Jump to content

Октофония

Штокхаузен в студии WDR во время производства Октофонии в 1991 году.
Октофонический куб

Октофония (Octophonie) — октофоническая электронная музыкальная композиция Карлхайнца Штокхаузена 1991 года . Составной слой второго акта оперы Dienstag aus Licht , может исполняться и как самостоятельное произведение. Продолжительность 69 минут.

Функция во вторник

[ редактировать ]

Октофония составляет слой музыки во втором акте, Invasion-Explosion mit Abschied (Вторжение-Взрыв с прощанием). Сильная природа электронной музыки потребовала технического решения, чтобы всегда было слышно выступающих в то же время инструменталистов. Штокхаузен решил эту проблему, снабдив каждого исполнителя микрофоном и передатчиком для усиления, что позволяет им свободно перемещаться по залу. Это стало центральной частью исполнительской практики Штокхаузена в последующих частях цикла Лихта . [1]

Материалы и техника

[ редактировать ]
Синтезатор Yamaha DX7-II, похожий на один из синтезаторов, используемых при создании октофонии.
Модуль синтезатора Oberheim Matrix 1000 того типа, который используется при производстве октофонии.
Сэмплер Casio FZ-1 того типа, который используется при производстве октофонии.

Октофония была реализована в Студии электронной музыки Westdeutscher Rundfunk в Кельне в два этапа работы: с 23 августа по 30 ноября 1990 года и с 5 по 30 августа 1991 года. Сотрудниками студии были инженеры звукозаписи Фолькер Мюллер и Даниэль Веласко-Шварценбергер. и техник звукозаписи Гертруда Мельчер. [2] [3] Производство осуществлялось с использованием одного 24- дорожечного магнитофона . Было бы предпочтительнее использовать 64-дорожечный рекордер или, альтернативно, три синхронизируемых 24-дорожечных рекордера, но в студии WDR была только одна машина. Пространственности способствовало использование QUEG (генератора квадрофонических эффектов), устройства, произведенного EMS в начале 1970-х годов. Он был разработан Штокхаузеном в сотрудничестве с Петром Зиновьевым , владельцем фирмы в то время. Несмотря на то, что у QUEG всего четыре выхода, QUEG все равно можно использовать для получения октофонического сигнала, вручную переключаясь на четыре выхода, не только между квадратом на полу и квадратом на потолке, но и между всеми шестью квадратами, образующими стороны куб. [4] При создании звуковых слоев использовался ряд синтезаторов и модулей: [2]

Кроме того, EMS Synthi 100 использовался для управления пространственным расположением некоторых слоев во время заключительной части. [5]

Музыка Октофонии развивается, как и все в Licht , из базовой суперформулы и состоит из восьми музыкальных слоев, каждый из которых имеет различное пространственное распределение и схемы движения звука. [6] По техническим причинам воспроизведения музыку пришлось создавать в двух сегментах: вторая лента начиналась с 36 футов 23 дюйма, а «мостовая» лента использовалась только для исполнения второго акта Динстага . [2] [7] )

История выступлений

[ редактировать ]
Рыбный рынок Old Billingsgate, Лондон, где Штокхаузен исполнил октофонию 25 октября 2005 года.

Дискография

[ редактировать ]
  • Штокхаузен: Октофония . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 41. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1994.
  • Штокхаузен: Во вторник от света . Аннетт Меривезер ( сопрано ); Джулиан Пайк ( тенор ); Николас Ишервуд ( бас ); Маркус Штокхаузен ( труба и флюгельгорн ); Михаил Свобода ( тромбон ); Массимилиано Виль, Симон Штокхаузен ( синтезаторы ); Андреас Беттгер, Рене Йонкер ( ударные ); Хор WDR, Карлхайнц Штокхаузен (дирижер). Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 40A–B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1996.
  • Штокхаузен: Solo Synthi Fou; Синти Фу; Прощание во вторник; Тоны для Synthi-Fou . Саймон Штокхаузен (синтезаторы); Хор WDR, Карлхайнц Штокхаузен (дирижер). Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 42 A–B. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 1994.
  • Штокхаузен: Михаэльс-Руф; Бассетцу; Синти Фу; Покидать; Комета; Труба . Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 82. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2007.

Цитируемые источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кларк, Майкл и Питер Мэннинг. 2008. « Штокхаузена Влияние технологий на композицию октофонии [ sic ] с особым упором на проблемы пространственности в трехмерной среде прослушивания ». Организованный звук 13, вып. 3 (декабрь): 177–187. дои : 10.1017/S1355771808000277
  • Кларк, Дж. М. и Питер Мэннинг. Штокхаузена 2009. «Ценя нашего наследия: изучение пространственности посредством программной эмуляции октофонии ». В материалах Международной компьютерной музыкальной конференции (ICMC 2009), Монреаль, Канада , 179–182. [Np]: Международная ассоциация компьютерной музыки.
  • Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN   978-3-7957-0772-9 .
  • Коль, Джером . 2004. «Аспект гармоник света ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыковедческий институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–136. Сигналы из Кельна 10. Мюнстер: Lit-Verlag. ISBN   3-8258-7944-5 .
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Миллер, Пол. 2009. «Штокхаузен и серийное формирование пространства». доктор философии диссертация. Рочестер: Рочестерский университет, Музыкальная школа Истмана.
  • Обогнали, Сара Энн. 2006. «Пространственные теории Карлхайнца Штокхаузена: анализ групп для трех оркестров и октофонии, электронная [ sic ] музыка со вторника от LIGHT ». доктор философии диссертация. Санта-Барбара: Калифорнийский университет в Санта-Барбаре.
  • Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN   978-3-412-50577-6 .
  • Швердтфегер, Деттлофф. 1999. «Пропорции темпа и длительности суперформулы СВЕТА». На Международном симпозиуме Штокхаузена 1998: Институт музыковедения Кельнского университета, 11–14 ноября 1998 г.: Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмредера , 227–234. Сигналы из Кельна 4. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. 3-89727-050-1.
  • Штокхаузен, Карлхайнц, Пай-Уун Хиу и Альседо Коэнен. 2008. «'Более дифференцированный человек - акустический человек': Карлхайнц Штокхаузен в разговоре об октофонии ». MusicTexts: Журнал новой музыки [ de ] , № 116 (февраль): 53–63.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b5f86243e18d3a058747c64da2a2cdb__1652583240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/db/9b5f86243e18d3a058747c64da2a2cdb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oktophonie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)