Музыка для глаз
Музыка для глаз (часто называемая на английском языке точным немецким переводом Augenmusik ) описывает графические особенности партитур , которые при исполнении незаметны для слушателя.
Трудности в определении глазной музыки
[ редактировать ]По простому определению, музыка для глаз — это когда графическая нотная запись музыки изменяется каким-то значимым образом, видимым исполнителям. Часто измененное «значение» измененных обозначений усиливается за счет того, что музыка имеет композиционные элементы мелодии и формы, такие как словесная живопись и канон . Более того, концепция демонстрируется порой разным восприятием композитора, исполнителя и слушателя. [1]
Музыка для глаз и решение головоломок
[ редактировать ]Трудность в определении также очевидна в пограничных криптографических контрапунктических произведениях, таких как каноны-головоломки , которые появляются в партитуре полностью как голая строка нот с ключами , паузами , тактовыми размерами или ключевыми подписями в качестве подсказок, позволяющих выявить несколько музыкальных строк. в каноне. (Ближе к настоящим криптографическим произведениям можно отнести произведения с soggetto cavato , в которых буквы встраиваются в произведение с использованием их сольфеджио- имен.) [1] Например, канон-головоломка может быть записан как одна музыкальная линия с двумя ключевыми знаками и ключами, где полученным результатом будет двухголосный канон, в котором один голос является ретроградным (обратным) другого. Сама по себе партитура с подсказками не является музыкой для глаз. Но представьте ту же самую работу, «графически изложенную», однако, скажем, с изображением разгаданной партитуры, обращенной к зеркалу, и партитура/рисунок станет музыкой для глаз. [2]
Тип канона головоломки также имеет значение. Четырехголосный круговой канон, записанный как канон-загадка, может остаться непроработанной одиночной строкой нот и быть недопустимым в качестве глазной музыки. Когда эта единственная строка нот вписана в графическую форму, она становится музыкой для глаз, даже если контрапунктическая головоломка остается нерешенной. [1]
Еще более утонченное использование графического тщеславия — это когда канон не имеет никакого музыкального завершения и в некотором смысле «бесконечен» — классически называемый каноном вечный, чаще — «круговыми канонами» и еще чаще — «круговыми канонами». раунды ». Когда в круг вписан бесконечный (круговой) канон, а сам круг является подсказкой, означающей «сыграй меня как раунд», влечет за собой иной тип глазной музыки.
Музыка для глаз исполнителя
[ редактировать ]Другой вид музыки для глаз — это когда партитура намеренно усложняется для исполнителя. [1] Например, в Бенедетто Марчелло кантате «Страваганце д'аморе» партия континуо полностью написана энгармоническими аккордами, то есть «каламбурами» обозначений аккордов, написанных без учета тональности остального ансамбля, но (в равный темперамент ), на слух неотличимый от написанных соответствующим образом. Здесь извращенное написание (неважно, смешное или раздражающее опытного континуо-исполнителя) не является чем-то необычным с графической точки зрения, но представляет собой немотивированное написание партитуры, за исключением внутренней шутки между композитором и исполнителем, и неслышимо для слушателя.
Сюита «Гулливер» , Телемана обсуждаемая ниже, представляет собой комбинацию трех особенностей музыки для глаз. Партитура усложнена «ненужно», привлекательна своей графикой, имеет продуманную внешнюю отсылку, незаметную для слушателя.
Ренессанс
[ редактировать ]

Два примера глазной музыки раннего Возрождения взяты у Бода Кордье (ок. 1380–ок. 1440). Шансон Кордье о любви Belle, bonne, sage имеет форму сердца, с красными нотами ( окраской ), обозначающими ритмические изменения. Музыка глаза внутри глаза заключена в небольшой группе нот, висящих медальоном вверху слева, тоже все красного цвета и в форме сердца. [3] Другое произведение Кордье, на этот раз вписанное в круги, Tout par compas suy composés («Я сочинял с помощью циркуля»), изо всех сил пытается идентифицировать себя как музыку для глаз. [4]
Жокен де Пре , самый важный композитор следующего поколения, использовал музыку глаз с черной нотой в своих знаменитых «Нимфах леса», плаче по поводу смерти композитора Окегема , а также еще одном плаче, на этот раз композитору Якобу. Обрехт , Освобождение, Квезумус, Господство. [5]
Можно видеть, что слова смерти и плача связаны с черными нотами, и эту манеру стало еще проще достичь в свете одновременного упрощения обозначения белых нот . Эта особенность глазной музыки распространилась и на период гуманизма .

