Припев (Штокхаузен)
Припев | |
---|---|
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
Каталог | 11 |
Составленный | 1959 |
Преданность | Эрнст Брюхер |
Выполненный | 2 октября 1959 г. |
Подсчет очков |
|
Припев для трех исполнителей (фортепиано с деревянными блоками, вибрафон с альпийскими колокольчиками и усиленная челеста со старинными тарелками) — произведение камерной музыки Карлхайнца Штокхаузена , занимающее 11-е место в каталоге его произведений.
История
[ редактировать ]Рефрен был написан в июне и июле 1959 года по заказу Герхарта фон Вестермана для Берлинского фестиваля Festwochen и посвящен Эрнсту Брюхеру . [1] Премьера состоялась 2 октября 1959 года Дэвидом Тюдором (фортепиано), Корнелиусом Кардью (челеста) и перкуссионистом Симфонического оркестра WDR Зигфридом Рокстро (вибрафон) в Берлинском Конгресс-холле в рамках концерта, посвященного Штокхаузену, который также включали Kreuzspiel , Zeitmaße , Zyklus и Klavierstücke I , IV , V , VII , VIII и XI . [2]
Материалы и форма
[ редактировать ]В названии говорится о шестикратном нарушении спокойной и разноплановой звуковой текстуры коротким припевом. [1] Эти припевы записаны на вращающейся прозрачной пластиковой полоске, наложенной на изогнутые нотоносцы, которые позволяют перемещать припев, чтобы создавать эти помехи в разных местах. [3]
Каждый из трех исполнителей помимо основного инструмента играет на вспомогательном инструменте. Пианист также играет на трех деревянных блоках , челеста дополнена тремя старинными тарелками , а вибрафонист имеет три альпийских колокольчика в сочетании с тремя глокеншпилями . Это означает, что существует шесть различных тембров, отражающих структуру высоты звука, которая делит двенадцатитоновый ряд на две симметричные ячейки по шесть нот. Эта шестиэлементная структура обнаруживается и в динамике, и в длительности как звуков, так и пауз. [4] Три исполнителя также должны произносить щелчки языком на пяти приблизительных тонах и короткие резкие фонетические слоги, которые должны произноситься рядом с звуками, которые они воспроизводят, в манере, напоминающей японский театр . [5] Основная структура фонового слоя произведения состоит из серии аккордов, происходящих из всеинтервального двенадцатитонового ряда, который Штокхаузен использовал в ряде других произведений. [6]
Завершается произведение кодой , в которой элементы сливаются в единый сложный звук. [7]
Критический прием
[ редактировать ]В целом выступления Refrain были хорошо приняты прессой и публикой. Штокхаузена Во время одного из первых выступлений в Венеции, хотя скептически настроенный рецензент посчитал, что « Припев и Контакт, кажется, настроен на дезорганизацию всех традиционных музыкальных факторов», он, тем не менее, сообщил, что «концерт имел огромный успех, гораздо больший, чем обычные мероприятия». [8] Особой похвалы удостоились тембры произведения. В репортаже о фестивале Бен Джонстон назвал его «драгоценным». [9] а критик New York Times счел «его группы привлекательных ударных звуков» «свежими». [10] В программе, посвященной Штокхаузену, в 1965 году критик Times нашел Refrain «самым интригующим из всех с его сочетанием тембра клавишных и ударных звуков». [11] , а критик из Лос-Анджелеса восхищался его «очень изысканной, яркой перкуссией» с «задумчивыми ударами вибрафона, челесты и фортепиано шесть раз, прерываемыми и возобновляемыми лишь немного более динамичным припевом названия». [12]
Споры в основном разгорелись вокруг Рефрена нетрадиционной нотации и ее связи с полученной музыкой. В обзоре напечатанной партитуры в 1962 году Роберт Хендерсон усомнился в том, что «есть ли люди, обладающие энергией и энтузиазмом, чтобы подробно выяснить точное значение всех этих сложных знаков, а затем сделать из них представление», и, если таковые имеются, то есть ли «Затраты на труд могут быть когда-либо оправданы конечным продуктом», называя его просто «забавным музыкальным калейдоскопом [ sic ] для тех, у кого неограниченное количество свободного времени». [13]
Другой критик поначалу разделял возражения Хендерсона, но: «Услышав оба этих произведения вживую… я смею добавить, что некоторые из упомянутых выше недоумений теперь кажутся менее загадочными. На самом деле «Рефрен» казался захватывающим и живым выступлением на сцене… Мне было очень приятно обнаружить, что композиция «проецировалась» наиболее успешно» и «живое исполнение было блестящим, убедительным, стимулирующим и, возможно, даже понятным». [14]
Примерно в это же время Питер Стадлен аналогичным образом раскритиковал обозначение «Рефрен» в программе на телевидении BBC . отругал его За это Тим Соустер за «одержимость нотной записью», но в то же время он, похоже, не обращал внимания на тот факт, что « Припев - один из лучших примеров нотной записи в истории музыки». Соустер пришел к выводу, что
Невозможно слишком часто подчеркивать важность того, чтобы новая музыка, серийная, неопределенная, импровизированная или электронная, говорила прямо с ушами, не загроможденная предубеждениями или беспокойством по поводу того, как работает партитура. То, как записывается музыка, не имеет большого значения для сотен людей, которые заполняют концерты музыкой Штокхаузена и Кейджа. Они реагируют непосредственно на слышимую реальность музыки, а не на письменные абстракции, что слишком редко встречается в критическом сообществе. Если бы он доверял своим ушам, мистер Стадлен был бы более счастливым человеком. [15]
Однако самая громкая атака на «Рефрен» была предпринята в рамках политической полемики Корнелиусом Кардью , который был ассистентом Штокхаузена и играл челесту на мировой премьере. В 1972 году Ганс Келлер попросил его транслировать это произведение на радио BBC, и Кардью, недавно принявший марксизм , воспользовался его сравнительной популярностью как возможностью осудить композицию как «часть культурной надстройки крупнейшего масштаба». система человеческого угнетения и эксплуатации, которую когда-либо знал мир: империализм ». [16] Пишу в так называемом «самом вульгарном стиле марксистских условностей». [17] Кардью считал, что европейский авангард, чьи «заумные, псевдонаучные тенденции поощрялись в условиях башни из слоновой кости», к 1959 году «был готов расколоться от собственных внутренних противоречий». Ведущие деятели этой группы, во главе которой стоял Штокхаузен, стремились найти более широкую аудиторию, и достижение этого требовало перемен. « Припев был, вероятно, первым проявлением этого изменения в творчестве Штокхаузена. С тех пор его творчество приобрело совершенно явно мистический характер». [18] Потому что «мистицизм говорит: «Все живое свято», поэтому не ходите по траве и, главное, не трогайте волос на голове империалиста», [19] Рефрен «является союзником империализма и врагом трудящихся и угнетенных людей мира» и сравним с другими проявлениями империализма, в частности, с «британской армией в Ирландии и массой безработных, например. Здесь жестокий характер империализма очевидна. Любая красота, которую можно обнаружить в Рефрене, носит чисто косметический характер, даже не поверхностный». [20]
Публикация первой половины лекции Кардью в The Listener «вызвала бурю в его корреспонденции». [20] и в результате этого и аналогичного нападения на Джона Кейджа Кардью сообщил, что «я временно потерял голос на BBC». По его показаниям, «наказания были также назначены внутри BBC за передачу Штокхаузена, которую по ошибке услышал высокопоставленный чиновник корпорации». [21]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен. Циклус , Воздержитесь . Маурисио Кагель , Transición II . Кристоф Каскел (ударные); Алоис Контарский (фортепиано); Бернхард Контарский (челеста); Давид Тюдор (фортепиано). С записью LP, стерео. Серия 2000. Time S 8001. [Np]: Time Records, 1961. Переиздание, 1970-е, запись LP, стерео. Mainstream MS 5003. [Np]: Mainstream Records . Переиздан на компакт-диске как Карлхайнц Штокхаузен, Маурисио Кагель, Эрл Браун; Удо Вюстендорфер; Карлхайнц Штокхаузен; Маурисио Кагель; Кристоф Каскел; Алоис Контарский; Бернхард Контарский; Давид Тюдор. Майнц: Schott Wergo Music Media, Wergo WER 6929 2. Майнц: Wergo, 2009. Также как часть набора из трех дисков Earle Brown, a Life in Music, Vol. 1 . Комплект из 3-х компакт-дисков. Серия современного звука Эрла Брауна. Wergo WER 6928 2, 6929 2, 6930 2. Майнц: Wergo , 2009.
