности, которыми следует начинать или заканчивать трель. В «Klavierbüchlein für Wilhelm Friedemann Bach» Иоганн Себастьян Бах перечисляет ряд этих знаков вместе с правильным способом их интерпретации. Если не указан один из этих конкретных признаков, детали того, как играть трель, остаются на усмотрение исполнителя. Однако в целом трели в эту эпоху исполняются начиная со вспомогательной ноты перед написанной нотой, часто создавая эффект гармонической приостановки , которая переходит в основную ноту. Но если нота, предшествующая орнаментированной ноте, сама по себе на одну ступень выше основной ноты, то диссонансная нота уже заявлена, и трель обычно начинается с основной ноты.
Некоторые символы и техники трелей, распространенные в эпоху барокко и ранней классической эпохи, полностью вышли из употребления, в том числе, например, краткий «Праллтриллер» , представленный очень короткой волнистой линией, о котором упоминает Карл Филипп Эммануил Бах в своем «Опыте истинного искусства искусства». Игра на клавишных инструментах ( Versuch ) (1753–1762).
За пределами эпохи барокко конкретные знаки орнамента встречаются очень редко. Во времена Моцарта стандартные ожидания в отношении интерпретации трелей оставались такими же, как и в стиле барокко. В музыке после Моцарта трель обычно начинается с основной ноты.
Все это лишь эмпирические правила, и вместе с общей частотой трели и тем, является ли эта частота постоянной или переменной, их можно определить только путем рассмотрения контекста, в котором появляется трель, и обычно в значительной степени это вопрос мнения без единого «правильного» способа выполнения орнамента.
На конкретных инструментах
[ редактировать ]Трель часто встречается в классической музыке для всех инструментов, хотя на некоторых ее исполняется легче, чем на других. Например, хотя изготовить трель на флейте относительно легко , правильное исполнение на медных духовых инструментах требует более высокого мастерства и достигается путем быстрого чередования партий. Играя трель на фортепиано, пианист может обнаружить, что исполнять трель, включая слабые пальцы руки (3, 4 и 5), становится все труднее, при этом самой трудной является трель, состоящая из 4 и 5. На гитаре трель может представлять собой либо серию ударов молоточком и отрывом (обычно исполняется только пальцами раздражающей руки, но игроки могут использовать обе руки), либо быстро взятую пару нот на соседних струнах. известная как поперечная трель. Клавиши трелей используются для быстрого переключения между нотой и соседней нотой, часто в другом регистре на деревянных духовых инструментах . На смычковых инструментах, в частности на скрипке и альте, трель относительно легко исполнять: простой смычок и трель, включающая колебание всего лишь одного пальца против основной ноты, которая останавливается пальцем позади, или, что реже, , открытая строка.
На духовых инструментах
[ редактировать ]Трели можно исполнять на медных духовых инструментах без клапанов путем быстрого плавного перехода между двумя соседними нотами с помощью амбушюра - в просторечии это известно как «губная трель». Это была обычная практика для натуральных труб и натуральных валторн эпохи барокко / классики . Однако трель для губ все еще часто используется в современной валторне в местах, где гармоники различаются всего на тон (хотя это может быть сложно для неопытных исполнителей). Подобные трели также являются стилистической особенностью джазовой музыки, особенно в партиях трубы.
Вокальные трели
[ редактировать ]Вокальная музыка классической традиции включала в себя разнообразные орнаменты, известные со времен Джулио Каччини как трели . В предисловии к своей «Новой музыке » он описывает как «встряску» (то, что сегодня широко известно как трель), так и «трель» (теперь часто называемую трелью в стиле барокко или Монтеверди). Однако ко времени появления итальянских композиторов бельканто, таких как Россини , Доницетти и Беллини , быстрое чередование двух нот, которое Каччини описывает как встряску, было известно как трель и было предпочтительным.
Колоратурным певцам, особенно высокоголосым сопрано и тенорам, часто приходится исполнять трели не только в произведениях этих композиторов, но и в большей части их репертуара. Дама сопрано Джоан Сазерленд особенно славилась ровностью и быстротой своей трели и заявила в интервью, что ей «никогда не приходилось учиться играть трель». [7] Трель обычно является особенностью орнаментированной сольной линии, но иногда встречаются хоровые или припевовые трели.
