Бауде Кордье

Боде Кордье ( эт. начало 15 века ) был французским композитором в стиле ars subtilior позднесредневековой музыки . О жизни Кордье практически ничего не известно, кроме надписи на одной из его работ, которая указывает на то, что он родился в Реймсе и имел степень магистра искусств . Некоторые ученые отождествляют его с Баудом Френелем, арфистом и органистом при дворе Филиппа Смелого , хотя другие ученые это отвергают. [ 1 ]
Он наиболее известен своими уникальными и экспериментальными методами записи, часто с формами, связанными с предметом. К ним относятся посох в форме сердца в Belle, Bonne, Sage , рондо о любви и многочисленные кружки в Tout par compas suy composés rondeau. Считается, что такой подход вдохновил более поздних композиторов, от Жиля Биншуа до Карлхайнца Штокхаузена .
Личность
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Кордье был псевдонимом Бода Френеля. [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Работы Кордье считаются одними из ярких примеров ars subtilior . В соответствии с этой культурной тенденцией он любил использовать красную нотную запись , также известную как окраска, технику, вытекающую из общей практики мензуральной записи . Изменение цвета изменяет ритм конкретной ноты по сравнению с ее обычной формой. (Этот музыкальный стиль и тип записи также называют «маньеризмом» и «манерной записью».) [ 5 ]
произведений Кордье Сохранилось десять светских , большинство из которых представляют собой рондо :
- некоторые из них выполнены в ритмично сложном французском стиле ars subtilior конца четырнадцатого века , например «Amans amés secretement» («Любовники, любите осторожно»). [ 6 ]
- другие проще, с большим упором на лирическую мелодию, например «Belle, Bonne, Sage», также транскрибированную в HAM и характеризующуюся «Amans» как рондо.
композитора Два шансона вошли в « Манускрипт Шантильи» и являются хорошо известными примерами музыки для глаз :
- песня о любви «Belle, Bonne, Sage» («Красивая, добрая, мудрая»). Рукопись . имеет сердца форму [ 7 ] [ 8 ]

- круговой канон «Tout par compas suy composés» («Я сочинял с помощью циркуля») — скорее музыка для глаз, при которой рукопись пишется по кругу. [ 9 ]
Многие комментаторы предполагают, что уникальная и экспериментальная нотация Кордье вдохновила некоторых композиторов более позднего периода, например, в « Припеве» Карлхайнца Штокхаузена : [ 10 ] и Жиля Беншуа » « Je ne pouroye . [ 11 ] Работа Кордье была одной из первых западных композиций, включавших инструкции по исполнению, объясняющие, как использовать специальные обозначения. [ 12 ]
Его массовое движение в Apt MS выполнено в более позднем, более простом стиле пятнадцатого века.
Работает
[ редактировать ]Заголовок | Количество голосов | Жанр | Источник рукописи: Фолиос. [ н 1 ] | Рини |
---|---|---|---|---|
Глория | 3 | Массовое движение | Р 11 | |
Леди превосходна или они молодцы | 4 | Беда | рэндов 10 | |
Любовники, даже тайно | 3 | Рондо | Р 6 | |
Красивый, добрый, мудрый, приятный | 3 | Рондо | Р 8 | |
Этот Новый год, который сейчас | 3 | Рондо | Р 1 | |
Я тот, кто хочет | 3 | Рондо | Р 3 | |
По умолчанию благородного бога Баха | 3 | Рондо | Р 2 | |
Что стоит иметь тому, кто не живет | 3 | Рондо | Р 4 | |
Будьте любезны, как соя | 3 | Рондо | Р 7 | |
Столько удовольствия и неудовольствия | 3 | Рондо | Р 5 [ н 2 ] | |
Все по компасу и соединениям | 3 | Рондо | Р 9 | |
Других работ Бода Кордье не сохранилось. |
Издания
[ редактировать ]Работы Кордье включены в следующие коллекции:
- Рини, Гилберт , изд. (1955). Музыка начала пятнадцатого века . Corpus mensurabilis musicae 11. Том. 1, Работы Бода Кордье, Джона Сезариса, Джона Кармена, Джона Таписта. Кембридж: Американский институт музыковедения . OCLC 83198152 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «v» и «r» означают оборотную и лицевую стороны соответственно; в левых и правых языковых книгах оборотная сторона — это первая страница, а лицевая — задняя.
- ^ Также перепечатано в Strohm 2005 , стр. 142
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рини 2001 , § параграф. 1.
- ^ Райт 1973 .
- ^ Гроув 2001 .
- ^ Бержерон 2001 .
- ^ См. Пэрриш, Карл. Нотации средневековой музыки. У. В. Нортон, 1957.)
- ^ Расшифровано с комментариями в книге Арчибальда Т. Дэвисона и Вилли Апеля : Историческая антология музыки (HAM): восточная, средневековая музыка и музыка эпохи Возрождения (Harvard University Press)
- ^ Современная транскрипция и музыкальный медиафайл песни « Belle, Bonne, Sage ».
- ^ Текст и английский перевод песни.
- ^ Бергсагель 1972 , стр. 1175–1177.
- ^ Туп 2001 , §2 «Работы».
- ^ Fallows 2001a , §6 «Светские произведения».
- ^ Fallows 2001a , §5 «Ранняя история инструкций по исполнению».
- ^ Рини 2001 , § «Работы».
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . Введение Нортона в историю музыки (1-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-09090-1 .
- Стром, Рейнхард (2005) [1993]. Расцвет европейской музыки, 1380-1500 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-61934-9 .
- Журналы и статьи
- Бержерон, Кэтрин (2001). «Бауд де Рейнс» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.02341 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Бергсагель, Джон (декабрь 1972 г.). «Циркулярный канон Кордье». Музыкальные времена . 113 (1558): 1175–1177. дои : 10.2307/956587 . JSTOR 956587 .
- Фэллоуз, Дэвид (2001a). «Биншуа [Биншуа], Жиль де Бенс [Бинш, Бенш] дит» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03094 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Фэллоуз, Дэвид (2001b). «Темп и знаки экспрессии» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27650 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Гюнтер, Урсула (1984). «Необычные явления в передаче полифонической музыки конца XIV века». Музыкальная дисциплина . 38 : 87–118. JSTOR 20532271 .
- Рини, Гилберт (2001). «Кордье, Боде» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.06474 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Туп, Ричард (2001). «Штокхаузен, Карлхайнц» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.26808 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Райт, Крейг (апрель 1973 г.). «Таписсье и Кордье: новые документы и предположения». Музыкальный ежеквартальный журнал . 59 (2): 177–189. дои : 10.1093/mq/LIX.2.177 . JSTOR 741520 .
- «Френналь, Боде» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10222 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Список композиций Бода Кордье в Архиве цифровых изображений средневековой музыки
- Произведения Бода Кордье в базе данных средневековой музыки Университета Ла Троб.
- Бесплатные партитуры Бода Кордье в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Бода Кордье в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)