- Карлхайнц Штокхаузен. Контакт для электронных звуков, фортепиано и перкуссии. Припев, для трёх исполнителей . Алоис Контарский (фортепиано), Карлхайнц Штокхаузен (челеста), Кристоф Каскел (ударные). Candide CE 31022. Нью-Йорк: Vox Records, 1968. Также выпущен на пластинке как Vox Candide Series STGBY 638 (Нью-Йорк: Vox Records, 1969), Vox WARNER H-4403V (Япония) и Vox Fratelli Fabbri Editori mm-1098 LP. (Италия). Переиздан на компакт-диске вместе с записью Zyklus , Stockhausen Complete Edition CD 6. Kürten: Stockhausen Verlag, 1993.
- Карлхайнц Штокхаузен. Цикл (2 варианта), хорус , контакты . Бернхард Вамбах (фортепиано), Мирча Арделяну (ударные), Фред Ренш (челеста). Запись компакт-диска. Koch-Schwann Musica Mundi CD 310 020 H1. Австрия: Koch-Records GmbH Шванн, 1988.
- Карлхайнц Штокхаузен. Циклус, Воздержитесь, Контакт . Флоран Жодле (ударные), Жерар Фреми (фортепиано), Жан-Эффлам Бавузе (челеста). компакт-диск. Серия Уна Корда. Соглашение 202742. Франция: Соглашение, 1993 г.
- Карлхайнц Штокхаузен. 3 × Рефрен 2000 . Бенджамин Коблер (фортепиано с тремя деревянными блоками), Антонио Перес Абеллан (сэмплер-челеста с тремя старинными тарелками), Андреас Беттгер (вибрафон с тремя колокольчиками и глокеншпилем). Запись компакт-диска. Два издания: одно с устным введением на немецком языке, другое на английском языке. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 62. Kürten: Stockhausen Verlag, 2000.
- Карлхайнц Штокхаузен. Контрапункты, хор, тактовые меры, ударное трио . : Состав ансамбля Жан-Пьер Колло (фортепиано), Клаус Стеффес-Холлендер (челеста), Кристиан Дирштейн (ударные). В других произведениях: Мартин Фаленбок (флейта), Хайме Гонсалес (гобой), Флориан Хазель (английский рожок), Шизуё Ока (кларнет), Уве Мёкель (бас-кларнет), Марио Копф (фагот), Маркус Швинд (труба), Эндрю Дигби (тромбон), Марико Нисиока (ударные), Беате Антон (арфа), Мелиса Меллингер (скрипка), Оса Окерберг (виолончель). Руперт Хубер (конд., « Контра-точки и меры времени »). Wergo CD WER 6717 2. Майнц: Wergo, 2009. Диск переиздан в рамках альбома Music Of Our Time: 50 Years: 1962–2012 . Комплект из 5 дисков. Wergo 6946. Wergo, подразделение Schott Music & Media GmbH, 2012 г.
- Карлхайнц Штокхаузен. Плюс-Минус (с Рефреном и Кройцшпилем ). Ансамбль Айвса: Джон Снейдерс (фортепиано), Райнер ван Худт (челеста) и Арнольд Мариниссен (ударные) в припеве , а также Рик Андриссен (флейта), Эстер Пробст (гобой), Ханс Петра (бас-кларнет), Ян Виллем ван дер Хам (фагот), Фонс Верспаандонк (валторна), Ян Бастиани (тромбон), Вильберт Гроотенбур и Федор Теунисс (ударные), Жозе тер Хаар (скрипка), Рубен Сандерсе (альт), Йоб тер Хаар (виолончель) и Дидерик Мейнкенс (контрабабль) бас). Рихард Рийвос (конд., только в «Кройцшпиле»). Запись компакт-диска. Hat Hut Hat [сейчас]ART 178. Базель, Швейцария: Hat Hut Records Ltd. Базель: Hat Hut, 2010.