Несмотря на то, что трель написана во многих произведениях для голоса, певец с ровной, быстрой трелью – большая редкость. Мнения относительно того, можно ли научить или выучить трель, разделились, и если да, то насколько хорошо, хотя меццо-сопрано Мэрилин Хорн часто заявляла, что она получила свою трель с помощью обычного упражнения, чередуя две ноты, начиная медленно и увеличивая скорость с течением времени. [8] Директор оперного фестиваля Россини Альберто Зедда высказал мнение в интервью, что «широко распространенный технический недостаток» [9] неспособность петь трели является источником «разочарования и тоски». Фактически, целые исполнения и записи, особенно произведения бельканто, оценивались на основе исполнения (или отсутствия такового) трелей, особенно трелей, записанных в партитуре, а не трелей в каденции или вариации. [ нужна ссылка ]
Трилло
[ редактировать ]Слово трилло иногда используется для обозначения того же, что и трель. Однако в старинной музыке некоторые ссылаются на родственный орнамент, называемый трилло :
Трилло - наименее известный из вокальных приемов, и в современном использовании он исполняется либо на одной ноте, либо как техника исполнения быстрых гаммовых пассажей. В восприятии он воспринимается как ритмическое прерывание или почти прерывание фонации, которое обычно начинается медленно с отдельных импульсов, разделенных коротким периодом молчания, а затем часто увеличивается по частоте до чего-то, напоминающего голосовую имитацию пулеметной стрельбы, хотя и без сопутствующего какофония. [10]
Монтсеррат Кабалье была известной исполнительницей трилло , о чем можно услышать из ее знаменитой Нормы 1974 года .
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Донингтон, Роберт (1982). Музыка барокко, стиль и исполнение , с. 126. ISBN 978-0-393-30052-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, Эрик. Руководство AB по теории музыки: Часть I , с. 92.
- ^ Нурми, Рут (1974). Простое и легкое введение в клавесин , с. 145. ISBN 9780810818866 .
- ^ Нойманн, Фредерик (1978). Орнаментация в музыке барокко и постбарокко: с особым акцентом на И.С. Баха , с. 581. Принстон. ISBN 9780691027074 .
- ^ Тейлор, Франклин. Бах: Короткие прелюдии и фуги , с. 1.
- ^ Мэнсфилд, Орландо (август 1924 г.). «История трели или встряски». Этюд . Компания Теодора Прессера: 521.
- ^ Интервью с дамой Джоан Сазерленд и Ричардом Бонинджем на YouTube .
- ^ Интервью с дамой Джоан Сазерленд и Мэрилин Хорн на YouTube .
- ^ Гастингс, Стивен. «Пощупать пульс Пезаро» . НОВОСТИ ОПЕРЫ . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ Хейкс, Джин; Шипп, Томас; Доэрти, Э. Томас (1988). «Акустические характеристики голосовых колебаний: вибрато, преувеличенное вибрато, трель и трилло». Журнал голоса . 1 (4). Рэйвен Пресс: 326–331. дои : 10.1016/S0892-1997(88)80006-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- Тейлор, Эрик. «Руководство AB по теории музыки: Часть I» , Англия: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ (издательство) Ltd. , 1989. ISBN 1-85472-446-0
- Тейлор, Франклин «Бах: Короткие прелюдии и фуги» , Лондон, Англия: Augener Ltd., 1913. № 8020a.
- Трель в классический период (1750–1820)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Схемы аппликатуры трелей для блокфлейты , WFG.Woodwind.Org .
- Схемы аппликатуры трелей для флейты/пикколо , WFG.Woodwind.Org .
- Схемы аппликатуры трелей для гобоя , WFG.Woodwind.Org .
- Схемы аппликатур трелей для кларнета системы Бёма , WFG.Woodwind.Org .
- Схемы аппликатуры трелей для саксофона , WFG.Woodwind.Org .
- Схемы аппликатуры трелей для фагота , WFG.Woodwind.Org .