Экспо (Штокхаузен)

«Экспо » для трех исполнителей с коротковолновыми радиоприемниками и звукорежиссера — композиция Карлхайнца Штокхаузена , написанная в 1969–70 годах. Это номер 31 в каталоге произведений композитора.
Концепция
[ редактировать ]Expo является предпоследней в серии работ конца 1960-х годов, которые Штокхаузен назвал « процессными » композициями. Эти произведения, по сути, отделяют «форму» от «содержания», предоставляя исполнителям ряд знаков трансформации, которые следует применять к материалу, которые могут значительно меняться от одного исполнения к другому. В «Экспо» и трех сопутствующих произведениях ( «Курцвеллен» для шести исполнителей, «Спираль» для солиста и «Полюс» для двоих) этот материал должен черпаться спонтанно во время выступления из коротковолновых радиопередач. [1] Процессы, обозначаемые прежде всего знаками плюс, минус и равенство, составляют композицию и, несмотря на непредсказуемость материалов, эти процессы от одного исполнения к другому можно услышать как «одинаковые». [2]
Каждый знак «плюс», «минус» или «равно» указывает на то, что при повторении события исполнитель должен увеличить, уменьшить или сохранить тот же уровень в одном из четырех музыкальных измерений (или «параметров»): общая продолжительность события, число внутренних подразделений, динамического уровня или регистра/диапазона высоты тона. Исполнитель сам решает, на какое из этих измерений следует повлиять, за исключением того, что вертикально расположенные знаки должны применяться к разным параметрам. [3] Несмотря на эту неопределенность, большое количество знаков плюс (например) приведет к тому, что последовательные события станут длиннее, более четко подразделенными, громче и либо выше, либо шире по диапазону; большое количество знаков минус даст обратный эффект. [2] К знакам, ранее использовавшимся в «Процессионе» , «Курцвеллене» и «Спирали», Штокхаузен добавляет несколько новых.
История
[ редактировать ]
В 1968 году Западногерманский комитет Всемирных выставок пригласил Штокхаузена сотрудничать в создании немецкого павильона на Всемирной выставке 1970 года в Осаке , Япония. Среди других соавторов проекта были архитектор павильона Фриц Борнеманн , Фриц Винкель, директор студии электронной музыки в Техническом университете Берлина , и инженер Макс Менгерингхаузен. Темой павильона были «музыкальные сады», в соответствии с которыми Борнеманн намеревался «посадить» выставочные залы под широкой лужайкой с присоединенным к ней зрительным залом, «вырастающим» над землей. Первоначально Борнеман задумал этот зал в форме амфитеатра с центральным оркестровым подиумом и окружающим его зрительским пространством. Летом 1968 года Штокхаузен встретился с Борнеманом и убедил его изменить эту концепцию на сферическое пространство с аудиторией в центре, окруженной группами громкоговорителей в семи кольцах на разных «широтах» вокруг внутренних стен сферы. [4] [5] Кроме того, Штокхаузен будет участвовать, представляя ежедневные пятичасовые программы своей музыки. [6] Произведения Штокхаузена исполнялись по 5,5 часов каждый день в течение 183 дней перед общей аудиторией, насчитывающей около миллиона слушателей. [7] Expo была написана, как следует из названия, для этих выступлений и написана в Кюртене в декабре 1969 и январе 1970 года, в то время под рабочим названием Trio . [8] С 14 марта по 14 сентября 1970 года «Экспо» много раз играли и исполняли в немецком павильоне на выставке «Экспо-70» в ежедневных выступлениях двадцати разных музыкантов, включая композитора. [9] Английская группа Intermodulation ( Роджер Смолли , Тим Соустер , Питер Бриттон и Робин Томпсон) несколько раз исполняла ее и делала записи для радио. [8]
Структура и техника
[ редактировать ]«Экспо» — более расслабленное и веселое произведение, чем его собратья, и отличается необычной степенью синхронности жестов и канонического подражания. [10] Он состоит из последовательности примерно из 135 событий, сгруппированных в две большие части, разделенные в партитуре волнистыми тактовыми линиями, каждая из которых прерывается один раз вставкой продолжительностью до 2,5 минут. Одна из этих вставок медленная, другая быстрая; оба характеризуются синхронизированным периодическим ритмом. Штокхаузен объяснил, что в подобных произведениях «первым шагом всегда является имитация чего-либо, а следующим шагом является преобразование того, что вы можете имитировать». [11]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Экспо на 3 (интегральная версия в двух версиях) . Майкл Веттер (голос, диктофон и коротковолновое радио), Наташа Никепрелевич (голосовое и коротковолновое радио), FX Randomiz (ноутбукная компьютерная система, голос и коротковолновое радио). Записано 12 октября 2013 года в Sound Studio N, Кёльн. Запись CD, 1 диск: цифровой, 12 см, стерео. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 104. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коль 1981 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Коль 2010 , с. 137.
- ^ Штокхаузен 1973 , стр. 1, 11, 21.
- ^ Курц 1992 , с. 166.
- ^ Фёлльмер 1996 .
- ^ Курц 1992 , с. 178.
- ^ Вернер 1973 , с. 256.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1978 , с. 152.
- ^ Штокхаузен 2009 , с. 260.
- ^ Макони 2005 , с. 324.
- ^ Котт 1973 , стр. 33.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Котт, Джонатан. 1973. Штокхаузен: Беседы с композитором . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-21495-0 .
- Фёльмер, Голо. 1996. «Осака: техника для сферического зала». В музыку..., преобразившись. Электронная студия Берлинского технического университета, 1953–1995 , под редакцией Франка Гертиха, Юлии Герлах и Голо Фёлльмера, 195–211. Хофхайм: Волкен-Верлаг. ISBN 3-923997-68-X .
- Коль, Джером . 1981. «Последовательные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Коль, Джером. 2010. «Дитя эпохи радио». В Cut & Splice: Transmission под редакцией Даниэлы Касчеллы и Люсии Фаринати, 135–139. Лондон: Звук и музыка. ISBN 978-1-907378-03-4 .
- Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография . Перевод Ричарда Тупа . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-14323-7 .
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1973. № 27 Спираль для солиста . (оценка) UE 14957. Вена: Универсальное издание.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Полюс на 2 (1969–70) и Экспо на 3 (1969–70)». В его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 152. DuMont Documents. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Вернер, Карл Генрих . 1973. Штокхаузен: Жизнь и работа в переводе Билла Хопкинса . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520021433
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Фрич, Йоханнес и Ричард Туп . 2008. «Попытка пересечь границу... Йоханнес Фрич в разговоре о практике исполнения произведений Карлхайнца Штокхаузена». MusicTexts № 116 (февраль): 31–40.
- Хоп, Винрич. 1998. Короткие волны Карлхайнца Штокхаузена: концепция и музыкальный поэзис . Кельнские сочинения о новой музыке 6. С записью на компакт-диск. Майнц и Нью-Йорк: Шотт. ISBN 3-7957-1895-3 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. "Вечер ЭКСПО-70". В своих текстах о музыке 3 под редакцией Дитера Шнебеля , 229–231. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .