Jump to content

Очки

Оркестр SWF 12 марта 1964 года, через пять месяцев после премьеры Punkte.

Punkte (Точки) — оркестровое произведение Карлхайнца Штокхаузена , которому в каталоге его произведений присвоен номер ½.

Punkte зародился как пунктуальное оркестровое произведение, которое началось в сентябре в Гамбурге и к 30 сентября достигло стадии первого проекта. Окончательный вариант был завершен 24 октября 1952 года, но работа осталась невыполненной и неопубликованной. [1] [2] Однако название, под которым оно известно сегодня, произведение получило гораздо позже. В письме от 4 ноября 1952 года Альфреду Шле [ де ] (редактору Universal Edition в Вене, который на премьере « Шпиля » Штокхаузена на фестивале в Донауэшингене в октябре предложил опубликовать его произведения) Штокхаузен первоначально назвал свою новую партитуру Zweites Orchesterspiel / Kontrapunkte / für Saiten- und Blasinstrumente , а в письме своему другу Карелу Гойвартсу от 14 января 1953 года он называет оркестровое произведение Nr. 4 Kontrapunkte , добавив: «Выполнить эту работу будет очень сложно». На тот момент камерная композиция, ныне известная как Kontra-Punkte (с дефисом), вместо этого называлась просто Nr 5…, für 10 Instrumente . После жаркой дискуссии в марте с Германом Шерхеном , который, как надеялся Штокхаузен, будет дирижировать произведением на фестивале в Кёльне, он решил отозвать партитуру и заменить камерную работу на десять инструментов, которые теперь были переименованы в «Номер 1» и в конечном итоге получили заголовок Контра-Пункте . Отозванная оркестровая партитура, которая никогда не исполнялась, была переименована в «Пункте» . в какой-то неизвестный момент [3]

Штокхаузен полностью переработал эту партитуру в 1962 году, когда ей был присвоен ретроспективный номер ½ (доля, указывающая на то, что она предшествовала его «работе номер 1»). Работа началась во время четырехнедельного пребывания в Финляндии летом, когда Штокхаузен читал лекции в летнем университете Ювяскюля . Позднее в этом году он должен был выступить в Палермо, но партитура не была завершена вовремя, и мероприятие было отменено. Перенеся премьеру в Донауэшингене на следующий год, Штокхаузен возобновил работу в октябре 1962 года, остановившись в доме своего дармштадтского ученика Джека Бримберга в долине Саранчи на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк. После напряженной переписки с Генрихом Штробелем , директором Донауэшингенского фестиваля, партитура была завершена и отправлена ​​Штробелю 28 февраля 1963 года. [4] В своей новой форме «точки» первоначальной версии почти никогда не проявляются как таковые. Вместо этого они стали центрами групп, толп, роев и вибрирующих масс, стали ядрами микромузыкальных организмов. [5] Премьера этой «обновленной» композиции состоялась 20 октября 1963 года на музыкальном фестивале в Донауэшингене оркестром SWF под управлением Пьера Булеза и в том же году была опубликована в факсимиле Universal Edition. [6]

Еще не удовлетворенный результатом, Штокхаузен внес серьезные изменения в новый Punkte в 1964 году, а затем еще раз в 1966 году. [7] Эти версии также были опубликованы, и Штокхаузен внес дальнейшие изменения в 1969 году, когда Universal Edition начала работу над гравированным изданием. Производство остановилось в 1973 году, но возобновилось в 1974 году, а после того, как Штокхаузен внес еще больше изменений в 1975 году, работы возобновились в следующем году. Гравированная партитура была окончательно закончена (с дальнейшими незначительными исправлениями вплоть до 1993 года) только в 1996 году. [8]

Инструментарий

[ редактировать ]

Версия 1952 года

[ редактировать ]

Первоначальная версия была для небольшого оркестра из 27 человек. [9] или 30 игроков: [7]

  • 1 флейта
  • 2 гобоя
  • 1 Е кларнет
  • 1 Б кларнет
  • 1 бас-кларнет B
  • 1 сопрано (переходящий на альт) саксофон
  • 1 баритон-саксофон
  • 1 бас-саксофон или бас -саррусофон
  • 2 фагота
  • 1 валторна в B
  • 1 корнет в B
  • 1 труба до мажор
  • 1 тромбон
  • 1 [или 3] перкуссиониста, играющих на 12 хроматически настроенных бонгах
  • 1 фортепиано (с более мягким тоном, например, Blüthner )
  • 1 фортепиано (с более жестким тоном, например, Bechstein )
  • 2 арфы (одна с тонкими полосками бумаги, вплетенными в струны)
  • 2 скрипки [или по 2 первой и второй скрипки]
  • 2 альта
  • 2 [или только 1] виолончели
  • 1 контрабас