- Штокхаузен: Полное собрание ранних ударных произведений . Стивен Шик, перкуссия, Джеймс Эйвери, фортепиано; Красная рыба, Синяя рыба (Росс Карре, Джастин ДеХарт, Мэттью Дженкинс, Фабио Оливейра, Джонатан Хепфер, Грегори Стюарт). Запись компакт-дисков, цифровая: 2 звуковых диска, стерео. Режим 274–275. Нью-Йорк: Mode Records, 2014.
Фильмография
[ редактировать ]- Брандт, Брайан и Майкл Хайнс (продюсеры). 2014. Штокхаузен: Полное собрание ранних ударных произведений . Стивен Шик, Джеймс Эйвери, Red Fish Blue Fish. Запись DVD, регион 0, NTSC, Dolby 5.1 Surround/DTS 5.1 Surround, соотношение сторон 16:9, цветной. Режим 274. Нью-Йорк: Mode Records.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1964 , с. 101.
- ^ Курц 1992 , с. 98.
- ^ Макони 2005 , с. 188.
- ^ Фризиус 2008 , с. 128
- ^ Харви 1975 , с. 87.
- ^ Фризиус 2008 , стр. 128–130.
- ^ Харви 1975 , с. 87–88.
- ^ Смит Бриндл 1960 .
- ^ Джонстон 1963 , с. 139.
- ^ Эриксон 1964 .
- ^ Анон. 1965 год .
- ^ Петерсон 1974 .
- ^ Хендерсон 1962 .
- ^ Циммерман 1963–64 , стр. 241–243.
- ^ Сустер 1969 .
- ^ Кардью 1974 , с. 46.
- ^ Дельеж 2003 , с. 257.
- ^ Кардью 1974 , с. 48.
- ^ Кардью 1974 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Кардью 1974 , с. 55.
- ^ Кардью 1974 , с. 34.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Анон. 1965. «Дом Карлхайнца Штокхаузена полон». The Times , выпуск 56497 (6 декабря): 14, колонка F.
- Кардью, Корнелиус . 1974. «Штокхаузен служит империализму». В своей книге «Штокхаузен служит империализму и другим статьям» , 46–55. Лондон: Latimer New Dimensions. Перепечатано онлайн UbuWeb , 2004 г. (по состоянию на 2 июля 2011 г.).
- Дельеж, Селестен. 2003. Пятьдесят лет музыкальной современности: от Дармштадта до IRCAM: историографический вклад в критическое музыковедение . Музыкальный сборник, Музыковедение. Льеж: Editions Mardaga. ISBN 978-2-87009-828-8 .
- Эриксон, Рэймонд . 1964. «Витрина предлагает музыку Германии: концерт в ратуше включает разнообразные композиции». Нью-Йорк Таймс (30 апреля): 29.
- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Джонстон, Бен . 1963. «Письмо Урбаны». Перспективы новой музыки 2, вып. 1 (осень – зима): 137–41.
- Харви, Джонатан . 1975. Музыка Штокхаузена: Введение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Хендерсон. Роберт. 1962. «Поствеберновские крайности». Музыкальные Таймс 103, вып. 1433 г. (июль): 485 г.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань) ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press, Inc. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Петерсон, Мелоди. 1974. "Место встречи в понедельник". Лос-Анджелес Таймс (20 ноября): F15.
- Смит Бриндл, Реджинальд . 1960. «Венецианский фестиваль». Музыкальные Таймс 101, вып. 1413 (ноябрь): 712.
- Состер, Тим . 1969. [Письмо Тима Соустера] Tempo , New Series, no. 89 (Лето): 29–30.
- Штокхаузен, Карлхайнц. № 11 1964. « Припев для трех игроков (1959)». В его «Текстах о музыке» 2 под редакцией Дитера Шнебеля , 101. Документы DuMont. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Циммерман, Франклин Б. 1963–64. Безымянный обзор партитур «Циклуса » и «Рефрена» Штокхаузена . Примечания , Вторая серия 21, вып. 1 и 2 (зима – весна): 241–43.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , второе издание, предисловие Михаэля Левинаса. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963. «Изобретение и открытие». В своих текстах о музыке 1, 222–258. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. " Хор для трёх исполнителей". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 25–27. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. «Советы барабанщикам». В его текстах о музыке 6 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 10–95. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .