Jump to content

Экспо (Штокхаузен)

Штокхаузена «Экспо» было написано для синего сферического зала (снаружи справа на снимке) немецкого павильона на «Экспо-70».

«Экспо » для трех исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и звукорежиссера — композиция Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1969–70 годах. Это номер 31 в каталоге произведений композитора.

Концепция

[ редактировать ]

Expo является предпоследней в серии работ конца 1960-х годов, которые Штокхаузен назвал « процессными » композициями. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В «Экспо» и трех сопутствующих произведениях ( «Курцвеллен» для шести исполнителей, «Спираль» для солиста и «Полюс» для двоих) этот материал должен черпаться спонтанно во время выступления из коротковолновых радиопередач. [1] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [2]

Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. [3] Несмотря на эту неопределенность, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последовательные события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [2] К знакам, ранее использовавшимся в «Процессионе» , «Курцвеллене» и «Спирали», Штокхаузен добавляет несколько новых.

Штокхаузен (сзади, в центре) на Фестивале искусств в Ширазе , сентябрь 1972 года, с несколькими исполнителями Expo '70: на переднем плане: П. Этвос , Д. фон Биль, Г. Роденс, В. Фромме, Х. Альбрехт; второй ряд, второй слева: Х.-А. Биллиг; крайний справа: К. Каскел

В 1968 году Западногерманский комитет Всемирных выставок пригласил Штокхаузена сотрудничать в создании немецкого павильона на Всемирной выставке 1970 года в Осаке , Япония. Среди других соавторов проекта были архитектор павильона Фриц Борнеманн , Фриц Винкель, директор студии электронной музыки в Техническом университете Берлина , и инженер Макс Менгерингхаузен. Темой павильона были «музыкальные сады», в соответствии с которыми Борнеманн намеревался «посадить» выставочные залы под широкой лужайкой с присоединенным к ней зрительным залом, «вырастающим» над землей. Первоначально Борнеман задумал этот зал в форме амфитеатра с центральным оркестровым подиумом и окружающим его зрительским пространством. Летом 1968 года Штокхаузен встретился с Борнеманом и убедил его изменить эту концепцию на сферическое пространство с аудиторией в центре, окруженной группами громкоговорителей в семи кольцах на разных «широтах» вокруг внутренних стен сферы. [4] [5] Кроме того, Штокхаузен будет участвовать, представляя ежедневные пятичасовые программы своей музыки. [6] Произведения Штокхаузена исполнялись по 5,5 часов каждый день в течение 183 дней перед общей аудиторией, насчитывающей около миллиона слушателей. [7] Expo была написана, как следует из названия, для этих выступлений и написана в Кюртене в декабре 1969 и январе 1970 года, в то время под рабочим названием Trio . [8] С 14 марта по 14 сентября 1970 года «Экспо» много раз играли и исполняли в немецком павильоне на выставке «Экспо-70» в ежедневных выступлениях двадцати разных музыкантов, включая композитора. [9] Английская группа Intermodulation ( Роджер Смолли , Тим Соустер , Питер Бриттон и Робин Томпсон) несколько раз исполняла ее и делала записи для радио. [8]

Структура и техника

[ редактировать ]

«Экспо» — более расслабленное и веселое произведение, чем его собратья, и отличается необычной степенью синхронности жестов и канонического подражания. [10] Он состоит из последовательности примерно из 135 событий, сгруппированных в две большие части, разделенные в партитуре волнистыми тактовыми линиями, каждая из которых прерывается один раз вставкой продолжительностью до 2,5 минут. Одна из этих вставок медленная, другая быстрая; оба характеризуются синхронизированным периодическим ритмом. Штокхаузен объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-либо, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [11]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Экспо на 3 (интегральная версия в двух версиях) . Майкл Веттер (голос, диктофон и коротковолновое радио), Наташа Никепрелевич (голосовое и коротковолновое радио), FX Randomiz (ноутбукная компьютерная система, голос и коротковолновое радио). Записано 12 октября 2013 года в Sound Studio N, Кёльн. Запись CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 104. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2014.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-21495-0 .
  • Фёльмер, Голо. 1996. «Осака: техника для сферического зала». В музыку..., преобразившись. Электронная студия Берлинского технического университета, 1953–1995 , под редакцией Франка Гертиха, Юлии Герлах и Голо Фёлльмера, 195–211. Хофхайм: Волкен-Верлаг. ISBN   3-923997-68-X .
  • Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN   978-1-907378-03-4 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография . Перевод Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 .
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1973. № 27 Спираль для солиста . (оценка) UE 14957. Вена: Универсальное издание.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Полюс на 2 (1969–70) и Экспо на 3 (1969–70)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 152. DuMont Documents. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
  • Вернер, Карл Генрих [ де ] . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   9780520021433

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts [ de ] № 116 (февраль): 31–40.
  • Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN   3-7957-1895-3 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. "Вечер ЭКСПО-70". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 229–231. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 423390e28863ecb6037d3c333cd312a2__1722621120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/a2/423390e28863ecb6037d3c333cd312a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Expo (Stockhausen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)