Jump to content

годовщина

годовщина
Оркестровая музыка Карлхайнца Штокхаузена
Каталог 45
Повод 125-летие оперного театра
Составленный 1977  ( 1977 )
Преданность Петер Этвос
Выполненный 10 октября 1977 г. ( 10.10.1977 )
Продолжительность 15 мин.

Jubiläum (Юбилейный) — оркестровое произведение Карлхайнца Штокхаузена , произведение под номером 45 в каталоге произведений композитора.

«Юбилей» — относительно короткое произведение продолжительностью около 15 минут, написанное в 1977 году по заказу к празднованию 125-летия Ганноверского оперного театра и поэтому названное « Увертюрой оперного фестиваля Штокхаузена» . [ 1 ] Премьера состоялась 10 октября 1977 года Региональным оркестром Нижней Саксонии под управлением Джорджа Альбрехта . В феврале 1980 года Штокхаузен переработал партитуру, и эта версия была впервые исполнена 9 мая 1980 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне Филармоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса . [ 2 ] [ 3 ] Партитура посвящена Петеру Этвосу .

Характер произведения

[ редактировать ]

В Jubiläum Штокхаузен сочинил оркестровое звуковое событие с наложенными слоями различной скорости, степени шума, степени неопределенности и интеграции, а также одновременными переходами от упорядоченного к неупорядоченному и обратно. [ 4 ] Произведение построено по формуле , заявленной вначале как массивное гимнообразное пение духовых и низких струнных. Гармоничный язык Jubiläum напоминает музыку учителя Штокхаузена Оливье Мессиана , а драматическое использование пространства напоминает Гектора Берлиоза . Формула представлена ​​в основном серией плотных текстур, наложенных на мерцающие глиссандо и быстрые мелодичные фигурации, в «смесь величественной уверенности и беспокойной активности», которая создает качество «захватывающего дух великолепия, присущего только Штокхаузену». [ 1 ]

Формула Jubiläum представляет собой хорал с мелодией, содержащей 15 звуков, сгруппированных в пять сегментов по 1 + 2 + 3 + 4 + 5 тонов:

(Ц) + (ФФ ) + (Г Д А) + (Ц БА Е) + (ГЕБ ДГ).

Пять сегментов имеют продолжительность 2, 3 (1 + 2), 6 (3 + 1 + 2), 10 (2 + 4 +1 + 3) и 15 (4 + 1 + 2 + 3 + 5) крючков . и за каждым следует «цветное молчание» из 2, 3, 4, 6 и 9 крючков. Эти окраски производятся в нижних инструментах (валторнах, альтах, виолончелях) обертонными глиссандо , в среднем регистре естественно-гармоническими глиссандо скрипок, а в высшем регистре арпеджио на пяти треугольниках и наборе стеклянных колокольчиков. [ 5 ]

Каждая нота этой мелодии сопровождается аккордом, и эти аккорды колеблются по плотности от двух до пяти нот в соответствии с последовательным распределением: 2 3 4 5 5 4 3 2 3 4 5 5 4 3 2 ноты на аккорд. Эти аккорды вместе образуют гармоническую двойную «волну», плотность аккордов которой увеличивается и уменьшается дважды. При этом одиночная волна уровня диссонанса сначала возрастает от унисона в начале до минорной девятой в середине, а затем снижается обратно до идеальных созвучий ( октавы и идеальной квинты ) в конце. [ 6 ]

Есть четыре наложенных друг на друга инструментальных слоя, соответствующих различным музыкальным процессам . Каждый слой фактически представляет собой мелодическую «петлю» из пятнадцати нот, постоянно повторяющихся, но меняющихся по высоте и скорости. [ 7 ]

Оркестр расположен на сцене в соответствии с регистром: самые глубокие инструменты слева, продвигаясь по сцене к самым высоким инструментам справа - аналогично клавиатуре фортепиано. [ 4 ] Теноровый слой (трубы, валторны, альты и виолончели) начинается с медленного произнесения формулы, а затем музыканты начинают повторять формулу независимо друг от друга, постепенно увеличивая скорость, пока пятнадцать нот формулы не сжимаются в «вихревой поток». полоса звука». [ 8 ] [ 9 ]

Группа меццо-сопрано (флейты, кларнеты и скрипки) играет по формуле на одиннадцатую ступень выше. Этот слой начинается с того, что инструменты играют независимо и очень быстро, постепенно замедляясь и синхронизируясь в середине, затем ускоряясь и снова становясь независимыми в конце. Штокхаузена Очень высокая группа, напоминающая «звездно-звучащую» окраску Формеля , состоящая из глокеншпилей, фортепиано (только высокие частоты, с педалью-сустейном) и челесты, играет формулу на две октавы и мажорную седьмую выше, чем басовая группа, и начинается как группа среднего регистра, играя быстро и независимо друг от друга. Они также замедляют темп и начинают дифференцировать ритмические значения формулы, но делают это более постепенно, чем группа среднего регистра, достигая самого медленного темпа только ближе к концу, заканчивая синхронным изложением формулы в самом медленном темпе, продолжительностью около двух минут. Эти три слоя образуют комбинированную форму, в которой медленный хорал представлен на последовательно более высоких ступенях. [ 10 ] [ 4 ]

Четвертая, самая низкая инструментальная группа (колокольные пластинки, фаготы и контрабасы) воспроизводит формулу семь раз в качестве основного баса , каждый раз синхронизируясь с одной из трех других групп:

  1. с басовой группой, очень медленно
  2. с бас-группой акселерандо
  3. со средней группой, ритардандо
  4. со средней группой, очень медленно
  5. со средней группой, акселерандо
  6. с высшей группой, ритардандо
  7. с высокой группой, очень медленно

Низкие духовые инструменты прорывают музыкальную ткань произнесением формулы из задней части зала (или с выступающего балкона сзади или сбоку) чуть более чем через три минуты от начала, и четыре гобоя играют аналогичным образом. за сценой около девяти с половиной минут пьесы. Композитор называет эти события «звуковыми окнами». [ 11 ] Все четыре инструментальные группы завершают работу синхронным высказыванием формулы, скорость которого почти в четыре раза превышает скорость самого медленного темпа, и завершается в «праздничном, блестящем и уверенном» ключе. [ 12 ]

Эти элементы объединяются, образуя симметричную форму из девяти разделов плюс заключительное (десятое) утверждение: [ 5 ]

  1. тенор-хорал, ок. 2 минуты.
  2. ускорение/рит., ок. 1½ мин.
  3. первое окно (тромбоны и туба, задняя часть зала), ок. 1 мин.
  4. рит./ускорение, ок. 1½ мин.
  5. хорал меццо-сопрано, ок. 2 минуты.
  6. ускорение/рит., ок. 1½ мин.
  7. второе окно (закулисные гобои), ок. 1 мин.
  8. рит./ускорение, ок. 1½ мин.
  9. высокий хорал, ок. 2 минуты
  10. весь хвост , ок. 37 секунд.

В переработанной версии 1980 года из оркестра один за другим выходят шесть сольных инструментов, начиная со второй ступени с первой валторны. На четвертом этапе (сразу после первого окна) начинается кумуляция сначала дуэта, затем трио, квартета, квинтета и, наконец, секстета, связывающая полифонические пласты по всем регистрам и горизонтализирующая их гармонии в сжатые мелодические и ритмичные фигуры.

  • на втором этапе первый рог
  • с четвёртой ступени, добавив первый тромбон
  • из пятого этапа, добавив первую скрипку
  • из шестого этапа, добавив первую флейту
  • с восьмого этапа (сразу после второго окна), добавив первый гобой
  • из девятого этапа, добавив фортепиано

Как и весь остальной оркестр, эти инструменты четко разделены в пространстве. [ 12 ] В то время как первая версия партитуры полагалась исключительно на акустические средства для достижения динамического баланса, усиление стало требованием для исполнения после добавления солистов в пересмотренной версии. [ 13 ]

Инструментарий

[ редактировать ]
  • 4 (или 2) флейты (4-е удвоение пикколо)
  • 4 (или 2) гобоя
  • 4 (или 2) кларнета
  • 3 (или 2) фагота
  • 1 контрфагот
  • 4 (или 2) рупора (двойные рожки B /F)
  • 3 (или 2) трубы (все с сурдинами прямого, чашечного и вава)
  • 4 (или 2) тромбона (или 3 тромбона и 1 дополнительный валторн — 1-й тромбон с насадкой F )
  • 1 комната
  • 2 глокеншпиля (с педалью)
  • 1 комплект подвесных стеклянных звонков
  • 5 треугольников разного размера.
  • 2 перкуссиониста:
  • 1 хроматический набор звуковых пластинок (или пластинчатых колокольчиков, или хроматический набор настроенных гонгов и тамтамов)
  • 1 фортепиано
  • 1 светло-синий
  • первые скрипки
  • вторые скрипки
  • альты
  • виолончели
  • контрабасы
  • (+ 10 микрофонов, 6 динамиков и микшерский пульт для звукорежиссера)

Струны удваиваются либо как 8–8–8–6–6, либо как 10–10–8–6–6.

Дискография

[ редактировать ]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Гриффитс, Пол . 1980. «Штокхаузен: Фестивальный зал». «Таймс» (10 мая): 10.
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань); ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд; Торонто; Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Юбилей оркестра (1977)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 341–344. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-1078-1 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. " Юбилейный (1977) для оркестра". В его «Текстах о музыке» 5 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера, 126–135. Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN   3-7701-2249-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио и Торонто: Schott Musik International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Хьюитт, Иван . 2010. «Беспокойное путешествие к вершинам сияния: Выпускные вечера 2010». Дейли Телеграф (30 июля): 31.
  • Ригони, Мишель. 1998. Штокхаузен: ... корабль, запущенный в небо , 2-е издание, переработанное, исправленное и дополненное. Лиллебонн: издания Millénaire III. ISBN   2-911906-02-0 .
[ редактировать ]
  • Хенкель, Георг. 2011. « Штокхаузен-ЮБИЛЭУМ ». Обзор компакт-диска Stockhausen Complete Edition 100. Musik an sich.de (январь). (По состоянию на 6 июня 2012 г.). (на немецком языке)
  • Яньес, Пако. 2011. « Издание Штокхаузена завершено ». Обзор компакт-диска 100 Stockhausen Complete Edition . Mundoclasico.com (26 сентября) (по состоянию на 8 ноября 2011 г.). (на испанском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c6bee67a16a9cb403a9433806a27e24__1668879120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/24/3c6bee67a16a9cb403a9433806a27e24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jubiläum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)