Версия 1962–93 годов

[ редактировать ]
  • 3 флейты (все + пикколо, третья + альтовая флейта соль мажор)
  • 3 гобоя (об. 1 + гобой д'амур; гобой 3 + английский рожок)
  • E 3 кларнета ( кларнет , кларнет B ♭ и бас-кларнет B )
  • 3 фагота (третий + контрфагот)
  • 3 валторны фа фа
  • 3 трубы до мажор
  • 1 тенор-тромбон
  • 1 бас-тромбон
  • 1 басовая туба
  • 3 перкуссиониста:
  • 2 арфы
  • 2 фортепиано (второе + челеста)
  • 8 первых скрипок
  • 8 вторых скрипок
  • 8 альтов
  • 6 виолончелей
  • 4 контрабаса

Punkte разделен на 144 всеобъемлющих раздела, характеризующихся набором форм и текстур. Каждый изолированный тон версии 1952 года использовался как «ядро», и эти ядра были составлены из множества сложных фигур. Существует шесть основных треугольных форм с ядром в одной вершине: [10]

  1. Тон ядра сохраняется, в то время как другие звуки расширяются над ним в полосу:
  2. Тон ядра сохраняется, в то время как другие звуки расширяются ниже него в полосу:
  3. Начинается полоса звука, и верхние ноты опускаются до тех пор, пока внизу не останется только ядро:
  4. Начинается полоса звука, и нижние ноты поднимаются вверх, пока наверху не останется только ядро:
  5. Первые две формы комбинируются, так что высоты тона расходятся веером в обоих направлениях, образуя полосу как над, так и под ядром.
  6. Третья и четвертая формы объединены, так что полоса тонов сужается к ядру в центре.

Вертикальная ширина каждой полосы высоты тона контролируется последовательным распределением хроматических интервалов, от одного тона через второстепенную секунду , большую секунду , второстепенную треть и так далее до большой септимы . [10]

Каждая из этих шести фигур может быть составлена ​​из любой из шести текстур: [11]

  1. Все ноты непрерывны
  2. Ноты ритмизированы.
  3. Звуковая текстура пронизана паузами, звучащими как азбука Морзе.
  4. Все ноты в текстуре составляют глиссандо.
  5. Все ноты имеют тремоло или трели.
  6. Атаки нот «вертикальизованы» в последовательность аккордов.

Некоторые из этих текстур можно комбинировать. Например, вступительная часть Punkte сочетает в себе обычные тона и трели. [10] Точно так же есть места, где треугольные звуковые формы перекрываются настолько плотно (из-за плотности точек в структуре оригинальной версии 1952 года), что все пространство заполняется звуком, не оставляя пауз. Эта ситуация натолкнула на мысль об отрицательных формах. Обычное представление состоит в том, что звуки воспринимаются как проецируемые на фоне тишины. В этих негативных структурах ситуация обратная. Устойчивые кластеры звучат сравнительно долго, из которых часть звуков стирается. Таким образом, «дырки» — это музыка. [12]

И длительность, и высота звука распределяются с помощью перестановок , которые помогают при повторении, не повторяя одно и то же. Разнообразие в единстве — это принцип перестановки, заключающийся в разделении более крупных элементов на более мелкие компоненты. [12]

Дискография

[ редактировать ]
Версия 1962 года
  • Дни музыки Донауэшингера 1950–1990 . Включает мировую премьеру версии «Points» 1962 года в исполнении Симфонического оркестра SWF под управлением Пьера Булеза , дир. Компакт-диск Col Legno AU-031800 (4 компакт-диска). Staufen im Breisgau: Aurophon, 1990. Также выпущено к 75-летию Donaueschinger Musiktage 1921–1996 . Col Legno WWE 12CD 31889 (12 компакт-дисков). [Np]: Col Legno Musikproduktion GmbH, 1996.
Версия 1966 года
версия 1993 года
  • Штокхаузен, Карлхайнц. Группы для трёх оркестров ; Очки . Симфонический оркестр WDR , Артуро Тамайо , Петер Этвос , Жак Мерсье, дир. (в группах ); Петер Этвос, дир. (в баллах ). BMC CD 117. Punkt переиздан отдельно с устным вступлением композитора на немецком и английском языках на компакт-диске Stockhausen Complete Edition 81. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2005.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Аттинелло, Пол. 1999. «Карлхайнц Штокхаузен. Баллы для оркестра (1952/62), Работа № 1/2: Исправления до 1993 года. 1-е издание печатной версии 1995 года. [Вена]: Universal Edition, [1996], c1966». Примечания , Вторая серия, 55, № 4 (июнь): 1014–1016.
  • Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайнца Штокхаузена . Дополнения к Архиву музыковедения 32, серия под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта совместно с Райнхольдом Бринкманном , Людвигом Финшером , Куртом фон Фишером , Вольфгангом Остхоффом и Альбрехтом Ритмюллером . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN   3-515-05696-3 .
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Курц, Майкл. 1992. Штокхаузен: Биография в переводе Ричарда Тупа . Лондон и Бостон: Фабер и Фабер. ISBN   0-571-14323-7 (ткань); ISBN   0-571-17146-X (пбк).
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1971. " Очки для оркестра". В его «Текстах о музыке» 3: 1963–1970 под редакцией Дитера Шнебеля , 12–13. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционные основы новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN   978-3-00-027313-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05d1179a99eef35ee35b99d1fbd82f63__1653093180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/63/05d1179a99eef35ee35b99d1fbd82f63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Punkte - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)