Саррусофон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2009 г. ) |
![]() Саррусофоны слева направо : бас, баритон, тенор, альт, сопрано. Метрополитен-музей, Нью-Йорк | |
Деревянный духовой инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 422.112 ( Двойной геркон с ключами) |
Изобретатель(и) |
|
Развитый | Середина 19 века |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Строители | |
| |
Больше статей или информации | |
Саррусофоны: |
Саррусофоны представляют собой семейство металлических с двойной тростью и коническим отверстием, духовых инструментов запатентованных и впервые изготовленных французским производителем инструментов Пьером-Луи Готро в 1856 году. Готро назвал саррусофон в честь французского капельмейстера Пьера-Огюста Сарруса (1813–1876), которому он приписал создание Концепция инструмента, хотя неясно, получил ли Саррус финансовую выгоду. Инструменты предназначались для военных оркестров и служили заменой гобоев и фаготов , которым в то время не хватало несущей способности, необходимой для маршевой музыки на открытом воздухе . Первоначально мундштуки с одной тростью были разработаны как инструменты с двумя тростями, но позже были разработаны для использования с более крупными басовыми и контрабасовыми саррусофонами .
Размеры и диапазоны
[ редактировать ]
Саррусофон выпускался следующих размеров и имел следующие теоретические диапазоны:
- Ми-бемоль сопранино B ♭-G (звучание D ♭ 4 - B ♭ 6 )
- Си-бемоль сопрано B ♭-G (звучание A ♭ 3 -F 6 )
- Ми-бемоль альт GG (звучание B ♭ 2 - B ♭ 5 )
- Си-бемоль Тенор B♭-G (звучание A♭ 2 - F5 )
- Ми-бемоль Баритон AG (Звучание C 2 -B ♭ 4 )
- Си- бемоль бас B♭-G (звучание A♭ 1 - F4 )
- EE-бемоль Контрабас B♭-G (Звучание D♭ 1 -B♭ 3 )
- CC Контрабас B♭-G (звучание B♭ 0 - G3 )
- BB-бемоль Контрабас B♭-G (Звучание A♭ 0 -F 3 )
Все саррусофоны представляют собой транспонирующие инструменты, записанные в скрипичном ключе , за исключением контрабаса CC, который записан в басовом ключе и звучит на октаву ниже, как контрабас . [ 1 ] Саррусофон имеет письменный диапазон, очень похожий на саксофон ; самая нижняя нота - это та же самая нота, написанная B ♭ 3 ниже средней C 4 (у некоторых есть дополнительные клавиши для перехода к низкой A или G), а работа клавиш обычно позволяет практически расширить диапазон до высокой G 6 . [ 1 ]
До начала XXI века контрабас BB♭ отличался тем, что был самым низким язычковым инструментом, когда-либо производившимся, поскольку он способен воспроизводить низкую ноту A♭ 0 , на один полутон ниже A 0 , самую низкую ноту звучания. и фортепиано, и контрфагот с низкой клавишей ля. B ♭ И субконтрабас-саксофон , впервые построенный в 2010 году, и Eppelsheim B ♭ тубакс , аналогичный гибридный саксофон, представленный десятью годами ранее, также имеют A ♭ 0 самую низкую высоту звука . Леблан также изготовил прототипы субконтрабасовых кларнетов E ♭ в 1930-х годах, которые могли пойти еще ниже - октоконтральто до E ♭ 0 B ♭ и октоконтрабас до C 0 - но ни одна модель не пошла в производство, а прототипы находятся в Музее инструментов Леблана. вентиляция во Франции. [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]
Все члены семейства саррусофонов сделаны из металла, с коническим отверстием , а более крупные представители семейства напоминают офиклеид по форме . Как и гобой и фагот, саррусофон всех размеров изначально предназначался для игры двойной тростью. Позже были разработаны мундштуки с одной тростью, напоминающие мундштуки для саксофонов альт или сопрано. Неясно, были ли они доступны для всех размеров семейства саррусофонов, наиболее распространенными примерами являются контрабас E ♭. Приблизительные размеры язычка (мм) для некоторых саррусофонов, выраженные как (ширина наконечника, расстояние от наконечника до первого провода, общая длина), следующие: [ 3 ]
- Сопрано (9, 20, 50)
- Высокий (13, 25, 55)
- Тенор (15, 27, 60)
- Баритон (17, 32, 70)
- Бас (19, 40, 80)
- Контрабас в Eb или C (22, 44, 85)
Аппликатура саррусофона почти идентична аппликатуре саксофона. Это сходство заставило Адольфа Сакса подать и проиграть как минимум один иск против Готро, заявив о нарушении его патента на саксофон. Сакс проиграл на том основании, что тон, производимый этими двумя семействами инструментов, заметно различается, несмотря на их механическое сходство. Однако, поскольку саррусофон так и не получил широкого распространения, производители не были склонны развивать его механизм в такой же степени, как механизм саксофона.
Особенности механизма саррусофона обычно включают:
- Неавтоматические октавные клавиши (необходимы для воспроизведения «стандартной» верхней четверти своего диапазона). От сопранино до баса, 2 октавные клавиши. У контрабасов (и, возможно, у некоторых басов) их 3, третья клавиша используется для нот D и E ♭ непосредственно над разрывом октавы, только
- Никаких шарнирных клавиш G ♯ , bis B ♭, F ♯ или 1/1 и 1/2 B ♭, как на саксофоне. Верхний и нижний стеки клавиш не связаны. Однако удивительно, что трель от B до C, как на саксофоне, более или менее стала стандартом.
- Клавиша низкой B ♭ активируется большим пальцем левой руки, а не левым мизинцем, как на саксофоне.
- Клавиша для быстрого переключения через разрыв компакт-диска. Эту клавишу также можно использовать для игры высокого D. Это можно считать эквивалентом ладонной клавиши с высоким ребром D на саксофоне, хотя на саррусофоне расположение сенсорной панели различалось.
- Нет ладонных клавиш для игры на верхнем диапазоне. Используя неавтоматические клавиши регистра, можно легко получить доступ к 3-м гармоникам, что делает ненужными ладонные клавиши. Относительно узкое отверстие саррусофона также помогает в передаче 3-й гармоники.
На более ранних инструментах использование роликов на нижних естественных клавишах E ♭ и C, по-видимому, было более распространенным, чем на естественных клавишах G ♯ , низких C ♯ и B. Кроме того, на некоторых (всех?) инструментах, выпущенных Баффетом в начале 20-го века, клавиша G ♯ является «полуартикулированной», так что нота G, естественная для трели G ♯, может быть воспроизведена с помощью дополнительного сенсорного устройства для правой руки. Саксофоны того времени также имеют этот механизм. Кроме того, нет никакой связи между G ♯ и низким C ♯ или низким естественным B, что также идентично конструкции саксофонов в то время.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Классический оркестр
[ редактировать ]
Саррусофон редко используется в оркестровой музыке. Однако на рубеже 20-го века контрабасовые саррусофоны в EE♭ и CC пользовались популярностью, причем последний стал заменой контрафагота ( французская модель, созданная по образцу немецкой модели Heckel, которая была представлена позже, примерно в 1906 году, Buffet et al. др.), так что это требуется, например, в Жюля Массне » «Эсклармонде (1889), «Видениях» (1891) и «Парнасской сюите» (1912); Мориса Равеля ( Увертюра к «Шехерезаде» 1898), «Испанская рапсодия» (1907) и «Испанская время» (1907–09); Игнация Яна Падеревского Симфония си минор «Полония» (1903–08; требуются 3 саррусофона); » Фредерика Делиуса ( «Реквием 1913–16) и «Песни заката» (1906–07); » Клода Дебюсси ( «Игры 1913), Лили Буланже «Псалом 129» (1916) и «Псалом 130» (1917) и Арриго Бойто » «Нерон (1924). Игорь Стравинский партию контрабаса-саррусофона включил в «Трени» . Композитор Поль Дюка с большим успехом использовал контрабас-саррусофон в 1897 году в своей Ученик чародея .
Эти партии сейчас обычно исполняются на контрафаготе, хотя существуют записи начала 20-го века, по крайней мере, некоторых из этих произведений, на которых можно услышать саррусофоны. В общем, термин «саррусофон» обычно относится к контрабасу EE♭, который, похоже, производился в большем количестве, чем любой другой размер. Хотя контрабас-саррусофон CC с его диапазоном до B ♭ 0 , идентичным контрафаготу, возможно, был задуман для этих и других оркестровых произведений, когда-либо было создано лишь относительно небольшое количество инструментов, которые, скорее всего, стали собственностью оркестров или оперных трупп. В контрабасе EE♭ с D♭ 1 в качестве самой низкой ноты отсутствуют три самые низкие ноты контрафагота.
Контрабас EE♭ также использовался в качестве альтернативы контрабас-саксофону EE♭, который из-за своего большого размера непрактичен во многих музыкальных ситуациях, особенно в марширующих оркестрах .
Английский композитор Кайхосру Шапурджи Сорабджи использовал контрабас-саррусофон в различных своих оркестровых произведениях. [ 4 ]
Концертная группа
[ редактировать ]В литературе о концертных группах Перси Грейнджер использовал контрабас EE♭ в оригинальной партитуре своей пьесы « Детский марш: За холмами и вдали ». В партитурах итальянских оркестров начала 20-го века распространены партии тенора B ♭ , баритона E ♭ и бас-саррусофонов B ♭, а также контрабаса. Похоже, что высшие члены семейства саррусофонов не были так популярны, как низшие члены, причем сопранино в E ♭ вместе с его дальним родственником, высоким гобоем E ♭ , встречалось особенно редко. По большей части саррусофон использовался преимущественно во Франции, Италии и Испании. Во время или после Первой мировой войны военнослужащие США заметили использование контрабас-саррусофона во французских военных оркестрах и после этого поручили американской фирме CG Conn производство контрабаса EE♭ для использования в военных оркестрах США, начиная примерно с 1921 года, согласно инструкции Конна. реклама того времени. Инструмент также предлагался для продажи широкой публике, но производство, похоже, прекратилось в 1930-х годах. Известно, что Конны существовали еще в 1936 году. Начиная с 1921 года, Группа Джона Филипа Соузы использовала саррусофон Конна в течение неизвестного периода времени. В 1908 году, когда сэр Томас Бичем захотел исполнить произведение « Аполлон и моряк британского композитора Джозефа Холбрука » (который включил партии для саррусофонов нескольких размеров), партии саррусофона пришлось исполнять исполнителям, привезенным из Франции. [ нужна ссылка ] Падеревский включил три контрабасовых саррусофона E ♭ в свою Симфонию си минор («Полония»).
Фрэнк Заппа использовал контрабасовый саррусофон E ♭ в своих партитурах к песням «Think It Over», «Big Swifty», «Ulterior Motive», «The Adventures of Greggery Peccary», «For Calvin», «Waka/Jawaka» и многих других. . Эти произведения можно найти на его альбомах « Waka/Jawaka », « The Grand Wazoo » и «Zappa/Wazoo». На саррусофоне играл Эрл Дамлер. В 2013 году Франклин Стовер написал Concerto Breve для контрабасового саррусофона E ♭ и духовых инструментов. [ нужна ссылка ]
Джаз
[ редактировать ]Очень необычным примером использования саррусофона в джазе является запись Кларенса Уильямса Блу 5 1924 года «Мэнди, придумай свой разум», где на саррусофоне играет джазовый саксофон-сопрано и виртуоз кларнета Сидни Беше . Можно предположить, что саррусофон, на котором играли, скорее всего, был контрабасом с мундштуком с одной тростью, поскольку Беше не был обученным игроком на двух тростях. Позже Беше отрицал, что когда-либо играл на саррусофоне. Согласно биографии Чилтона, Сидни «скривился», когда его спросили о соло в «Мэнди», хотя и не отрицал, что играл его.
Сопрано-саррусофон можно увидеть и услышать в песне «Humpty-Dumpty Heart», которую играет группа Кей Кайсер в фильме 1941 года «Товарищи по играм» .
В 1970-х и 1980-х годах американский джазовый музыкант Джеральд Осита (основавшийся в Чикаго и районе залива Сан-Франциско и связанный с Роско Митчеллом ) играл авангардный джаз на контрабасе EE ♭ производства Conn. Совсем недавно (1990–2006) появились записи с использованием саррусофона были выпущены саксофонистами Скоттом Робинсоном , Ленни Пикеттом , Джеймсом Картером и Полом Уинтером .
