годовщина
годовщина | |
---|---|
Оркестровая музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
![]() | |
Каталог | 45 |
Повод | 125-летие оперного театра |
Составленный | 1977 |
Преданность | Петер Этвос |
Выполненный | 10 октября 1977 г. |
Продолжительность | 15 мин. |
Jubiläum (Юбилейный) — оркестровое произведение Карлхайнца Штокхаузена , произведение под номером 45 в каталоге произведений композитора.
История
[ редактировать ]«Юбилей» — относительно короткое произведение продолжительностью около 15 минут, написанное в 1977 году по заказу к празднованию 125-летия Ганноверского оперного театра и поэтому названное « Увертюрой оперного фестиваля Штокхаузена» . [ 1 ] Премьера состоялась 10 октября 1977 года Региональным оркестром Нижней Саксонии под управлением Джорджа Альбрехта . В феврале 1980 года Штокхаузен переработал партитуру, и эта версия была впервые исполнена 9 мая 1980 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне Филармоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса . [ 2 ] [ 3 ] Партитура посвящена Петеру Этвосу .
Характер произведения
[ редактировать ]В Jubiläum Штокхаузен сочинил оркестровое звуковое событие с наложенными слоями различной скорости, степени шума, степени неопределенности и интеграции, а также одновременными переходами от упорядоченного к неупорядоченному и обратно. [ 4 ] Произведение построено по формуле , заявленной вначале как массивное гимнообразное пение духовых и низких струнных. Гармоничный язык Jubiläum напоминает музыку учителя Штокхаузена Оливье Мессиана , а драматическое использование пространства напоминает Гектора Берлиоза . Формула представлена в основном серией плотных текстур, наложенных на мерцающие глиссандо и быстрые мелодичные фигурации, в «смесь величественной уверенности и беспокойной активности», которая создает качество «захватывающего дух великолепия, присущего только Штокхаузену». [ 1 ]
Формула Jubiläum представляет собой хорал с мелодией, содержащей 15 звуков, сгруппированных в пять сегментов по 1 + 2 + 3 + 4 + 5 тонов:
Пять сегментов имеют продолжительность 2, 3 (1 + 2), 6 (3 + 1 + 2), 10 (2 + 4 +1 + 3) и 15 (4 + 1 + 2 + 3 + 5) крючков . и за каждым следует «цветное молчание» из 2, 3, 4, 6 и 9 крючков. Эти окраски производятся в нижних инструментах (валторнах, альтах, виолончелях) обертонными глиссандо , в среднем регистре естественно-гармоническими глиссандо скрипок, а в высшем регистре арпеджио на пяти треугольниках и наборе стеклянных колокольчиков. [ 5 ]
Каждая нота этой мелодии сопровождается аккордом, и эти аккорды колеблются по плотности от двух до пяти нот в соответствии с последовательным распределением: 2 3 4 5 5 4 3 2 3 4 5 5 4 3 2 ноты на аккорд. Эти аккорды вместе образуют гармоническую двойную «волну», плотность аккордов которой увеличивается и уменьшается дважды. При этом одиночная волна уровня диссонанса сначала возрастает от унисона в начале до минорной девятой в середине, а затем снижается обратно до идеальных созвучий ( октавы и идеальной квинты ) в конце. [ 6 ]
Форма
[ редактировать ]Есть четыре наложенных друг на друга инструментальных слоя, соответствующих различным музыкальным процессам . Каждый слой фактически представляет собой мелодическую «петлю» из пятнадцати нот, постоянно повторяющихся, но меняющихся по высоте и скорости. [ 7 ]
Оркестр расположен на сцене в соответствии с регистром: самые глубокие инструменты слева, продвигаясь по сцене к самым высоким инструментам справа - аналогично клавиатуре фортепиано. [ 4 ] Теноровый слой (трубы, валторны, альты и виолончели) начинается с медленного произнесения формулы, а затем музыканты начинают повторять формулу независимо друг от друга, постепенно увеличивая скорость, пока пятнадцать нот формулы не сжимаются в «вихревой поток». полоса звука». [ 8 ] [ 9 ]
Группа меццо-сопрано (флейты, кларнеты и скрипки) играет по формуле на одиннадцатую ступень выше. Этот слой начинается с того, что инструменты играют независимо и очень быстро, постепенно замедляясь и синхронизируясь в середине, затем ускоряясь и снова становясь независимыми в конце. Штокхаузена Очень высокая группа, напоминающая «звездно-звучащую» окраску Формеля , состоящая из глокеншпилей, фортепиано (только высокие частоты, с педалью-сустейном) и челесты, играет формулу на две октавы и мажорную седьмую выше, чем басовая группа, и начинается как группа среднего регистра, играя быстро и независимо друг от друга. Они также замедляют темп и начинают дифференцировать ритмические значения формулы, но делают это более постепенно, чем группа среднего регистра, достигая самого медленного темпа только ближе к концу, заканчивая синхронным изложением формулы в самом медленном темпе, продолжительностью около двух минут. Эти три слоя образуют комбинированную форму, в которой медленный хорал представлен на последовательно более высоких ступенях. [ 10 ] [ 4 ]
Четвертая, самая низкая инструментальная группа (колокольные пластинки, фаготы и контрабасы) воспроизводит формулу семь раз в качестве основного баса , каждый раз синхронизируясь с одной из трех других групп:
- с басовой группой, очень медленно
- с бас-группой акселерандо
- со средней группой, ритардандо
- со средней группой, очень медленно
- со средней группой, акселерандо
- с высшей группой, ритардандо
- с высокой группой, очень медленно
Низкие духовые инструменты прорывают музыкальную ткань произнесением формулы из задней части зала (или с выступающего балкона сзади или сбоку) чуть более чем через три минуты от начала, и четыре гобоя играют аналогичным образом. за сценой около девяти с половиной минут пьесы. Композитор называет эти события «звуковыми окнами». [ 11 ] Все четыре инструментальные группы завершают работу синхронным высказыванием формулы, скорость которого почти в четыре раза превышает скорость самого медленного темпа, и завершается в «праздничном, блестящем и уверенном» ключе. [ 12 ]
Эти элементы объединяются, образуя симметричную форму из девяти разделов плюс заключительное (десятое) утверждение: [ 5 ]
- тенор-хорал, ок. 2 минуты.