Другой пример глазной музыки в эпоху Возрождения, по-видимому, уникален — изображение треугольника для канонического произведения, которое появляется в сопоставлении с анонимным каноном, написанным в круге, — в « » Доссо Досси . Аллегории музыки [6] (Было высказано предположение, что как сама техника канона, так и его изображение - круг и присущий христианским догматам символизм в треугольнике - также подразумевают «чувство бесконечности».) [7] Произведение, представленное в треугольнике, является частью «грубой» версии канонической головоломки в «Agnus Dei II» Жоскена из его канонической мессы «Missa L'homme Armé Super voces Musices» . Он имеет надстрочный индекс «trinitas in un[um]» («три в одном») как ключ к его решению, является каноном измерения 3: 1, и в нем участвует один голос с интервалом в одну квинту, то есть , 3:2. Его связь с христианской Святой Троицей очевидна, что предполагает использование треугольного изображения. Изображение уникально, хотя, возможно, взято из копии, использованной Досси. [8]
Гуманизм
[ редактировать ]
Со значительным изменением стиля композиторов гуманистического движения — повторным открытием и переводом греческих текстов в середине 16 века — музыка для глаз процветала. Изменение музыкальной практики, особенно появление мадригалистов и их акцент на декламации текста слово за словом, стало благодатной почвой для глазной музыки. Слова, означающие «черноту», такие как «смерть» или «ночь», получают «черные» ноты (например, четвертные , восьмые ); «белые слова», такие как «светлый» или «бледный», получают «белые» ноты (например, целые ноты , половинные ноты ). [9]
Благодаря итальянским мадригалистам с 1580-х до начала 17 века (чей стиль был почти буквально импортирован в Англию), музыка для глаз достигла своего апогея вплоть до своей трансформации в 20 веке. [10] Лука Маренцио считается композитором, больше всего любящим музыку для глаз. [10] Например, в мадригале Senza il mia only из его Madrigali a quattro, cinque e sei voci (1588) черные ноты используются для «chiuser le luci» («закройте глаза»). [11] [12]
Реакция теоретиков того времени была неоднозначной. Против этого выступил ведущий музыкальный гуманист Винченцо Галилей (отец физика), но Зарлино одобрил. [1] В 20-м веке Альфред Эйнштейн , новаторский исследователь гуманистического мадригала, писал, что музыка для глаз является «самым крайним и (с точки зрения наших эстетических убеждений) самым ужасным свидетельством натурализма, имитации в мадригале». [13]
Барокко
[ редактировать ]
В Телемана « Гулливерской сюите» для двух скрипок значения нот в чаконе — « лилипутские », а в жиге — «бробдингнежские» . Потому что лилипутское движение написано в причудливом тактовом размере 3
32 , и Бробдингнеговский в столь же тупом 24
1 (что вдвойне смешно, потому что спектакли, как правило, легкие и оживленные), размеры сводятся к 3
4 и 12
8 , совершенно нормальные для каждого движения, как и связанные с ними темпы и тип танца каждого.
20 век
[ редактировать ]В посттональной музыке наблюдалось расширение музыки для глаз вместе с расширением и экспериментированием музыкальных техник. Последними примерами использования строгой системы подсчета очков, уходящей корнями в стандартную практику, являются тонко изогнутые круги и спирали (а также символ мира и распятие) в работах Джорджа Крамба .
Графические обозначения
[ редактировать ]Красота многих примеров графической нотации на самом деле не является особенностью глазной музыки. Какими бы новыми и привлекательными ни были графики в этих партитурах, они служат исключительно индикатором исполнения или истинными рекордами композиционного метода (например, показанная здесь партитура Штейнера). Также часто можно увидеть графические или концептуальные произведения искусства , в которых используются символы нотной записи, но вообще не исполняются партитуры, например, Эрвина Шульхоффа « 1919 In futurum» ( Zeitmaß-zeitlos ). [14] и Корнелиуса Кардью Трактат .

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Дарт, Терстон. «Музыка для глаз». Словарь музыки и музыкантов New Grove, Стэнли Сэди, изд. Лондон: Макмиллан, 1980.
- ^ О многих подобных музыкальных фигурах, графически изображенных в зеркалах, спиралях и т. д., см . Hofstadter, Douglas R. Gödel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid (New York: Basic Books [1979] 1999. ISBN 0-394-75682-7
- ^ Современная транскрипция и музыкальный медиафайл песни « Belle, bonne, sage » .
- ^ Бергсагель, Джон. «Циркулярный канон Кордье». The Musical Times, 113:1558 (декабрь 1972 г.), стр. 1175–1177.
- ^ См . Старейшины, Виллем. «Знаки и символы в Старой голландской панихиде». В знаках и структуре музыки эпохи Возрождения: Симпозиум по случаю ежегодной конференции Мюнстерского общества музыкальных исследований . Вестфалия (1987), стр. 27–46.
- ^ См. Слим, Х. Колин. «Аллегория Доссо Досси о музыке во Флоренции». Журнал Американского музыковедческого общества. 43: Нет. 1 (апрель 1990 г.), стр. 43–98.
- ^ Транскрипция канона, написанная в виде круга, находится в Slim, стр. 53-55. Канон треугольника записан на с. 59.
- ^ О значении «трансцендентности», выражаемой теоретически бесконечным повторением во многих канонах, см. Чейф, Эрик. «Аллегорическая музыка: «символика» тонального языка в канонах Баха». Журнал музыковедения 3:4 (осень 1984 г.), стр. 340–362.
- ^ Эйнштейн, Альфред. «Музыка для глаз в мадригале». Журнал международного музыкального общества, XIX (1912–13), стр. 8–21; частично транс. в «Итальянском мадригале», пер. Краппе, Сешнс и Странк . 3 Том Принстон: Издательство Принстонского университета, (1949) 1971.
- ^ Перейти обратно: а б См. Эйнштейн, Альфред. Итальянский Мадригал, пер. Краппе, Сешнс и Странк . 3 Том. Принстон: Издательство Принстонского университета, (1949) 1971.
- ^ Стил, Джон. «Оплакающий Маренцио». The Musical Times, 120:1636 (июнь 1979 г.), стр. 497 и 499.
- ↑ О положении Маренцио среди мадригалистов и использовании им музыки для глаз см . Lang, Paul Генри. «Редакция». The Musical Quarterly 35:3 (июль 1949 г.), стр. 437–447.
- ^ Самое преувеличенное и (для нашего эстетического восприятия) самое жестокое свидетельство натурализма, imitazione, в мадригале. Эйнштейн, соч. цит. , с. 234.
- ^ Третья часть Шульхофф, Эрвин. «5 Питторескен, соч. 31» . Международный проект библиотеки музыкальных партитур (IMSLP) / Музыкальная библиотека Петруччи . Проверено 9 июля 2022 г.