Рок-н-ролл
[ редактировать ]В рок-музыке They Might Be Giants использовали саррусофон в своей песне «Older» из альбома Long Tall Weekend . [ 5 ]
Текущий статус
[ редактировать ]Сегодня саррусофон используется в нескольких симфонических духовых ансамблях, а иногда и как новый инструмент. Похоже, интерес к этому инструменту возрождается, и есть музыканты-любители (в основном контрабасисты EE♭). Брюс Бротон широко использовал контрабас-саррусофон в своей музыке к фильму « Надгробие» . [ 6 ]
Тон саррусофона менее чистый, но гораздо более пронзительный, чем у саксофона. В юмористических терминах можно сказать, что саррусофон звучит скорее «индустриально» или, возможно, «неутонченно». Исторически сложилось так, что наиболее известными и, возможно, единственными производителями были компании Orsi Instrument Company , Rampone (позже Rampone & Cazzani ), Buffet (находившиеся в собственности Evette & Schaeffer), Conn (только контрабас E ), Gautrot и Couesnon (преемник Gautrot). то, что производится в больших количествах.
Несколько резкий тон саррусофона и необходимость в двойной трости, возможно, способствовали тому, что он не стал стандартным членом духового оркестра. Кроме того, хотя изначально они предназначались для замены гобоя и фагота, практический диапазон соответствующих саррусофонов, сопрано и баса, по словам знаменитого дирижера оркестра Эдвина Франко Голдмана и органолога Энтони Бейнса , не подходил для правильной игры на гобое и фаготе. партии, особенно в оркестровых транскрипциях для духового оркестра.
Потребность в деревянных духовых инструментах с контрабасом существует, по крайней мере, с 19 века. В течение 19-го и 20-го веков Сакс, Бюффе, Бессон и другие предпринимали спорадические попытки создать успешный контрабас-кларнет в E ♭ или B ♭. В начале 1930-х годов по предложению Американской ассоциации капельмейстеров французская фирма Selmer добилась успеха, представив свою модель контрабаса E ♭ (популярные модели контрабаса E ♭ и B ♭ французской фирмы LeBlanc не были запущены в производство до конца 1930 -х годов). 1940-е годы, хотя изобретены раньше). Можно предположить, что компактность и музыкальные качества этих инструментов, возможно, способствовали отказу от использования саррусофона, поскольку сейчас они очень распространены в музыкальных кругах, начиная от младших классов средней школы и заканчивая профессиональными.
Ротфон
[ редактировать ]
Ротфон , также известный как ротофон или саксаррусофон, представляет собой гибрид саррусофона , который имеет форму саксофона. Он был представлен в Италии около 1900 года и предназначался для замены гобоев и фаготов в военных оркестрах, но не нашел большого признания и остался неизвестным за пределами Италии. Они были размером от сопрано до баса, с более узкими и менее заостренными коническими отверстиями, чем саксофоны или саррусофоны.
Согласно рекламе того времени, известный американский производитель саксофонов Бюшер импортировал несколько этих инструментов в Соединенные Штаты в конце 1920-х или начале 1930-х годов, возможно, в ответ на производство К.Г. Конном контрабасового саррусофона. Судя по рекламе этого инструмента и фотографиям, появившимся в книгах, самая низкая нота на Rothphone - это естественная нижняя си, а не низкая си ♭, как в саксофоне и саррусофоне. В 1930-х годах у группы Иллинойского университета под руководством Остина Хардинга была полная секция саррусофонов от сопрано до контрабаса E ♭, которая включала, по крайней мере, тенор-ротфон. Однако, похоже, это было изолированное использование инструмента. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Блейкли, диджей (2001). «Саррусофон». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.24597 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Ньютон, Брет (6 ноября 2018 г.). Подлинная история кларнетов Octo-Contra? (видео) . Проверено 11 октября 2022 г. - через YouTube.
- ^ Бейнс, Энтони (1991). «Саррусофоны и т. д.». . Деревянные духовые инструменты и их история (3-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. п. 166. ИСБН 978-0-48626-885-9 . ОСЛК 24010861 . ОЛ 1544645М . Викиданные Q115155619 .
- ^ Марк-Андре Роберж. «Ресурсный сайт Сорабджи: Оркестровые силы» . Mus.ulaval.ca . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Они могут быть гигантами - старше (официальное аудио)» . Ютуб. 22 мая 2013 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Брюс Бротон, OMPS "Tombstone", аннотации, Intrada (1993).
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с саррусофонами, на Викискладе?
- Шаретт, Марк. Аппликатура саррусофона . Woodwind.org
- Грин, Грант Д. Саррусофоны . Сборник контрабасов (в архиве)
- Ньютон, Брет. Саррусофоны . Бандестрация (в архиве)