- ускорение/рит., ок. 1½ мин.
- первое окно (тромбоны и туба, задняя часть зала), ок. 1 мин.
- рит./ускорение, ок. 1½ мин.
- хорал меццо-сопрано, ок. 2 минуты.
- ускорение/рит., ок. 1½ мин.
- второе окно (закулисные гобои), ок. 1 мин.
- рит./ускорение, ок. 1½ мин.
- высокий хорал, ок. 2 минуты
- весь хвост , ок. 37 секунд.
В переработанной версии 1980 года из оркестра один за другим выходят шесть сольных инструментов, начиная со второй ступени с первой валторны. На четвертом этапе (сразу после первого окна) начинается кумуляция сначала дуэта, затем трио, квартета, квинтета и, наконец, секстета, связывающая полифонические пласты по всем регистрам и горизонтализирующая их гармонии в сжатые мелодические и ритмичные фигуры.
- на втором этапе первый рог
- с четвёртой ступени, добавив первый тромбон
- из пятого этапа, добавив первую скрипку
- из шестого этапа, добавив первую флейту
- с восьмого этапа (сразу после второго окна), добавив первый гобой
- из девятого этапа, добавив фортепиано
Как и весь остальной оркестр, эти инструменты четко разделены в пространстве. [ 12 ] В то время как первая версия партитуры полагалась исключительно на акустические средства для достижения динамического баланса, усиление стало требованием для исполнения после добавления солистов в пересмотренной версии. [ 13 ]
Инструментарий
[ редактировать ]- 4 (или 2) флейты (4-е удвоение пикколо)
- 4 (или 2) гобоя
- 4 (или 2) кларнета
- 3 (или 2) фагота
- 1 контрфагот
- 4 (или 2) рупора (двойные рожки B ♭ /F)
- 3 (или 2) трубы (все с сурдинами прямого, чашечного и вава)
- 4 (или 2) тромбона (или 3 тромбона и 1 дополнительный валторн — 1-й тромбон с насадкой F )
- 1 комната
- 2 глокеншпиля (с педалью)
- 1 комплект подвесных стеклянных звонков
- 5 треугольников разного размера.
- 2 перкуссиониста:
- 1 хроматический набор звуковых пластинок (или пластинчатых колокольчиков, или хроматический набор настроенных гонгов и тамтамов)
- 1 фортепиано
- 1 светло-синий
- первые скрипки
- вторые скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
- (+ 10 микрофонов, 6 динамиков и микшерский пульт для звукорежиссера)
Струны удваиваются либо как 8–8–8–6–6, либо как 10–10–8–6–6.
Дискография
[ редактировать ]- Штокхаузен, Карлхайнц. юбилей для оркестра; Зодиак : Десять знаков зодиака для оркестра; Зодиак для исторического колокола ратуши Кёльна . Симфонический оркестр BBC , дир. Оливер Нассен ( юбилей ). Оркестр Моцарта (Болонья), дир. Оливер Кнуссен ( Тиркрайс для оркестра); Карильон ратуши Кельна, запрограммированный Бертом Августом (адаптация версии Tierkreis Катинки Пасвеер и Сюзанны Стивенс ). Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 100. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гриффитс 1980 .
- ^ Курц 1992 , стр. 208–209.
- ^ Штокхаузен 1989 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Макони 2005 , с. 390.
- ^ Перейти обратно: а б Штокхаузен 1989 , с. 127.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 126–127.
- ^ Макони 2005 , с. 391.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 343.
- ^ Штокхаузен 1989 , с. 128.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 128–129.
- ^ Штокхаузен 1978 , с. 344.
- ^ Перейти обратно: а б Штокхаузен 1989 , с. 129.
- ^ Макони 2005 , с. 393.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Гриффитс, Пол . 1980. «Штокхаузен: Фестивальный зал». «Таймс» (10 мая): 10.
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 (ткань); ISBN 0-571-17146-X (пбк).
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Юбилей оркестра (1977)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 341–344. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-1078-1 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. " Юбилейный (1977) для оркестра". В его «Текстах о музыке» 5 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 126–135. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио и Торонто: Schott Musik International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Хьюитт, Иван . 2010. «Беспокойное путешествие к вершинам сияния: Выпускные вечера 2010». Дейли Телеграф (30 июля): 31.
- Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , 2-е издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN 2-911906-02-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хенкель, Георг. 2011. « Штокхаузен-ЮБИЛЭУМ ». Обзор компакт-диска Stockhausen Complete Edition 100. Musik an sich.de (январь). (По состоянию на 6 июня 2012 г.). (на немецком языке)
- Яньес, Пако. 2011. « Издание Штокхаузена завершено ». Обзор компакт-диска 100 Stockhausen Complete Edition . Mundoclasico.com (26 сентября) (по состоянию на 8 ноября 2011 г.). (на испанском языке)